Программа работа с одарёнными детьми 6-7 лет "Маленький математик"
материал (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx | 146.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одарёнными детьми 6 -7 лет
«Маленький математик»
Пояснительная записка.
Выявление одаренных детей.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.
В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
высоко развитая любознательность, пытливость; способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя; высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов); раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных способностей; оригинальность суждений, высокая обучаемость; стремление к самостоятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
- выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
Формы работы с одарёнными детьми:
- конкурсы; интеллектуальные игры;
- участие в олимпиадах; презентации;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность;
- исследования динамики развития.
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
- Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
- Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
- Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
- Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Формы работы:
- Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
- Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
- Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к математике
В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить следующие:
• определение склонности ребенка;
• организация индивидуальной работы с ребенком по усвоению знаний и развитию логического мышления;
• использование средств занимательной математики;
• организация дополнительного образования.
Для определения склонности ребенка предлагается использовать методику, представленную в пособии А.И.Савенкова «Детская одаренность: развитие средствами искусства» (Педагогическое общество России, 1999). Данная методика применяется в целях получения первичной информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное сочетание двух диагностических приемов «карты интересов» и метода независимых экспертов. Полученная информация о детях поможет организовать работу по развитию у них интересов и способностей к математике.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.
В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:
занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности; задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
Содержание учебного материала, для усложненных заданий на занятиях.
Понятия: «множество», «элемент», «часть множества», «отношение между множествами», «частями во множествах»;
• операции над множествами: объединение, перечисление, нахождение разности множеств;
• количественный и порядковый счет в пределах 20; изучение чисел до 100;
• счет парами, тройками, десятками;
• использование при сравнении элементов знаковой системы;•Величина:
• измерение величины линейных протяженностей и объема жидких и сыпучих тел;
• знакомство с эталонами длины (сантиметр, метр), веса (грамм, килограмм), объема (литр).
Геометрические формы, фигуры:
• знакомство с элементами геометрии (точка, линия и ее разновидности, углы и их разновидности, образование фигуры).
Ориентировка в пространстве:
• составление планов, схем, карт;
• ориентировка в трехмерном пространстве.
Ориентировка во времени:
• определение времени по часам;
• знакомство с приборами измерения времени (часы, секундомер) и календарём.
Индивидуальный план работы с одаренными детьми.
Процесс воспитания и обучения осуществляется по программе «Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в дошкольном учреждении. Программа и краткие методические рекомендации».
В содержание образования включаются игры, способствующие овладению ребенком действиями замещения, наглядного моделирования, формирования определенных структур логического мышления.
Цель: развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии, формирования математических представлений.
Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей, развитие любознательности, коммуникабельности.
План – программа работы с одаренными детьми строится на следующих принципах:
- научности;
- деятельного подхода;
- системности;
- самоценности детства.
- форма реализации: индивидуальные игры.
Тематический план.
Развитие наглядно-образного мышления: игры «Узнай по описанию», «Отгадай, что за предмет?», «Картинки-загадки», «Придумай загадку», «Отгадай предмет по его частям», «Черный ящик», составление рассказов по сюжетным картинкам, «На что похоже?», «Давай сравним», «Найди предмет не похожий на другие», «Найди два одинаковых предмета», «Что изменилось?», «Найди по схеме», «Волшебные очки» (называние предмета по предложенным свойствам), «Составь фигуру», «Светофор», «Путешествие животных».
Развитие наглядно-действенного мышления: игры «Пройди лабиринт», «Сложи фигуру», «Измени фигуру», «Подбери ключи к замку», «Что для чего нужно», «Муха», «Легче-тяжелее», «Закрытые фигуры», «Собери картинку», складывание пазлов, «Колумбово яйцо», «Квадрат Войскобовича», «Прозрачные цифры», «Домино», мозаики, конструкторы.
Развитие логического мышления: игры «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Кто кем будет», «После, потом, сейчас», «Что за сказка?», «Цепочка событий», «Парные картинки», «Найди такой же», «Найди закономерность», «Игра с обручами», «Хорошо или плохо?», «Продолжи ряд», «Дорисуй недостающую картинку», «Назови одним словом», «Найди семью», «Я знаю 5 вещей», «Четвертый лишний», «Что общего?», «Распредели на группы по признакам», «Тематическое лото», «Решаем логические задачи», упражнение "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов", упражнение "Формирование умения отделять форму понятия от его содержания", упражнение "Формирование умения устанавливать связи между понятиями", упражнение "Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач.
Развитие эвристического мышления: игра «Попугай задает вопросы», «Разговор с инопланетянами», «Эксперименты», «Верно ли утверждение?», упражнения «5 правдоподобных и неправдоподобных причин», «Найди выход из ситуации» (предлагать различные проблемные ситуации, «Предложи свой вариант», игра «Представь себе…», «Хорошо или плохо», «Что было бы, если…»
Развитие памяти: игры «Пирамида», «Следопыт», «Запомни, что увидел», «Рисуем узор по памяти», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «10 предметов», упражнение "Осознание словесного материала" (используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой, упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала.
Развитие внимания: игры «Найди отличия», «Цифровые таблицы», «Послушай и сосчитай», «Найди одинаковые предметы», «Покажи ответ», «Два числа», упражнения «Перепиши без ошибок», «Выполни по образцу», «Реши в уме и запиши ответ».
Развитие ориентации во времени: игры «Что за чем идет», «Когда это бывает», «Живая неделя», «Неделька, стройся», «Каждый гномик найди свой домик», «Когда деревья так одеты», «Птичий год», «Стихи-подсказки», «Разноцветный венок», «Что за время суток?», «День и ночь-сутки прочь», «Подбери картинку», «12 месяцев».
Развитие ориентации в пространстве: игры «Солнышко», «Прятки», «Дорога в детский сад», «Всадник», «Кто правильно назовет», «Близко-далеко», «Разведчик», «Магазин», «Волшебный сундучок», «Регулировщик», «Зеркало наоборот».
Развитие ориентации на листе бумаги: «Бабочка», «Найди место», «Помоги Незнайке разложить вещи», «Где Маша?», «Дорисуй картинку», «Перенеси узор», графические диктанты.
Список литературы
Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение», 2009
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 2010
Приложение
Определение склонностей ребенка.
Подготовительная работа.
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.
Инструкция для проведения.
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.
Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Легко общается с детьми и взрослыми.
В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
Инициативен в общении со сверстниками.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Легко входит в роль какого-либо персонажа.
Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов
______________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
_____________________________ ____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата
Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
интеллектуальная;
академических достижений;
творческого, продуктивного мышления;
общения и лидерства;
художественная;
двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.
Примерные варианты задач на развитие
логического мышления
Задача1.
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?
Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.
Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба. Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.
Задача2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова?
Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.
«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый. Решение.
У Рыжова черные волосы.
Задача3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Задача4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Задача5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Задача7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
Задача9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?
Задача10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
Задача11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?
Типы заданий логико-конструктивного характера.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.
Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой).
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
Использование средств занимательной математики в работе с детьми.
Занимательные вопросы.
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
Задачи-шутки.
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)
На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)
На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).
Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».
Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель.
Конкурс 1 «Загадки».
Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).
Четыре ноги, а ходить не может (Стол).
В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).
В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).
Конкурс 2. «Составь фигуры».
Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.
Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника. Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 треугольника.
Конкурс 3. «Реши задачу».
На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3).
В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).
Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).
Подводятся итоги конкурса.
Процедурные логические задачи.
Задача 1.Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов.
Возможные ответы:
если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;
если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.
Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?
Решение:
если дала росток одна горошина, то не дали 5;
если дали росток две горошины, то не дали 4;
если дали росток три горошины, то не дали 3;
если дали росток четыре горошины, то не дали 2;
если дали росток пять горошин, то не дала 1;
иначе все горошины взошли.
Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение:
если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;
если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;
если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;
если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Ловкие пальчики» для работы с одарёнными детьми по развитию мелкой моторики
Программа дополнительного образования для работы с одарёнными детьми «Ловкие пальчики» на 2016-2017 учебный год ...
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ КАК ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАНОМЕРНОСТИ И СИСТЕМНОСТИ ПРОЦЕССА ИХ ТВОРЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В статье автор раскрывает значение программы работы с одарёнными детьми в дошкольном учреждении при организации образовательного процесса....
Программа работы с одарёнными детьми
Программа предоставлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Программ работы с одарёнными детьми «5 -6 лет «Семицветик»
Программа работы с одарёнными детьми «5 -6 лет «Семицветик»...
«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста
laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...
«Одарённый ребёнок» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста
laquo;Одарённый ребёнок»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...