Яблочное приключение
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ЧДОУ «Детский сад «Уютный»
Конкурсное испытание
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ»
на тему «Яблочное приключение»
Воспитатель: Бибикова Оксана Сергеевна
2022 год
Конспект педагогического мероприятия с детьми
«Яблочное приключение»
Задачи:
- Продолжать расширять представление о фрукте – яблоке, его полезных свойствах. Закрепить знания об этапах роста яблони, возможностях использования яблок в пище.
- Воспитывать любовь к родному краю и экологическое мировоззрение.
-Развивать умение предполагать, сравнивать, делать выводы, прогнозировать результат.
- Дать возможность каждому ребёнку проявить себя, создать атмосферу доброжелательности и творчества, воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.
- Учить любить природу, видеть ее красоту, беречь и охранять.
Предварительная работа. Беседы о плодовых деревьях, чтение сказок, составление пазлов, разгадывание ребусов, беседа о фруктах, работа с сюжетными картинками, отгадывание загадок.
Материал и оборудование: Корзина с яблоками, карта – маршрут, яблоки разных цветов для обозначения ориентиров, земля, горшки, лейка, лопатка, семена различных культур, йод, стаканы с водой, пипетки, тарелка с крахмалом, картофель, карточки с изображением стадии роста яблони, карточки с изображением зеленого и красного яблока (по 2 на каждого ребенка), продукты питания, изготовленные из яблок (сок, повидло, джем, мармелад, пюре), макет дерева, тайник – контейнер.
Ход занятия:
Воспитатель в роли Хозяйки яблоневого сада: Здравствуйте, ребята! (Слайд 1) Я Хозяйка яблоневого сада и пришла к вам не с пустыми руками, принесла для вас вот такую корзину. Теперь ко мне подходите и на ощупь отгадайте, что ж у меня там?
Дети подходят и определяют на ощупь, ответы детей.
Воспитатель:
Все на свете знают этот фрукт,
Витаминов много, и железо тут.
Этот фрукт полезен, сладок он на вкус.
Угадайте, дети, как его зовут? (Яблоко)
Ответы детей.
(Воспитатель открывает корзину) (Слайд 2)
Воспитатель:
Давайте возьмем яблоко в руку и хорошо рассмотрим его. Расскажите мне, какие бывают яблоки?
(Вкусные, сладкие, ароматные, красные, зелёные, маленькие, большие, круглые и т. д.)
Воспитатель: Яблоки очень полезны. Не случайно русский народ сложил сказку о «молодильных» яблочках. (Слайд 3) Съешь их и будешь молодым и здоровым! В яблоках содержатся очень много полезных витаминов, сахара, соли железа, калия и магния.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете историю яблок? я расскажу вам ее сейчас.
Яблоко известно людям с давних времён. Упоминание об этом фрукте есть в Библии. Родиной домашней яблони считают Древнюю Грецию. В России разводить яблоню стали уже в 11 веке в Киево-Печерской лавре, там был заложен яблоневый сад. Сочные, наливные яблоки с отменным вкусом, богатой историей и для нашего района. Корочанские яблоки так прославились, что перед ними не смогла устоять даже императрица Екатерина Великая. (Слайд 4) Однажды, возвращаясь со своей многочисленной свитой из Крыма в Петербург, императрица остановилась на отдых у «Ясного Колодезя». Жители угостили ее яблоками, вымоченными по специальному рецепту. Отведав яблоко, императрица тут же поразилась красоте белоснежной антоновки размером с два мужицких кулака. Ее неповторимый вкус с легкой кислинкой вмиг унесли прочь боли в голове «хозяйки» России. Она взбодрилась, повеселела и подобрела. Скажите, а как связаны яблоки с местом, в котором мы живем?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что изображено на гербе Корочанского района?
Ответы детей.
Воспитатель: Да ребята, Корочанский район славится яблоками и когда было решено даровать Короче герб, то именно Екатерина II предложила изобразить на нем вернувшие ей хорошее настроение в дальней дороге яблоки (антоновку). А еще Корочу называют «вторым Крымом». (Слайд 5)
Но однажды случилось несчастье, ребята, ночью подул сильный ветер и появился злой Волшебник, который похитил яблоки с нашего герба и спрятал их далеко в тайнике, опечалился корочанский народ, но узнали они, что в вашем детском саду есть отряд волонтеров, который сможет им помочь. (Слайд 6)
Воспитатель: Вы готовы к приключениям? Чтобы найти украденные яблоки нам придется отправится в яблочное путешествие по яблоневому саду. Чтобы не заблудиться нам нужна будет карта – маршрут, на которой обозначено место, где мы можем найти пропавшие символы нашего герба. Наше путешествие будет увлекательным и интересным. На нашем пути могут встретиться различные препятствия, но я думаю вы сможете их преодолеть.
Будем думать и играть, на вопросы отвечать,
Вопросы важные решать! Вы готовы? А теперь в путь!
Воспитатель: Вот мы и пришли в яблоневый сад. (Слайд 7) Давайте посмотрим внимательно присядем на травку и изучим нашу карту. (садятся) Смотрите в нашей карте указатель нам говорит о том, что первая подсказка находится на яблоке, которое отмечено зеленым цветом, давайте посмотрим, что на нем написано. (читает задание с листика оранжевого цвета).
Воспитатель читает задание.
Воспитатель: Перед вами картинки с изображением этапов роста дерева, расставьте картинки в правильном порядке.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. А теперь давайте посмотрим на карту, куда нам двигаться дальше. Следующая подсказка на карте указывает на яблоко желтого цвета.
Дети ищут следующий ориентир.
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе много разных семян, вам нужно выбрать семена яблони и посадить их.
Что нам понадобится для посадки дерева? Дети подходят к столу и выбирают из многих предметов лишь те что понадобятся. (Горшки, лейки, земля, семена, лопатки)
Дети вместе с воспитателем сажают семена яблони.
Воспитатель: Чтобы яблоки выросли румяными и сочными, человек должен заботиться о яблонях, на которых они растут. Кто из вас знает, как надо ухаживать за плодовыми деревьями?
Дети: Деревья надо поливать, рыхлить под ними землю, удобрять, обрезать сухие ветки. Подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжести плодов. Для того чтобы бороться с вредными насекомыми, фруктовые деревья опрыскивают специальными растворами.
Воспитатель: Скажите, откуда на яблоне появляются плоды?
Дети высказывают предположения, воспитатель обобщает их ответы. По ходу рассказа выставляет на мольберте иллюстрации.
Воспитатель: Весной на яблоне зацветают бело-розовые цветы с нежным запахом. Их аромат привлекает пчел, которые садятся на цветы, пьют сладкий цветочный нектар и переносят на своих мохнатых лапках пыльцу с цветка на цветок. Через несколько дней лепестки цветов опадают, и из их основания (завязи) начинают расти плоды – маленькие яблоки. За лето они увеличиваются в размерах, наливаются сладким соком, подрумяниваются на солнышке.
Воспитатель обращает внимание детей на карту, двигаются дальше по заданному маршруту. Следующий ориентир обозначен на карте розовым яблоком с заданием.
Дети приходят к ориентиру возле экрана с изображением яблоневого сада.
Воспитатель: вот и созрели яблочки. Посмотрите на них (выставляет на стол корзину с яблоками разных сортов). Как вы думаете, почему эти яблоки не похожи друг на друга? Чем они отличаются?
Дети: Они отличаются формой (круглые и овальные), размером (крупные и мелкие) и цветом (жёлтые, красные, зелёные).
Воспитатель: Пришло время собрать урожай. К саду подъехали люди на машинах, они собрали яблоки, уложили их в коробки и ящики, погрузили на машины и увезли. Как вы думаете, куда уехали машины с яблоками? Правильно, часть машин последовали в магазин и на рынки. А куда отправили остальные машины, я вам сейчас расскажу. Но прежде чем мы отправимся дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка (Дети выполняют движения по тексту)
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась в право, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька уснет.
Воспитатель: Наверное, не все из вас знают, что такое завод. Представьте себе огромную территорию, на которой находятся одно или несколько огромных зданий, - это цеха. Вот на один из заводов, который занимается переработкой овощей и фруктов, привезли остальные яблоки (слайд 10).
И чтобы дойти до тайника с символами, нам сейчас нужно найти ориентир, отмеченный на карте красным яблоком.
Дети находят ориентир. Воспитатель читает задание.
Воспитатель: Сейчас нам нужно превратиться в ученых – исследователей и провести эксперименты с яблоками, узнать о некоторых их свойствах и отправить яблоки на дальнейшую переработку. (Слайд 11)
Воспитатель: Я предлагаю вам провести несколько научных опытов и сделать открытия. Пройдем в нашу лабораторию.
(Дети проходят в зону экспериментирования, где на отдельном столе на тарелке находится крахмал, стакан с водой, пузырек йода, пипетка).
Воспитатель: как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?
Дети: в них много витамин.
Воспитатель: правильно, в яблоках много веществ, необходимых людям. В них есть и сахар, витамины, кислоты, минеральные соли. Для того, чтобы вы изучили свойства яблок, я отрезала кусочек. Давайте посмотрим, что стало на срезе.
Место среза потемнело. Всё потому, что в яблоках содержится много железа. Железо-это такой витамин, необходимый человеку для здоровья. Он и окрасил наши яблоки в коричневатый цвет.
Следующее задание такое, нам как ученым необходимо выяснить хорошо ли поспели яблоки и достаточно ли в них сахара, а для этого нам необходимо провести небольшой эксперимент.
Эксперимент:
Ребята, в нашей лаборатории есть такое вещество, которое называется крахмал. Как известно, крахмал может преобразовываться в сахар, если взять неспелое яблоко и капнуть йода, то оно посинеет, так как яблоко еще не созрело. Как только яблоко созреет весь содержащийся крахмал перейдет в сахар и яблоко при обработке йодом не синеет вообще.
Для начала растворите ложку крахмала в стакане воды и капните туда йода – жидкость станет синей.
Затем на разрезанное яблоко и разрезанный картофель капнем из пипетки немного йода.
Наблюдаем:
Йод изменит свой цвет в стакане с крахмалом, капаем йод на картофель – картофель тоже синеет, яблоко — не посинело вообще.
Обсуждение: Крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. В картофеле нет сахара, но есть крахмал, поэтому он посинел. Яблоко не посинело - так мы выяснили, что определить спелое яблоко с достаточным уровнем сахара в нем можно используя йод, который является как бы индикатором или анализатором содержания крахмала.
Воспитатель: Мы выполнили задание и узнали - яблоки, которые отправятся на дальнейшую переработку - зрелые и сладкие. И смотрите, ребята, мы почти у цели.
Воспитатель: скажите, что можно сделать из яблок?
Дети: из яблок варят варенье, компот, повидло, сок, пюре.
Воспитатель: Ребята, чтобы дойти до тайника нам необходимо отсчитать 5 шагов влево и 6 шагов прямо от последнего ориентира, который обозначен красным цветом.
Воспитатель вместе с воспитанниками находит тайник с тремя яблоками.
Воспитатель: Вот и нашли мы тайник, который спрятал злой Волшебник, подошло к концу наше яблочное путешествие. Нам пора возвращаться назад и вернуть пропавшие яблочки - символ нашего района.
Дети с педагогом подходят к экрану с изображением герба.
Воспитатель: Чтобы яблоки вернулись на герб нам нужно сказать волшебные слова и подуть на найденные яблочки, чтобы они перенеслись на свое место.
Дети произносят волшебные слова:
«Завертись – ка, закружись
И по кругу покатись,
С волшебством ты подружись
И на гербе окажись!»
(Дети дуют на яблоки и на гербе появляются недостающие символы) (Слайд 12)
Воспитатель: Много нового вы сегодня узнали, ребята? И это мы сейчас проверим.
Игра «Да или нет?», «Можно или нельзя?».
Педагог раздаёт детям по две карточки с изображением яблок красного и зелёного цвета. Объясняет правила игры: если на вопрос ребёнок хочет ответить «да», он поднимает карточку с изображением яблока зелёного цвета; если «нет» - поднимает карточку с изображением яблока красного цвета. Задаёт вопросы (Какое бывает яблоко? Жидкое? Твёрдое? Мягкое? Пушистое? Колючее? Душистое? Сладкое? Горькое? Прозрачное? Круглое? Квадратное? Горячее? Острое? И др.).
Воспитатель задаёт вопросы (Что можно сделать с яблоком, а что нельзя? Послушать? Съесть? Почистить? Посолить? Пожарить? Потрогать? Понюхать? Взвесить? Сломать? Зашить? Помыть? Постирать? Заморозить? Завязать? Разрезать ножом? Распилить пилой? Натереть на тёрке? Разрубить топором? Сорвать с ветки? Выжать из него сок? Намазать на хлеб? Измерить у него температуру? Оторвать кусочек? Откусить от него кусочек? Проверить спелое ли оно?).
Воспитатель: Вам понравилось путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Если вам понравилось сегодняшнее приключение, и вы получили много положительных эмоций, а еще узнали много нового и интересного прикрепите «Зеленое яблоко» к нашему дереву, а если вам было скучно и не очень интересно, тогда прикрепите «Красное яблоко» к дереву настроения.
Рефлексия «Яблоня настроения».
Воспитатель: Чтобы вы были здоровые и румяные, с красными щечками. Вот вам яблоки красные и ароматные!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование недели по подготовке и проведению Яблочного Спаса
Пояснительная запискана перспективное планирование недели«Яблочный Спас не пройдет без нас». Перспективное планирование составле...
План мероприятий недели «Яблочный спас не пройдёт без нас»
Работа с детьми...
Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».
планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...
Яблочный спас в детских глазах
сценарий праздника Яблочный спас...
Занятие в старшей логопедической группе "Яблочная история"
Познавательно-речевое занятиие с детьми старшего дошкольного возраста построено на принципе самостоятельного активного участия ребёнка, с опорой на имеющиеся знания и представления детей. В конс...
Комплексное занятие " Яблочный спас"
Коплексное занятие " Яблочный спас" разработанное к празднику Яблочный спас. В струкруре занятия использаванны различные образовательные технологии....
Презентация " Яблочный спас"
Презентация является методическим материалом в приложении к обобщенному педагогическому опыту ...