Использование инструментов бережливого производства в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ
статья

Мацнева Ольга Владимировна

Использование технологий бережливого производства означает выявление резервов внутреннего развития на случай возникновения трудностей. Большинство потерь могут быть ликвидированы при помощи внедрения современных методов бережливого производства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezhlivoe.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инструментов бережливого производства в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ 

Повышение качества образования является одной из приоритетных задач современной России. Применение принципов «бережливого производства», используемых на многих преуспевающих предприятия мира, в образовательном процессе, может вывести его на более высокий уровень. Концепция бережливого производства предусматривает не сокращение расходов, а устранение потерь, не приносящих добавочной ценности продукту или услуге. В любой системе во всех процессах - от производства и сборки до гостиничного бизнеса, образования, здравоохранения, транспорта и социальных служб - существуют скрытые потери. Обучение само по себе является своеобразным производственным процессом, в ходе которого некоторому «продукту» (обучаемому) сообщается добавленная стоимость (знания и навыки), поэтому в образовательном учреждении в настоящее время очень актуально внедрение  инструментов бережливого производства. Такой подход обеспечивает оптимизацию системы образования.

Образовательное учреждение - это очень сложный механизм, состоящий из десятков процессов, сложив результаты которых воедино мы получаем итоговый результат.

Использование технологий бережливого производства означает выявление резервов внутреннего развития на случай возникновения трудностей. Большинство потерь могут быть ликвидированы при помощи внедрения современных методов бережливого производства. Поэтому применения таких технологий оптимизации труда и росту качества образования.

В системе образования используется система 5S.

5S — система организации и рационализации рабочего места (рабочего пространства).. Разработана она в послевоенной Японии.

Выделяется 5 шагов:

  • cэири (整理) «сортировка» (нужное — ненужное) — чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
  • cэитон (整頓) «соблюдение порядка» (аккуратность) — упорядоченное и точное расположение и хранение необходимых вещей, которое позволяет быстро и просто их найти и использовать;
  • cэисо (清掃) «содержание в чистоте» (уборка) — содержание рабочего места в чистоте и опрятности;
  • сэикэцу (清潔) «стандартизация» (установление норм и правил) — необходимое условие для выполнения первых трёх правил;
  • сицукэ (躾) «совершенствование (буквальный перевод — воспитание)» (самодисциплина) — воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

Кабинет учителя-логопеда соответствует системы 5S .

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Специфическими особенностями неречевых процессов у детей с нарушениями речи являются недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, коррекционно-развивающий процесс в работе учителя–логопеда невозможен без большого количества наглядного материла. Чтобы сэкономить время подготовки, нужно обязательно рассортировать весь материал по лексическим темам, т.к. каждой неделе соответствует своя лексическая тема, а так же подбираются картинки на изучаемые звуки. Кроме этого материал объединяется по направлениям работы: формирование фонематических средств языка, основы обучения грамоте, автоматизация звуков, развитие связной речи, работа над слоговой структурой слова, консультирование родителей.

Опорные схемы-картинки способствуют восприятию информации зрительным и слуховым анализаторами одновременно, что важно для дошкольников с нарушениями речи. Это способствует экономии времени восприятия материала.

Характеристика звука без опоры на наглядность занимает лишком много времени: ребёнок должен вспомнить последовательность характеристики, правильно определить гласный это звук, или согласный. Схема упрощает процесс, подсказывает последовательность характеристики.

Одна из актуальных проблем детей с общим недоразвитием речи – низкий уровень развития связной речи. Полноценное владение связной речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приёмы мнемотехники. Это связано с тем, что у дошкольников с ОНР память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту, но у них заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. С использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусcтвенных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания, являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, установленные как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо хорошо известным. Особенность методики – применение изображений предметов на начальных этапах, а затем, символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для обозначения домашних – дом.

Развитие связной речи детей с использованием мнемотаблиц ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений.

Большинство потерь во времени и качестве оказываемой услуги могут быть ликвидированы при помощи внедрения современных методов бережливого производства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда.

Предлагаемая Вашему вниманию статья содержит теоретический и практический материал по использованию пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда....

Использование пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда.

Предлагаемая Вашему вниманию статья содержит теоретический и практический материал по использованию пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда....

Методическая разработка. Использование мнемотехники для автоматизации поставленных звуков в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование мнемотехники для автоматизации поставленных звуков в работе учителя-логопеда ДОУ на идивидуальных и подгрупповых занятиях....

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....