Программа кружка "Театральный сундучок"
рабочая программа (старшая группа)
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_kuchumova_a.l.docx | 70.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Театрального кружка
«Театральный сундучок»
для общеразвивающей группы
воспитанников 5-7 лет
Составила:
Кучумова А.Л.. воспитатель
Советский 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Волшебный мир театра» (автор С.И. Мерзлякова) по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы, рассчитанной на 2 года обучения, 72 часа.
Синтетический характер театрального искусства позволяет в полной мере решать задачу развития личности ребенка, ведь именно театр, объединяющий в себе различные виды искусства, становится для детей тем волшебным краем, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Преимущества развития детей средствами театрального искусства заключены, прежде всего, в коллективной природе театра. В то же время театральное искусство глубоко индивидуально и в полной мере позволяет реализовать индивидуально–дифференцированный подход в воспитании дошкольников.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью жеста, мимики, пластики.
Каждому ребенку, выходящему на сцену, приходится самостоятельно решать задачи реализации творческого образа, а небольшие этюды, направленные на создание такого образа - пластического, музыкального, речевого, становится важным этапом в развитии творческой личности ребенка, способствуют его раскрепощению, развивают его фантазию и воображение.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др. раскрепощают.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка
Цель программы:
Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Задачи программы:
1. Воспитать гуманные чувства у детей:
- формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Сформировать умение работать в команде:
- Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
- закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
- развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
- поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
3.Развить креативные способности и приобщить к театральному искусству:
- Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
- Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
- Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
- Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;
- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
Основные направления программы:
1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов, кукол).
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Рекомендации по работе над ролью:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают засвоего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Интеграция образовательных областей:
Базовая образовательная область – социально-коммуникативное развитие.
Дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей, слушают музыкальные композиции, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
«Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями , что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Речевое развитие» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
«Физическое развитие» использование подвижных-сюжетных игр.
Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
-конусный
-теневой
-би-ба-бо (перчаточный)
-фланелеграф
-магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
Работа с родителями в первый год обучения:
Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник».
Анкетирование, памятки, папка- передвижка «Театр и родители».
Информирование о проекте.
Октябрь
Папка- передвижка «Что такое театр?»
Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка.
Ноябрь
Папка- передвижка «Кукольный театр»
Декабрь
Конкурс рисунков «В театре» (помощь детям при участии в конкурсе).
Январь
Папка- передвижка- консультация
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Февраль
Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»
(помощь детям при участии в конкурсе)
Март
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка»
Анкетирование, памятки.
Папка- передвижка «27 марта- всемирный день театра»
Апрель
Папка- передвижка «Покажи мне спектакль»
Помощь родителей в подготовке к спектаклю «Красная шапочка»
(изготовление костюмов, декораций)
Май
Помощь родителей в подготовке к спектаклю «Красная шапочка»
(изготовление костюмов, декораций)
Помощь родителей в организации похода в кукольный театр.
Работа с родителями на второй год обучения:
Сентябрь
Анкетирование «Выявление уровня педагогической культуры родителей»
Папка- передвижка «Кукольный театр: куклы на палец, перчаточные куклы, тростевые куклы, кукла- живая рука, куклы- марионетки»
Помощь родителей в подготовке к выступлению на День воспитателя
(изготовление костюмов)
Октябрь
Консультация для родителей «Театр дома»
Папка- передвижка «Театрализованная деятельность»
Конкурс «Семейный театр»
Ноябрь
Просмотр выступления детей к Дню матери
Конкурс «Лучшая маска к Новому году своими руками»
Декабрь
Помощь родителей в подготовке к Рождественскому спектаклю.
(изготовление костюмов, декораций)
Январь
Папка- передвижка «С Рождеством!»
Просмотр Рождественского спектакля «Вифлеемская ночь»
Конкурс поделок «Мой любимый сказочный герой»
Февраль
Консультация для родителей в виде презентации Консультация для родителей «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста»
Анкета на выявление отношения семьи к совместной культурной досуговой деятельности
Март
Анкетирование «Любите ли вы театр?»
Папка- передвижка «27 марта- Всемирный день театра»
Помощь родителей в подготовке к Пасхальному спектаклю.
Апрель
Папка- передвижка «Святая Пасха»
Помощь родителей в подготовке к Пасхальному спектаклю
(изготовление костюмов, декораций)
Просмотр Пасхального спектакля «Пасхальный колобок»
Помощь родителей в подготовке детей к конкурсу чтецов к Дню семьи
Май
Помощь родителей в подготовке детей к конкурсу чтецов к Дню семьи
Помощь родителей в организации похода в кукольный театр
Награждение самых активных родителей грамотами.
Показ фотоотчета о проекте за два года
Учебно- тематический план на первый год обучения
№ | Тема | Всего часов |
1 | Мониторинг | 1 |
2 | Знакомство с театром | 1 |
3 | Кто работает в театре. «Закулисье» | 1 |
4 | Как вести себя в театре. Играем в театр (Сюжетно- ролевая игра) | 1 |
5 | Знакомство с варежковым театром | 1 |
6 | Мимика.Сила голоса. | 1 |
7 | Знакомство с пальчиковым театром | 1 |
8 | Пантомима | 1 |
10 | Сила голоса и речевое дыхание | 1 |
11 | Знакомство с конусным театром | 1 |
12 | Мимика и жесты | 1 |
13 | Знакомство с теневым театром | 1 |
14 | Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | 1 |
15 | Знакомство с куклами би-ба-бо | 1 |
16 | Слух и чувство ритма | 1 |
17 | Театральные игры | 1 |
18 | Подготовка к инсценировке сказки «Теремок» | 5 |
19 | Показ театрализованного представления | 1 |
20 | Сценическая пластика. Расслабление мышц | 1 |
21 | Знакомство с театром из дерева, магнитным театром. | 1 |
22 | Знакомство с куклами- марионетками. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» | 1 |
23 | Чувства, Эмоции | 1 |
24 | Знакомство с театром масок | 1 |
25 | Театр на фланели | 1 |
26 | Культура и техника речи | 1 |
27 | Подготовка к инсценировке сказка «Гуси-лебеди на новый лад» | 5 |
28 | Показ театрализованного представления | 1 |
29 | Мониторинг | 1 |
Итого: | 36 |
Учебно- тематическое планирование на второй год.
№ | Тема | Всего часов |
1 | Мониторинг | 4 |
2 | Подготовка к Дню воспитателя | 2 |
3 | Выступление на день воспитателя | 1 |
4 | Фотоконкурс «Семейный театр» | 1 |
5 | Подготовка к Дню матери | 4 |
6 | Выступление на день матери | 1 |
7 | Конкурс «Лучшая Новогодняя маска своими руками» | 1 |
8 | Знакомство с праздником Рождества | 1 |
9 | Подготовка к Рождественскому спектаклю | 4 |
10 | Показ Рождественского спектакля | 1 |
11 | Конкурс «Ширма для театрального уголка своими руками» | 1 |
12 | Театральная мастерская: «Куклы- оригами» | 1 |
13 | Театральная мастерская: «Театр на ложках» | 1 |
14 | Театральная мастерская: «Театр на камнях» | 1 |
15 | Театральная мастерская: «Театр на больших киндер сюрпризах» | 1 |
16 | Театральная мастерская: «Театр на кружках» | |
17 | Знакомство с праздником Пасхи | 1 |
18 | Подготовка к Пасхальному спектаклю | 4 |
19 | Занятие, посвященное Всемирному Дню театра | 1 |
20 | Показ Рождественского спектакля | 1 |
21 | Подготовка к конкурсу чтецов, посвященному Дню семьи | 1 |
22 | Конкурс чтецов, посвященный Дню семьи | 1 |
23 | Экскурсия в кукольный театр | 1 |
Итого: | 36 |
Планируемые результаты к концу года:
Старшая группа:
- дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
- показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- выразительно читают стихотворный текст;
- передают образ героя характерными движениями;
- действуют на сцене в коллективе;
- держатся уверенно перед аудиторией.
Подготовительная к школе группа:
- объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
- называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
- хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
- сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
- выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
- четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
- показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
- создают пластические импровизации под музыку различного характера;
- умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Форма отчетности:
Спектакли и творческие отчеты.. Мониторинг.
Диагностика уровня знаний:
(см. в Авторской программе «Волшебный мир театра»)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Дата план | Дата факт | Тема занятия | Содержание занятия | Задачи занятия | |
СЕНТЯБРЬ | |||||
07.09 | 07.09 | Мониторинг | |||
14.09 | 14.09 | 1)Знакомство с театром | - Что такое театр? - Виды театров. - С чего начинается театр. Беседа, просмотр картинок и видео- роликов. | Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса | |
21.09 | 21.09 | Кто работает в театре. «Закулисье» | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео- ролика | Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. | |
28.09 | 28.09 | Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» | Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. | Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. | |
ОКТЯБРЬ | |||||
05.10 | 05.10 | Знакомство с варежковым театром | Самостоятельная игровая деятельность | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности | |
12.10 | 12.10 | Мимика. Сила голоса. | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; Развиваем силу голоса; работа над активизацией мышц губ | |
19.10 | 19.10 | 1)Знакомство с пальчиковым театром | «Праздник со Смешариками» (игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку». | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей. | |
26.10 | 26.10 | Пантомима | Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек» | Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость | |
НОЯБРЬ | |||||
02.11 | 02.11 | Сила голоса и речевое дыхание | Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. | Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ | |
09.11 | 09.11 | Знакомство с конусным настольным театром | Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | |
16.11 | 16.11 | Мимика и жесты | Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу» | Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. | |
23.11 | 23.11 | Знакомство с теневым театром | Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди». | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. | |
30.11 | 30.11 | Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | Совместная деятельность детей и родителей. | Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса; | |
ДЕКАБРЬ | |||||
07.12 | 07.12 | Знакомство с куклами би-ба-бо. | Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Инсценировка сказки «Волк и лиса» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | |
14.12 | 14.12 | Слух и чувство ритма. | Артикуляционная гимнастика; игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; этюд «Колокола»; игра «Чудесные превращения» | Развитие слуха и чувства ритма у детей | |
21.12 | 21.12 | Театральные игры | Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. | |
28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 | 28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 | Подготовка к инсценировке сказки «Теремок» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей | |
ФЕВРАЛЬ | |||||
08.02 | 08.02 | Показ театрализованного представления | Показ спектакля родителям. | ||
15.02 | 15.02 | Сценическая пластика. Расслабление мышц | Артикуляционная гимнастика; игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок» | Развиваем умение передавать через движения тела характер животных. Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами | |
22.02 | 22.02 | Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр. | Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | |
МАРТ | |||||
01.03 | 01.03 | Знакомство с куклами- марионетками Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том как это делалось) | Совместная деятельность детей и родителей | Освоение навыков кукловождения Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. | |
15.03 | 15.03 | Чувства, эмоции | Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало» | Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими | |
22.03 | 22.03 | Знакомство с театром масок | Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Курочка Ряба» | Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности | |
29.03 | 29.03 | Демонстрация театра на фланели. | Инсценировка сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Теремок» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | |
АПРЕЛЬ | |||||
05.04 | 05.04 | Ритмопластика | Артикуляционно- пальчиковая гимнастика; Игры- этюды: «Мороженое», «Кактус и ива», «Мокрые котята», «Конкурс лентяев», «Заяц- барабанщик», «Осенние листья», «Утро», «Заколдованный лес», «В стране цветов», «Снегурочка», «Времена года» | Развитие двигательных способностей ( ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластической выразительности (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображения. | |
12.04 | 12.04 | Культура и техника речи | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» | Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас | |
19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 | 19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 | Подготовка к инсценировке сказки «Гуси-лебеди на новый лад» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей | |
МАЙ | |||||
24.05 | 24.05 | Театрализованное представление | Показ спектакля родителям. | Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год. | |
31.05 | 31.05 | Мониторинг |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Неделя | Тема занятия | Содержание занятия | Задачи занятия |
СЕНТЯБРЬ | |||
1-2 | Мониторинг | ||
3 | Подготовка к Дню воспитателя | Артикуляционно- пальчиковая гимнастика. Повторение выученных скороговорок. Беседа о празднике День воспитателя. Распределение ролей; изготовление костюмов и декораций для нсценировки «Один день из жизни заведующей» и стихи воспитателям. | Работа над инсценировкой и стихами. Обращать внимание детей на элементы актерской игры( внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных. |
4 | Подготовка к Дню воспитателя | Артикуляционно- пальчиковая гимнастика. Произношение скороговорок с различно громкостью. Работа над ролями, дикцией. изготовление костюмов и декораций. Инсценировка «Один день из жизни заведующей» и стихи воспитателям. | Продолжать работу над инсценировкой и стихами. Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Выступление на День воспитателя | Творческий отчет о театральной деятельности и поздравление пед. коллектива | Выступление детей перед педагогическим коллективом. |
2 | Конкурс «Семейный театр» | Совместная деятельность детей и родителей | Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. |
3 | Подготовка к Дню Матери | Просмотр ролика «День матери». Беседа о празднике. Просмотр мультика «Мама для мамонтенка» Распределение ролей в сценках «Три дочери», шуточная сценка «Семья»,стихи. | Расширить представление детей о празднике День матери. |
4 | Подготовка к Дню матери: | Артикуляционно- пальчиковая гимнастика. Разучивание скороговорки. Игры «Что изменилось?» «Слушай и хлопай». Репетиция сценок и стихов. | Совершенствовать память внимание, общение детей. Работать над голосом. Репетировать сценки с использованием костюмов, декораций, реквизита. Обращать внимание на правильное произношение слов. |
НОЯБРЬ | |||
1-2 | Подготовка к Дню матери: | Упражнение на дыхание «Насос»; работа над скороговорками Игра «Веселые обезъянки» Сценка «Три дочери» Шуточная сценка «Семьи» Стихи | Развивать внимание, быстроту реакции, память. Работа над сценками и с чтецами. |
3 | Выступление на День матери | Творческий отчет о театральной деятельности и поздравление с Днем матери | Выступление детей перед мамами, бабушками и администрацией сада. Развивать желание показать свои способности и возможности, уверенность в себе, умение работать в коллективе. |
4 | Конкурс «Лучшая Новогодняя маска своими руками» | Совместная деятельность детей и родителей | Повысить интерес родителей к проекту. Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Знакомство с праздником Рождества | Просмотр мультфильма Суперкнига «Рождество», чтение повествования о Рождестве из детской Библии, беседа об увиденном и услышанном. Знакомство со сценарием спектакля, обсуждение его содержания. Распределение ролей. | Расширить представление детей о празднике Рождество. |
2-4 | Подготовка к Рождественскому спектаклю «Вифлеемская ночь» | Игра «Что мы делали не скажем, но что видели покажем» Упражнение на дыхание «Цветочный магазин»; Ира «День рождения» Разучивание ролей в спектакле. Индивидуальная работа с детьми над образом. Подгрупповые и групповые репетиции. | Реализовывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Развивать психические процессы, произвольное поведение, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; |
ЯНВАРЬ | |||
1 | Подготовка к Рождественскому спектаклю | Этюды «Утешение», «Поле» Индивидуальная работа с участниками Рождественского спектакля и чтецами стихов. | Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов Продолжать работать над спектаклем. Учить детей действовать на сцене согласованно. Добиваться сведения всех эпизодов в единый спектакль. Репетировать с использованием костюмов, декораций, реквизита. Обращать внимание на правильное произношение слов. |
2 | Показ Рождественского спектакля | Творческий отчет о театральной деятельности и поздравление с Рождеством. | Выступление детей родителями и администрацией сада. Развивать желание показать свои способности и возможности, уверенность в себе, умение работать в коллективе. |
3 | Конкурс поделок «Мой любимый сказочный герой» | Совместная деятельность детей и родителей | Повысить интерес родителей к проекту. Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. |
4 | Театральная мастерская: «Куклы-оригами». | Изготовление кукол в технике оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». | Ощутить себя «творцами» кукол для театра, освоить основы кукловождения в данном виде театра. Развивать фантазию, пространственное воображение, моторику рук. Научить работать по образцу, аккуратности. Формировать трудолюбие, внимательность. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Театральная мастерская: «Театр на ложках» | Изготовление кукол для театра на ложках. Сочиняем сказку сами. | Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. |
2 | Театральная мастерская: «Театр на камушках». | Рисуем сказочных героев на гладких камнях. Сочиняем сказку сами. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
3 | Театральная мастерская: «Театр на больших киндер- сюрпризах». | Изготовление кукол для театра на больших киндер- сюрпризах. Сочиняем сказку сами. | Освоение навыков кукловождения Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. |
4 | Театральная мастерская: «Театр на кружках». | Изготовление кукол для театра на кружках. Сочиняем сказку сами. | Ощутить себя «творцами» кукол для театра, освоить основы кукловождения в данном театре. Развивать фантазию, пространственное воображение, моторику рук. Научить работать по образцу, аккуратности. Формировать трудолюбие, внимательность. Способствовать развитию фантазии. |
МАРТ | |||
1 | Знакомство с праздником Пасхи | Просмотр мультфильма Суперкнига «Пасха». Чтение в детской Библии истории о Воскресении Христа. Беседа с детьми об увиденном и услышанном. Знакомство со сценарием спектакля, обсуждение его содержания. Распределение ролей к Пасхальному спектаклю и стихов. | Расширить представление детей о празднике Пасха. |
2-3 | Подготовка к Пасхальному спектаклю «Пасхальный колобок» | Этюды «Утешение», «Колоски». Разыгрывание этюдов на эмоции. Разучивание ролей в спектакле. Индивидуальная работа с детьми над образом. Подгрупповые и групповые репетиции.
| Реализовывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Развивать психические процессы, произвольное поведение, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Работа над спектаклем и со чтецами. |
4 | Занятие, посвященное Всемирному дню театра. | Просмотр презентации о театре, беседа об увиденном. Артикуляционно- пальчиковая гимнастика Игры « Эмоции», «Жило было одно Чудо», «Чупа-чупс», «Волшебный карандаш» Этюд «Колоски». Беседа о необходимых основах актерского мастерства (над чем надо работать, чтобы стать актером) | Закрепить представление детей об актерских умениях, необходимых для создания образа героя.Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать память, наблюдательность, внимательность. |
АПРЕЛЬ | |||
1-2 | Подготовка к Пасхальному спектаклю | Упражнение на речевое дыхание «Свеча», артикуляционная гимнастика, работа над голосом (упражнение «Ступеньки»), Разучивание скороговорки. Репетиция спектакля и стихов. | Продолжать работать над спектаклем. Добиваться сведения всех эпизодов в единый спектакль. Репетировать сценки с использованием костюмов, декораций, реквизита. Обращать внимание на правильное произношение слов. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей. |
3 | Показ Пасхального спектакля | Творческий отчет о театральной деятельности и поздравление с Пасхой. | Выступление детей перед родителями и администрацией сада. Развивать желание показать свои способности и возможности, уверенность в себе, умение работать в коллективе. |
4 | Подготовка к конкурсу чтецов, посвященному Дню семьи | Артикуляционно- пальчиковая гимнастика. Упражнения на расслабление мышц «Мороженое» «Кактус и ива» «Деревянные и тряпочные куклы. Работа над стихами к конкурсу чтецов. Разговор с детьми о празднике День семьи. Игра- интервью «Что такое семья?» | Совместная деятельность детей и родителей. Расширить представление детей о празднике День семьи. |
МАЙ | |||
1 | Конкурс чтецов, посвященному Дню семьи. | Выступлений участников конкурса со стихами к Дню семьи перед жюри. | Совместная деятельность детей и родителей. Повысить интерес родителей к логопедической работе детского сада, развивать дикцию, общую и артикуляционную моторику. Воспитывать уверенность детей в себе. Награждение грамотами и призами победителей конкурса. |
2 | Экскурсия в кукольный театр | Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа с детьми после представления об увиденном, что больше всего понравилось. | Познакомить детей с особенностями работы актеров кукольного театра. Закрепить правила поведения в театре. |
3-4 | Мониторинг |
Литература:
- Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
- И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
- И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
- Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
- О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
- Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
- А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
- Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
- Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
- Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»М.: АРКТИ, 2002.
- : Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....
Программа "Волшебный сундучок" 4-5 лет
Пояснительная записка.Обьем образовательной нагрузки.Содержание психоло-педагогической работыПерспективно-тематическое планированиеСоциальное партнерство с родителями.Система мониторинга достижения де...
Образовательная парциальная программа "Бабушкин сундучок" (приобщение детей к быту семейских)
Программа расчитана на один год старший возраст в программе три больших блока...
Рабочая программа "Кукольный сундучок"
Материал, который поможет воспитателю более глубоко познакомить детей с народной куклой...
Рабочая программа "Кукольный сундучок" (приложение)
Конспект занятия, котрый поможет воспитателю познакомить детей сразновидностями народнй куклы. Консультация дляродителей и педагогов "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"....
Рабочая программа "Кукольный сундучок" (приложение) 2
Консультация дляродитетей и педагогов "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"...
Программа "Волшебный сундучок"
Программа по творческому и декоративно-прикладному искусству для детей дошкольного возраста...