Проект "Времена года"
проект (старшая группа)

Хусаинова Алия Ринатовна

Проект для работы с детьми в течении года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2021-2022gg.docx394.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»                                                   «Детский сад №3» «Чулпан»

 

Долгосрочный проект                                                                                               «Времена года»

Урок по Естествознанию

Воспитатели:                                    Титова А.Н.

                                                                                                          Хусаинова А.Р.

Вид проекта: Комплексный

Тип проекта: Смешанный (информационный, познавательный, игровой, творческий)

Длительность проекта: Долгосрочный

Срок реализации проекта: с сентября 2021г. по май 2022г.

День реализации проекта: вторник

Участники проектавоспитатель, дети, родители

Цель проекта:

Развитие познавательной и творческой деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году. Воспитывать интерес к окружающей природе.

З     Задачи проекта:

- Объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных.

- Дать представление о понятии климата.

-  Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года.

- Познакомить детей с техникой выполнения работ;

- Развивать: поисковую деятельность, художественного вкуса, умений работы различными изобразительными техниками и материалами, способности к созданию выразительного художественного образа посредством изобразительной деятельности, умение оперировать различной техникой выполнения работ, интегративных качеств (любознательный, активный, отзывчивый), связную речь, ее выразительность:

- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;

- Продолжить формирование способности соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода времени года дополняя его деталями;

- Побуждать к передаче в созданных образах душевного настроения;

-  Помочь освоить основные способы;

- Воспитывать бережное отношение к природе;

- Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

- Увеличить степень участия родителей в жизни детского сада;

Краткая аннотация

Проект «Времена года» - это творческий долгосрочный проект, нацеленный на развитие: речевых, музыкальных, эстетических качеств, а так же художественного творчества детей. За счет использования различной техники выполнения работ, и их приобщение к творчеству с опорой на рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, прослушивания музыкальных произведений, наблюдений за природными изменениями, чтением художественных произведений о природе, знакомство с различными техниками выполнения работ.

Актуальность проекта:

Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний.

Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого, эстетического развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, то есть в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома дети мало гуляют, не все родители говорят своим детям об изменениях, происходящих в природе, о красоте природных явлений.

Проект» Времена года» был разработан, в том числе, для решения этих непростых задач. Подобная творческая деятельность не только способствует развитию речи и ручной умелости, причинно-следственных связей в природе, а так же оказывает психотерапевтическое воздействие.

Проект «Времена года» объединяет музыкальную, коммуникативную деятельность в форме творчества и изобразительную деятельность детей в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

Этапы проекта:

Подготовительный:

• разработка проекта по теме «Времена года»;

• оформление уголка природы;

• заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным материалом по теме «Времена года»;

• подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме

• «Времена года»;

• привлечь детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. д;

• подбор иллюстраций, картин, дидактических игр;

Основной (практический):

• Наблюдения за объектами и явлениями природы;

• чтение художественных произведений, пословиц, загадок;

• прослушивание музыкальных композиций

• ведение фоторепортажа;

• наблюдение за объектами и явлениями природы;

• беседы;

• рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д.;

• экскурсии и целевые прогулки;

Итоговый:

• Создание слайд презентации проекта «Времена года» из фотографий

Перспективный план долгосрочного проекта

Сентябрь

1 неделя

- Беседа «Беседа об осени»

-  Разучивание песен об осени

- Закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы)

- Дыхательные упражнения: «Ёж», «Трубач»

-Слушание музыки: Г. Свиридов «Дождик»                                                                       - Изобразительная деятельность: «Лето -красное прошло»

- Словесно-речевые игры: «Какое время года?», «Что дальше?»

2 неделя

-Изготовление поделок из природного и бросового материала.

- Пословицы и поговорки про осень

- Словесно-речевые игры: «Когда это бывает?», «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?»

- Изобразительная деятельность:  «Цветы»  

- Дидактические игры: «Кто летает?»

 - Аппликация, лепка  «Консервация фруктов»

- Хороводная игра: «Весёлые музыканты»

3 неделя

- Дидактические игры: «Четвертый лишний»

- Словесно-речевые игры: «Какое время года?»

- Дыхательные упражнения:  «Жук», «Цветы»

- Заучивания стихотворений: В. Степанова «Следом за летом осень идет»

- Изобразительная деятельность: «Я рисую море».

- Загадки про осень

- Хороводные игры: «Кто у нас хороший?», «Мы на луг ходили».

4 неделя

- Игры с природным материалом: песок, вода, листья, прутики и ветки деревьев

- Заучивания стихотворений: В.И. Бунин «Листопад»

- Закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы)

- Подвижные игры «Мы веселые ребята», «Медведь и пчёлы»

- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей»

-  Лепка «Грибы», «Ягоды»

Октябрь

1 неделя

- Беседа на тему «Осень в гости к нам пришла»

- Знакомство с календарем (времена года и месяцы)

- Дидактические игры: «Что растет в саду и в огороде?»  

- Рассматривания иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, К. Коровина.

-Подвижные игры: «Картошка»; «Самолёты»  

- Сбор, засушивания листьев для поделки

2 неделя

- Сбор семян цветов на участка детского сада

- Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет

- Заучивания стихотворений: А. Н Плещеева «Осень наступила…»

- Дидактические игры: «Узнай и назови», «Что бывает осенью?»  

3 неделя

- Словесно-речевые игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Так бывает или нет?»; «Мыши»

- Дыхательные упражнения:  «Ёжик»; «Гуси летят»

- Подвижные игры:  «Лиса в курятнике»; «Зайцы и волк»

- Хороводные игры: «Мы на луг ходили»; «Огородная хороводная»; «Васька - кот»

4 неделя

-  Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)

- Прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года», А. Вивальди «Осень»

- Изобразительное искусство по теме: «Осенние деревья», «Дары осени», «Осенние листья»

-  Дыхательные упражнения:  «Ёжик»;  «Задуй свечку».

- Еженедельная выставка детских работ: лепка, конструирование, рисование

Взаимодействие с семьей: изготовление поделок к выставке «Золотая осень»; изготовление кормушек для птиц.

Декабрь

1 неделя

- Беседа о зиме «Зимние братья»

- Рассматривание репродукций картин по теме «Зима»  

-  Чтение художественной литературы: И. Соколов- Микитов «Тетерева»                         - Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)

2 неделя

- Заучивание стихотворений: С. Есенин «Поет, зима аукает»

- Дыхательные упражнения: «Ветерок»; «Ушки»  

- Дидактические игры: «Разноцветный сундучок»                                                                       - Словесно-речевая игра: «Карусель»; «Зайка»

3 неделя

-Беседа «Зимние игры»

-Подвижные игры:   «Мороз – Красный нос»

- Загадки о зиме

- Изобразительная деятельность: «Зимушка-зима»

4 неделя

- Лепка: «Снеговик»

- Дидактические игры: «Какая бывает собака?»

- Игра «В зимнем лесу» с набором «Дары Фребеля»

Январь

2 неделя

- Беседа о зиме «Зимние забавы и праздники»

- Рассматривание репродукций картин по теме:   И Шишкина «Зима»

-  Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «На лесной полянке»

- Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)

3 неделя

- Заучивание стихотворений:   С. Есенин «Береза»

- Дыхательные упражнения: «Дерево на ветру»; «Синьор – Помидор»

- Дидактические игры:  «Доскажи словечко»

- Чтение художественной литературы:   «Два Мороза»  

- Словесно-речевая игра: «Так бывает или нет?»

4 неделя

- Изобразительная деятельность: «На зимней прогулке»

- Подвижные игры: «Снежинки и ветер», «Заморожу»

-  Чтение художественной литературы:  «В гостях у дедушки Мороза»

-Игра с мячом «Правда-ложь»

Февраль:

1 неделя

 - Беседа о зиме «Зимние братья»

- Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» И. Грабаря «Февральская лазурь»

-  Чтение художественной литературы:  Русск. Народная сказка «Морозко»

-Подвижная игра «Лохматый пёс»

2 неделя

- Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)

- Заучивание стихотворений: С. Есенин «Поет, зима аукает»

- Дыхательные упражнения: «Лыжник»; «Ушки»  

3 неделя

- Беседа «Зимние приметы»

- Дидактические игры: «Кто кем был или что чем было»

- Словесно-речевая игра: «Карусель»; «Где мы были…»

- Аппликация по замыслу

4 неделя

- Подвижные игры:  «Попади снежком в круг»; «Лыжники»

- Изобразительная деятельность: «Зимушка-зима»

- Лепка: «Снеговик»

Март

1 неделя

- Беседа на тему «Весна»

- Дидактические игры: «Разноцветный сундучок

- Загадки о весенних явлениях

- Дыхательные упражнения: «Пчелка»

- Словесно-речевые игры: «Что дальше?»

2 неделя

- Дыхательные упражнения:  «Косим траву»  

-  Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Солнышко и дождик»  

- Приметы, пословицы, поговорки

3 неделя

- Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)

- Разучивание стихов   А. Плещеев «Весна»

 -Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг»

4 неделя

- Рассматривания фотографий, открыток о весне

 - Прослушивания П. Чайковского «Времена года»

-  Изобразительная деятельность: «Весна идет»  

Взаимодействие с семьей: Привлечь к подбору бросового и природного материала; привлечь к высадке цветов на участке; привлечь к изготовлению поделок к праздникам

Апрель

1 неделя

- Беседа на тему «Осторожно на водоемах»

- Дидактические игры: "Кто кем был или что чем было"                                        - Словесно-речевые игры: «Коршун», «Так бывает или нет»

2 неделя

- Дыхательные упражнения: «Ветер», «Радуга, обними меня»

- Подвижные игры:  «Паук и муха», «Золотые ворота»

-  Приметы, пословицы, поговорки

3 неделя

- Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)

- Разучивание стихов С. Маршак «Весенняя песенка»

-Игра-лото «Морские обитатели»                                                                                                   - Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Ласточка»

4 неделя

- Рассматривания фотографий, открыток

- Прослушивания П. Чайковского «Времена года»

- Изобразительная деятельность:  «Зеленый сад»

 Взаимодействие с семьей: Привлечь к подбору бросового и природного материала; привлечь к высадке цветов на участке; привлечь к изготовлению поделок к праздникам

Май

1 неделя

- Беседа на тему «Осторожно, клещи!»

- Дидактические игры:   «Угадай дерево по листу»

- Словесно-речевые игры: «Кто в домике живет?», «Внимание, внимание»

2 неделя

-Дыхательные упражнения: «Насос»  «Радуга, обними меня»

- Подвижные игры: «Ровным кругом» «Садовник»

- Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне

3 неделя

- Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)

- Разучивание стихов:   И. Токмакова «Весна»

- Чтение художественной литературы:   Русск. народная сказка «Снегурочка»

- Игры «Кто потерялся», «Запрещенное движение»

4 неделя

- Рассматривания фотографий, открыток.

- Прослушивания П. Чайковского «Времена года»

- Изобразительная деятельность:  «Зеленый май»

Взаимодействие с семьей: Привлечь к подбору бросового и природного материала; привлечь к высадке цветов на участке; привлечь к изготовлению поделок к праздникам

Список литературы:

• Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года»

Москва: Гном и Д. 2004г.

• Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года.

М, 2004г.

• Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой— 3-е изд., испр. и доп. — М. 2005г.

• Интернет источник: Resobr.ru: Сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. http://www.resobr.ru

• Интернет источник: Maam.ru: Международный образовательный портал.http://www.maam.ru

• Интернет источник: Nsportal.ru: Социальная сеть работников образования.http://nsportal.ru

Урок по Естествознанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....