Сенсорное воспитание в детском саду
статья

Казакова Алимат Магарбиевна

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.  Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание в детском саду

Сенсорное воспитание-это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.  Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Большой вклад в развитие сенсорного воспитания внесла Мария Монтессори , которая разработала систему развития органов чувств у детей, мелкой моторики рук, формирования умения на ощупь определять незначительные различия. Большой вклад в развитии сенсорного воспитания в России внесла Елизавета  Ивановна Тихеева. Она разработала дидактические игры, материалы, которые использовались для развития познавательной сферы ребенка.

Содержание сенсорного воспитания дошкольного возраста

  1. В дошкольном возрасте дети должны усвоить основные цвета и оттенки, учатся смешивать цвета, сравнивать предметы по цвету;
  2.  Учить детей пространственным ориентировкам: вперед, назад; вверху, внизу; слева, справа и другие;
  3. Учить ориентироваться во времени, овладевать временными понятиями: вчера, сегодня, завтра, учить различать продолжительность времени;
  4. Уметь различать звуки, речи, музыки по высоте, ритмический рисунок;
  5. Развивать у детей тактильную чувствительность (холодный, теплый, гладкий, пушистый и т.д);
  6. Развивать обонятельные восприятия, различать запахи;
  7. Развивать вкусовые ощущения.

Методика сенсорного воспитания
Развитие ощущений и восприятий, происходит в условии целенаправленной деятельности:

  1. Продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование;
  2. Трудовая деятельность: знакомство со свойствами бумаги, ткани, земли и т.д;
  3. Игры с игрушками и предметами особенной специальными: кубики, домики и т.д;
  4. Организация проведения специальных занятий, с целью выделить как можно больше качеств: цвет, форма, вес, твердость, фактура материала.

Этапы формирования сенсорных эталонов

Сенсорные эталоны - это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Это основные цвета, геометрические фигуры, музыкальные звуки и т.д. Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается всего до дошкольного возраста. Освоение сенсорных эталонов проходит три периода, которые отражают возможности ребенка систематизировать получаемые им представления о свойствах предметах.

Первый период-1-2 года, в этот период ребенок отображает лишь отдельные особенности предмета. Этот период сенсомоторных эталонов, который имеет существенное значение для непосредственного двигательного приспособления – некоторые особенности форм, величину предметов, расстояние.

Второй период - длится в среднем до 5 лет. Ребенок пользуется предметными эталонами, то есть образы свойств, предметов соотносятся с определенными предметами.

Третий период – в возрасте пяти лет и старше происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов. Когда сами свойства предметов приобретают  эталонное значение, в отрыве от конкретного предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание в детском саду

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.  Сенсорная кул...

Сенсорное воспитание в детском саду

Сенсорное воспитание в детском саду...

Содержание воспитания сенсорной культуры в детском саду

   Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в ...

Сенсорное воспитание в детском саду

 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11720663","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]]   Вхождение ребенка в культуру обществ...

Сенсорное воспитание в детском саду

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.Сен...

Сенсорное воспитание в детском саду.

Сенсорное воспитание в детском саду...

Сенсорное воспитание в детском саду

Значение сенсорики в детском возрасте...