рекомендации по вербальному общению Рыжова А.В. январь
материал (старшая группа)

АБВГДейка

рекомендации по вербальному общению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателю по вербальному общению с дошкольниками

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

  1. Обращайтесь по имени;
  2. Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
  3. Используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.

  1. Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
  2. Не возникает ли желание его перебить?
  3. Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
  4. Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

  1. Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
  2. Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
  3. Постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

  1. Как часто вы улыбаетесь детям;
  2. Способны ли вы смеяться вместе с детьми;
  3. Как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны:

  1. Чаще анализируйте собственную деятельность;
  2. Стремитесь ставить себя на место ребенка;
  3. Развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8.Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

  1. Быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
  2. Ясно и понятно излагать доводы детям;
  3. Проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9.Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

  1. Требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
  2. Наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
  3. Оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
  4. Возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
  5. Предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
  6. Вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Заповеди для родителей и воспитателей.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким.

Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны — он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить.

Если ребёнка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры на развитие не вербального общения

Проведение дидактических игр  на развитие не вербального общения:Цель: раскованность, развитие чувства юмора, работа с мимикой.Игра «Веселые мартышки»Спящий котенок (для детей 3 — 4 лет)...

дидактические игры на развитие не вербального общения

Проведение дидактических игр  на развитие не вербального общения:Цель: раскованность, развитие чувства юмора, работа с мимикой.Игра «Веселые мартышки»Спящий котенок (для детей 3 — 4 лет)...

Вербальное общение как эффективный способ фасилитации

Данный материал предназначен для педагогов-психологов ДОО....

Семинар для воспитателей "Роль не вербального общения в работе с родителями"

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в аботе с родителями"...

Советы психолога родителям о правильном вербальном общении

В данном материале предоставлены советы педагога-психолога родителям о  вербальном общении с ребенком дошкольного возраста. Акцент сделан на фразах, которые не следует использовать в общении с ре...

Вербальное общение

Средства общения делятся на вербальные и невербальные.В презентации рассказывается обо всех способах вербального и невербльного общения.Приятного просмотра!...

Вербальное общение как эффективная форма фасилитации

Цель: в игровом тренинге продемонстрировать и отработать технологию фасилитации с помощью вербального общения.Задачи:повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей;использование...