Комплексы утренней гимнастики
учебно-методический материал (подготовительная группа)
подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_utrenney_gimnastiki_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 81.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНТЯБРЬ, 1–2-я НЕДЕЛИ
Комплекс «В любом месте веселее вместе»
I. Вводная часть.
Дети входят под музыку в зал и строятся в шеренгу.
Инструктор. Я знаю, что вы – дружные ребята. Сегодня вы все будете делать вдвоем, помогать друг другу во всем. От этого ваша дружба станет еще крепче!
1. Ходьба парами.
2. Бег парами, не держась за руки.
3. Подскоки парами по залу.
Инструктор. А теперь постройтесь в колонну парами на середине зала.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Надо помериться силой».
И. п. – встать лицом друг к другу, выставить вперед правую (левую) ногу, руки встык, согнуты в локтях.
Выполнение: 1–8 – попеременно выпрямлять и сгибать руки, 9–10 – и. п. (6 раз.)
2. «Посмотрим в окошко друг на друга».
И. п. – встать спиной друг к другу на расстоянии одного шага, ноги шире плеч, руки на поясе.
Выполнение: 1–2 – наклон вперед, посмотреть в «окошко» на партнера, 3–4 – и. п. (7 раз.)
3. «Качаемся на качелях».
И. п. – встать лицом друг к другу, держась за руки, ноги на ширине ступни.
Выполнение: 1–2 – на каждый счет члены пары поочередно низко приседают, держа спину прямо, колени в стороны. (7 раз.)
4. «Силачи».
И. п. – сидя на полу, ноги встык, руки в упоре сзади.
Выполнение: 1–3 – упираясь ногами, одновременно приподнять ягодицы, 4 – и. п. (8 раз.)
5. «Домик».
И. п. – лежа на спине голова к голове, взяться за руки.
Выполнение: 1–2 – поднять ноги, коснуться ступнями ступней партнера, 3–4 – и. п. Темп медленный. (7 раз.)
6. «Попрыгаем».
И. п. – встать лицом друг к другу, ноги вместе, руки произвольно.
Выполнение: 1–4 – прыжки на месте, 5–8 – прыжки с поворотом кругом друг от друга, 9–12 – ходьба на месте. (6 раз.)
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Догони свою пару».
Дети встают парами на одной из сторон зала: один впереди, другой – сзади (отступая 2–3 шага). По сигналу инструктора первые быстро перебегают на другую сторону зала, вторые их ловят (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями.
2. Задание «Пройди парой».
Дети ходят парами, не держась за руки, – четыре шага на носочках, четыре – на всей стопе (20–30 с).
3. Выход из зала под музыку парами.
Изменения и дополнения на 2-ю неделю ________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЕНТЯБРЬ, 3–4-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Как рождается хлеб»
I. Вводная часть.
Дети входят под музыку в зал и строятся в шеренгу.
Инструктор. Какое поле за окном волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок.
Мы едем на машине на поле золотое, | Ходьба друг за другом. |
Где колоски все встали желтою стеною. | Ходьба перекатом с пятки на носок. |
Машина, стоп! Конец пути. | Ходьба с остановкой по сигналу «Стоп». |
Дальше нужно пешком пройти. | Ходьба обычная. |
Вот дождик начался, и мы все побежали. | Легкий бег. |
Тропинкой узкою мы долго там петляли. | Ходьба змейкой. |
По мостику мы боком шли. | Ходьба приставным шагом боком. |
Опять бежали. И пришли | Бег боковым приставным шагом. |
На поле светлое, большое и золотое-золотое! | Ходьба обычная. |
Построение в круг.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Нива». – «Не море, а волнуется».
И. п. – стоя на коленях, руки вверху.
Выполнение: 1, 3 – наклон вправо (влево), 2, 4 – и. п. (10 раз.)
2. «Пшеница». – «С неба солнце золотое золотые льет лучи,
В поле дружною стеною выстроились «усачи».
И. п. – сед с прямыми ногами, руки внизу.
Выполнение: 1–2 – руки вперед вверх, 3–4 – и. п. (10 раз.)
3. «Рожь». – «Склонила тяжелую голову рожь,
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь».
И. п. – сед ноги врозь, руки вверх.
Выполнение: 1–2 – руки вниз к носкам ног, 3–4 – и. п. (10 раз.)
4. «Комбайн». – «Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет».
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение: 1–4 – поднять ноги под углом 45° и сводить их из стороны в сторону скрестно («ножницы»), 5–8 – и. п. (6 раз.)
5. «Мельница». – «Что за птица – крыльями машет, а сама ни с места?».
И. п. – лежа на животе, руки вперед, ноги сомкнуть и приподнять.
Выполнение: 1–4 – поочередное поднятие и опускание рук и ног вверх-вниз, 5–6 – и. п. (6 раз.)
6. «Тестомешалка».
«Тестомешалка стучит, тесто месит».
И. п. – о. с.
Выполнение: 1–4 – прыжки на двух ногах на месте, 5–8 – ходьба на месте. (8 раз.)
7. «Колосок». – «Весь из золота отлит, он на солнышке стоит».
И. п. – о. с.
Выполнение: 1–2 – руки вверх, подняться на носки (вдох), 3–4 – и. п. – выдох. (3 раза.)
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Соберем зерно в колос».
Условия игры. Звучит музыка, дети («зерна») ходят по залу. Музыка замолкает – все разбегаются в разные стороны. Водящий должен поймать «зёрна». Все, кого он поймал, собираются в одно место.
2. Ходьба обычная друг за другом с наклонами вперед. Ходьба.
Инструктор. По полю мы долго гуляли,
Колосья дружно собирали,
Прощались с небом голубым
И с колосочком золотым.
Изменения и дополнения на 4-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОКТЯБРЬ, 1–2-я НЕДЕЛИ
Комплекс «В лесу»
I. Вводная часть.
Инструктор предлагает детям представить себя в лесу.
«Представьте себе такую картину. Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежную песню берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые. И вот сейчас мы с вами отправимся в этот Волшебный лес». (На протяжении всего рассказа звучит запись голосов птиц.)
1. Идем по лесной тропинке, которая вывела нас на солнечную полянку.
Ходьба друг за другом в колонне по одному.
2. Идем по тропинке.
Дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз, и идут друг за другом.
3. Вот встретилась копна.
Дети берутся за руки, образуют круг и направляются к центру круга, соединив руки в центре. Затем расходятся и снова идут в колонне по одному.
4. Кочки!
Дети приседают, положив руки на голову.
5. Бег широким и мелким шагом в чередовании с обычной ходьбой.
Построение в круг.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Белочка» – быстрая, проворная, спрыгнула с дерева и смотрит по сторонам.
И. п. – руки на поясе.
Выполнение: 1, 3 – поворот головы вправо (влево), подняться на носки, 2, 4 – и. п. (10 раз.)
2. «Медведица» – потеряла своих озорных медвежат, ищет их, заглядывает под кусты.
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Выполнение: 1, 3 – наклон туловища вправо (влево), руки за головой, 2, 4 – и. п. (10 раз.)
3. «Олень» – вышел на полянку красивый, гордый, стройный олень.
И. п. – о. с.
Выполнение: 1, 3 – поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, носок оттянуть, руки скрестно вверх, пальцы развести, 2, 4 – и. п. (10 раз.)
4. «Лисята» – рыжие, игривые лисята выбежали на полянку и, воображая, стали любоваться своими красивыми хвостиками.
И. п. – опора на кисти и колени.
Выполнение: 1, 3 – поворот головы вправо (влево), слегка прогнуть туловище, посмотреть на «хвостик», 2, 4 – и. п. (10 раз.)
5. «Муравей» – на пальцы залез муравей и бегает по ним в поисках своих друзей.
И. п. – сидя, прямые ноги вместе, руки в упоре сзади.
Выполнение: 1, 3 – с силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя, 2, 4 – и. п. (10 раз.)
6. «Жучок» – с ветки на спинку упал жучок и не может никак встать, хоть и работает всеми лапками.
И. п. – лежа на спине.
Выполнение: 1–4 – попеременное сгибание и разгибание рук и ног, 5–8 – и. п. (6 раз.)
7. «Зайчата» – шустрые и ловкие зайчата резвятся на полянке.
И. п. – ноги вместе, руки на поясе.
Выполнение: прыжки на двух ногах с совмещением ног вправо и влево в чередовании с ходьбой. (20–30 прыжков.)
8. Упражнение на дыхание.
И. п. – о. с.
Выполнение: 1 – поворот вправо, правую руку вправо – вдох, 2 – и. п. – выдох, 3 – поворот влево, левую руку влево – вдох, 4 – и. п. – выдох. (2 раза.)
Перестроение в колонну по одному. Предложить детям самим обойти полянку.
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Хитрая лиса».
Условия игры. Дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Инструктор проходит за кругом и незаметно трогает одного ребенка за плечо. Это – лиса. Дети по сигналу открывают глаза и 3 раза (усиливая голос) спрашивают: «Хитрая лиса, ты где?». На третий раз «хитрая лиса» прыгает в середину круга и говорит: «Я здесь». Дети разбегаются, а лиса их ловит, стараясь дотронуться рукой. Пойманные отходят в сторону.
Игра повторяется 2–3 раза.
2. Малоподвижная игра «Дрозд».
Условия игры. Дети распределяются по парам. Игра сопровождается текстом:
Я – дрозд, ты – дрозд. | Каждый указывает сначала на свой нос, |
У меня – нос, у тебя – нос. | потом на нос партнера. |
У меня – гладкие, У тебя – гладкие. | Указание на щеки. |
У меня – сладкие, У тебя – сладкие. | Указание на губы. |
Я – твой друг, И ты – мой друг! | Обнимаются. |
Мы любим друг друга. |
Затем пары меняются.
3. Спокойная ходьба по залу.
Изменения и дополнения на 2-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОКТЯБРЬ, 3–4-я НЕДЕЛИ
Комплекс «В живом уголке»
I. Вводная часть.
Дети входят под музыку в зал и строятся в шеренгу.
Инструктор. Дружная семейка в уголке живет.
Это рыбки, птички, кролик, хомячок.
С птичками мы весело По жердочке идем. | Ходьба друг за другом. |
Ходим черепашками. | Ходьба на наружной |
Ходим как обычно. | Ходьба обычная. |
В приседе. | Ходьба в приседе. |
Показался зверь усатый – | Ходьба в быстром темпе. |
Побежали побыстрей. | Легкий бег. |
И опять по жердочке боком мы идем. | Ходьба приставным |
Врассыпную бегаем. | Бег врассыпную. Ходьба обычная. |
Змейкою ползем. | Ходьба змейкой. Ходьба обычная. |
Построение в три звена.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Хомячок».
Хомячок привстал на ножки.
Ищет – где-то были крошки.
И. п. – ноги вместе, руки согнуты впереди в локтях.
Выполнение: 1– подняться на носки, поднятые руки в стороны, 2 – и. п. (10 раз.)
2. «Попугай».
Он на жердочке сидит
И по сторонам глядит.
И. п. – стойка на коленях, руки в стороны.
Выполнение: 1, 3 – поворот вправо, 2, 4 – и. п., 5, 7 – поворот влево, 6, 8 – и. п. (10 раз.)
3. «Уж».
«Длинная лента лежит, извивается. Как она называется?».
И. п. – сед с прямыми ногами, руки в стороны.
Выполнение: 1–2 – плавно согнуть руки в локтевых суставах и поднять их к плечам, 3–4 – и. п. (10 раз.)
4. «Ежик».
«На спине иголки длинные и колкие. А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног».
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение: 1–2 – ноги согнуть в коленях, обхватить их руками, 3–4 – и. п. (10 раз.)
5. «Рыбка».
«Кругом вода – одна вода, а я плыву туда-сюда.
То вниз я к камушкам пойду, то просто опущусь ко дну».
И. п. – лежа на животе, руки соединены ладонями и вытянуты вперед.
Выполнение: 1–3 – поднять верхнюю часть туловища, голову, руки и ноги, 4 – и. п. (4 раза.)
6. «Кролик».
«Длинные ушки, серое брюшко, весело скачет, никогда не плачет».
И. п. – о. с.
Выполнение: 1–8 – прыжки на двух ногах, 9–16 – ходьба на месте. (4 раза.)
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Найди себе пару».
Условия игры. Дети делятся на 2 команды.
1-я команда – обитатели живого уголка: черепахи, хомячки, кролики, рыбки и т. д.
2-я команда – корм для обитателей живого уголка (морковь, семечки, крошки и т. д.).
Под музыку дети бегают, танцуют. Музыка останавливается – обитатели должны найти свой корм – стать парой.
2. Подвижная игра «Угадай по описанию и изобрази обитателя живого уголка».
3. Ходьба в среднем темпе с имитацией способа передвижения обитателей уголка природы.
4. Спокойная ходьба по залу.
Изменения и дополнения на 4-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
НОЯБРЬ, 1–2-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Если с другом вышел в путь…»
Оборудование: обручи (диаметр 40 см) по количеству детей, аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь…».
I. Вводная часть.
Дети входят под музыку в зал и строятся в шеренгу.
Инструктор. Ребята, сегодня мы с вами пройдем по улицам нашего города, а потом еще раз проверим, как вы можете помогать друг другу.
Построение в колонну по одному, взять обруч и перестроиться в пары.
∙ Ходьба парами, не держась за руки, если поднят зеленый круг светофора.
∙ Поворот кругом и ходьба в противоположную сторону (поворачиваться внутри колонны, лицом друг к другу), если поднят желтый круг.
∙ Остановка, если поднят красный круг.
Построение в 4 звена (две колонны парами).
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Подними обруч».
И. п. – стоя спиной друг к другу, свой обруч держать правой рукой, обруч друга – левой.
Выполнение: 1–2 – поднять обручи, приподнимаясь на носки, 3–4 – и. п. (6 раз.)
2. «Напилим дров на зиму».
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, лицом друг к другу, одновременно держать вертикально свой обруч и обруч друга.
Выполнение: 1–2 – повороты туловища вправо парами, говорить «ж-ж-ж!», 3–4 – и. п., 5–6 – повороты туловища влево парами, говорить «ж-ж-ж!», 7–8 – и. п. (6 раз.)
3. «Посмотри на друга».
И. п. – лежа на животе лицом друг к другу, руки с обручем вытянуты вперед (обруч на полу).
Выполнение: 1–2 – поставить обруч вертикально, приподнять плечи и голову, посмотреть в обруч на друга, 3–4 – и. п. (7 раз.)
4. «Продень ноги в обруч».
И. п. – лежа на спине, обруч держать двумя руками.
Выполнение: 1–2 – поднять руки с обручем вперед, обруч вертикально, продеть ноги в обруч, 3–4 – и. п. (7 раз.)
5. «Пройди по кромочке».
И. п. – стоя, руки на поясе, обруч лежит на полу впереди.
Выполнение: 1–8 – пройти по обручу влево, сохраняя правильную осанку, 9–16 – вернуться в и. п. То же выполнить в правую сторону. (4 раза.)
6. «Подуй в обруч».
И. п. – дети в парах стоят друг напротив друга, основная стойка, руки с обручем внизу.
Выполнение: 1–2 – на вдохе поднять руки с обручем вверх, 4–6 – вытянуть руки с обручем вперед и сделать длинный выдох в обруч, 7–8 – и. п. (2 раза.)
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Успей занять домик».
Дети раскладывают обручи по полу в круг. Один обруч инструктор убирает. Звучит музыка. Дети бегают врассыпную по залу. Как только музыка смолкает, дети стараются занять свободный обруч. Тот, кому обруча не хватило, временно выбывает из игры. Инструктор убирает еще один обруч. Игра продолжается до тех пор, пока не останется всего один обруч и двое детей. Победитель тот, кто успеет занять обруч.
2. Подвижная игра «Найди себе пару».
Играющие строятся попарно в один общий круг. Водящий находится в середине круга. По команде инструктора «Лицом к лицу!» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу, потом следует команда «На место!». По команде «Спиной к спине!» дети встают друг к другу спиной. По команде «Меняйтесь в парах!» каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий старается встать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится водящим.
Инструктор. Сегодня вы еще раз подтвердили слова замечательной песни «Если с другом вышел в путь – веселей дорога…».
3. Спокойная ходьба по залу.
Изменения и дополнения на 2-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
НОЯБРЬ, 3–4-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Гимнасты с лентами»
Оборудование: по 2 ленты на каждого ребенка.
I. Вводная часть.
Дети входят в зал под музыку и строятся полукругом.
Ходьба по залу друг за другом под маршевую музыку. По ходу движения дети берут ленты со скамеек (по одной в каждую руку) и продолжают ходьбу под удары в бубен. На сигнал инструктора «Ветер!» дети поднимают ленты вверх и бегут врассыпную по всему залу. С началом ударов в бубен на ходу строятся в колонну по одному. (Повторить 3–4 раза.)
Построение в звенья.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Сделаем круг».
И. п. – ноги слегка расставлены, руки с лентами внизу.
Выполнение: 1 – круговые движения руками вперед – вверх – назад – вниз (движение проводится слитно на один счет). (20 с.)
2. «Помашем друзьям».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки с лентами внизу.
Выполнение: 1–2 – наклоняясь влево, взмахнуть правой рукой через сторону вверх, 3–4 – и. п. То же вправо, взмахивая левой рукой. (8 раз.)
3. «Подуем на ленты».
И. п. – сидя, ноги врозь, руки с лентами на коленях.
Выполнение: 1 – поднять руки вверх, 2–3 – наклониться, стараясь вынести руки как можно дальше вперед, подуть на ленты, 4 – и. п. (8 раз.)
4. «Дотянемся до носочка».
И. п. – лежа на спине, руки с лентами лежат на полу за головой.
Выполнение: 1–2 – поднять одновременно левую ногу и правую руку, стараясь лентой достать носок ноги, 3–4 – и. п. То же правой ногой и левой рукой. (8 раз.)
5. «Попрыгаем».
И. п. – основная стойка.
Выполнение: 1–8 – подпрыгивание с ноги на ногу с взмахом руками вперед и вверх и с поворотом в движении вокруг себя (при подпрыгивании на левой ноге выносится правая рука и наоборот), 9–12 – ходьба на месте. (5 раз.)
6. «Ветер» – упражнение на дыхание.
И. п. – основная стойка.
Выполнение: 1–2 – вдох, поднять правую руку с лентой, 3–6 – на выдохе дуть на ленту. То же с лентой в левой руке. (3 раза.)
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Мы – физкультурники!».
На сигнал «Бегом на стадион!» дети бегают врассыпную по всему залу. На сигнал «Стоп!» дети останавливаются и принимают позу, по которой можно определить, каким видом спорта занимается спортсмен.
2. Игра малой подвижности «Съедобное – несъедобное». (Выполняется по типу игры «Летает – не летает».)
Инструктор. Вот и выполнили программу с лентами наши гимнасты. А теперь музыкальная пауза.
3. Звучит плавная музыка, дети исполняют произвольный танец с лентой, держа ее в одной руке.
Изменения и дополнения на 4-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕКАБРЬ, 1–2-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Зима»
Оборудование: мяч.
I. Вводная часть.
Инструктор. Падает на землю снег,
От мороза укрывая.
И, неся подарки всем,
К нам идет зима большая.
Лыжи, санки и снежки,
Песни, шутки, пляски
Принесла зима с собой,
Будто бы из сказки.
Вот и пришла зима. Сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите их. (Дети называют.)
Правильно. Очень много есть пословиц и поговорок о зиме. И когда мороз даже не очень сильный – на месте стоять не надо, а то замерзнешь. Вот и мы сейчас погреемся.
Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, с высоким подниманием колена.
Бег обычный на носках, с захлестыванием голени. Ходьба с выполнением дыхательного упражнения: руки поднять вверх в стороны – вдох, руки опустить – выдох.
II. Основная часть.
Инструктор. Чтобы зимой не замерзнуть, нужно все время двигаться.
Общеразвивающие упражнения.
1. И. п. – о. с.
Выполнение: 1 – поднять руки вверх, посмотреть на них, 2 – и. п. (10 раз.)
2. И. п. – ноги врозь.
Выполнение: 1 – поворот туловища вправо, 2 – и. п., 3 – поворот туловища влево, 4 – и. п. (10 раз.)
3. И. п. – руки на поясе.
Выполнение: 1–2 – отставить ногу вправо на носок, 3–4 – и. п., 5–6 – отставить ногу влево на носок, 7–8 – и. п. (10 раз.)
4. И. п. – сидя, упор руками сзади.
Выполнение: 1–2 – согнуть ноги в коленях, 3–4 – и. п. (10 раз.)
5. И. п. – лежа на спине, руки вверху.
Выполнение: 1–2 – махом сесть, коснуться пальцев ног, 3–4 – и. п. (6 раз.)
6. И. п. – о. с.
Выполнение: 1–8 – прыжки на двух ногах на месте, 9–16 – ходьба на месте. (4 раза.)
7. Упражнение на дыхание «Песенка метели».
И. п. – о. с.
Выполнение: 1–2 – глубокий вдох носом, 3–8 – на длительном выдохе произносить звук: «А-а-а-а». (2 раза.)
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Медведь».
Как на горке снег, снег. | Дети стоят кругом, в центре которого спит «медведь». Руки постепенно поднимаются (вдох). |
И под горкой снег, снег. | Приседают, опускают руки (выдох). |
И на елке – снег, снег, | Опять встают, поднимают руки |
И под елкой – снег, снег. | Приседают, опускают руки (выдох). |
А под снегом спит медведь. Тише, тише… Не шуметь! | На цыпочках бегут по кругу. На последних словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей. |
Игра повторяется 2–3 раза.
2. Подвижная игра с мячом «Подбери признак».
Условия игры. Инструктор бросает детям по очереди мяч и говорит существительное, а они должны подобрать к нему прилагательное.
Например:
Зима – холодная, студеная, морозная, снежная…
Небо – хмурое, пасмурное, низкое, зимнее…
Снег – пушистый, белый, рыхлый, холодный… и т. д.
3. Спокойная ходьба по залу.
Изменения и дополнения на 2-ю неделю _________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕКАБРЬ, 3–4-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Новогодняя елка»
Оборудование: мяч.
I. Вводная часть.
Инструктор. Пролетела здесь сорока, принесла с собою весть,
Что в лесу далеком елка разукрашенная есть.
Лыжи быстро мы берем | Ходьба обычная друг за другом. |
И по снегу все идем. | Ходьба широким шагом (шаг лыжника). |
По сугробам высоко Ноги поднимаем. | Ходьба с высоким подниманием колена. |
А по льду совсем легко, Тихонечко шагаем. | Ходьба мелким шагом. |
Чтоб в снегу не провалиться, Быстро, быстро, быстро мчимся. | Легкий бег. |
Мы деревья и кусты Змейкой обойдем. | Ходьба змейкой. |
И к нарядной елочке Скоро мы придем. | Ходьба обычная. |
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Елка». – «Вот какая елка высокая стоит и огнями яркими весело блестит».
И. п. – о. с.
Выполнение: 1 – руки через стороны вверх, 2 – и. п. (10 раз.)
2. «Снег». – «Вился, вился белый рой, сел на землю – стал горой».
И. п. – стоя на коленях, руки вперед вниз.
Выполнение: 1–2 – руки вверх, потянуться за руками, прогнуть спинку, 3–4 – и. п. (10 раз.)
3. «Зеленые иголки». – «Что растет на елке? Зеленые иголки».
И. п. – сед на пятках, руки внизу.
Выполнение: 1–2 – встать на колени, руки вверх в стороны, 3–4 – и. п. (10 раз.)
4. «Ежик».
У него нос, как у свинки,
И колкая щетинка.
И. п. – опора на кисти рук и носки ног.
Выполнение: 1–2 – опора на предплечья и колени, 3–4 – и. п. (10 раз.)
5. «Орех». – «В колыбельке подвесной крепко спит житель лесной. С ветки отрывается, скорлупка раскрывается».
И. п. – лежа на спине, обхватить руками согнутые колени.
Выполнение: 1–2 – ноги прямо, руки вдоль туловища, 3–4 – и. п. (10 раз.)
6. «Лодочка». – «По синим-синим волнам плывет лодка с парусом».
И. п. – лежа на животе, руки вверх, ноги слегка вверх.
Выполнение: 1–4 – качаться вперед-назад, 5–8 – и. п. (6 раз.)
7. «Белочка». – «С ветки на ветку быстрый, как мяч, прыгает ловко рыжий циркач».
И. п. – о. с.
Выполнение: 1–4 – прыжки на двух ногах на месте, 5–8 – ходьба на месте. (8 раз.)
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Чем украшена елка?».
Условия игры. Если называют предметы, которые висят на елке, – дети поднимаются на носки и поднимают руки вверх. Если другие – не меняют положения.
Вариант игры на 4-ю неделю.
Дети стоят в кругу. В центре круга – водящий с мячом. Он поочередно бросает мяч каждому ребенку, тот называет какую-либо елочную игрушку и возвращает мяч водящему.
2. Инструктор. Метели лютые сугробы намели,
А мы идем и думаем:
«Не сбиться бы с пути».
Ходьба обычная. Ходьба широким шагом. Спокойная ходьба по залу.
Изменения и дополнения на 4-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЯНВАРЬ, 2-я НЕДЕЛЯ
Комплекс «Поход в зимний лес»
Оборудование: по 2 снежинки из фольги на каждого ребенка, аудиозапись «Звуки природы».
I. Вводная часть.
Дети со снежинками в руках входят в зал и строятся в шеренгу.
Инструктор. Ребята, а чем вам нравится зима? Правильно, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, играть в снежки. А еще зимой очень красиво в лесу! Давайте отправимся сегодня в зимний лес, и он раскроет нам свои тайны! Только идите осторожно, след в след. Сугробов вон сколько в лесу намело, а дорог никаких нет.
Звучит аудиозапись «Звуки природы».
∙ Ходьба друг за другом;
∙ ходьба на носках;
∙ ходьба на пятках;
∙ построение врассыпную.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
Инструктор. Вот мы и пришли в зимний лес. Посмотрите, как красиво вокруг! Но началась метель, снежинки поднялись в воздух и начали свой танец.
1. «Смотрят снежинки вокруг – куда бы им опуститься?».
И. п. – ноги вместе, руки со снежинками внизу.
Выполнение: 1–2 – повороты головы вправо, поднять руки со снежинками вперед и вверх, 3–4 – и. п., 5–6 – повороты головы влево, поднять руки со снежинками вперед и вверх, 7–8 – и. п. (6 раз.)
2. «Разглядывают себя снежинки – красивые ли они?».
И. п. – то же.
Выполнение: 1–2 – повороты туловища вправо, руки в стороны, 3–4 – и. п., 5–6 – повороты туловища влево, руки в стороны, 7–8 – и. п. (6 раз.)
3. «Закружились снежинки в воздухе».
И. п. – то же.
Выполнение: 1–4 – кружение в правую сторону, руки со снежинками вперед, 5–6 – и. п., 7–8 – кружение в левую сторону, руки со снежинками вперед, 9–10 – и. п. (6 раз.)
4. «Ветер стих, и снежинки опустились на землю».
И. п. – то же.
Выполнение: 1–2 – присесть, руки со снежинками вперед, 3–4 – и. п. (8 раз.)
5. Упражнение на дыхание «Песенка метели».
И. п. – о. с.
Выполнение: на счет 1–2 – глубокий вдох носом, на счет 3–8 – на длительном выдохе произносить звук: «А-а-а-а». (2 раза.)
III. Заключительная часть.
Инструктор. Мы замерзли немного, нужно согреться.
1. Подвижная игра «Мороз – Красный нос».
На противоположных сторонах зала обозначаются два «дома», играющие располагаются в одном из них. Водящий – Мороз – Красный нос – стоит посередине зала лицом к играющим и произносит:
Я – Мороз – Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После произнесения слова «мороз» дети перебегают через зал в другой «дом», а водящий их догоняет и старается коснуться рукой – «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Инструктор вместе с Морозом подсчитывает количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры сравнивают, какой водящий заморозил больше играющих.
Инструктор. А теперь разведем костер и присядем, погреемся и послушаем, как гудит ветер в вершинах деревьев.
2. Дети садятся в круг на ковер, протягивают руки вперед и слушают аудиозапись «Звуки природы».
Инструктор. Вот и вечер наступил, и нам пора домой. Осторожно на носочках идем. А эти снежинки пусть останутся у вас на память о нашем походе в зимний лес.
3. Спокойная ходьба по залу.
ЯНВАРЬ, 3–4-я НЕДЕЛИ
Комплекс «На арене цирка»
Оборудование: веревки (длина 35 см) по количеству детей, аудиозапись песни «Цирк».
I. Вводная часть.
Дети входят в зал под музыку и строятся полукругом в центре зала.
Инструктор. Ребята, кто из вас бывал в цирке? Кого вы там видели? В цирке много артистов разных жанров. Это и гимнасты, и жонглеры, и фокусники, и дрессировщики, и эквилибристы. Чтобы все получалось красиво, они подолгу тренируются, репетируют свои номера. Сегодня мы побываем в роли гимнастов. Будем отрабатывать номер с веревками.
Ходьба по залу под музыку. Дети, взяв веревки, строятся в звенья.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Подними веревку».
И. п. – ноги на ширине плеч, веревка в опущенных руках.
Выполнение: 1–2 – правая нога на носок назад, руки с натянутой веревкой вверх, спину прогнуть, 3–4 – и. п., 5–6 – левая нога на носок назад, руки с натянутой веревкой вверх, спину прогнуть, 7–8 – и. п. (6 раз.)
2. «Поворот».
И. п. – ноги на ширине ступни, руки с натянутой веревкой внизу.
Выполнение: 1–2 – поворот туловища вправо, руки с веревкой вправо, 3–4 – и. п., 5–6 – поворот туловища влево, руки с веревкой влево, 7–8 – и. п. (6 раз.)
3. «Наклон».
И. п. – стоя на коленях.
Выполнение: 1–2 – наклон туловища вправо, 3–4 – и. п., 5–6 – наклон туловища влево, 7–8 – и. п. (6 раз.)
4. «Подними руки с веревкой вверх».
И. п. – лежа на спине, веревка в вытянутых руках за головой.
Выполнение: 1–2 – руки с веревкой поднять вперед и вверх, 3–4 – и. п. (10 раз.)
5. «Дотянись до веревки носками ног».
И. п. – то же.
Выполнение: 1–2 – поднять ноги вверх и достать ими веревку, лежащую за головой («бумеранг»), 3–4 – и. п. (8 раз.)
6. «Подними руки и ноги».
И. п. – лежа на животе, веревка в вытянутых вперед руках, ноги вместе.
Выполнение: 1–2 – поднять руки с веревкой и ноги вверх, 3–4 – и. п. (8 раз.)
7. «Попрыгаем через веревку».
И. п. – основная стойка, веревка на полу около ног.
Выполнение: 1–8 – прыжки на двух ногах вперед-назад через веревку, 9–12 – ходьба на месте. (6 раз.)
Инструктор. Тренировка у гимнастов закончилась. Они дружно подняли веревки вверх, отсалютовали друг другу и красиво зашагали по арене.
Перестроение в одну колонну.
III. Заключительная часть.
Инструктор. Артисты цирка должны быть очень внимательны!
Малейшая ошибка может привести к срыву номера.
1. Подвижная игра «Быстро по местам!».
Играющие строятся в одну колонну на расстоянии вытянутых вперед рук. По команде инструктора «На прогулку!» играющие разбегаются по залу в разные стороны. По второй команде – «Быстро по местам!» – они должны построиться на том же месте в таком же порядке, как до начала игры. Кто из играющих быстрее займет свое место, тот считается победителем.
Уточнения к игре: играющие разбегаются по залу и возвращаются в строй на свои места только по команде инструктора; построение в исходное положение должно проходить организованно и бесшумно.
2.Подвижная игра «Слушай сигнал».
Играющие по команде инструктора идут по периметру зала. Инструктор внезапно дает условный сигнал (свисток). Если он свистит один раз, играющие должны остановиться, если два раза – бежать и т. д. Играющий, допустивший ошибку, встает в колонну последним. Побеждают игроки, не допустившие ошибок.
Уточнения к игре: играющий, допустивший ошибку, должен без указаний инструктора встать в колонну последним; двигаясь в колонне, необходимо равняться в затылок и соблюдать дистанцию.
Инструктор. Наша цирковая репетиция закончена.
3. Спокойная ходьба по залу.
Изменения и дополнения на 4-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФЕВРАЛЬ, 1–2-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Путешествие в Африку»
Оборудование: обручи по количеству детей, картинки экзотических животных (носорог, слон, зебра, лев, жираф, обезьяна).
I. Вводная часть.
Инструктор. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на фотоохоту в Африку. Мы там встретим много разных животных.
Отправляемся в путь!
Мечтал попасть я в Африку, И вот я здесь, друзья! | Дети стучат друг о друга кулачками обеих рук. |
Здесь пони, зебры, крокодилы, Попугаи и гориллы. Здесь жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы. | Загибают поочередно пальчики: сначала на левой руке, затем на правой. |
А в руке у нас ружье – | Показывают «ружье», прицеливаются. |
Фотографирует оно. | Изображают фотоаппарат. |
Сделаем всем фото, | Показывают руками большую |
Вот охота, так охота! | Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы рук. |
Инструктор. А теперь давайте покажем, как животные ходят и бегают.
1. «Павлины». – Ходьба гимнастическим шагом.
2. «Слоны». – Ходьба, покачиваясь из стороны в сторону.
3. «Львы». – Ходьба с опорой на колени и ладони.
4. «Крокодилы». – Ходьба с опорой на предплечья и колени.
5. «Ползет удав». – Ползание по-пластунски.
6. «Тигр». – Ходьба на носках, руки на поясе.
7. «Зебра». – Бег с высоким подниманием колен.
8. «Обезьяны». – Прыжки с ноги на ногу.
9. Ходьба с выполнением дыхательных упражнений (руки поднять в стороны вверх – вдох, опустить – выдох). (2 раза.)
Инструктор. Мы показали, как животные ходят, бегают, прыгают. А вы знаете, какие они бывают забавные! У всех свои повадки. Давайте представим себя обезьянками с обручами.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения (с обручами).
1. И. п. – ноги врозь, обруч за спиной.
Выполнение: 1–2 – обруч назад, вверх, правая нога вперед на носок, 3–4 – и. п. То же левой ногой. (10 раз.)
2. И. п. – обруч сбоку в правой руке.
Выполнение: 1–2 – присесть, поставить обруч на пол, придерживая его, пролезть в обруч, 3–4 – и. п. То же, держа обруч левой рукой. (10 раз.)
3. И. п. – обруч на полу перед собой.
Выполнение: 1–7 – встать на обруч, прижимая к полу пальцы ног и пятки, пройти боком в одну сторону (круг), 8 – и. п. (8 раз.)
4. И. п. – обруч на полу перед собой.
Выполнение: 1–3 – подскоки на двух ногах у обруча, 4 – впрыгнуть в обруч, поворот на 180°. То же, выпрыгнуть из обруча. (6 раз.)
5. Упражнение на дыхание.
И. п. – ноги на ширине плеч, обруч внизу в двух руках.
Выполнение: 1–2 – подняться на носки, обруч вперед вверх, вдох носом, 3–4 – опуститься на всю ступню, обруч вниз, длительный выдох. (4 раза.)
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Зебры, львы, слоны».
Условия игры. Дети разбиваются по тройкам и образуют круг. Рассчитываются на «первый», «второй», «третий». 1-е номера – «зебры», 2-е – «львы», 3-и – «слоны».
У инструктора в руках карточки с изображениями этих животных. Когда он показывает карточку «зебры», 1-е номера бегают внутри круга, имитируя движения зебры. Когда поднимает карточку с изображением льва, 2-е номера выбегают в круг и выполняют соответствующие движения, а 1-е номера должны занять свои места и т. д. Поочередно поднимаются все карточки.
2. Подвижная игра «Внимательная обезьянка».
Условия игры. Дети встают в круг. Инструктор находится внутри круга. Он показывает произвольные движения в среднем темпе. Кто из детей ошибается в воспроизведении движения, тот выходит из круга:
– поднять обе руки вверх,
– развести руки в стороны,
– поставить руки на пояс,
– выполнить наклоны вправо-влево, руки на поясе,
– выполнить наклон вперед, руки на поясе,
– присесть на корточки, руки к плечам,
– выполнить прыжки на месте и т. д.
Игра повторяется 2–3 раза.
3. Спокойная ходьба по залу.
Изменения и дополнения на 2-ю неделю ________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФЕВРАЛЬ, 3–4-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Спасатели»
Оборудование. 5 колокольчиков, гимнастическая стенка, две веревки (длина 3–3,5 м), две стойки для прыжков.
I. Вводная часть.
Дети входят в зал и строятся в одну шеренгу.
Инструктор. Ребята! А кто такие «спасатели»? (Ответы детей.) Все правильно. К спасателям относятся и пожарные! Они спасают людей из огня, и у них очень трудная профессия. Поодиночке они ничего не смогут сделать. А вот когда они работают все вместе, командой, то быстро справляются с огнем и спасают человеческие жизни. Пожарные должны быть очень крепкими и выносливыми, поэтому они постоянно занимаются спортом, проводят тренировки. Сегодня мы и будем пожарными.
Дети перестраиваются в две колонны и встают парами.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Проверяем шланги. Пожарные постоянно разворачивают и проверяют шланги, нет ли каких повреждений. Если есть повреждение, то напор воды будет очень слабым и пожар не будет потушен».
И. п. – лежа на животе парами, голова к голове, захватить друг друга за кисти вытянутых вверх рук.
Выполнение: 1–2 – переворот с живота на спину, держа друг друга за кисти рук; 3–4 – переворот со спины на живот в и. п. (12 раз.)
2. «А теперь надо проверить выдвижную лестницу. Эти лестницы очень важны в работе пожарных. С их помощью они попадают на верхние этажи, где случился пожар».
И. п. – лежа на спине, держаться друг за друга вытянутыми за головой руками.
Выполнение: 1–2 – одновременно поднять прямые ноги вверх, носочки оттянуты, 3–4 – и. п. (10 раз.)
3. «У пожарных должны быть сильные ноги, потому что им приходится забираться по вертикальным лестницам очень быстро. Вот для этого нужно тренировать ноги».
И. п. – лежа на спине, прямыми ногами друг к другу. Подошвы ног соприкасаются, руки вдоль туловища.
Выполнение: 1–4 – ноги приподнять и делать движение «велосипед», подошвы ног не расходятся; 5–6 – и. п. (8 раз.)
4. «Очень трудно забраться в окно, когда из него идет дым. Дым режет глаза. Поэтому пожарные всегда помогают друг другу».
И. п. – сидя на полу парами лицом друг к другу. Прямые ноги вытянуты вперед, подошвы ног соприкасаются. Корпус слегка наклонен вперед и ладони рук соприкасаются.
Выполнение: 1–4 – по очереди тянуть друг друга к себе (резко тянуть не надо) (10 раз.)
5. «Ищем людей в комнате».
Ползание с закрытыми глазами на звук колокольчика (колокольчик у инструктора). (20 с.)
6. «Выносим пострадавших из огня».
Первый ребенок ползет к черте на полу с открытыми глазами, второй – с закрытыми, держась за щиколотки первого (расстояние 2 м). Возвращаются, поменявшись местами. (40 с.)
III. Заключительная часть.
Инструктор. А теперь поиграем.
1. Подвижная игра «Пожарные на учении».
На расстоянии 5–6 шагов от гимнастической стенки – стартовая черта. Инструктор делит группу детей на 3–4 звена (по количеству пролетов гимнастической стенки). На каждом пролете стенки наверху, на одной и той же высоте, подвешивается колокольчик. Первые из каждого звена строятся на стартовой линии лицом к гимнастической стенке. По сигналу инструктора «Раз, два, три – беги!» дети бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят (каждый в свой колокольчик), затем спускаются и возвращаются к своему звену. Инструктор отмечает, кто первым позвонил. Затем на линию выходят другие дети (по одному от каждого звена) и проделывают то же, что и предыдущие. Игра продолжается, пока все участники не выполнят задание по одному разу. Выигрывает то звено, где оказалось большее число детей, успевших позвонить первыми.
2. Подвижная игра «Прыжок в окно».
Две стойки стоят на расстоянии 1,2–1,5 м одна от другой. На стойках натянуты две веревки, одна на высоте 70 см, другая – 170 см. Играющие стоят в колонне по одному.
По сигналу играющие по очереди прыгают в «окно», преодолевая препятствие «барьерным шагом». После каждого прыжка верхняя веревка опускается на 5 см ниже. Побеждает игрок, который преодолеет наиболее узкое «окно».
Инструктор. Сегодня вы все успешно сдали экзамен и приняты в группу спасателей!
3. Спокойная ходьба по залу.
Изменения и дополнения на 4-ю неделю ________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МАРТ, 1–2-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Весна пришла»
Оборудование: скакалки по количеству детей, маски-шапочки скворцов и кошки, мяч.
I. Вводная часть.
Дети входят под музыку в зал и строятся в шеренгу.
«Идем по дорожке» – ходьба гимнастическим шагом.
«Перешагиваем лужицы» – ходьба на носках, руки на поясе.
«Перепрыгиваем ручейки» – прыжки с ноги на ногу.
«Пробежим по мостику» – бег обычный.
«Допрыгнем до веточки» – прыжки вверх с разбега.
«Дышим свежим воздухом» – ходьба с выполнением дыхательных упражнений.
Построение в круг.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения (со скакалками).
1. И. п. – скакалка, сложенная вдвое за спиной.
Выполнение: 1–3 – руки назад, подниматься на носки, 4 – и. п. (10 раз.)
2. И. п. – ноги врозь, скакалка, сложенная вчетверо, в опущенных руках.
Выполнение: 1, 3 – скакалку вверх, 2 – вправо (влево), 4 – и. п. (10 раз.)
3. И. п. – правая нога впереди на середине скакалки, концы натянутой скакалки в согнутых руках.
Выполнение: 1–2 – руки вверх, правую ногу согнуть в колене, вверх, 3–4 – и. п. (по 4 раза каждой ногой).
4. И. п. – сидя ноги врозь, скакалку, сложенную вдвое, зацепить за ступни и натянуть.
Выполнение: 1–6 – наклон назад, прямые ноги вперед, покачаться (4 раза), 7–8 – и. п. (4 раза.)
5. И. п. – скакалка сзади, держать за концы.
Выполнение: прыжки через вращающуюся скакалку на месте. (2 раза по 30 прыжков.)
6. Упражнение на дыхание.
И. п. – ноги врозь, скакалка, сложенная вдвое, в опущенных руках.
Выполнение: 1–2 – руки вперед вверх, подняться на носки, носом вдох, 3–4 – и. п., выдох. (2 раза.)
III. Заключительная часть.
1. Игровое упражнение «Весна».
Иди, весна, иди, красна. | Дети стоят в кругу, пальчиками «идут» по воображаемой поверхности. |
Принеси ржаной колосок, | Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца. |
Овсяной снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | Сжимают и разжимают пальцы обеих рук, подходят к центру зала, образуя маленький круг. |
Солнышко-колоколнышко, | Дети шагают назад, максимально расширяя круг, держатся за руки. |
Ты пораньше взойди, | Поднимают руки вверх, тянутся на носочках. |
Нас пораньше разбуди. | Опускают руки. |
Нам в поле бежать, Нам весну встречать. | Бегут по кругу, взявшись за руки. |
А уж ясно солнышко Припекло, припекло | Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимая руки вверх. |
И повсюду золото | Идут по кругу, взявшись за руки. |
Размело, размело. | Медленно опускают руки. |
Ручейки по улице Все журчат, все журчат, | Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, руки на поясе. |
Журавли курлыкают И летят, и летят. | Идут по кругу с высоким подниманием колена, руками изображают взмахи крыльев. |
Инструктор. А теперь отгадайте загадку:
Эту птицу всякий знает,
На шесте ее дворец.
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день… (скворец).
2. Подвижная игра «Скворцы и кошка».
Условия игры. Выбираются 3–4 ребенка – «скворцы», один ребенок – «кошка». На всех надеты соответствующие маски-шапочки, остальные дети по 3–4 человека берутся за руки, образуют круги-«скворечники». В каждом размещается по 1–2 «скворца». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в «скворечниках», в которых может находиться не более двух «скворцов». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3–4 раза.
3. Подвижная игра «Назови птенчика».
Условия игры. Дети стоят в кругу. Водящий в центре круга с мячом. Он бросает каждому ребенку по очереди мяч, называя птицу. Ребенок ловит мяч, подбрасывает 2 раза вверх (с хлопком), называет птенчика и бросает мяч водящему. (Например, кукушка – кукушонок, аист – аистенок и т. д.)
4. Спокойная ходьба по залу.
Изменения и дополнения на 2-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МАРТ, 3–4-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Прогулка в весенний лес»
Оборудование: 5 малых обручей (диаметр 30 см), 2 корзинки с наборами игрушечных овощей или предметами, их заменяющими, аудиозапись «Звуки природы».
I. Вводная часть.
Дети входят в зал под музыку и строятся полукругом.
Инструктор. Ребята, какие времена года вы знаете? Какое сейчас время года? А как вы узнали? Какие весенние месяцы вы знаете? (Ответы детей.)
– А теперь мы отправимся в весенний лес на прогулку:
∙ ходьба друг за другом;
∙ ходьба с высоким подниманием колена – «перешагивают через лужи»;
∙ бег друг за другом (20–25 с);
∙ ходьба, построение в звенья.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
Инструктор. Вот мы и пришли в лес.
1. «Весна в лесу. Все солнышку радуются. Радуются деревья, веточки тянут вверх и в стороны».
И. п. – ноги на ширине ступни, руки внизу.
Выполнение: 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – и. п. (12 раз.)
2. «И воробьи рады. Крылышками машут, чирикают, рассказывают друг другу, как зиму провели».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу.
Выполнение: 1–2 – взмах руками вверх; 3–4 – взмах руками вниз, сказать «Чирик-чирик!». (12 раз.)
3. «Радуются весне лисята: лапки вытянули, улыбаются, греются на солнышке».
И. п. – лежа на спине, руки вытянуты за головой, ноги вместе.
Выполнение: 1 – поворот на бок; 2 – поворот на живот; 3 – поворот на бок; 4 – и. п. То же в другую сторону. (10 раз.)
4. «И птички все в лесу рады, разгребают прошлогоднюю травку лапками, ищут что-нибудь вкусненькое».
И. п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки в упоре сзади.
Выполнение: 1–2 – согнуть ноги в коленях; 3–4 – и. п. (12 раз.)
5. «И дети рады солнышку».
И. п. – основная стойка.
Выполнение: 1–2 – прыжки «ноги врозь – руки вверх», хлопок над головой; 3–4 – прыжки «ноги вместе – руки вниз». (12 раз.)
6. «Сдуем росинку с листика» – упражнение на дыхание.
Вот росинка как слезинка,
На листочке висит,
Переливается, горит.
И. п. – основная стойка.
Выполнение: 1–2 – вдох; 3–4 – на выдохе согнуть руки в локтях и сдуть воображаемую росинку с ладоней; 5–6 – и. п. (3 раза.)
III. Заключительная часть.
Инструктор. А теперь пора нам и делом заняться.
1. Подвижная игра «Посадка овощей».
Дети делятся на две команды. Перед командами на противоположном конце зала лежат по 5 малых обручей. Первым игрокам вручают по корзинке с набором игрушечных овощей (свекла, капуста, помидор, огурец, картофель) или с предметами, их условно изображающими. По сигналу дети бегут, раскладывают все овощи в свои обручи и пустую корзинку передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают овощи и передают корзинки с овощами третьим и т. д. Побеждает команда, раньше завершившая игру.
Инструктор. Славно мы провели время в лесу! А теперь присядем и послушаем звуки леса.
2. Дети садятся в круг на ковер, закрывают глаза и слушают аудиозапись «Звуки леса». (2–3 мин.)
Изменения и дополнения на 4-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АПРЕЛЬ, 1–2-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Мы – спортсмены»
Оборудование: мячи (диаметр 20 см) по количеству детей.
I. Вводная часть.
Дети входят в зал под музыку и строятся в одну шеренгу.
Инструктор. Ребята! Отгадайте мою загадку – и вы узнаете, с каким предметом и что мы сегодня будем делать.
Стукнешь о стенку – я отскочу.
Бросишь на землю – я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать никогда не хочу.
– Правильно, это мяч. Вы – дружные ребята? Значит, и делать все будете не по одному, а с другом.
∙ Рассчитаться на «первый-второй». Построение парами. Первые номера берут по одному мячу и держат левой рукой.
∙ Ходьба парами под удары в бубен. На громкий удар подбросить мяч вверх, поймать и передать другу (второму номеру).
∙ На тихие удары – ходьба на носках.
∙ Перестроение из пар в четыре звена, а затем поворотом – в четыре шеренги.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Хлопки».
И. п. – стоя лицом друг к другу, ноги слегка расставлены, руки опущены вниз, мяч в правой руке у детей, стоящих в первой и третьей шеренгах.
Выполнение: 1–8 – раскачивание рук вперед-назад. При движениях рук вперед перекладывать мяч в руки товарища. (8 раз.)
2. «Прокати мяч».
И. п. – сидя парами лицом друг к другу, опираясь руками об пол, ноги согнуты, мяч на полу у стоп детей из первой и третьей шеренг.
Выполнение: 1–2 – толкнуть мяч товарищу, выпрямляя ноги, 3–4 – и. п. (8 раз.)
3. «Поймай мяч».
И. п. – стоя спиной друг к другу, ноги на ширине плеч, мяч в правой руке у детей, стоящих в первой и третьей шеренгах.
Выполнение: 1–2 – повернуться вправо и поймать мяч, брошенный товарищем по сигналу инструктора; 3–4 – и. п. (8 раз.) То же выполнить влево.
4. «Передай мяч».
И. п. – стоя парами спиной друг к другу, ноги врозь на ширине плеч, у одного ребенка в руках мяч.
Выполнение: 1–2 – наклоняясь вперед, один ребенок передает между ногами мяч, а другой берет; 3–4 – оба выпрямляются. (10 раз.)
5. «Лови мяч».
И. п. – лежа на спине парами, ногами друг к другу, у одного ребенка в руках мяч.
Выполнение: 1 – оба садятся одновременно; 2–3 – затем один бросает, а другой ловит мяч; 4 – оба возвращаются в и. п. (8 раз.)
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Здравствуй, сосед!».
Играющие делятся на две равные группы и встают в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки – ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!». Тот, к кому обращаются, отвечает «Здравствуй!» и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими.
Уточнения к игре:
1) Дети должны повторять движения ведущих.
2) Тот, кто неточно выполняет движения, выходит из игры.
Указания к проведению. По ходу игры ведущие выполняют разнообразные упражнения, а играющие их повторяют. Они прыгают на левой ноге, на двух ногах, на правой, на двух ногах боком, выполняют подскоки и т. д.
2. Подвижная игра «Перебежки».
Дети делятся на две равные группы, встают друг против друга на расстоянии 3–4 м, начинают перебрасывать мяч друг другу. Если ребенок не поймал мяч, он переходит в другую команду и встает за игроком, который бросил ему мяч. Выигрывает та команда, в которую перешло больше игроков.
Уточнения к игре:
Мяч игроки перебрасывают друг другу по порядку.
Указания к проведению. Если в игре принимает участие большое количество детей, то нужно дать 2–3 мяча. Педагог может взять руководство игрой на себя.
Инструктор. Ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями! Вы – настоящие спортсмены! Вас не остановят никакие трудности.
3. Спокойная ходьба по залу.
Изменения и дополнения на 2-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АПРЕЛЬ, 3–4-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Полет на Луну»
I. Вводная часть.
Построение в три звена.
Все в колонну становись! Подготовка к полету началась! Ровным кругом друг за другом | Ходьба в колонне по одному. |
Дружно, весело шагаем, | Ходьба с высоким подниманием |
Выше ноги поднимаем. | Ходьба обычная. |
Врассыпную мы пойдем. | Ходьба врассыпную. |
Змейкой, шагом и бегом. | Ходьба змейкой, бег змейкой. |
Приставным галопом, шагом. | Ходьба приставным боковым |
Бег приставным галопом. | |
Скрестно, с выпадами, рядом. | Ходьба скрестным шагом. |
Ходьба с выпадами. | |
Ходьба обычная. |
Перестроение в четыре звена, а затем поворотом – в четыре шеренги.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Проверим ремни». – «Раз-два-три, ремни прикрепи!»
И. п. – стоя на коленях, руки на поясе.
Выполнение: 1–2 – руки в стороны назад, сед на пятки, 3–4 – и. п. (10 раз.)
2. «Подышим поглубже при вздохе». – «Ракета, ввысь лети! Космонавт, глубже дыши!»
И. п. – сед с прямыми ногами, руки на колени.
Выполнение: 1–2 – руки в стороны назад, туловище слегка назад, 3–4 – и. п. (10 раз.)
3. «Посмотри в иллюминатор». – «Посмотри в иллюминатор, друг! Глянь, сколько звезд сияет вокруг!»
И. п. – сед ноги врозь, руки вперед.
Выполнение: 1, 3 – поворот туловища вправо (влево), руки вправо (влево), 2, 4 – и. п. (10 раз.)
4. «Состояние невесомости». – «В воздухе, как ласточки, мы парим. Из отсека в отсек в корабле мы летим».
И. п. – лежа на животе, руки в стороны.
Выполнение: 1–2 – приподнять голову, ноги, руки, 3–4 – и. п. (8 раз.)
5. «Пытаемся сесть в кресло». – «Садимся мы в кресло с огромным трудом. В 100 раз нам труднее удержаться в нем».
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение: 1–2 – сед с прямыми ногами, руки внизу, 3–4 – и. п. (8 раз.)
6. «Радость прибытия». – «Радостью охвачена детвора: вот она под ногами – Луна!».
И. п. – ноги вместе, руки на поясе.
Выполнение: 1–4 – прыжки на двух ногах на месте, 5–8 – ходьба на месте. (8 раз.)
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Земляне и инопланетяне».
Условия игры. Дети делятся на 2 команды: землян и инопланетян (земляне – на одной половине зала в ракете, инопланетяне – на другой половине – в пещере). Музыка играет – дети бегают. Музыка замолкает – земляне ловят инопланетян, затем наоборот. Убегая, земляне должны успеть в ракету, а инопланетяне – спрятаться в пещере.
2. Релаксация «Парим в космосе».
Мы друзей хороших на Луне нашли,
Приглашаем в космос их и летим.
Мы парим, как ласточки, в вышине,
Звездами любуемся в тишине.
Ветерок-проказник прилетел,
Опустив на землю нас, нежно шелестел.
И опять в ракету мы спешим, На свою планету мы полетим. Руки поднимая вверх назад, Вот по трапу вверх идет отряд. | Ходьба обычная с выполнением упражнений для рук: вверх, назад, вперед, вниз. |
Изменения и дополнения на 4-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МАЙ, 1–2-я НЕДЕЛИ
Комплекс «На корабле»
Оборудование: 2 гимнастические скамейки, аудиозапись «Звуки природы. Шум моря».
I. Вводная часть.
Дети входят в зал и строятся в одну шеренгу.
Инструктор. Ребята! Сегодня вы – матросы! Нам предстоит далекое плавание, а для этого мы должны хорошо подготовиться. Налево! Шагом марш!
1. Ходьба друг за другом.
2. Ходьба по диагонали.
3. Ходьба со сменой направления.
Инструктор. Аврал!
Бег друг за другом. Ходьба. Построение в звенья.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Мы плаваем кролем»*.
И. п. – основная стойка.
Выполнение: 1–8 – поочередные круговые движения руками вперед, имитируя плавание кролем на груди, 9–16 – то же назад, имитируя плавание кролем на спине, 17–18 – и. п. (4 раза.)
2. «У штурвала».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью, пальцы сжаты в кулачки.
Выполнение: 1–2 – наклон туловища вправо, 3–4 – и. п., 5–6 – наклон туловища влево, 7–8 – и. п. (8 раз.)
3. «Посмотрим в бинокль».
И. п. – ноги на ширине ступни, руки внизу.
Выполнение: 1–2 – поворот туловища вправо, поднести руки к глазам, соединив большой и указательный пальцы, 3–4 – и. п., 5–6 – то же в левую сторону, 7–8 – и. п. (8 раз.)
4. «Поднять якорь!».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной.
Выполнение: 1–2 – наклон вперед, коснуться руками пола, 3–4 – и. п. (10 раз.)
5. «Гребцы».
И. п. – сидя, согнув ноги в коленях, руки в упоре сзади.
Выполнение: 1–2 – не отрывая стопы от пола, сгибая руки, лечь на спину, 3–4 – и. п. (8 раз.)
6. «Взбираемся на мачты».
И. п. – лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Выполнение: 1–2 – поднять одновременно голову, руки и ноги, 3–4 – и. п. (10 раз.)
7. «А вот и дельфины».
И. п. – лежа на животе, ноги вместе, руки вытянуты вперед.
Выполнение: 1–2 – поднять верхнюю часть туловища, руки, соединив ладони, 3–4 – и. п. (12 раз.)
8. «Дельфины приветствуют нас, выпрыгивая из воды».
И. п. – ноги вместе, руки в стороны.
Выполнение: 1–2 – прыжки «ноги в стороны – руки вверх с хлопком над головой», 3–4 – и. п. (8 раз)
9. «Ветер дует».
И. п. – ноги на ширине ступни, руки внизу.
Выполнение: 1–2 – сделать глубокий вдох, 3–4 – сделать паузу и надуть щеки, 5–8 – медленный выдох, слегка наклонившись вниз, легко постукивая указательными пальцами по щекам, 9–10 – и. п. (2–3 раза.)
III. Заключительная часть.
Инструктор. А теперь последнее испытание. У нас два экипажа. В одном девочки, в другом – мальчики.
1. Подвижная игра «Моряки и морячки».
На противоположных сторонах зала стоят гимнастические скамейки. Справа – «каюты» девочек, слева – мальчиков. Экипажи стоят посредине зала друг напротив друга. По сигналу «Мо-ря-ки!» девочки убегают в свои «каюты» (садятся на стоящую справа гимнастическую скамейку), мальчики ловят девочек, стараясь помешать попасть в свои «каюты». По сигналу «Мо-ряч-ки!» девочки ловят мальчиков. Выигрывает команда, которая поймала больше игроков.
2. Спокойная ходьба по залу.
Инструктор. Вот и подошло к концу наше плавание. Все были очень ловкими и смелыми.
Изменения и дополнения на 2-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МАЙ, 3–4-я НЕДЕЛИ
Комплекс «Мой друг – волан»
Оборудование: воланы по количеству детей, обруч (диаметр 1 м).
I. Вводная часть.
Дети с воланами в руках входят под музыку в зал и строятся в одну шеренгу.
Инструктор. Ребята! Вы хотите научиться хорошо играть в бадминтон? Для этого надо уметь обращаться с воланом. Сегодня мы будем учиться делать упражнения с воланами.
∙ «Идем друг за другом».
Ходьба друг за другом. Воланы в правой руке внизу.
∙ «На носочках».
Ходьба на носочках, руки с воланом в стороны.
∙ «На пяточках».
Ходьба на пятках, руки с воланом за спиной.
∙ «Побежали!».
Бег друг за другом, высоко поднимая колени.
Построение врассыпную.
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Вытяни руки вперед и переложи волан в другую руку».
И. п. – ноги вместе, руки с воланом внизу.
Выполнение: 1–2 – вытянуть руки вперед, переложить волан из правой руки в левую; 3–4 – переложить волан из левой руки в правую; 5–6 – и. п. (12 раз.)
2. «Подними волан вверх и переложи в другую руку».
И. п. – ноги на ширине ступни, руки с воланом внизу.
Выполнение: 1–2 – поднять руки вперед и вверх и переложить волан из руки в руку, 3–4 – и. п. (12 раз.)
3. «Спрячь волан».
И. п. – то же.
Выполнение: 1–2 – спрятать руки за спину и переложить волан из руки в руку, 3–4 – и. п. (12 раз.)
4. «Подбрось и поймай».
И. п. – ноги вместе, руки с воланом внизу.
Выполнение: 1–2 – подбросить волан вверх и поймать обеими руками, 3–4 – и. п. (10 раз.)
5. «Поймай волан после хлопка в ладоши».
И. п. – то же.
Выполнение: 1–2 – подбросить волан вверх, хлопнуть в ладоши и поймать его, 3–4 – и. п. (10 раз.)
6. «Подбрось, повернись и поймай волан».
И. п. – то же.
Выполнение: 1–2 – подбросить волан вверх, повернуться вокруг своей оси на 360° и поймать его, 3–4 – и. п. (8 раз.)
7. «Подбрось волан и поймай другой рукой».
И. п. – то же.
Выполнение: 1–2 – подбросить волан вверх левой рукой и поймать правой, 3–4 – подбросить волан вверх правой рукой и поймать левой, 5–6 – и. п. (10 раз.)
III. Заключительная часть.
Инструктор. Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Теперь можно и поиграть.
1. Игра малой подвижности «Я подброшу – ты поймай».
Дети образуют круг, в центре круга лежит обруч, в котором стоит водящий с воланом. Водящий бросает волан вверх кому-то из ребят. Игрок должен его поймать.
Уточнения к игре: водящий не должен выходить из обруча; ребенок, не поймавший волан, временно выбывает из игры.
2. Спокойная ходьба по залу.
Инструктор. Вы сегодня научились действиям с воланами. Молодцы, все справились! Теперь вы сможете играть в бадминтон.
Изменения и дополнения на 4-ю неделю ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Все упражнения выполняются под аудиозапись «Звуки природы. Шум моря».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ утренней гимнастики.
Комплекс утренней гимнатики в старшей группе.Самоанализ утренней гимнастики....
Комплекс утренней гимнастики воспитателям ДОУ "Утренняя гимнастика -залог здоровья"
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, она способствует поднятию натроения у детей, эмоционального и мышечного тонуса, помогает закреплять двигательные навык...
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...
Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...
Утренняя гимнастика для дошкольников 5-7 лет. (комплексы утренней гимнастики тематического характера)
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физическ...
Утренняя гимнастика проводиться под музыку «Спортивные зверята.» Комплекс утренней гимнастики.
Комплекс утренней гимнастики.1.Ходьба на месте, ходьба на месте на носках, руки на поясе. 2. «Хлопки»И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища-руки в стороны -рук...
Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)
Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОСОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)...
- Мне нравится (1)