Проект "Времена года"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан»
Долгосрочный проект «Времена года»
Воспитатели: Титова А.Н.
Хусаинова А.Р.
Вид проекта: Комплексный
Тип проекта: Смешанный (информационный, познавательный, игровой, творческий)
Длительность проекта: Долгосрочный
Срок реализации проекта: с сентября 2021г. по май 2022г.
День реализации проекта: вторник
Участники проекта: воспитатель, дети, родители
Цель проекта:
Развитие познавательной и творческой деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году. Воспитывать интерес к окружающей природе.
З Задачи проекта:
- Объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных.
- Дать представление о понятии климата.
- Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года.
- Познакомить детей с техникой выполнения работ;
- Развивать: поисковую деятельность, художественного вкуса, умений работы различными изобразительными техниками и материалами, способности к созданию выразительного художественного образа посредством изобразительной деятельности, умение оперировать различной техникой выполнения работ, интегративных качеств (любознательный, активный, отзывчивый), связную речь, ее выразительность:
- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;
- Продолжить формирование способности соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода времени года дополняя его деталями;
- Побуждать к передаче в созданных образах душевного настроения;
- Помочь освоить основные способы;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- Увеличить степень участия родителей в жизни детского сада;
Краткая аннотация
Проект «Времена года» - это творческий долгосрочный проект, нацеленный на развитие: речевых, музыкальных, эстетических качеств, а так же художественного творчества детей. За счет использования различной техники выполнения работ, и их приобщение к творчеству с опорой на рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, прослушивания музыкальных произведений, наблюдений за природными изменениями, чтением художественных произведений о природе, знакомство с различными техниками выполнения работ.
Актуальность проекта:
Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний.
Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого, эстетического развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, то есть в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома дети мало гуляют, не все родители говорят своим детям об изменениях, происходящих в природе, о красоте природных явлений.
Проект» Времена года» был разработан, в том числе, для решения этих непростых задач. Подобная творческая деятельность не только способствует развитию речи и ручной умелости, причинно-следственных связей в природе, а так же оказывает психотерапевтическое воздействие.
Проект «Времена года» объединяет музыкальную, коммуникативную деятельность в форме творчества и изобразительную деятельность детей в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
Этапы проекта:
Подготовительный:
• разработка проекта по теме «Времена года»;
• оформление уголка природы;
• заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным материалом по теме «Времена года»;
• подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме
• «Времена года»;
• привлечь детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. д;
• подбор иллюстраций, картин, дидактических игр;
Основной (практический):
• Наблюдения за объектами и явлениями природы;
• чтение художественных произведений, пословиц, загадок;
• прослушивание музыкальных композиций
• ведение фоторепортажа;
• наблюдение за объектами и явлениями природы;
• беседы;
• рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д.;
• экскурсии и целевые прогулки;
Итоговый:
• Создание слайд презентации проекта «Времена года» из фотографий
Перспективный план долгосрочного проекта
Сентябрь
1 неделя
- Беседа «Беседа об осени»
- Разучивание песен об осени
- Закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы)
- Дыхательные упражнения: «Ёж», «Трубач»
-Слушание музыки: Г. Свиридов «Дождик» - Изобразительная деятельность: «Лето -красное прошло»
- Словесно-речевые игры: «Какое время года?», «Что дальше?»
2 неделя
-Изготовление поделок из природного и бросового материала.
- Пословицы и поговорки про осень
- Словесно-речевые игры: «Когда это бывает?», «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?»
- Изобразительная деятельность: «Цветы»
- Дидактические игры: «Кто летает?»
- Аппликация, лепка «Консервация фруктов»
- Хороводная игра: «Весёлые музыканты»
3 неделя
- Дидактические игры: «Четвертый лишний»
- Словесно-речевые игры: «Какое время года?»
- Дыхательные упражнения: «Жук», «Цветы»
- Заучивания стихотворений: В. Степанова «Следом за летом осень идет»
- Изобразительная деятельность: «Я рисую море».
- Загадки про осень
- Хороводные игры: «Кто у нас хороший?», «Мы на луг ходили».
4 неделя
- Игры с природным материалом: песок, вода, листья, прутики и ветки деревьев
- Заучивания стихотворений: В.И. Бунин «Листопад»
- Закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы)
- Подвижные игры «Мы веселые ребята», «Медведь и пчёлы»
- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей»
- Лепка «Грибы», «Ягоды»
Октябрь
1 неделя
- Беседа на тему «Осень в гости к нам пришла»
- Знакомство с календарем (времена года и месяцы)
- Дидактические игры: «Что растет в саду и в огороде?»
- Рассматривания иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, К. Коровина.
-Подвижные игры: «Картошка»; «Самолёты»
- Сбор, засушивания листьев для поделки
2 неделя
- Сбор семян цветов на участка детского сада
- Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет
- Заучивания стихотворений: А. Н Плещеева «Осень наступила…»
- Дидактические игры: «Узнай и назови», «Что бывает осенью?»
3 неделя
- Словесно-речевые игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Так бывает или нет?»; «Мыши»
- Дыхательные упражнения: «Ёжик»; «Гуси летят»
- Подвижные игры: «Лиса в курятнике»; «Зайцы и волк»
- Хороводные игры: «Мы на луг ходили»; «Огородная хороводная»; «Васька - кот»
4 неделя
- Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)
- Прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года», А. Вивальди «Осень»
- Изобразительное искусство по теме: «Осенние деревья», «Дары осени», «Осенние листья»
- Дыхательные упражнения: «Ёжик»; «Задуй свечку».
- Еженедельная выставка детских работ: лепка, конструирование, рисование
Взаимодействие с семьей: изготовление поделок к выставке «Золотая осень»; изготовление кормушек для птиц.
Декабрь
1 неделя
- Беседа о зиме «Зимние братья»
- Рассматривание репродукций картин по теме «Зима»
- Чтение художественной литературы: И. Соколов- Микитов «Тетерева» - Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
2 неделя
- Заучивание стихотворений: С. Есенин «Поет, зима аукает»
- Дыхательные упражнения: «Ветерок»; «Ушки»
- Дидактические игры: «Разноцветный сундучок» - Словесно-речевая игра: «Карусель»; «Зайка»
3 неделя
-Беседа «Зимние игры»
-Подвижные игры: «Мороз – Красный нос»
- Загадки о зиме
- Изобразительная деятельность: «Зимушка-зима»
4 неделя
- Лепка: «Снеговик»
- Дидактические игры: «Какая бывает собака?»
- Игра «В зимнем лесу» с набором «Дары Фребеля»
Январь
2 неделя
- Беседа о зиме «Зимние забавы и праздники»
- Рассматривание репродукций картин по теме: И Шишкина «Зима»
- Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «На лесной полянке»
- Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
3 неделя
- Заучивание стихотворений: С. Есенин «Береза»
- Дыхательные упражнения: «Дерево на ветру»; «Синьор – Помидор»
- Дидактические игры: «Доскажи словечко»
- Чтение художественной литературы: «Два Мороза»
- Словесно-речевая игра: «Так бывает или нет?»
4 неделя
- Изобразительная деятельность: «На зимней прогулке»
- Подвижные игры: «Снежинки и ветер», «Заморожу»
- Чтение художественной литературы: «В гостях у дедушки Мороза»
-Игра с мячом «Правда-ложь»
Февраль:
1 неделя
- Беседа о зиме «Зимние братья»
- Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» И. Грабаря «Февральская лазурь»
- Чтение художественной литературы: Русск. Народная сказка «Морозко»
-Подвижная игра «Лохматый пёс»
2 неделя
- Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
- Заучивание стихотворений: С. Есенин «Поет, зима аукает»
- Дыхательные упражнения: «Лыжник»; «Ушки»
3 неделя
- Беседа «Зимние приметы»
- Дидактические игры: «Кто кем был или что чем было»
- Словесно-речевая игра: «Карусель»; «Где мы были…»
- Аппликация по замыслу
4 неделя
- Подвижные игры: «Попади снежком в круг»; «Лыжники»
- Изобразительная деятельность: «Зимушка-зима»
- Лепка: «Снеговик»
Март
1 неделя
- Беседа на тему «Весна»
- Дидактические игры: «Разноцветный сундучок
- Загадки о весенних явлениях
- Дыхательные упражнения: «Пчелка»
- Словесно-речевые игры: «Что дальше?»
2 неделя
- Дыхательные упражнения: «Косим траву»
- Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Солнышко и дождик»
- Приметы, пословицы, поговорки
3 неделя
- Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
- Разучивание стихов А. Плещеев «Весна»
-Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг»
4 неделя
- Рассматривания фотографий, открыток о весне
- Прослушивания П. Чайковского «Времена года»
- Изобразительная деятельность: «Весна идет»
Взаимодействие с семьей: Привлечь к подбору бросового и природного материала; привлечь к высадке цветов на участке; привлечь к изготовлению поделок к праздникам
Апрель
1 неделя
- Беседа на тему «Осторожно на водоемах»
- Дидактические игры: "Кто кем был или что чем было" - Словесно-речевые игры: «Коршун», «Так бывает или нет»
2 неделя
- Дыхательные упражнения: «Ветер», «Радуга, обними меня»
- Подвижные игры: «Паук и муха», «Золотые ворота»
- Приметы, пословицы, поговорки
3 неделя
- Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
- Разучивание стихов С. Маршак «Весенняя песенка»
-Игра-лото «Морские обитатели» - Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Ласточка»
4 неделя
- Рассматривания фотографий, открыток
- Прослушивания П. Чайковского «Времена года»
- Изобразительная деятельность: «Зеленый сад»
Взаимодействие с семьей: Привлечь к подбору бросового и природного материала; привлечь к высадке цветов на участке; привлечь к изготовлению поделок к праздникам
Май
1 неделя
- Беседа на тему «Осторожно, клещи!»
- Дидактические игры: «Угадай дерево по листу»
- Словесно-речевые игры: «Кто в домике живет?», «Внимание, внимание»
2 неделя
-Дыхательные упражнения: «Насос» «Радуга, обними меня»
- Подвижные игры: «Ровным кругом» «Садовник»
- Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне
3 неделя
- Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
- Разучивание стихов: И. Токмакова «Весна»
- Чтение художественной литературы: Русск. народная сказка «Снегурочка»
- Игры «Кто потерялся», «Запрещенное движение»
4 неделя
- Рассматривания фотографий, открыток.
- Прослушивания П. Чайковского «Времена года»
- Изобразительная деятельность: «Зеленый май»
Взаимодействие с семьей: Привлечь к подбору бросового и природного материала; привлечь к высадке цветов на участке; привлечь к изготовлению поделок к праздникам
Список литературы:
• Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года»
Москва: Гном и Д. 2004г.
• Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года.
М, 2004г.
• Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой— 3-е изд., испр. и доп. — М. 2005г.
• Интернет источник: Resobr.ru: Сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. http://www.resobr.ru
• Интернет источник: Maam.ru: Международный образовательный портал.http://www.maam.ru
• Интернет источник: Nsportal.ru: Социальная сеть работников образования.http://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)
Этот материал можно использовать в виде выступления на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...
"Поклонимся великим тем годам!" - приложение к проекту "Эти годы нам забыть нельзя"
«Поклонимся великим тем годам!»...
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....