Скоро в школу
методическая разработка (подготовительная группа)
Умение читать, считать и писать, которые Ваш малыш приобрел в детском саду, еще не является показателем того, что он готов к школьному обучению.
До школы ребенок тоже обучается, НО только другими методами, чем в школе:
- используется игровой метод;
- другая нагрузка во временном плане (это не 4-5 уроков по 40 минут);
- другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если он устал);
- другая форма организации деятельности (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность походить, поиграть, посидеть на полу и др.).
Как же принимать решение о начале обучения в школе?
1. Не забывайте, что помимо биологического есть и психологический возраст ребенка, который может существенно отличаться от него как в меньшую, так и в большую стороны.
2. Необходимо знать о специфике школы, в которую вы хотели бы его отдать. Вполне возможно, что ребенок совершенно готов к учебе в общеобразовательной школе, но еще не является достаточно зрелым для языковой (математической и др.) школы, в которую вы его определили.
Психологическая готовность к школе ("школьная зрелость") - комплексный показатель развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой. Готовность к школе - это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов:
Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитого кругозора, универсальных предпосылок учебной деятельности, необходимых умений и навыков в области учебной деятельности.
Личностно-социальная готовность включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника; развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе.
Эмоционально-волевая готовность - определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Важный признак готовности к школе - делать не то, что хочу, но и то, что надо.
Мотивационная готовность - наличие учебной мотивации, стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже утомительные задания. Учебная мотивация складывается у "будущего школьника" при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в школу будущего»
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация»
Цель: формирование мотивационной готовности к школьному обучению.
Задачи:
- Расширить знания детей о школе, школьных принадлежностях, качествах, необходимых школьнику.
- Развивать любознательность, интерес к различным источникам получения новой информации.
- Упражнять в умении рассуждать, аргументировано доказывая свою точку зрения. Развивать коммуникативные навыки общения.
- Формировать желание стать школьником. Воспитывать дружеские отношения между детьми, культуру общения и поведения.
Предварительная работа: чтение произведений о школе, рисование «Школа, в которой я буду учиться», экскурсия в школу № 75, занятия с педагогом-психологом из цикла «Лесная школа», заучивание стихотворений о школе. Беседа о школе будущего, создание проекта школы будущего из бросового материала.
Материалы и оборудование: ребус «школа», колокольчик, книга с рассказами о школе «Если бы я был учителем», презентация к НОД,
Словарная работа: школьные принадлежности, мозговой штурм, арт-проект, архитектор, блик, объем.
Ход занятия:
Дети входят в группу, встают в круг. Звучит колокольчик.
- Ребята, что у меня в руках? (Колокольчик). (Входит воспитатель по изодеятельности с портфелем в руках).
А это значит, что сегодня снова у нас в гостях наш старый друг – мудрый господин Портфель. И пришел он не один – посмотрите, сколько гостей привел с собой. Поздороваемся со всеми.
Раз у нас в гостях господин Портфель, значит, нас ждет новое увлекательное путешествие.
А вы когда-нибудь путешествовали на машине времени? Что это за машина такая? (ответы детей).
Да, эта машина путешествует не по воде, не по воздуху, не по земле, а по времени. Она может перемещаться в прошлое и в будущее. А вы хотите узнать, что ждет вас в будущем? Тогда вперед! И Нину Ильиничну приглашайте с нами в путешествие.
Приветствие «Батарейка»
-Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу и попробуем почувствовать, как по нашим рукам, через весь круг проходит энергия, как будто мы все – одна большая батарейка. Давайте зарядимся энергией, чтобы хватило на все путешествие.
Упражнение «Мысли и настроение»
А теперь прислушайтесь к себе. У каждого из вас в голове много мыслей, да и настроение бывает разное.
Сейчас я буду перечислять мысли и настроения. Если мы какую-либо мысль берем с собой в дорогу - вы хлопаете в ладоши, если не берем – вы топаете ногами.
- Я справлюсь
- У меня все получится
- Я не смогу
- Мне очень грустно
-Я буду бояться
- Все будет хорошо
Вот такие мысли будут с нами в путешествии.
Ну, что же, проходите, занимайте свои места в нашей машине времени (дети садятся на стульчики).
1-й слайд
Все готовы? В добрый путь!
Постойте, а где же мы с вами окажемся в этом самом будущем? Чтобы наша машина времени отправилась в путь мы должны определить, где же нам нужно остановиться. А для этого необходимо разгадать ребус.
2-й слайд
Ребусы ШКОЛА, ПЕРЕМЕНА, УЧЕНИК
Воспитатель: Молодцы, ребята! В добрый путь!
Воспитатель: Ну а пока наша машина времени находится в пути, давайте проведем время с пользой и вспомним, что вы уже знаете о школе. Предлагаю вам поиграть в игру «Мозговой штурм». Что такое «мозговой штурм»? (где нужно быстро, четко и правильно отвечать на поставленный вопрос).
Игра «Мозговой штурм».
- Ребенок, который учится в школе.
- Занятие в школе.
- Школьный стол.
- Звуковой сигнал, обозначающий перемену в школе.
- Перерыв между уроками.
- В каком месяце дети идут в школу.
- Знак сложения.
- Знак вычитания.
- Чем пишут на доске в школе.
- Кто учит детей в школе.
- Ученик, который учится на одни пятерки.
- Куда учитель выставляет ученику оценки и пишет замечания.
- Что надевают на тетради и учебники.
Молодцы! Вы меня очень порадовали! Но чтобы достичь конечной цели нашего путешествия нам предстоит пройти три уровня и набрать необходимое количество очков. Самый сложный – третий уровень. А теперь вспомните, какие мысли мы взяли с собой в путешествие – МЫ СПРАВИМСЯ.
Итак – 1 уровень - «Выбор».
3-й слайд
Ситуация «Выбор». Необходимо сделать выбор - что вам больше всего нравится – школа или детский сад? И объяснить почему. («Мне нравится школа (детский сад), потому что…»). А чем еще отличается детский сад от школы?
Первый уровень успешно пройден и вы заработали 1 очко.
Переходим ко второму уровню.
2 уровень – «Собери портфель». Будьте внимательны.
4-й слайд
Воспитатель загадывает загадки об учебных принадлежностях, дети отгадывают их и собирают портфель.
- Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?.. (карандаш) - Карандаш, линейку, ластик
Сохранит коробка-пластик.
Не беда, что очень мал, —
Все вместит цветной... (пенал)
- Будем весь урок писать,
Пригодится нам... (тетрадь)
- Я люблю прямоту
Я сама прямая
Сделать новую черту
Вам я помогаю… (линейка) - В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц?... (мел) - От страницы до страницы
Книжку эту мы прочтем,
Потому что очень нужно
Подружиться с … (букварем) - Он кричит: «На перемену
Торопитесь непременно.
А теперь вам на урок!» —
Сообщает нам... (звонок)
8. Отметки, замечания
Учитель пишет в нем.
Уроков расписание
Мы тоже в нем найдем.
Хранит и бережет его
Примерный ученик.
«Пятерок» в нем полным-полно,
Как документ... (дневник)
Воспитатель: Портфель наш готов. Много предметов мы взяли с собой в школу. А как мы их назовем, одним словом?
Дети: Школьные принадлежности.
Воспитатель: Почему мы не взяли в школу куклу? кубик? машину?
Дети: Потому что это игрушки, а игрушками играют дома или в детском саду.
Время, отведенное на прохождение второго уровня, закончилось – мы с успехом его преодолели и заработали еще 2 очка. Молодцы!
Переходим к третьему уровню - Правила
Беседа с детьми. Правила поведения в школе. Детям задаются вопросы: Если я опоздаю? Если уроню ручку? Если забыл с собой взять цветную бумагу?
В конце ребенок читает стихотворение
В первый раз в первый класс
Рассказали мама с папой,
Как вести себя за партой:
Например, нельзя лежать,
Парта - это не кровать.
Я сидеть намерен прямо,
Как учила меня мама.
Захочу спросить, сказать -
Надо руку лишь поднять.
И ни с кем нельзя болтать,
Чтоб уроки не сорвать!
Сорок пять минут урок
Продержаться бы весь срок!
Папа дал тайком совет;
Можно сбегать в туалет.
Жаль, нельзя еще в буфет:
Там купил бы я конфет.
Нет, нельзя мне расслабляться.
Надо лучшим быть стараться!
Буду слушаться я маму,
С ней я точно первым стану!
Все уровни успешно пройдены. Сколько очков мы заработали? (6). А сколько нужно было? (6).
Ну, что ж, по-моему мы уже прибыли и попали на «Поляну превращений».
Физминутка. Игра «Превращения»
Предлагаю вам поиграть и превратиться во все, что относится к школе. Например: подхожу к ребенку и говорю: «Я – директор школы. А ты кто?». Ребенок отвечает: «А я – доска». «Присоединяйся к нам». Дети, называя предметы, относящиеся к школе, постепенно выстраиваются паровозиком и двигаются по группе. В конце образуют круг и еще раз проговаривают в кого они превратились: «Я – доска», «Я – ручка» и т.д. «А вместе мы – ШКОЛА».
Вот мы и прибыли с вами в будущее.
Воспитатель - А какой будет школа в будущем?
На этот вопрос мы отвечали, когда создавали, как архитекторы, арт-проект «Город-школа будущего». Присаживайтесь на свои места. Расскажите, пожалуйста, о своём проекте. Как вы считаете, что должно быть в этой школе, что вам хотелось бы, чтобы там было?
1-й ребенок (Даша В.): Мне хочется, чтобы в школе был большой класс, на втором этаже которого будет лаборатория для разных экспериментов. 5-й слайд
2-й ребенок (Настя): Я думаю, что в школе будущего должна быть высокая башня-обсерватория, в которой были бы настоящие звезды, и чтобы их можно было потрогать. 6-й слайд
3-й ребенок (Никита Ник.): Я считаю, что в школе должен быть зимний сад, в котором будут расти деревья и цветы со всего мира. 7-й слайд
4-й ребенок (Никита Нов.): Я думаю, что в школьной библиотеке будут электронные книги и учебники с живыми иллюстрациями. 8-й слайд
5-й ребенок (Даша Ш.): Мне хочется, чтобы в школе был бассейн с горками, как в аквапарке. 9-й слайд
6-й ребенок (Есения): Я мечтаю, чтобы в школе был маленький зоопарк, где можно наблюдать и ухаживать за животными. 10-й слайд
7-й ребенок (Матвей): А мне хочется, чтобы в школе был океанариум, чтобы больше узнать о всяких морских животных.11-й слайд
8-й ребенок (Ксюша): Школа будущего похожа на большой город, поэтому должен быть лифт и каждому нужен будет быстромобиль, чтобы передвигаться по школе. 12-й слайд
9-й ребенок ( Данил Аг.): А еще я представляю, что в школе будет настоящая машина времени, чтобы можно было перемещаться в мир динозавров. 13-й слайд
Мы все вместе создали удивительный и интересный проект школы будущего.
А теперь давайте представим, что сегодня первое сентября. А вы все – самые замечательные и счастливые первоклассники и первоклассницы – красивые, ухоженные с настоящими портфелями и замечательными букетами цветов – идете в школу первый раз. Представьте, как вы войдете в класс, сядете за парты. Нравится вам быть первоклассником и чувствовать праздничное настроение? Запомните это ощущение, сейчас мы с вами будем рисовать. Нарисуйте, пожалуйста, себя, идущего в школу в первый раз. А родители вам помогут.
Гимнастика для глаз
(Дети вместе с родителями рисуют, затем вырезают изображение по контуру и с помощью магнитов закрепляют свои работы на доске).
- Посмотрите, какая картина у нас получилась. Давайте придумаем для нее название.
Воспитатель – К открытию школы Даша подготовила стихотворение
Ребенок читает стихотворение
Что ждет меня в школе?
Парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки, ждут друзья…
Будет в школе не до лени:
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Ждет природа - лес и поле,
Ведь в поход пойдем не раз…
Ждут меня пятерки в школе
Ждет меня весь первый класс!!!
Итог занятия: Вот мы с вами и создали школу будущего – превратили мечту в реальность, а будущее превратили в настоящее. Пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в нашей машине времени.
Рефлексия: Что нового мы узнали во время путешествия? Что было самым интересным? Самым трудным?
Наш Господин Портфель приготовил для вас еще один сюрприз – книгу с интересными и познавательными рассказами о школе. А в следующий раз он предлагает вам отправиться на машине времени в прошлое школы – в то время, когда ваши мамы и папы, дедушки и бабушки были школьниками и создать школьный музей, где будут собраны старые учебники, тетради, дневники ваших родителей. Я думаю, что ваши родители с удовольствием вам в этом помогут. Ну вот и подошло к концу наше путешествие – мы вернулись в детский сад.
Звенит звонок. А вот и перемена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"
Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....
Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"
Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Скоро в школу».
Родительское собрание "Скоро в школу"...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...
Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"
Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы! Целью проведения данного анкетирования является выяснение психологической готовности к школе не только будущ...
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...