Игры со шнуровкой
материал
Шнуровка-одна из самых популярных развивающих игрушек. И не зря! Это не просто увлекательная игра, способная надолго увлечь ребенка, но и "тренажер" для маленьких ручек, который помогает развивать моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_so_shnurkom.docx | 504.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Шнуровка - один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры - наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка. В психологии хорошо известно исследование М.В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.
Назначение игр-шнуровок:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Задачи:
- Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.
- Формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
О пользе шнуровок
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее
л
моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас у детей обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Т.е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это - интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит детям первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Разнообразие шнуровок:
Развивающие деревянные игрушки.
Серия «Умные шнурочки»
Возможность использования шнуровок:
- На коррекционных занятиях.
- На динамических паузах.
- Во внеурочное время.
На своих занятиях в средних и старших классах я, выделяю время для изготовления шнуровок детьми. Дети работают с сюжетными картинками, цветным картоном, ножницами, дыроколом. На этом этапе занятия решаются задачи: развитие мелкой моторики, развитие положительных эмоций, развитие художественного вкуса.
Младшие школьники используют их на занятиях, во внеурочное время.
Также изготовлением шнуровок занимаются ребята старших классов на уроках столярного дела.
Если на моих занятиях мы выполняем элементарные действия с ножницами и картоном, то на уроках в столярной мастерской дети трудятся на станках, работают с древесиной.
Свои работы они дарят малышам, которые, в свою очередь могут их раскрасить и играть с ними.
Игры и упражнения со шнурками для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость.
Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого. Шнурки можно использовать многократно, после игры шнурки надо постирать в мыльной воде и прополоскать.
Цель: доставить детям радость и удовольствие от игры со шнурками.
Задачи:
- учить игровым действиям;
- совершенствовать мелкую моторику пальцев;
- развивать усидчивость, терпение.
Упражнение «Кружок»
Цель - закреплять знания о геометрической фигуре - круг, упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Шнурок крутиться, играет,
В кружок нитку завивает.
Получилась красота - Вся веревка завита.
Упражнение «Улитка»
Цель - упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Улитка медленно ползет, Качаясь на листке, Улитка целый день несет Свой домик на себе.
Упражнение «Облака»
Цель - упражнять в умении наматывать шнурок на палец и снимать «моток» с пальца - (методическое указание - следить, чтобы ребёнок сильно не затягивал шнурок на пальце)
Облака, облака - Кучерявые бока.
Облака кудрявые Целые, дырявые.
Легкие воздушные.
Ветерку послушные.
(С. Михалков)
Игра «Повтори узор»
Цель - развитие фантазии.
Играющих двое: взрослый и ребенок или два ребенка. Один игрок придумывает узор, второй - повторяет.
Упражнение «Бусы»
Цель - учить регулировать силу натяжения узла
Из шнурка тихонечко бусы завяжу
Подарю подружке их ( или - Подарю их куколке).
И ласково скажу:
«Я тебя люблю!»
Упражнение «Бабочка»
Цель - формировать навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант) Из шнурков сложилось чудо —
Завязались бантики,
Потихоньку подходите.
Полюбуйтесь-поглядите!
Вот так чудо-чудеса:
Это бабочка краса!
Игра" Кто больше?"
Цель - развивать ловкость пальцев рук.
Детям даются шнурки одинакового размера. По сигналу играющие (2-3- ребенка) начинают завязывать узелочки на своих шнурках. Кто больше завяжет - тот и победитель.
Игра "Кто быстрее?"
Цель - развивать ловкость пальцев рук.
Играющим (2-3- ребенка) даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков. Их задача - быстро их развязать.
Игра «Разные дорожки»
Цель - учить детей самостоятельно выкладывать изображение из шнурка в соответствии с заданием (мишка пойдет по широкой дорожке, мышка побежит по узкой, а заяц - по извилистой)
Игра «Три цвета есть у светофора»
Цель - дать представление о понятии «светофор» и его назначении, закрепить знания цветов зеленого, желтого и красного сигналов светофора
Игра « Котик ниточки мотает и в клубочек собирает»
Цель - воспитывать доброжелательность, любовь к животным, вызывать положительные эмоции, закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый)
Игра «Колеса для машин»
Цель - формировать у детей представления о транспорте , воспитывать стремление к познанию окружающего мира.
Методические рекомендации:
- игры можно применять в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах;
-играть можно индивидуально или с подгруппой детей ;
- для двух последних игр можно использовать распечатанные шаблоны, для раскрашивания детьми.
(находим картинки в интернете.обрабатываем в программе Paint и распечатываем)
Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой у привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые* игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой.
Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить* пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны Эго уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научится координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку аде одни или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.
Развивающая игрушка - шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крест»! сверху и т.д.
С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе пледы на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам.
Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно ’собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3-4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая нагляднодейственное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришнуроватъ детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет*
Л
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры со шнуровкой
Назначение, задачи и польза игр со шнуровкой. Презентация этого материала....
Консультация для родителей "Игры со шнуровкой, как средство развитиямелкой моторики"
консультация для родителей...
Игры со шнуровкой
Значение игр со шнуровкой для развития детей раннего возраста....
Игры со шнуровкой в первой младшей группе
Развивающие игры. Игры со шнуровкойШнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют...
Дидактическая игра «Веселая шнуровка»
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мел...
Игры со шнуровками
Игры со шнуровкой - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности....