Семинар для воспитателей "Роль не вербального общения в работе с родителями"
консультация на тему
Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в аботе с родителями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_rol_neverbalnogo_obshcheniya_v_rabote_s_roditelyami.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Значимость невербального общения в работе педагога с родителями»
Дата проведения: 8.11.2016г
Подготовил и провел: педагог-психолог Гингель Н.А.
Цели:
1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно - образовательной работы в дошкольных учреждений.
2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя.
3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения в работе с родителями.
I. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы
Упражнение «Огонек» . Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра» со словами приветствия «Я рада тебя сегодня видеть, ты хорошо сегодня выглядишь». (солнышко)
Упражнение «Вопрос - ответ» - участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т.д. Например: «Какое у тебя настроение?» - «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?»
II. Педагогическая техника
В сопровождении презентации. Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим и не мало важно как мы говорим. Нам как педагогам очень важно правильно донести информацию до родителей, правильно определить в каком расположении духа находится сегодня родитель, способен ли он вообще к восприятию информации или может лучше подобрать для сообщения другой день. (привести пример о папе который врезал воспитательнице, как как та не сразу сообразила что сейчас не время сообщать папе что его сын не лучший ребенок в группе ). Как расположить к себе родителя используя язык жестов? Вот об этом мы сегодня и поговорим. Каждое движение - слово в языке жестов. (показать отрывок из фильма «Теории лжи»)
Сегодня мы рассмотрим ,что такое невербальное общение и как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица.
Упражнение «Испорченный видеомагнитофон».
Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.
Как вы думаете что входит в невербальную коммуникацию? (психолог предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)
ТОН И ИНТОНАЦИЯ
Упражнение «Впечатление».
ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ТО ЧТО МЫ ГОВОРИМ, НО И КАК МЫ ЭТО ГОВОРИМ.
Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителя, если воспитатель проявляет нетерпение, говорит повышенным или раздраженным тоном?
Варианты ответов:
- вам все надоело,
- вам неинтересна ваша работа,
- вы не доброжелательны,
- вы не уважаете других.
- вы боитесь
Упражнение «Приветствие».
Приветствуйте детей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия. (10 добровольцев раздаются листочки с оттенками.)
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. (Дается понятие «чарма» - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон.)
По тому как родитель произносит слова можно судить о его психологическом состоянии в данный момнет.
МИМИКА
А сейчас мы с вами выясним на сколько хороши мы с вами как эксперты по жестам и мимики.
Упражнение «Мимика лица».(показать фото на экране)
Посмотрите на схемы эмоций и подумайте, какое из чувств каждая схема выражает.
На схемах даются следующие выражения:
1 - враждебное,
2 - саркастическое,
3 - радостное,
4- злое, гневное,
5- грустное, хмурое,
6 - уставшее,
7 - скептическое,
8 - спокойное, нейтральное.
Дается информация о значении мимике в невербальной коммуникации.
Упражнение «Взгляд».
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка (добровольцы 7человек получают каждый по заданию и пытаются его показать, остальные догадываются,):
- с укоризной,
- с настойчивым запретом,
- с безмерным удивлением,
- с гневом,
- с ожиданием дальнейших действий.
- С одобрением
- С похвалой
А теперь попробуйте сказать сохраняя вашу позицию что то противоположное позиции (Н-р «я тебя люблю» или «твое поведение просто невыносимо.) То как мы говорим и в какой позе мы это говорим, несет в себе больше информации, чем то, что мы говорим.
Обсуждается значение взгляда в технике общения. Какое значение имеет взгляд в общение с родителями? Приведите примеры.
Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться
ПОЗА воспитателя в общении с родителями (описание значения поз)
ПРОСТРАНСТВО
Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения пространства.
Информация:
- 0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;
- 0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;
- 1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель, подчиненный).
Чем ближе вас подпускает родитель, тем ближе у вас с ним отношения
Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией.
ПОЗЫ
Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых поз. (скрещенные руки на груди, поза «льва» и т.д.).
ОПИСАНИЕ ЖЕСТОВ
Психолог показывает на экране жесты и интерпретацию к ним. Правила интерпретации языка тела: не выхватывать отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы; учитывать национальность и темперамент человека - у различных наций язык тела имеет свою специфику (прибалты, испанцы, американцы и японцы (разное расстояние зоны интимности 90 см и 25 см)).
Поза (используя все элементы невербальной коммуникации изобразите воспитателя родителя который …..)
Рефлексия впечатлений.
- Что мне понравилось?
- Что мне не понравилось?
- Где я мог бы применить полученные знания?
- Что бы я посоветовал?
Упражнение «Прощание».
Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания, (по очереди каждый соседу с права).
Литература:
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем
- Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия
- Карвасарский В.Д. Психотерапия
- Леви В.Л. Искусство быть собой.
- Брошюра из серии «Популярная психология»: «Читаем человека как книгу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"
Цель:1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.2. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов....
Советы психолога родителям о правильном вербальном общении
В данном материале предоставлены советы педагога-психолога родителям о вербальном общении с ребенком дошкольного возраста. Акцент сделан на фразах, которые не следует использовать в общении с ре...
Семинар- практикум с элементами тренинга "Общение педагогов и родителей в ДОО"
Материал представлен для работы педагогов с родителями с теоретической базой и практическими заданиями, которые педагоги на тренинге разбирают и находят путем оживленной дискус...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Общение воспитателя с родителями воспитанников"
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум для педагогов "Вербальные и невербальные средства общения с детьми"
Обычно, общаясь с другими, мы обращаем внимание на вербальное содержание сообщения и наиболее явные невербальные признаки; улыбку, выражение лица (грусть, радость), складывание рук в замок. Труднее ул...
Консультация для родителей по теме «Вербальное общение»
Консультация и памятка для родителей...
Выступление на семинаре «Не вербальное общение, как способ педагогического воздействия»
МКДОУ Бобровский детский сад №4 ОВ Выступление на семинаре «Не...