Скоро в школу
методическая разработка (подготовительная группа)

Васильева Анастасия Муратовна

Умение читать, считать и писать, которые Ваш малыш приобрел в детском саду, еще не является показателем того, что он готов к школьному обучению.

    До школы ребенок тоже обучается, НО только другими методами, чем в школе:

    - используется игровой метод;

    - другая нагрузка во временном плане (это не 4-5 уроков по 40 минут);

    - другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если он устал);

    - другая форма организации деятельности (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность походить, поиграть, посидеть на полу и др.).

    Как же принимать решение о начале обучения в школе?

    1. Не забывайте, что помимо биологического есть и психологический возраст ребенка, который может существенно  отличаться от него как в меньшую, так и в большую стороны.

    2. Необходимо знать о специфике школы, в которую вы хотели бы его отдать. Вполне возможно, что ребенок совершенно готов к учебе в общеобразовательной школе, но еще не является достаточно зрелым для языковой (математической и др.) школы, в которую вы его определили.

    Психологическая готовность к школе ("школьная зрелость") - комплексный показатель развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой. Готовность к школе - это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов: 

 

    Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитого кругозора, универсальных предпосылок учебной деятельности, необходимых умений и навыков в области учебной деятельности.

    Личностно-социальная готовность включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника; развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе.

    Эмоционально-волевая готовность - определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Важный признак готовности к школе - делать не то, что хочу, но и то, что надо.

    Мотивационная готовность - наличие учебной мотивации, стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже утомительные задания. Учебная мотивация складывается у "будущего школьника" при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие в школу будущего»

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация»

Цель: формирование мотивационной готовности к школьному обучению.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о школе, школьных принадлежностях, качествах, необходимых школьнику.
  2. Развивать любознательность, интерес к различным источникам получения новой информации.
  3. Упражнять в умении рассуждать, аргументировано доказывая свою точку зрения. Развивать коммуникативные навыки общения.
  4. Формировать желание стать школьником. Воспитывать дружеские отношения между детьми, культуру общения и поведения.

Предварительная работа: чтение произведений о школе, рисование «Школа, в которой я буду учиться», экскурсия в школу № 75, занятия с педагогом-психологом из цикла «Лесная школа», заучивание стихотворений о школе. Беседа о школе будущего, создание проекта школы будущего из бросового материала.

Материалы и оборудование: ребус «школа», колокольчик, книга с рассказами о школе «Если бы я был учителем», презентация к НОД,

Словарная работа: школьные принадлежности, мозговой штурм, арт-проект, архитектор, блик, объем.

Ход занятия:

Дети входят в группу, встают в круг. Звучит колокольчик.

- Ребята, что у меня в руках? (Колокольчик). (Входит воспитатель по изодеятельности с портфелем в руках).

А это значит, что сегодня снова у нас в гостях наш старый друг – мудрый господин Портфель. И пришел он не один – посмотрите, сколько гостей привел с собой. Поздороваемся со всеми.

Раз у нас в гостях господин Портфель, значит, нас ждет новое увлекательное путешествие.

А вы когда-нибудь путешествовали на машине времени? Что это за машина такая? (ответы детей).

Да, эта машина путешествует не по воде, не по воздуху, не по земле, а по времени. Она может перемещаться в прошлое и в будущее. А вы хотите узнать, что ждет вас в будущем? Тогда вперед! И Нину Ильиничну приглашайте с нами в путешествие.

Приветствие «Батарейка»

-Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу и попробуем почувствовать, как по нашим рукам, через весь круг проходит энергия, как будто мы все – одна большая батарейка. Давайте зарядимся энергией, чтобы хватило на все путешествие.

Упражнение «Мысли и настроение»

А теперь прислушайтесь к себе. У каждого из вас в голове много мыслей, да и настроение бывает разное.

Сейчас я буду перечислять мысли и настроения. Если мы какую-либо мысль берем с собой в дорогу - вы хлопаете в ладоши, если не берем – вы топаете ногами.

- Я справлюсь

- У меня все получится

- Я не смогу

- Мне очень грустно

-Я буду бояться

- Все будет хорошо

Вот такие мысли будут с нами в путешествии.

Ну, что же, проходите, занимайте свои места в нашей машине времени (дети садятся на стульчики).

1-й слайд

Все готовы? В добрый путь!

Постойте, а где же мы с вами окажемся в этом самом будущем? Чтобы наша машина времени отправилась в путь мы должны определить, где же нам нужно остановиться. А для этого необходимо разгадать ребус.

2-й слайд

Ребусы ШКОЛА, ПЕРЕМЕНА, УЧЕНИК

Воспитатель: Молодцы, ребята! В добрый путь!

Воспитатель: Ну а пока наша машина времени находится в пути, давайте проведем время с пользой и вспомним, что вы уже знаете о школе. Предлагаю вам поиграть в игру «Мозговой штурм». Что такое «мозговой штурм»? (где нужно быстро, четко и правильно отвечать на поставленный вопрос).

Игра «Мозговой штурм».

  1. Ребенок, который учится в школе.
  2. Занятие в школе.
  3. Школьный стол.
  4. Звуковой сигнал, обозначающий перемену в школе.
  5. Перерыв между уроками.
  6. В каком месяце дети идут в школу.
  7. Знак сложения.
  8. Знак вычитания.
  9. Чем пишут на доске в школе.
  10. Кто учит детей в школе.
  11. Ученик, который учится на одни пятерки.
  12. Куда учитель выставляет ученику оценки и пишет замечания.
  13. Что надевают на тетради и учебники.

Молодцы! Вы меня очень порадовали! Но чтобы достичь конечной цели нашего путешествия нам предстоит пройти три уровня и набрать необходимое количество очков. Самый сложный – третий уровень. А теперь вспомните, какие мысли мы взяли с собой в путешествие – МЫ СПРАВИМСЯ.

Итак – 1 уровень - «Выбор».

3-й слайд

Ситуация «Выбор». Необходимо сделать выбор - что вам больше всего нравится – школа или детский сад? И объяснить почему. («Мне нравится школа (детский сад), потому что…»). А чем еще отличается детский сад от школы?

Первый уровень успешно пройден и вы заработали 1 очко.

Переходим ко второму уровню.

2 уровень – «Собери портфель». Будьте внимательны.

4-й слайд

Воспитатель загадывает загадки об учебных принадлежностях, дети отгадывают их и собирают портфель.

  1. Если ты его отточишь,
    Нарисуешь все,
    Что хочешь!
    Солнце, море,
    Горы, пляж…
    Что же это?.. 
    (карандаш)
  2. Карандаш, линейку, ластик

Сохранит коробка-пластик.

Не беда, что очень мал, —

Все вместит цветной...  (пенал)

  1. Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь)

  1. Я люблю прямоту
    Я сама прямая
    Сделать новую черту
    Вам я помогаю… (линейка)
  2. В черном поле заяц белый
    Прыгал, бегал, петли делал
    След за ним был тоже бел
    Кто же этот заяц?... (мел)
  3. От страницы до страницы
    Книжку эту мы прочтем,
    Потому что очень нужно
    Подружиться с … (букварем)
  4. Он кричит: «На перемену

Торопитесь непременно.

А теперь вам на урок!» —

Сообщает нам... (звонок)

8. Отметки, замечания

Учитель пишет в нем.

Уроков расписание

Мы тоже в нем найдем.

Хранит и бережет его

Примерный ученик.

«Пятерок» в нем полным-полно,

Как документ... (дневник)


Воспитатель: Портфель наш готов. Много предметов мы взяли с собой в школу. А как мы их назовем, одним словом?

Дети: Школьные принадлежности.

Воспитатель: Почему мы не взяли в школу куклу? кубик? машину?

Дети: Потому что это игрушки, а игрушками играют дома или в детском саду.

Время, отведенное на прохождение второго уровня, закончилось – мы с успехом его преодолели и заработали еще 2 очка. Молодцы!

Переходим к третьему уровню - Правила

Беседа с детьми. Правила поведения в школе. Детям задаются вопросы: Если я опоздаю? Если уроню ручку? Если забыл с собой взять цветную бумагу?

В конце ребенок читает стихотворение

В первый раз в первый класс
Рассказали мама с папой,
Как вести себя за партой:
Например, нельзя лежать,
Парта - это не кровать.

Я сидеть намерен прямо,
Как учила меня мама.
Захочу спросить, сказать -
Надо руку лишь поднять.

И ни с кем нельзя болтать,
Чтоб уроки не сорвать!
Сорок пять минут урок
Продержаться бы весь срок!

Папа дал тайком совет;
Можно сбегать в туалет.
Жаль, нельзя еще в буфет:
Там купил бы я конфет.

Нет, нельзя мне расслабляться.
Надо лучшим быть стараться!
Буду слушаться я маму,
С ней я точно первым стану!

Все уровни успешно пройдены. Сколько очков мы заработали? (6). А сколько нужно было? (6).

Ну, что ж, по-моему мы уже прибыли и попали на «Поляну превращений».

Физминутка. Игра «Превращения»

Предлагаю вам поиграть и превратиться во все, что относится к школе. Например: подхожу к ребенку и говорю: «Я – директор школы. А ты кто?». Ребенок отвечает: «А я – доска». «Присоединяйся к нам». Дети, называя предметы, относящиеся к школе, постепенно выстраиваются паровозиком и двигаются по группе. В конце образуют круг и еще раз проговаривают в кого они превратились: «Я – доска», «Я – ручка» и т.д. «А вместе мы – ШКОЛА».

Вот мы и прибыли с вами в будущее.

Воспитатель - А какой будет школа в будущем?

На этот вопрос мы отвечали, когда создавали, как архитекторы, арт-проект «Город-школа будущего». Присаживайтесь на свои места. Расскажите, пожалуйста, о своём проекте. Как вы считаете, что должно быть в этой школе, что вам хотелось бы, чтобы там было?

1-й ребенок (Даша В.): Мне хочется, чтобы в школе был большой класс, на втором этаже которого будет лаборатория для разных экспериментов. 5-й слайд

2-й ребенок (Настя): Я думаю, что в школе будущего должна быть высокая башня-обсерватория, в которой были бы настоящие звезды, и чтобы их можно было потрогать. 6-й слайд

3-й ребенок (Никита Ник.): Я считаю, что в школе должен быть зимний сад, в котором будут расти деревья и цветы со всего мира. 7-й слайд

4-й ребенок (Никита Нов.): Я думаю, что в школьной библиотеке будут электронные книги и учебники с живыми иллюстрациями. 8-й слайд

5-й ребенок (Даша Ш.): Мне хочется, чтобы в школе был бассейн с горками, как в аквапарке. 9-й слайд

6-й ребенок (Есения): Я мечтаю, чтобы в школе был маленький зоопарк, где можно наблюдать и ухаживать за животными. 10-й слайд

7-й ребенок (Матвей): А мне хочется, чтобы в школе был океанариум, чтобы больше узнать о всяких морских животных.11-й слайд

8-й ребенок (Ксюша): Школа будущего похожа на большой город, поэтому должен быть лифт и каждому нужен будет быстромобиль, чтобы передвигаться по школе. 12-й слайд

9-й ребенок ( Данил Аг.): А еще я представляю, что в школе будет настоящая машина времени, чтобы можно было перемещаться в мир динозавров. 13-й слайд

Мы все вместе создали удивительный и интересный проект школы будущего.

А теперь давайте представим, что сегодня первое сентября. А вы все – самые замечательные и счастливые первоклассники и первоклассницы – красивые, ухоженные с настоящими портфелями и замечательными букетами цветов – идете в школу первый раз. Представьте, как вы войдете в класс, сядете за парты. Нравится вам быть первоклассником и чувствовать праздничное настроение? Запомните это ощущение, сейчас мы с вами будем рисовать. Нарисуйте, пожалуйста, себя, идущего в школу в первый раз. А родители вам помогут.

Гимнастика для глаз

(Дети вместе с родителями рисуют, затем вырезают изображение по контуру и с помощью магнитов закрепляют свои работы на доске).

- Посмотрите, какая картина у нас получилась. Давайте придумаем для нее название.

Воспитатель – К открытию школы Даша подготовила стихотворение

Ребенок читает стихотворение

Что ждет меня в школе?
Парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки, ждут друзья…
Будет в школе не до лени:
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Ждет природа - лес и поле,
Ведь в поход пойдем не раз…

Ждут меня пятерки в школе
Ждет меня весь первый класс!!!
 


Итог занятия: Вот мы с вами и создали школу будущего – превратили мечту в реальность, а будущее превратили в настоящее. Пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в нашей машине времени.

Рефлексия: Что нового мы узнали во время путешествия? Что было самым интересным? Самым трудным?

Наш Господин Портфель приготовил для вас еще один сюрприз – книгу с интересными и познавательными рассказами о школе. А в следующий раз он предлагает вам отправиться на машине времени в прошлое школы – в то время, когда ваши мамы и папы, дедушки и бабушки были школьниками и создать школьный музей, где будут собраны старые учебники, тетради, дневники ваших родителей. Я думаю, что ваши родители с удовольствием вам в этом помогут. Ну вот и подошло к концу наше путешествие – мы вернулись в детский сад.

Звенит звонок. А вот и перемена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"

Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...