Конспект по познавательному развитию в средней группе "Широкая Масленица!"
план-конспект занятия (средняя группа)
Познакомить детей с традициями празднования русского народного праздника "Масленица".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_srednyaya_gruppa.docx | 12.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Познание»
Цель: формировать представление детей о традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы.
Образовательная задача: Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности.
Развивающая задача: Развивать речь (упражнять в словообразовании с помощью суффиксов, заучивать заклички. Активизировать словарь словами: чучело, артисты, зрители, бубен, балалайка, Кострома, зять ,тёща, развивать координацию речи с движениями.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа.
Предварительная работа: разучивание песни «Мы давно блинов не ели»
И игры «Гори, гори ясно», рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний
Материал: аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни «Мы давно блинов не ели»,колокольчик, платок для завязывания глаз
Ход занятия:
Воспитатель в русском национальном костюме приглашает детей в группу
Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне –красне. Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)
Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна, приходи, красна!
Давай, солнышко -колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту, тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи), а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.
Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день -особенный. А какой вы сейчас сами мне отгадаете.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
1.Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день-
Понедельник- (встреча)
В этот день делают куклу-чучело Кострому (показ иллюстрации) и строят снежные горки. И, конечно же, начинают печь блины.
Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон» В эту игру с давних-предавних времен играли на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.
Живёт масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.
Все в круге поют:
Дили-динь,дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем.
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как
участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником игры.
2.У меня ещё вопрос…..
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит веселый наигрыш
А вторник у нас (заигрыш)
В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.
Давайте и мы с вами сейчас поиграем
Подвижная ига «Гори, гори ясно»
Играющие выстраиваются парами друг за другом- в колонку.Игроки берутся за руки поднимают их вверх, образуя «ворота».Последняя пара проходит»Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара.»Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят.
Колокольчики звенят:
-Дин -дон, дин -дон.
Выбегай скорее вон.
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
«Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь»
«Горящий старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегающи, то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
3.Разгулялись ,господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названьем (лакомка)
В этот день приходят гости на блины
Пальчиковая гимнастика:
Мама нам печёт блины.
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной
(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)
Стала маша гостей собирать(хлопать в ладоши)
И Иван приди(загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)
И Степан приди,
Да и Андрей при,
Да и Матвей приди.
А Митрошечка,
Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки
Стала Маша гостей угощать(хлопать в ладоши)
И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)
Стала маша гостей провожать(хлопать в ладоши)
Прощай, Иван (поочереди машемпальчикаи обеих рук, начиная с больших)
Прощай Степан,
Прощай Андрей,
Прощай, Матвей,
Прощай, Митрошечка!
4.Он и чистый, и широкий
То четверг уж на пороге
В этот день ты не зевай,
Он зовётся (разгуляй)
Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни
Рассматривание картины «Масленица- проводы зимы»
Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы.(описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился?(дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете ,зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались(зрители улыбаются)
Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.
Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"
Дети передают в кругу бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен.
Быстро -быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам
Давайте ещё посмотрим на картинку .
Вот соломенное чучело зимы. Это чучело называется «кострома».На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).
Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.
5.Вот и пятница пришла
Гостей в дом привела
Есть блины, кататься с горки
Это тёщины (вечёрки) Тёща- мать жены или по-другому мама вашей мамы
Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины-просто объеденье!
Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:
На тарелке он один- называем просто….(блин)
Много испекли их мы-тогда назовём…..(блины)
Испекли для дочек-назовём……(блиночек)
Будет кушать их сынок-назовём тогда…..(блинок)
Огромный, как домище-назовём…..(блинище)
Дети поют песню «Мы давно блинов не ели»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины. Блины , блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины- то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой ,блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины.
Вы блиночки мои!
Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы
Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои
6.А теперь пришла суббота,
Сидеть девчатам неохота,
И резвятся, словно белки,
Это –золовкины (посиделки) Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы
В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.
7.День последний подошёл,
Великий пост с собой привел.
В последний день едим блины печёные
А зовётся воскресение (прощенное)
Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека
Аппликация «Солнышко»
Блин похож по своей форме на солнышко. А если приделать к нему лучи, то будет походить ещё больше. Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга-«Солнце»
Рефлексия
Воспитатель:
Вам понравился мой рассказ про Масленицу. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А теперь будем пить чай и лакомиться вкусными блинами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта НОД (познавательное развитие) в средней группе на тему "Органы чувств"
Цель данного занятия - закрепить знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык) и их функциях на основе опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект по познавательному развитию для средней группы "Великий праздник День Победы!"
Расширять представления детей об армии в годы В.О.В....
Конспект по познавательному развитию в средней группе "В гости к белке"
Конспект по ознакомлению с природным миром. В занятии используется наглядный и литературный материал....
НОД конспекта по познавательному развитию в средней группе тема:" Где спрятался воздух?"
Цель: Развивать познавательную активность в процессе эксперементирования, расширять знания о воздухе....
конспект по познавательному развитию в средней группе
занятие по закреплению знаний о магните и его свойствах. экспериментальная деятельность. этапы работы: гайки перемешаные с горохом, болтики на дне стакана с водой, проведи шайбу по тропинке. игра в мя...
Презентация к конспекту по познавательному развитию в средней группе "История города Серпухова"
Презентация к конспекту по познавательному развитию в средней группе "История города Серпухова"...
"Конспект по познавательному развитию в средней группе "Волшебница вода"
Создать целостное представление о воде как о природном явление; дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе; познакомить со свойствами воды;развивать интерес к экспериментированию; пок...