Конспект НОД "Музыка весеннего леса"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Быковская Елена Анатольевна

Образовательная область:  «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа:   подготовительная

Тема занятия: тематическое занятие «Музыка весеннего леса»

Тип занятия по содержанию: закрепление и творческое применение знаний, умений и навыков.

Содержание занятия основывается на ранее изученном материале.

Цель: Через основные виды музыкальной деятельности  раскрыть образ весеннего леса

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детский сад «Аленушка», структурное подразделение МБОУ «Бочкаревская СОШ»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

«Музыка весеннего леса»

( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

                                                                                                                                        Быковская Елена Анатольевна,

                                                                                                                                         музыкальный руководитель

                                                                                 

Технологическая карта занятия (НОД)

Педагог (ФИО): музыкальный руководитель Быковская Елена Анатольевна

Образовательная область:  «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа:   подготовительная

Тема занятия: тематическое занятие «Музыка весеннего леса»

Тип занятия по содержанию: закрепление и творческое применение знаний, умений и навыков.

Содержание занятия основывается на ранее изученном материале.

Цель: Через основные виды музыкальной деятельности  раскрыть образ весеннего леса

Задачи:

Образовательные:

Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики ….

Расширять словарный запас, словарь чувств, эмоций и ассоциаций.

Побуждать к самостоятельной импровизации движений, подчиненных определенному образу.

Формировать умение исполнять знакомые движения в импровизации.

Развивающие:

Создать условия для:

-развития познавательного интереса, мыслительной активности, воображения;

-развития слухового внимания;

-совершенствования техники выполнения основных и танцевальных движений, добиваясь легкости, точности и выразительности;

-развития певческих навыков, ритмического слуха;

-развития музыкальных способностей, навыков исполнения знакомых танцев, песен.

Воспитывающие:

Воспитывать культуру музыкального слушания произведений.

Воспитывать инициативу и творческие способности у детей.

Воспитывать культурные навыки, эстетический вкус в передаче образов.

Формировать навык самооценки.

Планируемые результаты:

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе  занятия (мероприятия, занятия)

Предметные:

  •  ритмично  и легко, сохраняя правильную осанку выполнять танцевальные движения;
  •  правильно передавать мелодию, правильно брать дыхание перед началом фразы;
  •  проявить интерес к звучащей на занятии музыке и к предложенным видам музыкально-творческой деятельности.

Личностные:

  • формирование познавательной и социальной мотивации;
  • научится взаимодействовать в парах и со всей группой, почувствовать собственную значимость, приобретет умения прийти на помощь другу, педагогу;
  • совершенствование навыков сотрудничества с педагогам и детьми;
  • заинтересованность участие во всех видах деятельности на занятии.

Межпредметные:
интеграция ОО «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие «Речевое развитие».

  • проявление интереса к данной образовательной деятельности;
  •  заинтересоваться совместной деятельностью с педагогом и сверстниками;
  •  позитивно  оценить свои  музыкально-творческие способности.

УУД

регулятивные УУД:

  • принимать образовательную и творческую задачу;
  • становление активной субъектой позиции в совместной деятельности, осознание включенности в общую работу, принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
  • осознавать и управлять своими эмоциями.

Познавательные УУД

  • расширение  кругозора дошкольника;
  • повышение познавательной активности, развитие внимания, творческого воображения, фантазии.

Коммуникативные УУД

  • развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, взаимодействие в парах, группе;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения ( мимика, жесты, движения);
  • умение слушать и понимать речь других.

Предварительная работа: беседы по теме занятия; разучивание песен, танцев, стихов, просмотр видеозарисовок о весне.

Технические средства:

Поектор, музыкальный центр, пианино, цифровые носители

Аудиозаписи/нотные партитуры:

1.Запись «Звуки природы» - музыка для релаксации

2.Презентация «Весна»

3.Упражнение:  «Ходьба различного характера» р. н. м., «Бег с остановками» венг. н. м.

4.«Задорный танец» Золотарева

5.Музыкально-дидактическая игра  «Повтори и придумай свой ритм»

6. Фоногорамма голосов птиц

7. «Бабочки и жуки», муз. Жилина

8. А.Вивальди, «Весна» – 1 ч.  из цикла «Времена года»

9.Э.Григ, «Утро»

Используемые технологии:

здороьесберегающие технологии; ИКТ, элементы логопедической ритмики, игровые технологии, технология развития музыкального движения «Ритмическая мозаика» (импровизационные движения, игроритмика, игротанцы), метод моделирования художественно-творческого процесса;

Виды детской деятельности: двигательная, музыкально-художественная, коммуникативная, игровая

В работе с дошкольниками преобладали  игровые и практические, наглядные методы в сочетании со словесными. Использовались специфические методы музыкального образования: моделирование художественно-творческого процесса, активизация творческих проявлений ребенка, пластическое интонирование.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

В результате совместных действий музыкального руководителя и дошкольников формировались предпосылки к различным ключевым компетентностям: учебно-познавательная – владение приёмами действий в нестандартной ситуации; коммуникативная – развитие выдержки и навыков сотрудничества, побуждение к социальным контактам; предметная – мотивационно-творческая активность, направленная на достижение творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Этап, его продолжительность. Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Примечание. Предполагаемый результат.

Психологический настрой  2 -3 мин

(Создание атмосферы психологической безопасности)

Даю установку для входа детей в зал в характере музыки,  «как музыка подскажет» (А. Вивальди «Весна» - 1 ч. Из цикла «Времена года»)

Анализ переданных образов и подведение к образу весны.

-Ребята, как вы думаете, что это за звуки? В какое время года можно их услышать?

«Доброе утро и солнцу, и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Вместе с солнышком встает,

Вместе с солнышком поет?

Входят в зал в характере музыки.

Становятся в полукруг.

Вступают в диалог, выявляют характерные черты образа весны.

Пропевают свое имя….. Наташа, Саша, Дарина и т.д.

Садятся на стульчики

Беседа по услышанному произведению

Коммуникативная игра. Приветствие.

Индивидуальная работа

Создание положительного эмоционального настроя на работу.

Психологическая готовность

Вводно-организационный.    1-2мин

( организация направленного внимания)

-А сегодня я вас приглашаю в  весенний лес.

Ребята, а как вы думаете, почему весну называют волшебницей? Действительно так. Взмахнула весна одним рукавом - расстелила ковры зелёные, взмахнула другим - распустились на коврах цветы расписные. Водрузила на трон небесный жаркое солнышко. А какое замечательное весной утро в лесу!

Слушание: «Утро» Грига

Проявляют интерес. Вовлекаются в предложенную ситуацию.

Ответы детей.

Включаются в занятие.

Воображаемая ситуация

Беседа

Слушание: Э. Григ «Утро»

Формальная готовность к действию, привлечение произвольного  внимания

Мотивационно-побудительный.  1-2мин

(формирование интереса к содержанию НОД)

-Ребята, а часто ли вам встречаются чудеса?

Могу вас уверить, что чудеса случаются не только каждый день, но и каждую минуту. Только нужно очень-очень захотеть их увидеть и быть очень внимательным.

Ответы детей

Вовлекаются в тему

Воображаемая ситуация

Беседа

Внутренняя мотивация на деятельность

Проявление интереса к происходящему

Получение нового игрового опыта

Развитие воображения, умение реагировать на смену частей музыки, развитие умения бегать легко в соответствии с подвижным характером музыки и ее образным содержанием.

совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов.

Актуализация.  5мин.

(актуализация имеющихся знаний, представлений по теме. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в расширении имеющихся знаний, умений)

-Хотите, расскажу, сколько чудес я увидела сегодня?

Возле моего дома утром появилась целая полянка жёлтых одуванчиков, а вчера их ещё не было. На пеньке я увидела божьих коровок.

А какие чудеса увидели вы? Расскажите!

(Поощряю высказывания детей)

А кто же эти чудеса творит? Конечно же – Весна!

Презентация «Весна»

-Прислушайтесь, что это за звуки? (фонограмма голосов птиц)

Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.

(передача хлопками ритмического рисунка индивидуально и всей группой).

Все кругом ожило и проснулось.

С пригорка побежал ручеек (педагог звенит колокольчиком, проговаривая буль-буль-буль.)

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

Ой, ребята, посмотрите, бабочка  прилетела.

Бабочка-коробочка полети под облачко
Там твои детки, на березовой ветке.

Ожили жучки и бабочки и стали передвигаться по весеннему лесу и полянке.

.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях

.

Отхлопывают ритмический рисунок

дети по цепочке передают бульканье ручейка.

ж (дети присоединяются).

Детям предлагается по музыкальному сигналу распределиться на пары, тройки, несколько кругов, большой круг

Беседа.

Демонстрация слайдов

Музыкально-дидактическая игра: «Ну-ка, повтори!

Игровое упражнение

Придание личной значимости предстоящей деятельности

Индивидуальная работа

Логоритмическое упражнение

Танцевальная импровизация: "Бабочки и жуки" Жилина

Развитие воображения,

Танцевально-игровое творчество

2   Основная часть занятия

Расширение имеющихся представлений(15 мин.)

(расширение, закрепление объема знаний и представлений о взаимосвязи настроения и музыки)

-И начались в лесу настоящие чудеса. На ветвях начали набухать и лопаться почки. Лес наполнился ароматом зелени. Ах, как чудесно пахнет! Вот и наступила весна.

«Какой славный денек собирайся весь народ!
Музыку заведем

дружно танец мы начнем!»

А для того, чтобы танец получился задорный , нам нужно вспомнить движения

Ребята,  мы с вами не раз были в лесу. А знаете, как себя нужно вести в лесу?

Давайте пойдем в лес.

Дети идут осторожным шагом, чтобы не потревожить птичьи гнезда.

Перед нами ручеек – легкий бег змейкой, перешагивание через  кустарник – ходьба с высоким подниманием ног и т. п.

Отметить реакцию детей на изменение  темпа.

А сейчас я вас приглашаю на танец

-Ребята, а сейчас нужно пройти и сесть на стульчики.

А можно ли передать образ весны в песне? Вспомните знакомые песни о весне.

Какая весна в этой песне? (радостная, смешная, задорная, игривая .)

Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса

«Эхо»

Напоминаю детям о певческой позе, об осанке.

Давайте вместе с вами споём эту песенку. Петь будем красиво, весело, звонко.

Добиваюсь четкой артикуляции, ясного произношения слов.

-Ребята, а с чего же начинается приближение весны?
А какое оно весеннее солнышко

А сколько лучиков у солнышко?
Много.
Давайте возьмем в руки ленточки и потанцуем с солнечными лучиками

Ответы детей

Выполняют движения согласно тексту и музыки

Полька в парах

Дети самостоятельно распределяются на пары, встают по линии танца.

В ситуации, когда ребенок остается без пары, в танец включается воспитатель группы

Ответы детей.

( веселая песня)

Поют, правильно передавая слова, мелодию и характер музыки

Ответы детей.

(Яркое, весеннее, тёплое, ласковое, лучистое, доброе).


Дети берут ленточки и импровизируют под музыку, придумывая движения к “образу” солнечные лучики.

Игровые и занимательные приемы

Словесный метод

Музыкально-ритмические упражнения

«Ходьба и бег различного характера»

«Задорный танец» Золотарева ( закрепление)

Фонопедическое упражнение «ЭХО»

Песня «Пришла весна», муз З. Левиной, сл. Некрасовой

Игра-танец импровизация «Солнечные лучики»

Каждый самостоятельно выбирает траекторию  движения

Усвоение понятий, формирование представлений, навыков и т.п. Овладение способами самостоятельно действовать

Подготовка артикуляционного аппарата к пению

Формирование звуковысотного слуха.

Заключительная часть занятия

Релаксация (1,5 мин)

-Вы хорошо пели, и танцевали задорно и весело,  а громко топать и хлопать в ладоши можно в лесу? Нет. А знаете, почему? Ведь мы с вами находимся здесь в гостях. А лес любит тишину и покой. Ведь даже хруст ветки, треснувшей у вас под ногами, может вспугнуть маленького зайчишку, сидящего под кустом, и птицу, высиживающую птенцов. Не лучше ли спокойно, послушать музыку леса. Ведь это целый мир звуков. Давайте расслабимся. Садитесь или ложитесь удобно и вслушайтесь в музыку. Она поможет нарисовать вам картинку природы.

Звучит запись “Звуки природы”. Дети слушают музыку и делятся впечатлениями.

Дети высказываются по поводу полученной информации,  своего эмоционального состояния

.

Здоровьесберегаю-щие технологии (упражнения на релаксацию  использована для всей группы и в работе со следующими детьми:

гиперактивными,

склонными к агрессивному поведению,

застенчивыми

Выстраивание отношения к происходящему, проживание ситуации;

Определение эмоционального состояния

Рефлексия  (1,5 мин)

( подведение итогов, формирование элементарных навыков самооценки)

Что нового для себя узнали?  Чему научились?

Что запомнилось больше всего?

Что больше всего понравилось?

Да, сегодня мы узнали с вами, какие чудеса случаются весной. Мне бы хотелось, чтобы вы на прогулке обратили внимание на то, что же происходит с природой сейчас, весной. Какие чудеса еще увидите вы. И этим поделитесь со мной на следующем занятии.

До свидания.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполнения заданий, собственного замысла, своего эмоционального состояния

Осмысливают возможность новых умений в жизни

Беседа

Индивидуальная работа

Сформированность представления об образе весны

Выражение своего отношения к занятию.

Сформированность элементарных навыков самооценки (свои действия, настроение, результат)

Список учебной и дополнительной литературы.

  1. Емельянов, В.В Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : Метод. рекомендации для учителей музыки / В. В. Емельянов; Отв. ред. Л. П. Маслова; Новосиб. обл. ин-т усоверш. учителей. - Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1991. - 39,[2] с. : нот. ил.; 22 см.
  2. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду - М.: ТЦ Сфера, 2007
  3. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание детей .Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 296 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
  4. Каплунова, И.М.,Новоксельцева, И.А. Праздник каждый день. Подготовительная группа.-СПб.: «Композитор Санкт-Петербург, 2016. -368 с.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы «Прогулка по весеннему лесу».

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу».Программное содержание: Доставить радость от совместной прогулки, закрепить основные признаки весны.Пособия: Игрушки:...

"В весеннем лесу с Куклой Катей" сценарий весеннего развлечения в младших группах

К детям приходит в гости Кукла Катя со своими друзьями - зверями. Дети с ними  поют, танцуют, играют на ложках и бубнах, весело отмечают приход Весны....

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

Прогулка по весеннему лесу (весенний сценарий для 2-й младшей группы)

Ведущая:      Ребятки, мы с вами сегодня отправимся в весенний лес. А поедем мы туда на нашем веселом паровозике. (дети «едут» под музыку в зал). Ведущая:...

Конспект интегрированного занятия к всемирному дню леса «Прогулка по весеннему лесу»

Конспект интегрированного занятия к всемирному дню леса «Прогулка по весеннему лесу»...

«Приключение в весеннем лесу» (весеннее развлечение для детей средней группы)

Организация досуговой деятельности дошкольников в весенний период. Создание праздничной и доброжелательной атмосферы, положительных эмоций у детей....