ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
статья
В данной статье рассматривается профессионально-коммуникативная культура педагога. Воспитатель, первый, кто сталкивается с вышеописанной задачей, формирует и развивает языковые навыки у самых маленьких. Влияние воспитателя на детей очень большое, что невозможно определить его значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitatelchya.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Майстренко Елена Михайловна
МОУ СОШ имени Л. М. Доватора
Воспитатель
Аннотация: В данной статье рассматривается профессионально-коммуникативная культура педагога. Воспитатель, первый, кто сталкивается с вышеописанной задачей, формирует и развивает языковые навыки у самых маленьких. Влияние воспитателя на детей очень большое, что невозможно определить его значимость.
Речь педагога образуется не самостоятельно, она - зеркало внутреннего мира, своеобразие умственного и духовного уровня развития самого человека. Педагог, прежде всего, должен быть человеком с большой буквы, личностью. Речь педагога - неотъемлемая часть его деятельности, которая является профессиональной культурой, включающая общечеловеческую. Педагог представляет культуру речи, как пример для подражания по всем необходимым требованиям, предъявляемым специалисту.
Требования, которые необходимо соблюдать педагогу-профессионалу: 1. Уметь выделять содержательную часть своих мыслей. 2. Соблюдать законы языка 3. Не отходить от речевых и психологических законов.
Воспитатель, первый, кто формирует и развивает языковые навыки у самых маленьких. Влияние воспитателя на детей очень большое. Культура речи педагога связывает все элементы речевой деятельности и их части. Конкретные нормы имеются у всех элементов речевой культуры и выражаются, в первую очередь, как нормы общения: познавательная, эмоциональная. Существенными нормами являются этические и коммуникативные.
Особенность педагогического труда сводится к постоянному взаимодействию с другими людьми. Деятельность педагога ориентирована на полноценное развитие личности будущего взрослого человека, формирование правил поведения, умственное развитие. Педагог должен использовать в своей работе не только психологические и специальные знания, но и обладать способностью свободно профессионально коммуницировать. Речь педагога - главный инструмент педагогической операции и в тоже время пример для воспитанников.
Педагогу-профессионалу важно знать: 1. Четкость и красноречивость речи появляется с использованием омонимов, антонимов, синонимов. 2. Частое повторение слов ослабляют качество речи 3. Интонации отводит также не последнее место в нашей речи 4. Слова-паразиты, следует вовсе исключить, ухудшается прелесть речи. 5. Не воспринимается речь с растягиванием слов и длительными остановками между ними. 6. Жаргонные выражения только портят красоту языка. 7. Не советуем пользоваться заготовками (шаблонами) 8. Нормам литературного произношения выделяют ключевую роль в культуре речи 9. Красноречивость и чувственность речи появляется благодаря идиоматическим оборотам
Культура речи - большое и глубокое определение, в котором достаточно большое количество элементов, но, в первую очередь, это правильное построение фраз. Фундаментальное знание правил языка предоставляет педагогу грамотно высказывать свои мысли, придает речи четкость и лаконичность.
Вторым элементом культуры речи педагога - простота. Материал можно выразить несколькими способами либо тяжелыми научными терминами, которые затруднят понимание информации, либо тот же материал, но в доступной форме данной категории лиц, что наоборот облегчит усвоение его учащимися. По моему мнению, здесь ответ очевиден. Возможность изложить просто о сложном, доходчиво подкрепить примерами - одно из лучших качеств педагога.
Третьим элементом культуры речи - выразительность. Она проявляется согласованием верных слов и словосочетаний, а также благодаря употреблению тона, динамики голоса, темпа, пауз, интонации.
Средний и дошкольный возраст представляется наиболее чувствительным этапом становление речи у ребенка, в связи с этим, одно из главных направлений в детском саду - формирование правильной речи у ребенка и навыков общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
К работе педагога, а именно, к его речи, предъявляется требования, принуждающие совершенствовать речевые качества, как профессионально важные, нужные и неизбежные. Одно из таких требований - голос педагога.
Голос - существенная часть речи. Для педагога это основной инструмент его работы. У голоса также существует ряд требований: 1. Голос должен быть мелодичным, а не вызывать неприятного чувства 2. Педагогу необходимо научиться изменять свой голос, подстраиваясь под различные ситуационные моменты 3. Педагог обязан трансформировать свой голос под аудиторию слушателей (учитывать, что говорит не для себя, а для других людей) 4. Благодаря голосу педагогу необходимо вдохновлять детей на выполнение требований
Следующий элемент речи - дикция.
Дикция- точное и разборчивое произношение звуков языка. Безупречная дикция соблюдается серьезным соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция очень важна в профессии педагога, так как речь его является примером для подражания. Неправильная дикция приводит неразборчивым словам, что влечет за собой трудность понимания, а, что еще хуже повторение детьми неправильной артикуляции за воспитателем (тогда уже необходимо будет вмешиваться логопеду).
Все эти требования, их соблюдение и постоянное развитие являются залогом успешной работы педагога-профессионала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов " Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду".
Воспитатель проводит физкультурно- оздоровительную работу с детьми в режиме дня, использует средства физической культуры для ...
консультация для педагогов " Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду".
Воспитатель проводит физкультурно- оздоровительную работу с детьми в режиме дня, использует средства физической культуры для ...
Речевая культура воспитателя детского сада
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь – визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успе...
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду
В статье рассматриваются функции воспитателя на занятии физической культурой в детском саду для достижения высокого уровня усвоения учебного материала воспитанниками...
«Культура самовыражения воспитателя детского сада и его индивидуальная культура»
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно - исторического развития. Но какие бы реформы не ...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду"
Данный материал будет полезен воспитателям и инструкторам по физической культуре...