Консультация "Ознакомление дошкольников с народной культурой"
консультация

Борисова Татьяна Георгиевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Янтарик» МО Янтарный городской округ

Подготовила и провела: музыкальный руководитель Борисова Т.Г.

Консультация для воспитателей МБДОУ№4 "Янтарик"  

"Ознакомление дошкольников с народной культурой"

В настоящее вркмя растет интерес к осмыслению, укреплению, активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, народных обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднакратно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народной культурой, традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивают связь поколений, способствуют всестороннему гармоничному развитию личности, решают задачи умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания. Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский в статье "О народности в общественном", он писал: "...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа..."

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

В качестве основных средств педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильным, выносливым, крвсиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, волей и стркмлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождающие их действия, изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но емки по смыслу.

Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Таким образом, русские народные традиции и культура воспитывают поколения русских людей, передавая веками накопленную народную мудрость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Народный календарь основа приобщения дошкольников к народной культуре.

Представлен опыт работы по приобщению дошкольников к народной культуре на основе народного календаря....

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....

"Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками »

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с башкирской культурой....

Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...

Использование народных традиций Масленицы в приобщении дошкольников к народной культуре.

Знакомство дошкольников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практ...