Музыкальный уголок в группе ДОО
консультация
Все необходимые требования для обустройства музыкальных уголков во всех возрастных группах ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_i_rabota_muzykalnogo_ugolka_v_detskom_sadu.docx | 307.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Создание и работа музыкального уголка в детском саду:
роль, значение, цели и задачи
Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств детей. Как вид искусства, музыка включает в себя инструментальное исполнение, пение и танец. Таким образом, музыкальные занятия способствуют разностороннему развитию детей: совершенствуются слуховое восприятие и навык устной речи, овладение чувством такта и ритма пригодится в математических упражнениях в будущем, пополняется словарный запас.
Основные формы музыкального образования в детском саду — типовые и интегрированные занятия в музыкальном зале. Оформлением зала и проведением занятий занимается музыкальный руководитель. Воспитатель сопровождает группу и выполняет организаторскую функцию: делает ритмические упражнения вместе с воспитанниками, при необходимости осуществляет показ каких-либо действий, присоединяется к хоровому пению, распределяет роли в музыкальных играх и драматизациях.
Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей заключается в повторении с ними изученного материала, совершенствовании имеющихся умений и навыков. Музыкально-ритмические игры, прослушивание аудиозаписей и исполнение песен включается в занятия НОД (непосредственно-образовательной деятельности), на прогулках, во время досуга второй половины дня. Предметно-пространственная среда группы содержит необходимую материальную базу — оформляется музыкальный уголок.
В центре музыкального развития воспитатель проводит занятия в групповой форме: дети совместно с педагогом вспоминают танцевальные движения, разучивают песни, продолжают знакомиться с творчеством известных композиторов. Атмосфера и содержание уголка побуждают воспитанников к самостоятельному изучению музыкальных инструментов, проявлению творческих способностей в танце, пении, сочинении мелодий.
Цель создания музыкального уголка в детском саду — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий, пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают. Существует много психологических исследований на тему важности музыки в раннем развитии детей. У тех, кто с первых лет жизни активно слушал музыкальные произведения и раскрывал свои таланты в этой сфере, наблюдается высокий уровень интеллекта, в т. ч. математические способности.
Образовательные и развивающие задачи функционирования уголка определяются календарно-тематическим планированием музыкальных занятий: в уголке дети повторяют новую информацию, закрепляют и развивают умения. Воспитатель согласовывает работу уголка с музыкальным руководителем: какие произведения включить для прослушивания, что требует обязательного повторения. Допускается давать детям дополнительную информацию в музыкальном уголке («Африканские ритмы», «Что такое укулеле»), но не проводить занятия с опережением занятий в музыкальном зале.
Задачи организации и работы музыкального уголка
Возрастная группа | Задачи | ||
Образовательные | Развивающие | Воспитательные | |
Младшие дошкольники (1,5–4 года) | Повторение изученного на муз. зан.: - элементарные представления о мелодии, ритме, темпе. - названия и звучание музыкальных инструментов. | - развитие слухового восприятия. - развитие эмоционального отклика на муз. образы. - развитие координации движений. - формирование умения играть на муз.инструментах. - развитие голосовых данных. | - воспитание внимательности в слушании и исполнении. - формирование ответственности в выполнении заданий. - создание устойчивой мотивации к коллективной деятельности. - формирование чувства прекрасного, поощрение стремления к созданию красивых образов в обыденной деятельности. |
Средняя группа (4–5 лет) | Работа по темам муз. зан.: - закрепление представления о музыке как виде искусства: средствах муз. изобразительности, жанрах. - знакомство с композиторами. - знакомство с группами муз. инструментов (ударные, духовые, струнные). - обучение выразительному и хоровому пению. | - развитие умений музицировать, танцевать, петь. - развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной деятельности. - побуждение к сочинительству (напева, мелодии, танцевальной композиции). | |
Старшая группа (5–6 лет) | - включение в активный словарный запас музыкальных терминов: легато, стаккато, форте, пиано, мажор, минор и др. - знакомство с классическими и современными композиторами, авторами детских песен. | - развитие чувства ритма. - формирование умения передавать в творческом исполнении своё настроение. - развитие умения сольного выступления. | |
Подготовительная группа (6–7 лет) | - расширение знаний о музыкальной культуре стран и народов мира. - знакомство с видами музыкальных театров: опера, оперетта, балет, мюзиклы. | - развитие сольного и коллективного исполнения песен и танцев. - совершенствование различных видов слуха (ритмического, звуковысотного и др.). |
Оформление музыкального уголка в детском саду
Музыкальный уголок в помещении группы оформляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материальная база пополняется с каждым годом обучения в детском саду. Так, для младших дошкольников подбираются музыкальные игрушки, а старшие ребята учатся играть на настоящих инструментах.
Часть предметов для занятий в музыкальном уголке изготавливается своими руками. К продуктивному творчеству рекомендуется привлекать детей и их родителей: усиливается мотивация к музицированию с теми инструментами, которые воспитанники сделали самостоятельно (маракасы, барабаны, трещотки и др.). Например, контейнеры из-под «Киндер-сюрприза» наполняются крупой, прикрепляются к палочкам — получились погремушки. По этой же схеме делаются маракасы, только нужны пластиковые контейнеры большего объёма (из-под питьевого йогурта). Подобие бубна делается из нанизанных на толстую проволоку бутылочных крышек. Барабан легко сделать из широкой банки с пластиковой крышкой (майонезной), а тамтам — из высокой тубы от чипсов «Принглз».
В музыкальном уголке для всех возрастов присутствуют бутафорские музыкальные инструменты: нарисованные на картоне, сделанные из папье-маше. Из них нельзя извлечь звук, зато они передают внешний вид сложных инструментов (пианино, аккордеон, арфа, например) и могут быть использованы в игровой деятельности.
Мебель для музыкального уголка выбирается деревянная или пластиковая, можно использовать мягкие модули в качестве мест для сидения. Дидактические материалы и инструменты хранятся на полках и в ящиках, часть инструментов можно разместить на стене.
Требования к оформлению музыкального уголка
- Оптимально удобное расположение. Музыкальный уголок организуется в зоне творческой активности: рядом с центрами ряжения и театрализованной деятельности. Самостоятельные игры-драматизации, например, часто проходят с использованием детьми материалов одновременно каждого из названных уголков: в уголке ряжения дети выбирают костюмы и распределяют роли, в театрализованном уголке разыгрывают сценку под аккомпанемент на инструментах из музыкального уголка.
- Соответствие оборудования и материалов возрасту воспитанников. В свободном доступе для детей находятся инструменты, на которых они учились играть во время музыкальных занятий. Наглядные материалы для младших воспитанников — поющие игрушки, простые инструменты (органчики, дудочки, свистульки, погремушки), тематические альбомы с картинками; для старших — инструменты сложнее (балалайки, ксилофон), иллюстрированные энциклопедии, мини-выставки.
- Эстетичность. Музыкальный уголок внешне привлекателен для воспитанников. Они могут участвовать в украшении: рисовать плакаты вместе с воспитателем, оформлять стенд и стенгазеты, создавать рисунки и поделки на тему музыки.
- Безопасность. Для всех зон предметно-развивающей среды выбирается мебель из экологически безопасных материалов. Выставка инструментов организуется на столике (навесные полки не рекомендуются). Детские балалайки, гитары, гусли должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна опасна). Акустическая система или магнитофон для проигрывания аудиозаписей, а также источники питания (электрическая розетка, тройник) находятся вне досягаемости детьми.
- Наличие аудиотехники. Ааудиопроигрыватель (магнитофон, акустическая система) и коллекция аудиозаписей: сборники детских песен, народной и классической музыки, музыкальные аудиосказки.
Паспорт музыкального уголка
Паспорт предметно-развивающей зоны — это информационный документ, в котором даётся характеристика центра активности, описание материальной базы и перечень игр и упражнений для детей. Паспорт музыкального уголка составляет воспитатель группы, согласовывает его с музыкальным руководителем и администрацией детского сада. Хранится этот документ в папке педагога и предоставляется к ознакомлению коллегам, молодым специалистам, родителям воспитанников.
Шаблон паспорта музыкального уголка:
- Название уголка, для какой возрастной категории детей предназначен.
- Задачи уголка (кратко).
- Предметы мебели, количество.
- Электроприборы, если есть (акустическая система/проигрыватель/магнитофон, телевизор, проектор).
- Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).
- Перечень музыкальных инструментов, количество.
- Дидактические и настольные игры.
- Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
- Картотека музыкально-ритмических упражнений и игр.
Фрагмент паспорта музыкального уголка первой и второй младших групп (перечень материальной базы)
- куклы-неваляшки;
- образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
- игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
- игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
- набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;
- атрибуты к музыкальным подвижным играм: флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
- ширма настольная с перчаточными игрушками;
- магнитофон и набор программных аудиозаписей;
- поющие и двигающиеся игрушки;
- музыкальные картинки к песням.
Средства оформления музыкального уголка
Одно из основных требований к оформлению музыкальной зоны в помещении группы — эстетичность. Детям уютно и комфортно в уголке. Яркие краски в оформлении создают хорошее настроение. Образцы детского продуктивного творчества могут украсить уголок: рисунки, поделки, макеты. К оформлению развивающей зоне привлекаются родители: рисуют плакаты и стенгазеты совместно с детьми.
Таблички:
Содержание таблички отражает направление деятельности в уголке
Развивающие центры обозначаются соответствующим образом. У каждого уголка должна быть табличка или эмблема с названием. Рекомендуется расположить на табличке рисунки и символы, указывающие на направление образовательной деятельности в уголке. Присутствие на табличке любимых ребятами персонажей доставляет им радость. Эмблемы и таблички выдерживаются в одном стиле в помещении группы в целом или среди уголков творческого характера.
Иллюстративные материалы:
Плакаты и картинки используются для повторения изученного на музыкальных занятиях. В оформлении плаката использованы стихотворения о музыкальных инструментах.
Портреты композиторов украшают музыкальный уголок по мере изучения новых имён в мире на музыкальных занятиях
Для оформления музыкального уголка используются следующие иллюстративные материалы:
- плакаты: «Духовые инструменты», «Ударные инструменты», «Струнные и клавишные инструменты», «Народные инструменты», «Симфонический оркестр», «Танцы народов мира»;
- портреты композиторов: Прокофьев, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Глинка, Бетховен, Бах, Григ;
- нарисованные музыкальные инструменты: балалайки, гитары, гармонь, скрипки;
- Нарисованные своими руками плакаты: картинки на тему музыки, песен и танцев, с надписями, стихотворными строками.
Театрализованная зона:
Атмосфера музыкального уголка побуждает к проявлению творческих способностей. Музыкальный и театрализованный уголки иногда объединяется в одну развивающую зону в детском саду. Стеллаж музыкального уголка имеет посередине ширму для игр-драматизаций
Одна из формы работы в музыкальном уголке — проведение игр-драматизаций с музыкальным и песенным сопровождением. Для создания маленького музыкального представления в уголке выделяется место для инсценировок с куклами на руку, бибабо, простых марионеток. Как правило, это столик с ширмой. При желании дети дополняют пространство театрализованной зоны игрушками, выстраивая своего рода декорации: ставят игрушки-деревья, постройки из кубиков и конструктора и т. д. Атмосфера музыкального уголка, соприкосновение с миром музыки, изучение музыкальных сказок — всё это побуждает детей творить, и задача воспитателя — создать условия для проявления юных талантов.
Оснащение музыкального уголка
Первая и вторая младшие группы | - неозвученные музыкальные игрушки: погремушки, трещотки, органчики; - озвученные поющие и двигающиеся игрушки; - иллюстрации к детским песенкам; - музыкальные («поющие») книжки; - детские музыкальные инструменты: дудочки, бубны, колокольчики; - атрибуты для ритмико-музыкальных игр: флажки, искусственные листья и цветы, ленты, платочки; - атрибуты для игр-инсценировок: наборы фигурок-персонажей сказок, куклы на руку или на пальчик. |
Средняя группа | - детские музыкальные инструменты дял младших дошкольников сохраняются для самостоятельного музицирования и игр, к ним добавляются: гармошки, балалайки, барабан, металлофон; - сборники детских и народных песен с красочными иллюстрациями; - дидактические игры музыкальной тематики: «Найди на картинке все музыкальные инструменты», «Найди одинаковые нотки», «Угадай песню по картинке», «Кто лишний в оркестре?»; - дополнение к игровым атрибутам: маски животных; - для драматизаций пополняется набор перчаточных кукол по мере изучения воспитанниками литературных произведений. |
Старшая группа | - к предметам для музицирования добавляются инструменты-самоделки из бросового материала, игрушки-инструменты: пианино, флейта, треугольник, аккордеон; - иллюстрации для изучения цикла «Времена года»; - плакаты с группами музыкальных инструментов; - портреты композиторов; - дидактические игры пополняются музыкальным лото и домино; - дополнение к атрибутам танцевальных и музыкальных игр: шарфики, элементы народных костюмов (кокошник, платок, жилетки); - для драматизаций: набор раскладных ширм, простые марионетки. |
Подготовительная группа | - обширная подборка детских музыкальных инструментов, в т. ч. самодельных; - иллюстрированные альбомы «Русский балет», «Танцы народов мира», «Энциклопедия инструментов», «Симфонический оркестр»; - пополнение в настольно-печатных играх: «Музыкальные ребусы», «Нота, я тебя знаю!», «Пианино-караоке»; - коллекция атрибутов и головных уборов к танцевальным импровизациям и играм-инсценировкам. |
Работа в музыкальном уголке детского сада
Деятельность воспитанников в МУ осуществляется в совместных с воспитателем занятиях — индивидуальных или в подгруппе, и в самостоятельной форме. Воспитатель работает с детьми в МУ по указанию музыкального руководителя: с кем необходимо поработать над танцевальными умениями, с кем повторить песню, когда закрепить изученный материал.
Но чаще дети самостоятельно проявляют активность в музицировании и танцах. Воспитатель продумывает и оформляется МУ так, чтобы он был востребован ребятами, принимает незначительную роль в организации самостоятельных игр. Стимулировать интерес к занятиям в МУ помогают сюрпризные моменты («К нам в уголок доставили посылку с шапочками для танца!», «У куклы Светы сегодня именины, давайте устроим в честь праздника небольшой концерт!», «Я вчера узнала правила музыкального лото и хочу рассказать вам о них!»), предварительное изучение наглядных материалов и прослушивание аудиозаписей.
Виды деятельности в музыкальном уголке:
- Подвижные игры. Проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Ведущим в подвижных играх с младшими и средними дошкольниками является воспитатель, дети старшего возраста выбирают ведущего самостоятельно.
- Танцевальные импровизации. Под музыку дети исполняют танцевальные движения. Сезонные танцевальные импровизации проводятся с соответствующими атрибутами: (с искусственными веточками, с бумажными снежинками, с цветами и веночками). Для импровизаций с элементами национальных танцев используются бубны (тарантелла), кастаньеты (средиземноморские танцы), платочки и деревянные ложки (русские народные танцы), маракасы (латиноамер. мотивы).
- Музыкальные импровизации. Обычно дети включают их в сюжетно-ролевые игры: «Оркестр», «Праздничный концерт». Для музыкальных импровизаций старших дошкольников выбирается ведущий — дирижёр, между остальными участниками игры распределяются роли музыкантов — скрипач, барабанщик, флейтист, аккордеонист и т. д. «Дирижёр» даёт команду, когда вступать в игру каждому из «музыкантов», когда прекращать исполнение.
- Дидактические игры. С младшими воспитанниками педагог проводит игры на узнавание звучания инструментов (за ширмой играет на инструменте или включает аудиозапись, а дети называют инструмент), на определение характера музыки (дети показывают картинки эмоционального состояния или условное обозначение для звучащей мелодии: грустная, спокойная, весёлая), на воспроизведение звукового рисунка (детям предлагается голосом показать изображённый узор: линия с изгибами — мелодия плавная, линия постепенно стремится вниз — переход от громкого звучания к тихому и т. д.). Для детей постарше подходят игры на определение сильной доли в музыкальном отрывке (показывают сильное место на карточке), на угадывание знакомых музыкальных композиций (игра «Цветик-семицветик»: на каждом лепестке — иллюстрация к произведению, название которого нужно вспомнить) и композиторов (игра «Грампластинки»: отгадав имя композитора, чьё произведение звучит, дети наклеивают на пластинку карточку с портретом автора).
- Игры-драматизации. Инсценировка знакомых детям сказочных сюжетов предполагает эмоциональное раскрытие персонажей в соответствии со звучащей музыкой. Музыкальные игры-драматизации в детском саду: «Лиса и заяц», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Серая шейка».
Анализ оформления и работы музыкального уголка
Эффективность организации музыкальной среды в группе и работы в рамках развивающего уголка определяется востребованностью детьми, устойчивым интересом к самостоятельной деятельности.
Воспитатель проводит анализ музыкального уголка по критериям:
- соответствие материалов уголка возрасту воспитанников;
- разнообразие музыкальных игрушек и детских инструментов, атрибутов для музыкальных игр;
- разнообразие фонотеки;
- внешняя привлекательность.
Дети утрачивают интерес к предметной среде в том случае, если предметы для самостоятельных занятий сложны в освоении, они не умеют с ними обращаться. Старших детей не привлекает материальная база, состоящая из музыкальных игрушек, это наполнение для младших групп. В наборе игрушек и инструментов должно происходить постоянное обновление.
То же самое касается коллекции аудиозаписей и атрибутов для танцев и музыкальных драматизаций: когда ребёнок изучил материал, поиграл с ним, станцевал под песенку, ему вряд ли захочется возвращаться к повторению.
Привлекательность оформления можно определить по тем эмоциям, которые дети испытывают в уголке. Любопытно ли им изучать картинки на стенах и полках, хочется ли возвращаться в уголок, в хорошем ли настроении они его покидают.
Воспитатель выявляет недочёты в оборудовании и оформлении уголка, стремится исправить их и обогатить музыкальную среду в группе.
Работа в уголке анализируется совместно с музыкальным руководителем:
- усвоение и закрепление, полученных на музыкальных занятиях;
- эффективность индивидуальных занятий с отстающими воспитанниками/испытывающими трудности в каких-либо видах музыкальной деятельности;
- степень развития музыкальных способностей, творческого самовыражения у детей.
Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях. Главная задача музыкального воспитания в детском саду — сформировать у ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный уголок в группе
Примерный перечень музыкально-дидактических игр для младшего и старшего дошкольного возраста....
Музыкальный уголок в группе
Консультация для воспитателей...
Музыкальный уголок в группе
Консультация для педагогов ДОУ...
Методическое пособие для педагогов "Формы работы с воспитателями. Музыкальный уголок в группе"
В данном материале изложены формы работы музыкального руководителя с воспитателями, роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка, советы по организации музыкальных уголков в группах и пр....
"Музыкальный уголок в группе детского сада" - презентация для воспитателей.
Этот материал для тех, кто хочет знать каким должен быть современный музыкальный уголок в группе детского сада, как его создать и для чего он нужен....
Консультация «Музыкальный уголок в группе», 2016
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов "Как оформить музыкальный уголок в группе"
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заним...