Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знатоки природы»
материал (старшая группа)

Воропаева Елена Владимировна

Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_znatoki_prirody.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 37"

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста

на тему:  «Знатоки природы»

Цель:

формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:

● Систематизировать и обобщить представления о живой природе;

● Учить использовать полученные знание в играх;

● Развивать творческое воображение, внимание, смекалку, речь;

● Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой;

● Воспитывать доброту, чувства сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, умение вести себя в природе;

Материалы и оборудование:

Мультимедиа-проектор, экран, ПК, презентация; награды для команд (грибы, соты, шишки); корзины, обручи и грибы для эстафеты; мольберты; бумага белого цвета формата А3 на каждую команду; маркеры.

Ведущий: 

Добрый день, дорогие ребята, и уважаемые гости!

Ребята, вы любите играть? (Ответ) Сегодня состоится игра - викторина между командами «Зайчата», «Бельчата» и «Медвежата». (Ведущий представляет команды, показывая на них рукой) Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе, что они являются настоящими знатоками природы. Для проведения  игры нам потребуется справедливое жюри, которое будет оценивать ваши ответы.  

За каждый правильный ответ команда «Зайчата» будет получать грибок (ведущий показывает: вот какой).

Команда «Медвежата» будет тоже поощряться. Как вы думаете чем? Что любят медведи? (Мед). Правильно, мед, а наш мед будет находиться вот в таких сотах.

А что же будет получать команда «Бельчата?» Что любят белки? (Орешки) Правильно,  орешки находятся вот в таких  шишках.

Прежде, чем мы начнем нашу игру, каждый из вас должен узнать правила нашей игры: команды  должны внимательно слушать другу друга, участники не должны кричать с места и мешать остальным.

                

  1.  «Приветствие команд» 

(заранее команды должны выучить приветствие и выбрать капитана.)

Ведущий: А теперь настало время приветствия команд.  Команда «Бельчата» хочет поприветствовать команду «Медвежат» и «Зайчат»

Приветствие команды   «Бельчата» гр. № 1

Мы команда белок

Сильных и умелых,

Ловко прыгаем в лесу,

сохраняя высоту.

Приветствие команды «Медвежата» гр.№ 2

Мы ребята, медвежата,

живем в густом лесу.

Мы все видим и все знаем

И природу охраняем.

Приветствие команды «Зайчата» гр. № 4

Мы веселые  зайчишки,

Смельчаки, а не трусишки.

Любим прыгать и скакать,

За природой наблюдать.

Ведущий: Мне очень понравились все команды, поэтому и «Зайчата», и «Бельчата» и «Медвежата» получают свою первую награду. (по 1 грибку, 1 соте, 1 шишке)

2.  Конкурс команд. «Загадаю-отгадайте»

Ведущий:  Вы должны  будете ответить на мои вопросы. Я прошу вас быть внимательными и находчивыми.  Не забывайте о правилах игры. Внимание, первый вопрос для команды «Зайчата»

Вопросы для команды  «Зайчата»:  

  1. Ель, сосна, береза, ива – это (деревья)
  2. У какого дерева белый ствол? (У березы.)
  3. Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
  4. Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)
  5. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)
  6. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)
  7. В какое время года с деревьев опадает листва (осенью)
  8. Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
  9. У какого зверя есть иголки? (у ежа.)
  10. Бывают грибы съедобные, а бывают — ... (Несъедобные).

Вопросы для команды  «Бельчата»

  1. Воробей, соловей, дрозд, ворона, это – (птицы)
  2. Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
  3. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
  4. Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)
  5. Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы)
  6. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
  7. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
  8. Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)
  9. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
  10. Ласточка остаётся зимовать или нет? (нет)

Вопросы для команды «Медвежата»  

  1. Волк, лиса, песец, олень это – (звери)
  2. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятел)
  3. Хвост пушистый, мех, золотистый в лесу живет, в деревне кур крадет (Лиса)
  4. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
  5. Как назвать детеныша овцы (ягненок)
  6. Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)
  7. Клубника, черника, морошка, малина это – (ягоды)
  8. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
  9. Какого цвета листья на деревьях осенью? (Желтого, красного)
  10. Сколько ног у жука? (шесть)

Ведущий: Молодцы, ребята, справились с этим конкурсом и жюри оценивает выполненные задания.    Я вижу настроение у всех замечательное, можно приступать к следующему заданию.

3. Игра – эстафета: "Собери съедобные грибы" (под музыку)

3 команды по 8 человек. На полянке (3 обруча), в них  расставлены грибы (по 8 шт. + 2 мухомора в каждом) По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут съедобный гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сорвут грибы.

4.  Конкурс  «Четвертый лишний»

Ведущий: Как потрудились наши команды, мы увидели, а теперь подошло время для конкурса капитанов. На экране вы увидите 4 разных предмета, вам нужно будет убрать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя (Участвуют капитаны команд. По 3 слайда. Дети отвечают поочередно)

 Слайды.

• заяц, ёж, лиса, шмель;

• бабочка, стрекоза, пчела, енот;

• ворона, снегирь, воробей, волк;

• кузнечик, божья коровка, комар; синица,

• муравей, жук, гусеница; карась,

• подснежник, тюльпан, одуванчик; ель

• медведь, белка, лиса, корова;

• свинья, лошадь, баран, зебра;

• подберезовик, груздь, лисичка, ромашка.

5.  Конкурс знаний правил поведения в лесу.

Ведущий: Капитаны замечательно справились со своими заданиями, но на этом их испытания не закончились. Ведь вы знаете, что от капитана многое зависит, особенно если он со своей командой отправился в лес. Прежде всего, капитан должен знать правила поведения в лесу. Давайте  с вами поиграем в игру под названием «Экологический светофор». Сейчас на экране будут появляться картинки (слайды). Вы должны оценить, правильно ли поступили ребята, в той или иной ситуации. Если ребята  будут поступать хорошо, вы показываете зеленый веселый светофор, а если плохо – красный, грустный.

Ведущий: Молодцы! Все вы знаете, что лес не только для нашей забавы. Он богатство нашей страны. Все деревья, ягоды, кусты, выросли нам на пользу. Берегите Лес ребята, он наша радость. А теперь давайте немного отдохнем.

6.  Музыкальная разминка:

танец под песенку с музыкальным руководителем.

7.  Конкурс «Угадай по описанию».

«Зайчатам» “Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.  Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). ( Ответ: лиса)

«Бельчатам» “У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”. Подсказка: Его считают большим трусишкой. (Ответ: заяц)

«Медвежатам» «Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”. Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Ответ: еж)

9.  Задание -«Скажи наоборот».

1. Дерево высокое, а куст (низкий)

2. Волк- зверь большой, а еж (маленький).

3. Снег мягкий, а лед (твердый)

4. Зимой холодно, а летом (жарко)

5. Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя).

6. Воробей мелкий, а сорока (крупная)

7. Днем светло, а ночью – (темно)

8. У сороки хвост длинный, а воробья (короткий)

9. Дорога широкая, а тропинка – (узкая)

10. Змея – гладкая, а лисичка – (пушистая)

11. Летом листочки зеленые, а осенью – (желтые)

12. Ворона - тяжелая, а бабочка – легкая

8.  Финальный конкурс «художников»

Нарисуем портрет:

Зимы – «Зайчата». Какие признаки Зимы вы можете назвать? (земля покрывается снежным покровом, сугробами, приходят морозы, метель, вьюга, идет снег, гололедица, на деревьях нет листьев)

Лета – «Медвежата». Какие признаки Лета вы можете назвать? (ярко светит солнце, зеленеет трава, летают насекомые

Осени – «Бельчата «Какие признаки Осени вы можете назвать? (желтеют листья, падают; моросят мелкие холодные дожди; птицы собираются в стаи и улетают на юг, исчезают насекомые)

  1. Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе!  Я хочу поблагодарить вас за отличную игру.  А сейчас наше уважаемое жюри подведет итоги и объявить команду победителей.

(Предоставляется слово членам жюри)

Ведущий: 

Наша игра-викторина закончена.  

Победила дружба!  

Спасибо всем участникам, жюри и зрителям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Осенний марафон»

Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности....

Экологическая викторина для детей среднего дошкольного возраста тема: «Знатоки природы!»

Закрепление знаний детей о диких животных, домашних животных и птицах....

Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Викторина направлена на обобщение и систематизацию знаний детей о природе...

Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Природа, мы – твои друзья».

Закрепление экологических знаний у детей; формирование правильного отношения к природе....

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. ...

Литературно - экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мир удивительных рассказов и сказок В.В.Бианки»

Наше занятие мы посвящаем жизни и творчеству писателя – натуралиста Виталия Валентиновича Бианки, которого часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». ...