Статья "Сопровождение родителей в дошкольном образовательном учреждении"
статья

Целью педагогического сопровождения семьи выступает создание в рамках социально-педагогической среды дошкольного учреждения условий для личностного развития родителей как воспитателей собственного ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_roditeley.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ТЕМА: Процесс сопровождения родителей в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Носкова Татьяна Адольфовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 73 Приморского района Санкт-Петербурга

Определение понятия «сопровождение»

В настоящее время в научной литературе термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности. Необходимо заметить, что поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме.

На сегодняшний день широкое распространение различных форм сопровождения породили большое количество определений и подходов к данному феномену, где понятие «сопровождение» рассматривается как синоним поддержки, содействия, сочувствия, сотрудничества, взаимодействия, как метод и как создание специфических условий для деятельности, как процесс [Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)].

Сопровождение как процесс: А.К. Маркова включает в этот процесс несколько этапов: диагностику, сбор информации о методах решения проблемы, консультацию на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации.

По мнению В.А. Айрапетова, педагогическое сопровождение – это форма партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений.

Педагогическое сопровождение, по определению И.А. Колесниковой и В.А. Сластенина, это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Несмотря на то, что понятие педагогическое сопровождение, прежде всего, относится к сопровождению учащихся и воспитанников дошкольных учреждений, в качестве субъекта сопровождения может выступать семья. Особая роль в педагогическом сопровождении отводится взаимодействию учреждения дошкольного образования и семьи. Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе дошкольного учреждения и каждого педагога. Правильная организация взаимоотношений семьи и учреждения дошкольного образования играет важную роль в развитии и воспитании ребенка, обеспечивает ему двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома и в детском саду.

Цель, этапы и принципы сопровождения родителей

Целью педагогического сопровождения семьи выступает создание в рамках социально-педагогической среды дошкольного учреждения условий для личностного развития родителей как воспитателей собственного ребенка. Сопровождение осуществляется педагогическими средствами, через педагога, традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия [Педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения, Никонова Людмила Евгеньевна канд. пед. наук, доцент кафедры общей и дошкольной педагогики БГПУ Шклярова Светлана Сергеевна БГПУ им. М.Танка, магистрант, г. Минск ГУО «Минский городской педагогический колледж»].

В педагогическом сопровождении семьи выделяют следующие этапы:

  • диагностический (осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения);
  • поисковый (сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим сопровождаемым);
  • консультативно-проективный (обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы); деятельностный (достижение желаемого результата);
  • рефлексивный (этап осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы).

Принципы сопровождения родителей [Кудряшова, Н. А. Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста / Н. А. Кудряшова, С. В. Боклина, Е. В. Сапрыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 176-180. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48202/ (дата обращения: 08.12.2021)]:

  • доверительность отношений – обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
  • личностная заинтересованность родителей «Никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться»;
  • подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия (мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно).

Возможные отрицательные результаты в процессе сопровождения родителей

В процессе сопровождения родителей в целом наблюдались положительные стороны при решении обнаруженных проблем. Но необходимо заметить, что не все участники данного процесса были удовлетворены характером взаимодействия, считая, что пока не все вопросы решаются с достаточной эффективностью.

Со стороны педагогов ожидания от взаимодействия с родителями были завышены. Деятельность же педагогов практически полностью соответствуют ожиданиям со стороны родителей. В данной ситуации можно сказать об одностороннем характере взаимодействия.

Следующей отрицательной стороной можно назвать неравномерность прохождения этапов сопровождения, некоторые родители не выражали желание и не принимали участие в процессе разработки проекта, но включились в него в процессе реализации. Некоторые родители не выполняли предложенные игры-задания со своими детьми, в связи с чем возрастала нагрузка на педагогов для прохождения с детьми того или иного этапа.

Отрицательным результатом можно также назвать завышенные требования некоторых родителей как к ребенку, так и к педагогам.  Данная категория родителей перекладывала всю ответственность за освоение материала на педагогов.

Среди всех родителей один отказался принимать участие в проекте сам, при этом согласился что ребенку необходима дополнительная поддержка, но у него на это нет времени.

Возможные причины отрицательного результата в процессе сопровождения родителей

Причинами отрицательного результата в процессе сопровождения могут стать: недостаточная осведомленность и низкая педагогическая компетентность родителей; завышенные ожидания от процесса, личностные факторы (педагогов и родителей) мешающие взаимопониманию; высокая степень занятости родителей; среди воспитанников бывают часто болеющие дети, отсутствие которых препятствует прохождению материала. Определенная категория педагогов не столько ищет в общении с членами семьи способов сближения, сколько повода указать им на просчеты в семейном воспитании. Не умея тактично, продуманно и аргументированно вести диалог, они сами не получают удовлетворения контактами с родителями и вызывают соответствующее к себе отношение. Педагоги часто ориентируются на "среднего" родителя, не дифференцируют условий семейного воспитания по составу семьи, отношению родителей к воспитанию, их педагогическим возможностям, общей культуре, образованию, возрасту.

Пути решения

Повышать педагогическую грамотность родителей различными методами и формами.

Повысить степень осведомленности родителей о результатах на различных этапах реализации проекта.

Уделять большее внимание индивидуальным формам взаимодействия.

Разрабатывать индивидуальные маршруты взаимодействия в рамках группового проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.

Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая  ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...

Консультация для родителей "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно - эстетического развития ребёнка."

Эстетическое развитие ребёнка имеет важное значение для его подготовки к школе. Но такого рода развитие не осуществляется само по себе. Для этого требуется большая, напряжённая и кропотливая работа по...

Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении

 Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников обр...

Проекты как форма совместной деятельности воспитателя и детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении.

Проекты как форма совместной деятельности воспитателя и детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении. ...