Сенсорное воспитание в детском саду
статья
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорное воспитание в детском саду | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание в детском саду
Сенсорное воспитание-это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Большой вклад в развитие сенсорного воспитания внесла Мария Монтессори , которая разработала систему развития органов чувств у детей, мелкой моторики рук, формирования умения на ощупь определять незначительные различия. Большой вклад в развитии сенсорного воспитания в России внесла Елизавета Ивановна Тихеева. Она разработала дидактические игры, материалы, которые использовались для развития познавательной сферы ребенка.
Содержание сенсорного воспитания дошкольного возраста
- В дошкольном возрасте дети должны усвоить основные цвета и оттенки, учатся смешивать цвета, сравнивать предметы по цвету;
- Учить детей пространственным ориентировкам: вперед, назад; вверху, внизу; слева, справа и другие;
- Учить ориентироваться во времени, овладевать временными понятиями: вчера, сегодня, завтра, учить различать продолжительность времени;
- Уметь различать звуки, речи, музыки по высоте, ритмический рисунок;
- Развивать у детей тактильную чувствительность (холодный, теплый, гладкий, пушистый и т.д);
- Развивать обонятельные восприятия, различать запахи;
- Развивать вкусовые ощущения.
Методика сенсорного воспитания
Развитие ощущений и восприятий, происходит в условии целенаправленной деятельности:
- Продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование;
- Трудовая деятельность: знакомство со свойствами бумаги, ткани, земли и т.д;
- Игры с игрушками и предметами особенной специальными: кубики, домики и т.д;
- Организация проведения специальных занятий, с целью выделить как можно больше качеств: цвет, форма, вес, твердость, фактура материала.
Этапы формирования сенсорных эталонов
Сенсорные эталоны - это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Это основные цвета, геометрические фигуры, музыкальные звуки и т.д. Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается всего до дошкольного возраста. Освоение сенсорных эталонов проходит три периода, которые отражают возможности ребенка систематизировать получаемые им представления о свойствах предметах.
Первый период-1-2 года, в этот период ребенок отображает лишь отдельные особенности предмета. Этот период сенсомоторных эталонов, который имеет существенное значение для непосредственного двигательного приспособления – некоторые особенности форм, величину предметов, расстояние.
Второй период - длится в среднем до 5 лет. Ребенок пользуется предметными эталонами, то есть образы свойств, предметов соотносятся с определенными предметами.
Третий период – в возрасте пяти лет и старше происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов. Когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение, в отрыве от конкретного предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное воспитание в детском саду
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Сенсорная кул...
Сенсорное воспитание в детском саду
Сенсорное воспитание в детском саду...
Содержание воспитания сенсорной культуры в детском саду
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в ...
Сенсорное воспитание в детском саду
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11720663","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]] Вхождение ребенка в культуру обществ...
Сенсорное воспитание в детском саду
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.Сен...
Сенсорное воспитание в детском саду.
Сенсорное воспитание в детском саду...
Сенсорное воспитание в детском саду
Значение сенсорики в детском возрасте...