Конспект НОД "Музыка весеннего леса"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа: подготовительная
Тема занятия: тематическое занятие «Музыка весеннего леса»
Тип занятия по содержанию: закрепление и творческое применение знаний, умений и навыков.
Содержание занятия основывается на ранее изученном материале.
Цель: Через основные виды музыкальной деятельности раскрыть образ весеннего леса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Настроение и музыка" | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Детский сад «Аленушка», структурное подразделение МБОУ «Бочкаревская СОШ»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
«Музыка весеннего леса»
( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Быковская Елена Анатольевна,
музыкальный руководитель
Технологическая карта занятия (НОД)
Педагог (ФИО): музыкальный руководитель Быковская Елена Анатольевна
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа: подготовительная
Тема занятия: тематическое занятие «Музыка весеннего леса»
Тип занятия по содержанию: закрепление и творческое применение знаний, умений и навыков.
Содержание занятия основывается на ранее изученном материале.
Цель: Через основные виды музыкальной деятельности раскрыть образ весеннего леса
Задачи:
Образовательные:
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики ….
Расширять словарный запас, словарь чувств, эмоций и ассоциаций.
Побуждать к самостоятельной импровизации движений, подчиненных определенному образу.
Формировать умение исполнять знакомые движения в импровизации.
Развивающие:
Создать условия для:
-развития познавательного интереса, мыслительной активности, воображения;
-развития слухового внимания;
-совершенствования техники выполнения основных и танцевальных движений, добиваясь легкости, точности и выразительности;
-развития певческих навыков, ритмического слуха;
-развития музыкальных способностей, навыков исполнения знакомых танцев, песен.
Воспитывающие:
Воспитывать культуру музыкального слушания произведений.
Воспитывать инициативу и творческие способности у детей.
Воспитывать культурные навыки, эстетический вкус в передаче образов.
Формировать навык самооценки.
Планируемые результаты:
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе занятия (мероприятия, занятия)
Предметные:
- ритмично и легко, сохраняя правильную осанку выполнять танцевальные движения;
- правильно передавать мелодию, правильно брать дыхание перед началом фразы;
- проявить интерес к звучащей на занятии музыке и к предложенным видам музыкально-творческой деятельности.
Личностные:
- формирование познавательной и социальной мотивации;
- научится взаимодействовать в парах и со всей группой, почувствовать собственную значимость, приобретет умения прийти на помощь другу, педагогу;
- совершенствование навыков сотрудничества с педагогам и детьми;
- заинтересованность участие во всех видах деятельности на занятии.
Межпредметные:
интеграция ОО «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие «Речевое развитие».
- проявление интереса к данной образовательной деятельности;
- заинтересоваться совместной деятельностью с педагогом и сверстниками;
- позитивно оценить свои музыкально-творческие способности.
УУД
регулятивные УУД:
- принимать образовательную и творческую задачу;
- становление активной субъектой позиции в совместной деятельности, осознание включенности в общую работу, принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
- осознавать и управлять своими эмоциями.
Познавательные УУД
- расширение кругозора дошкольника;
- повышение познавательной активности, развитие внимания, творческого воображения, фантазии.
Коммуникативные УУД
- развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, взаимодействие в парах, группе;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения ( мимика, жесты, движения);
- умение слушать и понимать речь других.
Предварительная работа: беседы по теме занятия; разучивание песен, танцев, стихов, просмотр видеозарисовок о весне.
Технические средства:
Поектор, музыкальный центр, пианино, цифровые носители
Аудиозаписи/нотные партитуры:
1.Запись «Звуки природы» - музыка для релаксации
2.Презентация «Весна»
3.Упражнение: «Ходьба различного характера» р. н. м., «Бег с остановками» венг. н. м.
4.«Задорный танец» Золотарева
5.Музыкально-дидактическая игра «Повтори и придумай свой ритм»
6. Фоногорамма голосов птиц
7. «Бабочки и жуки», муз. Жилина
8. А.Вивальди, «Весна» – 1 ч. из цикла «Времена года»
9.Э.Григ, «Утро»
Используемые технологии:
здороьесберегающие технологии; ИКТ, элементы логопедической ритмики, игровые технологии, технология развития музыкального движения «Ритмическая мозаика» (импровизационные движения, игроритмика, игротанцы), метод моделирования художественно-творческого процесса;
Виды детской деятельности: двигательная, музыкально-художественная, коммуникативная, игровая
В работе с дошкольниками преобладали игровые и практические, наглядные методы в сочетании со словесными. Использовались специфические методы музыкального образования: моделирование художественно-творческого процесса, активизация творческих проявлений ребенка, пластическое интонирование.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»
В результате совместных действий музыкального руководителя и дошкольников формировались предпосылки к различным ключевым компетентностям: учебно-познавательная – владение приёмами действий в нестандартной ситуации; коммуникативная – развитие выдержки и навыков сотрудничества, побуждение к социальным контактам; предметная – мотивационно-творческая активность, направленная на достижение творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Этап, его продолжительность. Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Примечание. Предполагаемый результат. | |||
Психологический настрой 2 -3 мин (Создание атмосферы психологической безопасности) | Даю установку для входа детей в зал в характере музыки, «как музыка подскажет» (А. Вивальди «Весна» - 1 ч. Из цикла «Времена года») Анализ переданных образов и подведение к образу весны. -Ребята, как вы думаете, что это за звуки? В какое время года можно их услышать? «Доброе утро и солнцу, и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Вместе с солнышком встает, Вместе с солнышком поет? | Входят в зал в характере музыки. Становятся в полукруг. Вступают в диалог, выявляют характерные черты образа весны. Пропевают свое имя….. Наташа, Саша, Дарина и т.д. Садятся на стульчики | Беседа по услышанному произведению Коммуникативная игра. Приветствие. Индивидуальная работа | Создание положительного эмоционального настроя на работу. Психологическая готовность | |||
Вводно-организационный. 1-2мин ( организация направленного внимания) | -А сегодня я вас приглашаю в весенний лес. Ребята, а как вы думаете, почему весну называют волшебницей? Действительно так. Взмахнула весна одним рукавом - расстелила ковры зелёные, взмахнула другим - распустились на коврах цветы расписные. Водрузила на трон небесный жаркое солнышко. А какое замечательное весной утро в лесу! Слушание: «Утро» Грига | Проявляют интерес. Вовлекаются в предложенную ситуацию. Ответы детей. Включаются в занятие. | Воображаемая ситуация Беседа Слушание: Э. Григ «Утро» | Формальная готовность к действию, привлечение произвольного внимания | |||
Мотивационно-побудительный. 1-2мин (формирование интереса к содержанию НОД) | -Ребята, а часто ли вам встречаются чудеса? Могу вас уверить, что чудеса случаются не только каждый день, но и каждую минуту. Только нужно очень-очень захотеть их увидеть и быть очень внимательным. | Ответы детей Вовлекаются в тему | Воображаемая ситуация Беседа | Внутренняя мотивация на деятельность Проявление интереса к происходящему Получение нового игрового опыта Развитие воображения, умение реагировать на смену частей музыки, развитие умения бегать легко в соответствии с подвижным характером музыки и ее образным содержанием. совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов. | |||
Актуализация. 5мин. (актуализация имеющихся знаний, представлений по теме. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в расширении имеющихся знаний, умений) | -Хотите, расскажу, сколько чудес я увидела сегодня? Возле моего дома утром появилась целая полянка жёлтых одуванчиков, а вчера их ещё не было. На пеньке я увидела божьих коровок. А какие чудеса увидели вы? Расскажите! (Поощряю высказывания детей) А кто же эти чудеса творит? Конечно же – Весна! Презентация «Весна» -Прислушайтесь, что это за звуки? (фонограмма голосов птиц) Дятел на суку сидит, (передача хлопками ритмического рисунка индивидуально и всей группой). Все кругом ожило и проснулось. С пригорка побежал ручеек (педагог звенит колокольчиком, проговаривая буль-буль-буль.) Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж) Ой, ребята, посмотрите, бабочка прилетела. Бабочка-коробочка полети под облачко Ожили жучки и бабочки и стали передвигаться по весеннему лесу и полянке. . | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях . Отхлопывают ритмический рисунок дети по цепочке передают бульканье ручейка. ж (дети присоединяются). Детям предлагается по музыкальному сигналу распределиться на пары, тройки, несколько кругов, большой круг | Беседа. Демонстрация слайдов Музыкально-дидактическая игра: «Ну-ка, повтори! Игровое упражнение Придание личной значимости предстоящей деятельности Индивидуальная работа Логоритмическое упражнение Танцевальная импровизация: "Бабочки и жуки" Жилина Развитие воображения, Танцевально-игровое творчество | ||||
2 Основная часть занятия | |||||||
Расширение имеющихся представлений(15 мин.) (расширение, закрепление объема знаний и представлений о взаимосвязи настроения и музыки) | -И начались в лесу настоящие чудеса. На ветвях начали набухать и лопаться почки. Лес наполнился ароматом зелени. Ах, как чудесно пахнет! Вот и наступила весна. «Какой славный денек собирайся весь народ! дружно танец мы начнем!» А для того, чтобы танец получился задорный , нам нужно вспомнить движения Ребята, мы с вами не раз были в лесу. А знаете, как себя нужно вести в лесу? Давайте пойдем в лес. Дети идут осторожным шагом, чтобы не потревожить птичьи гнезда. Перед нами ручеек – легкий бег змейкой, перешагивание через кустарник – ходьба с высоким подниманием ног и т. п. Отметить реакцию детей на изменение темпа. А сейчас я вас приглашаю на танец -Ребята, а сейчас нужно пройти и сесть на стульчики. А можно ли передать образ весны в песне? Вспомните знакомые песни о весне. Какая весна в этой песне? (радостная, смешная, задорная, игривая .) Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Эхо» Напоминаю детям о певческой позе, об осанке. Давайте вместе с вами споём эту песенку. Петь будем красиво, весело, звонко. Добиваюсь четкой артикуляции, ясного произношения слов. -Ребята, а с чего же начинается приближение весны? А сколько лучиков у солнышко? | Ответы детей Выполняют движения согласно тексту и музыки Полька в парах Дети самостоятельно распределяются на пары, встают по линии танца. В ситуации, когда ребенок остается без пары, в танец включается воспитатель группы Ответы детей. ( веселая песня) Поют, правильно передавая слова, мелодию и характер музыки Ответы детей. (Яркое, весеннее, тёплое, ласковое, лучистое, доброе).
| Игровые и занимательные приемы Словесный метод Музыкально-ритмические упражнения «Ходьба и бег различного характера» «Задорный танец» Золотарева ( закрепление) Фонопедическое упражнение «ЭХО» Песня «Пришла весна», муз З. Левиной, сл. Некрасовой Игра-танец импровизация «Солнечные лучики» Каждый самостоятельно выбирает траекторию движения | Усвоение понятий, формирование представлений, навыков и т.п. Овладение способами самостоятельно действовать Подготовка артикуляционного аппарата к пению Формирование звуковысотного слуха. | |||
Заключительная часть занятия | |||||||
Релаксация (1,5 мин) | -Вы хорошо пели, и танцевали задорно и весело, а громко топать и хлопать в ладоши можно в лесу? Нет. А знаете, почему? Ведь мы с вами находимся здесь в гостях. А лес любит тишину и покой. Ведь даже хруст ветки, треснувшей у вас под ногами, может вспугнуть маленького зайчишку, сидящего под кустом, и птицу, высиживающую птенцов. Не лучше ли спокойно, послушать музыку леса. Ведь это целый мир звуков. Давайте расслабимся. Садитесь или ложитесь удобно и вслушайтесь в музыку. Она поможет нарисовать вам картинку природы. Звучит запись “Звуки природы”. Дети слушают музыку и делятся впечатлениями. | Дети высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния . | Здоровьесберегаю-щие технологии (упражнения на релаксацию использована для всей группы и в работе со следующими детьми: гиперактивными, склонными к агрессивному поведению, застенчивыми | Выстраивание отношения к происходящему, проживание ситуации; Определение эмоционального состояния | |||
Рефлексия (1,5 мин) ( подведение итогов, формирование элементарных навыков самооценки) | Что нового для себя узнали? Чему научились? Что запомнилось больше всего? Что больше всего понравилось? Да, сегодня мы узнали с вами, какие чудеса случаются весной. Мне бы хотелось, чтобы вы на прогулке обратили внимание на то, что же происходит с природой сейчас, весной. Какие чудеса еще увидите вы. И этим поделитесь со мной на следующем занятии. До свидания. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполнения заданий, собственного замысла, своего эмоционального состояния Осмысливают возможность новых умений в жизни | Беседа Индивидуальная работа | Сформированность представления об образе весны Выражение своего отношения к занятию. Сформированность элементарных навыков самооценки (свои действия, настроение, результат) |
Список учебной и дополнительной литературы.
- Емельянов, В.В Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : Метод. рекомендации для учителей музыки / В. В. Емельянов; Отв. ред. Л. П. Маслова; Новосиб. обл. ин-т усоверш. учителей. - Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1991. - 39,[2] с. : нот. ил.; 22 см.
- Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду - М.: ТЦ Сфера, 2007
- Радынова, О.П. Музыкальное воспитание детей .Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 296 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
- Каплунова, И.М.,Новоксельцева, И.А. Праздник каждый день. Подготовительная группа.-СПб.: «Композитор Санкт-Петербург, 2016. -368 с.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы.
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/11/30/ispolzovanie-logoritmiki-na-muzykalnykh
- http://festival.1september.ru/articles/656790/
- http://www.maam.ru/detskijsad/logoritmika-na-muzykalnyh-zanjatijah.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весеннее развлечение для детей первой младшей группы «Прогулка по весеннему лесу».
Весеннее развлечение для детей первой младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу».Программное содержание: Доставить радость от совместной прогулки, закрепить основные признаки весны.Пособия: Игрушки:...
"В весеннем лесу с Куклой Катей" сценарий весеннего развлечения в младших группах
К детям приходит в гости Кукла Катя со своими друзьями - зверями. Дети с ними поют, танцуют, играют на ложках и бубнах, весело отмечают приход Весны....
План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"
Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...
Прогулка по весеннему лесу (весенний сценарий для 2-й младшей группы)
Ведущая: Ребятки, мы с вами сегодня отправимся в весенний лес. А поедем мы туда на нашем веселом паровозике. (дети «едут» под музыку в зал). Ведущая:...
«Прогулка по весеннему лесу» - сценарий весеннего праздника на ясельной группе
Сценарий весеннего праздника на ясельной группе...
Конспект интегрированного занятия к всемирному дню леса «Прогулка по весеннему лесу»
Конспект интегрированного занятия к всемирному дню леса «Прогулка по весеннему лесу»...
«Приключение в весеннем лесу» (весеннее развлечение для детей средней группы)
Организация досуговой деятельности дошкольников в весенний период. Создание праздничной и доброжелательной атмосферы, положительных эмоций у детей....