Проект "Широкая масленица"
методическая разработка (старшая группа)
Цель работы:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с
различными жанрами устного народного творчества;
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской
культуре в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa_2016.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Широка масленица»
МБДОУ № 8 г.Тосно «Сказка»
Инструктор по физической культуре – Тимофеева Е. И.
Музыкальный руководитель – Васильева Ю. Г.
Учитель – логопед – Петрова Е. А.
Паспорт проекта.
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДО обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель работы:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с
различными жанрами устного народного творчества;
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской
культуре в семье.
Участники: все группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель – логопед.
Типы проекта: творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации: февраль – март.
Условия реализации: детский сад.
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Продукт проектной деятельности: проведение праздника «Проводы масленицы».
1. этап. Подготовительный:
- Создать условия для формирования интереса к празднику
(Наблюдения за изменениями в природе);
- Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
( Беседа: «Как на Руси весну встречали!». Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и т.д.);
- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, репродукции, музыкальный репертуар);
- Заучивание стихов, частушек. Разучивание хороводных игр, русских народных песен.
- Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка». Проведение соревнований и игр -эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле» и т.д.)
2. этап Практический:
Понедельник
«Встреча»
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.
- беседа «Что за праздник, Масленица?»
- рассматривание альбома «Масленица»
- поговорки про масленицу
- заучивание стихотворения «Масленица»
Вторник
«Заигрыш»
Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
- беседа «Как отмечать Масленицу»
- хороводные игры «Жаворонок», «Карусель»
- разучивание масленичных закличек.
Среда
«Лакомка»
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
- слушание песни «Песня блинам»
- разучивание стихотворения «Про Масленицу»
- слушание песни «Как на Масляной неделе»
Четверг
«Разгуляй»
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- игры-эстафеты:
- «Перетягивание каната»
- «Снежный тир»
Пятница
«Посиделки»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- лакомство блинами
3-й этап. Заключительный: проведение праздника «Проводы масленицы»
Материалы к проекту:
• Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со
значением и обычаями праздника).
• Сценарий праздника: «Масленица»
• Перечень народных игр, закличек.
• Рисунки детей.
Сценарий праздника «МАСЛЕНИЦА»
Масленица –
Зима –
Весна –
Скоморох 1 –
Скоморох 2 –
Первая часть – проходит в музыкальном зале.
Беседа о празднике Масленица:
1. Какой праздник в России люди отмечают целую неделю? (в этом году праздничная неделя длится с 7 по 13 марта?).
2. Что символизирует (означает) праздник Масленица?
Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.
Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы.
3. Какие эмоции вызывает у вас приход весны?
( Весна — это прежде всего, пробуждение земли, начало новой жизни и определенного рода пробуждение солнца, которое с приходом весны начинает все ярче разгораться, удлиняя дни.)
4. Какое самое главное угощение на Масленице было в старину и сохранилось по сей день?
5. А кто может сказать почему блины? ( Люди почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца и пеклись блины).
Ведущий: Ребята, давайте позовем в гости Масленицу!
— Э-эх, Масленица, Душа ясная,
В гости мы тебя зовем, поиграем и споем!
Выходит масленица.
Ведущий:
— Здравствуй, Масленица дорогая! Наша гостюшка годовая,
В детский садик к нам пришла! И веселье принесла!
Ребята, вставайте вокруг Масленицы!
Дети встают в круг.
Хоровод «А мы масленицу дожидались»
Песня - хоровод «Как на Масляной недели » -
на окончание хоровода выходят скоморохи с блинами.
Вторая часть - праздник на улице.
Вбегают скоморохи
Скоморох 1: К нам, сюда! Собирайся, народ!
Сегодня вас интересное ждет!
Игры, забавы, веселье и смех,
Праздника хватит у нас для всех.
Скоморох 2: Торопись, честной народ,
Масленица всех зовёт!
Скоморох 1: Мы сегодня зиму провожаем, весну красную встречаем!
Появляется зима
Зима: В детский сад я к вам пришла и веселье принесла!
Это кто меня здесь вспоминает? Куда провожают?
Скоморох 1: Время пришло, Зимушка…
Зима: Это кто тут хозяйничать собирается - Весна? Разве плохо зимой то было? На лыжах, на санках катались, в снежки играли, и Новогодние хороводы водили. А теперь меня выпроваживаете?
Скоморох 1: Но твое время, зима, кончилось! Пора весне дорогу уступить!
Зима: Ну что ж, уйду я, если покажете, что умеете веселиться.
Скоморох 1: Давайте, люди добрые, повеселимся на славу, Зиме на забаву!
Скоморох 2: И мы сейчас с вами поиграем.
Как услышишь слово "ёлка"- делай руки как иголки
(нужно вытянуть руки вперёд и расставить пальцы)
Как услышите "пеньки"- сядь пониже и сиди
(нужно сесть на корточки).
А вы не зевайте и движенья повторяйте!
ИГРА «ЁЛОЧКИ-ПЕНЁЧКИ»
Зима: Кто на масленой неделе
Не бывал на карусели?
Все сюда ко мне сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь!
ИГРА «КАРУСЕЛЬ».
Возьмите длинную палку (можно взять гимнастическую палку или рейку из хозяйственного магазина). Привяжите к ее концу разноцветные атласные ленты одинаковой длины. Позовите детей и взрослых: «Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться?». Каждый берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится. Можно говорить слова в ритм движениям:
«Еле – еле – еле — еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
(убыстряем темп)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Можно после этих слов поменять направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра».
Дети образуют общий круг.
Зима: Ну, повеселились, вспомнили новогодние забавы, а теперь пора и Весну встречать. Ау, ау, ау, Весна приходи к нам.
Дети: Ау, ау, ау, Весна приходи к нам
По музыку появляется Весна.
Хоровод «Здравствуй милая весна»
Весна: (Зиме) Здравствуй, милая сестра!
Тебе на смену я пришла!
Зима: Здравствуй, милая Весна! Домой, на север мне пора!
Прощайте, люди, и простите! На Зиму зла вы не держите!
Под музыку Зима уходит.
Весна: Здравствуйте, ребятки, я к вам пришла, тепло, солнце принесла. И для вас, ребятки, я приготовила загадки, попробуйте, отгадайте!
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (весной)
***
Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все. (Солнце)
***
Снежок растаял и с полей, бежит проворливый … (ручей)
Весна: Ребята, парами вставайте, да в ручеек сыграйте.
ИГРА «РУЧЕЕК»
Выбирается водящий, остальные делятся на пары и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее.
Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.
Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).
Скоморох 1: А сейчас распотешат нас добры молодцы!
Мальчишки, выходите, да канат вы потяните!
ИГРА «ПЕРЕТЯНИ КАНАТ»
ВЕСНА: Друзья, настала пора по старой русской традиции прощенья друг у друга попросить, как полагалось на Масленицу.
Скоморохи и дети обнимаются, просят прощенья.
ИГРА «ЖАВОРОНОК»
Дети становятся в круг, идут по кругу и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.
Весна: А нам пора Масленицу сжигать. Сожжём её, и сгорят все наши неприятности, болезни, плохие поступки, грубые слова.
Сейчас мы все за Масленицей пойдем и ее сожжем.
Идут за масленицей
Скоморохи поджигают чучело Масленицы и говорят с детьми:
Ты прощай, прощай, наша Масленица.
Ты прощай, прощай, наша широкая.
А чтобы лучше горело, кричите громче:
Дети: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ
В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...
Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...
Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.
Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...
Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.
Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...
Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка
В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....
Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»
Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...
«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.
♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...