«Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий».
консультация

ЖИРОВА ЕЛЕНА АЙДЫНОВНА

Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 60 г.Благовещенска»

«Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий».

                                                                                          Выполнили:

                                                                                          Е.А.  Жирова

                                                                                          воспитатель 1 категории

                                                                                         

г. Благовещенск

2021г

Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления.

Для того чтобы у детей среднего дошкольного возраста развить логическое мышление необходимо использование различных педагогических технологий.

В своей работе мы использую следующие ТРИЗ технологии: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игровую методику Никитина камешки Марблс, а также круги Луллия.

Как говорит Никитин «От развития логики зависит освоение трех важных умений, без которых взрослому человеку никуда: чтения, письма и простейшего счета». Изучив научную литературу по данной теме, мы разработали программу дополнительного образования «Веселая математика» для детей средней группы. Поставили перед собой цель: развить логическое мышление детей посредством ТРИЗ технологий. Также был разработан диагностический инструментарий на весь учебный год. На начало года уровень у детей логического мышления детей составил 34%.

Дальше началась проводиться систематическая работа по данному направлению, свою работу мы разбили на пять блоков.

1 блок использование палочек Кюзенера

Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. сантиметру. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Отбор цвета не произволен, а связан с определенным соотношением их по величине. Для детей постарше к палочкам предлагаются цветовые рисунки-схемы для выкладывания различных моделей и фигур.

2 блок  Блоки Дьенеша

Представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной

3 блок методики Никитина

Как полагали супруги Никитины, ключевая цель воспитания малыша- развитие творческой личности, именно на нее и опираются основные принципы методики. В своей работе мы использовали «Уникуб» - направлен на развитие мышления и внимательности малыша, представляет собой набор из 27 кубиков, грани которых окрашены в различные цвета. Задача взрослого- дать ребенку конкретное задание.

«Сложи узор»- этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветные в двух вариациях. Задача ребенка- сложить из них узор при этом на начальном этапе можно использовать книжки-инструкции, а после - проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации.

4 блок Камешки Марблс

Эта технология с которой я хотела бы вас более подробно познакомить. Это одна из самых любимых детских игр. Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.

При работе осуществляем следующие задачи:

1. Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.
2. Упражнять в ориентировке на плоскости листа.
3. Обогащать словарный запас.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Формировать и закреплять правильный образ предметов, букв, цифр.
6. Развивать внимание, память и мышление.
7. Развивать фантазию ребенка.
8. Усидчивость.
9. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
10. Релаксация.
11. Упражнять в последовательной смене тонуса руки ребёнка

Нужно отметить то, что при работе с данным материалом следует соблюдать следующие рекомендации:

  • Проводить игры в присутствии взрослых, и даже если вы доверяете своему ребенку в этом вопросе, объясните несколько раз, что камешки марбл не съедобные, не вкусны и нельзя тянуть их в рот
  • Осторожность при игре, так как камешки хрупкие
  • Гигиена рук.
  • Не оставляйте наборы в доступном месте, если у Вас есть еще более маленькие дети.

Сейчас я хотела бы более подробно остановиться на играх с камушками.

Перечень игр и краткое описание:

1. Заполни пустой шаблон. Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.

2. Четвертый лишний. Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.

3. «Лабиринт» Прохождение лабиринта с помощью большого камешка

4. Математический диктант. Закрепление понятий: «длинный-короткий», «лево – право», «верх – низ»

5. Придумай картинку

6. «Сухой бассейн». развиваем умение выбирать предметы. (Например: мелкие игрушки; природный материал – бобы, фасоль и т.п.). Задание: педагог предлагает найти камешки, среди бобов или наоборот сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек с закрытыми глазами

7. Игра «Разбери по группам»

а) Разбери по цвету. В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

б) Разбери по размеру. Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

в) Разбери по форме. Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

8. Собери по образцу. Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

9. Заполни пустой шаблон. Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма. Контуры - перерисованные крупные картинки из детских раскрасок и рисунки воспитателя.

10. Крестики – нолики. Как обычные крестики-нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.

11. Продолжи узор. Продолжить узор или ряд.

12. Графические диктанты

Таким образом, используя камешки Марблс, у детей развивается логическое мышление, мелкая моторика, детская самостоятельность, активность, любознательность.

5 блок круги Луллия

Бог знает, для чего философ из Каталонии XII века Раймунд Луллий (Лулио) придумал диковинную логическую машину в виде бумажных кругов с картинками. Большой, говорят, был мистификатор… Как бы то ни было, но этот прообраз игрового автомата из века ХХ-го пригодился многим педагогам для организации развивающих игр с детьми; приспособили его также в качестве тренажёра для решения логических задач.

Круги Луллия – универсальное средство развития познавательной деятельности. Благодаря простоте конструкции и широкой функциональности, круги Луллия способствует решению следующих задач:

• Расширение, уточнение и обогащение представлений об окружающем мире;

• Развитие и коррекция психических процессов (памяти, внимания, мышления);

• ФЭМП (дети учатся составлять и решать простые арифметические задачи, закрепляют состав чисел, учатся называть последующие и предыдущие числа, закрепляют счётные умения);

• Развитие мелкой моторики и координации рук;

• Формирование сенсорных эталонов (учатся распознавать геометрические фигуры, сравнивать и анализировать предметы по форме, величине, цвету;

• Повышение познавательной активности.

Задачи обучения ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.

Игровые задания и упражнения, созданные на основе изобретения Раймунда Луллия – круги Луллия,условно можно разделить на 4 группы:

1. Игры, способствующие изучению нового материала

2. Игры, направленные на обогащение уже имеющихся представлений

3. Игры на закрепление уже имеющихся представлений

4. Игры на развитие воображения, фантазии и творчества

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Список используемой литературы

1.«Развитие логического мышления детей» Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов

2. «Давай поиграем» математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А.А.Столяра

3«Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет» Развиваем логику и мышление. Е.Черенкова

4. «И учеба, и игра: математика» Т.И. Тарабарина, Н.В.Елина

5. Развитие познавательных способностей детей. Л.Ф. Тихомирова

6. «И учеба, и игра: русский язык» Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова

7. Развивающие игры для дошкольников Н.И. Васильева, Н.В. Новотор

8. Климанова Г. Б. Учебно – методическая технология использования камешек Марблс в работе с детьми дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими п...

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

quot;Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий"...

Доклад на педсовете на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий. Блоки Дьенеша»

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключев...

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста, посредствам развивающих технологий. Блоки Дьенеша».

Цель: повысить уровень профессионального матерства педагогов по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию.Познакомить с блоками Дьенеша и  вариантами их применения....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

  Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку ключево...

Мастер класс"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством SТЕМ технологии"

Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать нов...