Консультация «Виртуальная экскурсия как современная форма работы с дошкольниками»
материал
Консультация «Виртуальная экскурсия
как современная форма работы
с дошкольниками»
Экскурсия ( латин. excursio – вылазка) - коллективная поездка или прогулка куда – нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью (толковый словарь Ушакова).
Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс детского сада существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные.
Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» – похожий, неотличимый.
Первые виртуальные экскурсии были представлены виртуальными экскурсиями по музеям и стали появляться в Интернете уже в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
Виртуальная экскурсия может проводиться педагогом как самостоятельное образовательное мероприятие, так и являться его частью, или быть самостоятельным проектом.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми. Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволит использование музыкального сопровождения. Закрепление и систематизация знаний детей происходит в ходе выполнения творческих работ, участия в конкурсах, выставках.
Виртуальная экскурсия позволяет остановить путешествие в тот момент, когда возникает потребность обдумать увиденное. В виртуальной экскурсии легче, объединить восприятие нового материала. Процесс обучения становится более живым и непосредственным.
Виды экскурсий:
Биографическая – это экскурсия, связанные с биографией и творчеством писателей, учёных, спортсменов.
Краеведческая – это один из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона.
Культурно-художественная (историческая) – это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее по определенному маршруту, под руководством подготовленного лица. Историческая экскурсия является одной из форм распространения исторических знаний и историкокраеведческой работы, содействует формированию мировоззрения.
Обзорная – это совокупность нескольких виртуальных экскурсии в рамках одной темы.
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
– фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
– видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.
Преимущества виртуальных экскурсий:
- Нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая здания детского сада.
- Дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе, улучшает качество образовательного процесса.
- Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме.
- Наглядность. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
- Наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.
Виртуальные экскурсии, как форма работы, помогают:
-Разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс.
-Реализовать принципы наглядности и научности.
-Развивать наблюдательность, навыки самостоятельной работы у дошкольников.
-Развивать познавательный интерес и деятельность дошкольников.
-Повышать компетентность педагога.
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата.
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.
Наиболее важными этапами при создании виртуальной экскурсии являются:
– выбор темы;
– постановка цели и задач экскурсии;
– изучение литературы по данному вопросу;
– предварительная работа с родителями;
– отбор и изучение экскурсионных объектов;
– составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
– определить технику ведения виртуальной экскурсии;
– подготовить текст (комментарии);
– проведение экскурсии;
– итоговая беседа.
Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:
1.Подготовительный этап: начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с детьми с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода".
2. Основной этап: погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций.
3. Проведение экскурсии.
4.Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
5.Завершение экскурсии, рефлексия. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволяет
не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей, развить познавательные способности, сформировать умения поисково‐ исследовательской деятельности.
Кроме того, подготовка презентаций помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освободить от большого объема бумажных наглядных пособий. Подготавливаясь к проведению экскурсии, имеется возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.
Литература
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011. – 208с.
- «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Виртуальная экскурсия
как современная форма работы
с дошкольниками»
Экскурсия ( латин. excursio – вылазка) - коллективная поездка или прогулка куда – нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью (толковый словарь Ушакова).
Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс детского сада существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные.
Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» – похожий, неотличимый.
Первые виртуальные экскурсии были представлены виртуальными экскурсиями по музеям и стали появляться в Интернете уже в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
Виртуальная экскурсия может проводиться педагогом как самостоятельное образовательное мероприятие, так и являться его частью, или быть самостоятельным проектом.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми. Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволит использование музыкального сопровождения. Закрепление и систематизация знаний детей происходит в ходе выполнения творческих работ, участия в конкурсах, выставках.
Виртуальная экскурсия позволяет остановить путешествие в тот момент, когда возникает потребность обдумать увиденное. В виртуальной экскурсии легче, объединить восприятие нового материала. Процесс обучения становится более живым и непосредственным.
Виды экскурсий:
Биографическая – это экскурсия, связанные с биографией и творчеством писателей, учёных, спортсменов.
Краеведческая – это один из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона.
Культурно-художественная (историческая) – это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее по определенному маршруту, под руководством подготовленного лица. Историческая экскурсия является одной из форм распространения исторических знаний и историкокраеведческой работы, содействует формированию мировоззрения.
Обзорная – это совокупность нескольких виртуальных экскурсии в рамках одной темы.
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
– фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
– видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.
Преимущества виртуальных экскурсий:
- Нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая здания детского сада.
- Дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе, улучшает качество образовательного процесса.
- Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме.
- Наглядность. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
- Наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.
Виртуальные экскурсии, как форма работы, помогают:
-Разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс.
-Реализовать принципы наглядности и научности.
-Развивать наблюдательность, навыки самостоятельной работы у дошкольников.
-Развивать познавательный интерес и деятельность дошкольников.
-Повышать компетентность педагога.
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата.
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.
Наиболее важными этапами при создании виртуальной экскурсии являются:
– выбор темы;
– постановка цели и задач экскурсии;
– изучение литературы по данному вопросу;
– предварительная работа с родителями;
– отбор и изучение экскурсионных объектов;
– составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
– определить технику ведения виртуальной экскурсии;
– подготовить текст (комментарии);
– проведение экскурсии;
– итоговая беседа.
Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:
1.Подготовительный этап: начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с детьми с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода".
2. Основной этап: погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций.
3. Проведение экскурсии.
4.Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
5.Завершение экскурсии, рефлексия. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволяет
не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей, развить познавательные способности, сформировать умения поисково‐ исследовательской деятельности.
Кроме того, подготовка презентаций помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освободить от большого объема бумажных наглядных пособий. Подготавливаясь к проведению экскурсии, имеется возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.
Литература
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011. – 208с.
- «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ"
ПОДРОБНО ОПИСАНЫ РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ...
Консультация для воспитателей "Активные формы деятельности дошкольников по экологическому воспитанию в условиях современного детского сада"
Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельнос...
Презентация "Виртуальная экскурсия как форма ознакомления дошкольников с родным городом"
В данной презентации предоставлен материал об использовании виртуальной экскурсии как форме ознакомления дошкольников с окружающим миром не выходя за пределы детского сада...
«Виртуальная экскурсия-нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями.»
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Именно она позволяет ребенку наг...
Виртуальная экскурсия – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями
Презентация "Виртуальная экскурсия – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями"...
Мини-музей как современная форма ознакомления дошкольников с природой
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возра...
Консультация для педагогов. "Современные формы работы по формированию познавательной компетентности дошкольников".
Современные направления работы позволяет организовать воспитательно - образовательный процесс в детском саду бо...