Проект "История кукольного народа"
проект (старшая группа)
У детей недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потере культурно-исторических ценностей русского народа.
Цель проекта: познакомить с разными видами кукол.
Задачи:
- воспитывать любовь к игрушке и бережное отношение к ней;
- развивать ручную мышление, память, внимание, ручную умелость;
- формировать у дошкольников представления о музеях;
- развивать интерес к обычным вещам;
- учить детей знать и различать некоторые виды кукол;
- поощрять стремление детей к познанию нового;
- расширять кругозор детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kukolnogo_naroda_-_kopiya.docx | 161.89 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 112»
Автор – разработчик: Воспитатель средней группы №12 Поздяева Светлана Анатольевна САРАНСК 2022 |
Проблема: У детей недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потере культурно-исторических ценностей русского народа.
Цель проекта: познакомить с разными видами кукол.
Задачи:
- воспитывать любовь к игрушке и бережное отношение к ней;
- развивать ручную мышление, память, внимание, ручную умелость;
- формировать у дошкольников представления о музеях;
- развивать интерес к обычным вещам;
- учить детей знать и различать некоторые виды кукол;
- поощрять стремление детей к познанию нового;
- расширять кругозор детей.
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности: познавательный, игровой, творческий.
- по времени проведения: долгосрочный.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Основные формы реализации проекта:
- Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.
Создание в музее ДОУ экспозиции, посвященной истории русской народной тряпичной куклы.
- Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной тряпичной куклы).
- Изготовление кукол детьми совместно с родителями.
- Составление и отгадывание загадок.
- Знакомство с устным народным творчеством.
- Беседы
- Информация для родителей
- Мультимедиа
- Игры
Обеспечение:
- методическое:
Журналы:
- Дошкольное воспитание
- Ребенок в детском саду
- Обруч
- Дошкольная педагогика
- Управление ДОУ
Материалы Интернета.
- материально-техническое:
- проектор;
- компьютер;
- фланелеграф;
- бумага, карандаши, краски, пластилин, цветная бумага, цветной картон, клей, бумажные салфетки, ножницы;
-тряпочки разных видов, тесьма, пуговицы, бусины.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня мотивации к занятиям;
- умение самостоятельно рассказывать о народной кукле, о видах кукол, о способах их изготовления;
- развитие чувства благодарности к взрослым за работу;
- формирование трепетного отношения к игрушке.
Предполагаемые результаты работы:
Создание мини – музея «Куклы»
Альбом «Народные куклы»
Изготовление куклы для мини – музея
Презентация.
1 этап, подготовительный (разработка проекта),
срок с 21.06.21г. по 21.08.21 г.:
деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- составление перспективного плана мероприятий.
совместная с детьми деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- определение круга актуальных и посильных задач.
2 этап, исследовательский (выполнение проекта),
срок с 1.09.21г. по 1.05.21г.:
- формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
3 этап, заключительный (обобщающий),
срок с 07.04.22г. по 20.05.22г.:
- анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение результатов работы, формулировка выводов;
- составление рекомендаций для практических работников.
- Консультация для родителей «Самые красивые куклы».
- Заочная экскурсия «Куклы наших бабушек»
- Экспонаты мини-музея «Куклы»
МАДОУ «Детский сад № 112»
Перспективно-тематический
план по проекту
«История кукольного народа»
(1 год)
Поздяева С.А.
Саранск 2021-2022
Месяц | Недели | Беседы, наблюдения | Занятия | Работа с родителями |
Сентябрь | 1 | Сбор информации, изготовление кукол, подготовка и размещение экспозиций | ||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Октябрь | 1 | |||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Ноябрь | 1 | |||
2 | ||||
3 |
Месяц | Недели | Беседы, наблюдения | Занятия | Работа с родителями |
Декабрь | 1 | «Что такое музей?» - правила поведения в нем | ||
2 | Кто такие изобретатели кукол? | |||
3 | ||||
4 | ||||
Январь | 1 | «История народной куклы» | ||
2 | Заочная экскурсия «Куклы наших бабушек» (Лихоманка. Каргопольская столбушка) | |||
Февраль | 1 | «Такие разные куклы» | ||
2 | Конструирование кукол-неразлучников | |||
3 | Рисование: «Матрешка» |
Месяц | Недели | Беседы, наблюдения | Занятия | Работа с родителями |
Март | 3 | Заочная экскурсия «Куклы наших бабушек» Вепсская кукла. Домашняя Масленица | ||
4 | Конструирование Кукла-перчатка | |||
Апрель | 1 | Куклы-марионетки | ||
2 | Лепка из бумажного теста «Куклы из папье-маше» | |||
3 | Фарфоровые куклы | |||
4 | «Моя любимая кукла» | Экскурсия в мини-музей «Куклы» |
МДОУ Детский сад № 112 комбинированного вида
Экспонаты мини-музея «Куклы»
Поздяева С.А.,
Саранск 2021-2022
МАДОУ «Детский сад № 112»
Консультация
для родителей:
«Самые красивые куклы»
Поздяева С.А.
Саранск 2021
Недавно я задалась себе таким вопросом: «Когда появились куклы? И кто самая красивая в мире?», я начала искать информацию. Сейчас вашему обозрению представляю Машину Времени — посмотрим, когда изготовляли первых кукол, как и из чего…
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое — детская игрушка в виде фигурки человека. Второе — в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье — фигура, воспроизводящая человека в полный рост, (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны — от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась. Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита — столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений — в живописи, графике и мелкой пластике — свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец. В Чехословакии, в захоронении «Брно-2» найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из «Брно», по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция «жизнь-смерть» становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы «Брно-2» не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.
На рисунке: 1 — человеческая голова из кости мамонта, найденная в Дольних Вестоницах, Моравия; 2 — человеческая фигурка, вырезанная на кости, оттуда же; 3 — фигурка мужчины из кости мамонта (а — спереди, б — сзади ив — сбоку), Брно. Все скульптуры относятся к граветтской фазе ориньякской эпохи. Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол — кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца — Брахмы, а театр кукол — подобием мира. В южнорусском обряде (на Троицын день) крещения и похорон девушки делали из растений куклу-кукушку, которую одевали в сарафан, повязывали платок и под громкое пение прощались с ней, закапывая в огороде.
Кукол-русалок, которые, по народному верованию, способствовали урожаю, хоронили так: девушки клали куклу из соломы в коробочку, с громкими песнями несли ее к реке и бросали в воду. Такие действия проводили во время засухи, чтобы вызвать дождь. Здесь видны следы древнего обряда. Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета — куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп — переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена — вифлеемские ясли, нижняя — дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением. Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами. Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов — прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»). Но еще раньше, в конце XVII века у пандоры появились уникальные собратья — андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры. Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур, Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона «Игрок на флейте». Каждый из посетителей салона — философ, художник, биолог, композитор — видел в этом автомате воплощение фундаментальных для их сфер принципов. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. Недаром Вокансону покровительствовал сам Людовик 15, правительство окружало его работу тайной, масоны возлагали на его опыты особые надежды. Идея спора с самим богом, т.е. создания искусственного человека, имела во Франции 100-летнюю историю и восходила к философским трактатам Декарта. Рассматривая механику в качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была по-своему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу. В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин. В середине 1770-х Пьер-Жак Дро (Jaquet Droz) и его сын Анри занимались созданием механических кукол.
Это их «Рисовальщик» на фото, авторская художественная кукла Hella Hofmann.
МАДОУ «Детский сад № 112»
Заочная экскурсия:
«Куклы наших бабушек»
Поздяева С.А.
Саранск 2021
Лихоманка. В старину эту магическую куклу изготавливали под речитатив заговора от недугов, болезней, весенней лихорадки. Заговор обычно творила самая старшая женщина в семье, либо приглашали ворожею.
Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса вязания куклы ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и с последним словом завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Поэтому заговоренные куклы ставились рядком за печкою и хранились до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (26 марта).
Накануне Благовещения, ночью, куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями. Для основы куклы используют только «мертвое» наколотое дерево, сучок или ветку, отломанные от сухого полена. Куклу вяжут несколькими приемами, объединенными единым ритмом заговора. Среди многообразия мира кукол особое место занимают традиционные народные куклы, на которых выросли многие поколения наших предков.
Куклы-закрутки - это те куклы, которые бытовали в каждой крестьянской семье еще вначале прошлого века. Кукла эта бытовала повсеместно в России, встречалась как в центральной части (Калуга), так и в Поволжье. Кукла соразмерна руке ребенка, помещается в кулачке, поэтому и лоскуты для ее изготовления берутся небольшие. Выполняется 6eз шитья и без узлов. С такой куклой можно было играть. А потом дети подрастали и сами учились мастерить кукол. По кукле можно было судить о возрасте и мастерстве ее хозяйки. Поэтому девочки, мамы и бабушки старались подобрать красивые лоскутки для одежды куколок.
Каргопольская столбушка. Берёза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой березоньки. В России березой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого. Образ куклы связан с образом Параскевы Пятницы. В традиционной русской культуре значимость образа Праскевы Пятницы, покровительницы домашнего очага и женского рукоделия, соразмерна с христианской Богородицей. На севере России культ Параскевы связывается с обрядом поклонения воде, когда колодезной или родниковой воде приносились жертвенные пряжи и кудели, - ведь многие работы, связанные с обработкой льна, производились у воды. В более поздних верованиях значимость культа Параскевы Пятницы ослабла.
В 19 веке в некоторых областях севера России в образе Пятницы уже вводилась одинокая старуха, живущая на болоте. Спина ее утыкана иглами, похищенными у нерадивых прях, оставляющих на ночь неприбранным своё рукоделие или не соблюдавших запрета на рукоделие по пятницам.
Каргопольскую куклу как образ покровительницы женских рукоделий, в отличие от большинства обрядовых кукол, сшивают иглой.
Назначение куклы Стригушки учеными трактуется по-разному. Вероятно, это объясняется тем, что в каждой области существовали свои обычаи. По одним свидетельствам, кукла Стригушка изготавливалась из последнего пучка соломы во время жатвы и устанавливалась в центре, последнего стога. Таким образом, Стригушка выполняла функцию оберега как нынешнего, так и будущего урожая.
В других областях Стригушка была обыкновенной игровой куклой, очень популярной среди крестьянских детей. Объяснялось это доступностью материала, простотой изготовления. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Поле игровой деятельности с этой куклой было очень широкое - она и в доме, и в поле, и на посиделках со своими подругами.
Пасхальная кукла. Это самая нарядная и красивая обрядовая кукла. Лучший материал, прочные тесемки, пояски, самые яркие краски берегли для этой куклы. Делали пасхальных кукол-мотанок к Вербному воскресенью, за неделю до Пасхи, ставили на стол между пасхальными дарами.
Вербницы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. На Вербное воскресенье устраивались вербные базары, дарили друг другу игрушки: льняные - чтобы лен уродился, тряпичные нарядные, самых ярких красок - чтобы нарядов было много. Вербница обязательно несла с собой веточки вербы и мешочек с пасхальными подарками. Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо. В Пасху её выставляли на окно, показывая этим, что ждут Светлое Воскресение.
«Бессонница». Верили, что на Трофима Бессонника нечистая сила, Полуночник и Полночница, со своими слугами Ночницей, Щекотихой и Будихой в полночь обходили дворы и будили маленьких детей, не давая им спать. Встревоженные матери, чтобы отпугнуть Полночницу, брали малышей и трижды касались их ножками поперечной балки на потолке, которую называли матицей. Затем, уложив малыша в колыбель, плюнув трижды через левое плечо, творили заклинание: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Полуночница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабы Божьей не буди. Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей. Во веки веков. Аминь». Если заклинание не помогало, то делали магическую колыбельную куклу из лоскутов ткани,
«Красота». Куколка делалась на липовой коре, на берестяной трубочке. Родом кукла из Тульской губернии. Нашла ее Агаева Ирина Владимировна. Эта куколка одна из шести кукол, которые представляют Женскую судьбу. Делали ее на свадьбу и ставили в свадебный пирог. Она была оберегом красоты невесты, поэтому в куколке преобладает красный цвет, т.к. он на Руси считался обережным цветом и цветом, дающим жизненную силу. Еще Красотой назывался особый головной убор Невесты, который жених должен был выкупить у подружки невесты. Выкупив, жених вешал Красоту себе на пояс, как символ того, что Невеста теперь принадлежит ему, да и он уже занятый парень. Сейчас эту куколку дарят и замужним женщинам с пожеланиями Красоты и молодости, жизненной силы.
«Вепсская кукла». Это еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. «Вепсскую (Вебскую)» куклу называли также «Капусткой» или «Кормилкой» как символ женского начала и плодородия. Своими пышными формами олицетворяет щедрую кормилицу и является символом всего северного края России. Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу, сделанную отцом. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Вепсская кукла - это образ замужней женщины. Свое название она получила от вебцев - коренных жителей Корейского перешейка и севера Ленинградской области. Ее изготовление это своеобразный способ гадания. Если грудь у матерчатой красавицы получится большой, юная мастерица удачно выйдет замуж и будет счастлива в браке, если маленькой жить она будет тихо и скромно, если ассиметричной – дети будут погодками. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.
Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла «Масленица» была в человеческий рост, из лыка или соломы. Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
«Домашняя Масленица» - кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Ее называли дочкой масленицы или ее младшей сестрой Она представляла собой небольшую, высотой 20-25 см, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. «Домашняя масленица» - символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции «Домашней масленицей» встречали жениха и невесту.
Купавка. На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки - заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. «Купавка» - это обрядовая кукла «одного дня», бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды, такое значение придавалось очистительной силе воды. Это кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала (6 и 7 июля нового стиля).
Домовенок. Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового. Существует оберег «Домовенок», который способен защитить домашний очаг и сохранить благополучие в семье. Такой оберег можно смастерить собственными руками у себя дома, приобщив к этому занятию всю семью. Для создания оберега Вам понадобится небольшой кусочек мешковины, в случае отсутствия таковой, ее можно заменить натуральным полотном изо льна. Также возьмите нитки или пряжу. Для того, чтобы набить домовенка внутри, необходим синтепон, либо вата, ну и конечно, нам нужна пара глазок. Главная часть внешнего вида оберега - украшения. Бороду и шапочку домовенка можно украсить, обклеив их различными монетками, железными денежками, золотыми и серебряными бусинками и колечками, маленькими цветочками из искусственных материалов - в общем, всем тем, что найдется в доме для этих целей. В руки домовенку можно «вложить» любые предметы, например, маленькую метелку, мешочек с подарками или даже блокнотик. Теперь его можно смело разместить на кухне, поскольку именно на кухне всегда собирается семья в полном составе. Пусть этот милый домовенок оберегает Ваш дом, и всех его обитателей. Кстати, такой оберег станет отличным подарком для Ваших друзей и близких.
«Свадебные куклы». Эти куклы были оберегами на свадьбах. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой конской упряжки подвешивали пару кукол: куклу невесты и куклу жениха, чтобы они отводили от молодых недобрые взгляды. Эти куклы были очень символичны: женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. Кукол изготавливали подруги невесты. У кукол получается одна общая рука, представляющая собой деревянную палочку, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. Кукол можно свободно двигать по «руке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»
Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....
Театры народов мира_кукольный театр_ПЕТРУШКА
Театры народов мира_кукольный театр_ПЕТРУШКА...
Кукольный театр по ПДД в детском саду. Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе».
Кукольный театр по ПДД в детском саду.Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе»....
Кукольный театр. Сценарий кукольного театра "Как Медведь Новый год встречал!".
Кукольный театр для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 29.01.2021г....
Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга "Игры в кукольный театр": "Настольный кукольный театр по мотива русской народной сказки "Кот, Петух и Лиса"
Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга в период летней оздоровительной программы для детей, родителей и педагогов, "Иг...
Кукольный театр по ПДД в детском саду. Сценарий кукольного спектакля по ПДД "Приключение друзей в большом городе".
Кукольный театр по ПДД в детском саду.Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе»....