ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ КАК ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАНОМЕРНОСТИ И СИСТЕМНОСТИ ПРОЦЕССА ИХ ТВОРЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progamma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ КАК ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАНОМЕРНОСТИ И СИСТЕМНОСТИ ПРОЦЕССА ИХ ТВОРЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Дьяченко Г.С.,
воспитатель
ГБДОУ детский сад №143 Невского района
г. Санкт-Петербург
Одной из главных задач дошкольного образования на современном этапе является создание условий для развития личности, способной легко адаптироваться в окружающем мире, поэтому основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей. Российское образование соответствует единым государственным стандартам, вследствие чего знания даются, рассчитанные на среднего ребёнка. Но уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен.
В связи с этим появляется проблема реализации новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании дошкольного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.
Решение этого вопроса, по нашему мнению, может осуществляться через программу работы с одарёнными детьми.
Цель такой программы состоит в создании условий для выявления и оптимального развития творческих, интеллектуальных способностей обучающихся.
Реализации данной цели подчинены следующие задачи:
-создать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;
-создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одарённых детей;
-стимулировать творческую деятельность одарённых детей;
-осуществлять издательскую деятельность по проблеме, поставленной в программе.
Исходя из этого, концептуальными направлениями программы являются:
-развитие у одарённых детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
-формирование гуманитарного стиля мышления;
-формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
-утверждение здорового образа жизни дошкольника;
-развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
При определении стратегии предлагаемой программы за основу взято следующее содержание понятия «одарённость».
Во-первых, психофизиологические особенности, что подразумевает наличие природных особенностей к активному и целостному мировосприятию, природообусловленную потребность к умственному труду, стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности, интуитивность.
Во-вторых, интеллектуальные способности, что обозначает познавательный интерес, информационную эрудицию, высокий уровень интеллектуального развития, нестандартность мышления, способность к абстрагированию, диалектическое мировоззрение.
В-третьих, творческий (креативный) потенциал, что представляет оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов, инициативность, целенаправленность в выборе видов деятельности, неординарность подходов, интенсивность умственного труда.
И в-четвёртых, мировоззренческие ценности. А именно:
-высокий уровень сознательности и культуры;
-инициативно-активная ответственность, активность;
-высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля.
Немаловажным в реализации программы с одарёнными детьми является её организационное и функциональное обеспечение, осуществляемое через
-права и функции заведующего;
-функции заместителя заведующего по методической работе;
-функции методического совета;
-функциональные обязанности воспитателей, работающих с одарёнными детьми;
-функции педагога-психолога.
Любая деятельность требует мониторинг её реализации. В нашем случае предлагаются такие формы его проведения:
-наблюдение;
-общение с родителями;
-работа педагога-психолога (анкетирование, тестирование, беседа);
- конференции достижений дошкольников;
- недели, декады;
-творческие отчёты воспитателей из опыта работы с одарёнными детьми;
-творческие отчёты кружков, студий и спортивных секций;
-тематические конкурсы и выставки;
-НОУ;
-рейтинг «Наше участие».
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы можно определить:
-банк данных по одарённости детей в разных областях;
-количество одарённых детей дошкольного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня;
-количество конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий разного уровня, проведённых для выявления одарённых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Хочется отметить важность наличия определённой нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность со способными детьми (положения о работе с одарёнными детьми, о предметном кружке, НОУ, научно-практической конференции, о портфолио, предметном портфеле и т.д.).
Опыт работы показывает, что программа работы с одарёнными детьми не только обеспечивает планомерность и системность процесса их творческого и интеллектуального развития, но и выявляет ряд недостатков, противоречий, без устранения которых могут возникнуть некоторые риски потери эффективности данной деятельности. Очевидным становится внедрение в практику новых подходов, новых стратегий с опорой на современные педагогические изыскания. Требуется внесение изменений в содержание, методы и средства, формы обучения, выход на проектирование образовательной среды учреждения как средства становления и развития одарённости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми
Программа предоставлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Программа работа с одарёнными детьми 6-7 лет "Маленький математик"
Программа работа с одарёнными детьми 6-7 лет "Маленький математик"...
Программ работы с одарёнными детьми «5 -6 лет «Семицветик»
Программа работы с одарёнными детьми «5 -6 лет «Семицветик»...
«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста
laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...
«Одарённый ребёнок» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста
laquo;Одарённый ребёнок»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...