«Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий».
консультация
Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 60 г.Благовещенска»
«Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий».
Выполнили:
Е.А. Жирова
воспитатель 1 категории
г. Благовещенск
2021г
Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления.
Для того чтобы у детей среднего дошкольного возраста развить логическое мышление необходимо использование различных педагогических технологий.
В своей работе мы использую следующие ТРИЗ технологии: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игровую методику Никитина камешки Марблс, а также круги Луллия.
Как говорит Никитин «От развития логики зависит освоение трех важных умений, без которых взрослому человеку никуда: чтения, письма и простейшего счета». Изучив научную литературу по данной теме, мы разработали программу дополнительного образования «Веселая математика» для детей средней группы. Поставили перед собой цель: развить логическое мышление детей посредством ТРИЗ технологий. Также был разработан диагностический инструментарий на весь учебный год. На начало года уровень у детей логического мышления детей составил 34%.
Дальше началась проводиться систематическая работа по данному направлению, свою работу мы разбили на пять блоков.
1 блок использование палочек Кюзенера
Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. сантиметру. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Отбор цвета не произволен, а связан с определенным соотношением их по величине. Для детей постарше к палочкам предлагаются цветовые рисунки-схемы для выкладывания различных моделей и фигур.
2 блок Блоки Дьенеша
Представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной
3 блок методики Никитина
Как полагали супруги Никитины, ключевая цель воспитания малыша- развитие творческой личности, именно на нее и опираются основные принципы методики. В своей работе мы использовали «Уникуб» - направлен на развитие мышления и внимательности малыша, представляет собой набор из 27 кубиков, грани которых окрашены в различные цвета. Задача взрослого- дать ребенку конкретное задание.
«Сложи узор»- этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветные в двух вариациях. Задача ребенка- сложить из них узор при этом на начальном этапе можно использовать книжки-инструкции, а после - проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации.
4 блок Камешки Марблс
Эта технология с которой я хотела бы вас более подробно познакомить. Это одна из самых любимых детских игр. Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.
Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.
При работе осуществляем следующие задачи:
1. Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.
2. Упражнять в ориентировке на плоскости листа.
3. Обогащать словарный запас.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Формировать и закреплять правильный образ предметов, букв, цифр.
6. Развивать внимание, память и мышление.
7. Развивать фантазию ребенка.
8. Усидчивость.
9. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
10. Релаксация.
11. Упражнять в последовательной смене тонуса руки ребёнка
Нужно отметить то, что при работе с данным материалом следует соблюдать следующие рекомендации:
- Проводить игры в присутствии взрослых, и даже если вы доверяете своему ребенку в этом вопросе, объясните несколько раз, что камешки марбл не съедобные, не вкусны и нельзя тянуть их в рот
- Осторожность при игре, так как камешки хрупкие
- Гигиена рук.
- Не оставляйте наборы в доступном месте, если у Вас есть еще более маленькие дети.
Сейчас я хотела бы более подробно остановиться на играх с камушками.
Перечень игр и краткое описание:
1. Заполни пустой шаблон. Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.
2. Четвертый лишний. Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.
3. «Лабиринт» Прохождение лабиринта с помощью большого камешка
4. Математический диктант. Закрепление понятий: «длинный-короткий», «лево – право», «верх – низ»
5. Придумай картинку
6. «Сухой бассейн». развиваем умение выбирать предметы. (Например: мелкие игрушки; природный материал – бобы, фасоль и т.п.). Задание: педагог предлагает найти камешки, среди бобов или наоборот сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек с закрытыми глазами
7. Игра «Разбери по группам»
а) Разбери по цвету. В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.
б) Разбери по размеру. Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
в) Разбери по форме. Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.
8. Собери по образцу. Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
9. Заполни пустой шаблон. Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма. Контуры - перерисованные крупные картинки из детских раскрасок и рисунки воспитателя.
10. Крестики – нолики. Как обычные крестики-нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.
11. Продолжи узор. Продолжить узор или ряд.
12. Графические диктанты
Таким образом, используя камешки Марблс, у детей развивается логическое мышление, мелкая моторика, детская самостоятельность, активность, любознательность.
5 блок круги Луллия
Бог знает, для чего философ из Каталонии XII века Раймунд Луллий (Лулио) придумал диковинную логическую машину в виде бумажных кругов с картинками. Большой, говорят, был мистификатор… Как бы то ни было, но этот прообраз игрового автомата из века ХХ-го пригодился многим педагогам для организации развивающих игр с детьми; приспособили его также в качестве тренажёра для решения логических задач.
Круги Луллия – универсальное средство развития познавательной деятельности. Благодаря простоте конструкции и широкой функциональности, круги Луллия способствует решению следующих задач:
• Расширение, уточнение и обогащение представлений об окружающем мире;
• Развитие и коррекция психических процессов (памяти, внимания, мышления);
• ФЭМП (дети учатся составлять и решать простые арифметические задачи, закрепляют состав чисел, учатся называть последующие и предыдущие числа, закрепляют счётные умения);
• Развитие мелкой моторики и координации рук;
• Формирование сенсорных эталонов (учатся распознавать геометрические фигуры, сравнивать и анализировать предметы по форме, величине, цвету;
• Повышение познавательной активности.
Задачи обучения ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.
Игровые задания и упражнения, созданные на основе изобретения Раймунда Луллия – круги Луллия,условно можно разделить на 4 группы:
1. Игры, способствующие изучению нового материала
2. Игры, направленные на обогащение уже имеющихся представлений
3. Игры на закрепление уже имеющихся представлений
4. Игры на развитие воображения, фантазии и творчества
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Список используемой литературы
1.«Развитие логического мышления детей» Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов
2. «Давай поиграем» математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А.А.Столяра
3«Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет» Развиваем логику и мышление. Е.Черенкова
4. «И учеба, и игра: математика» Т.И. Тарабарина, Н.В.Елина
5. Развитие познавательных способностей детей. Л.Ф. Тихомирова
6. «И учеба, и игра: русский язык» Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова
7. Развивающие игры для дошкольников Н.И. Васильева, Н.В. Новотор
8. Климанова Г. Б. Учебно – методическая технология использования камешек Марблс в работе с детьми дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими п...
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
quot;Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий"...
Семинар - практикум для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
Родительское собрание...
Доклад на педсовете на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий. Блоки Дьенеша»
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключев...
Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста, посредствам развивающих технологий. Блоки Дьенеша».
Цель: повысить уровень профессионального матерства педагогов по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию.Познакомить с блоками Дьенеша и вариантами их применения....
Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку ключево...
Мастер класс"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством SТЕМ технологии"
Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать нов...