Музыкальный уголок в группе ДОО
консультация

Назимова Екатерина Леонидовна

Все необходимые требования для обустройства музыкальных уголков во всех возрастных группах ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_i_rabota_muzykalnogo_ugolka_v_detskom_sadu.docx307.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Создание и работа музыкального уголка в детском саду: https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/09/kartinki-na-prozrachnom-fone-dlya-detej-12.png

роль, значение, цели и задачи

Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств детей. Как вид искусства, музыка включает в себя инструментальное исполнение, пение и танец. Таким образом, музыкальные занятия способствуют разностороннему развитию детей: совершенствуются слуховое восприятие и навык устной речи, овладение чувством такта и ритма пригодится в математических упражнениях в будущем, пополняется словарный запас.

Основные формы музыкального образования в детском саду — типовые и интегрированные занятия в музыкальном зале. Оформлением зала и проведением занятий занимается музыкальный руководитель. Воспитатель сопровождает группу и выполняет организаторскую функцию: делает ритмические упражнения вместе с воспитанниками, при необходимости осуществляет показ каких-либо действий, присоединяется к хоровому пению, распределяет роли в музыкальных играх и драматизациях.

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей заключается в повторении с ними изученного материала, совершенствовании имеющихся умений и навыков. Музыкально-ритмические игры, прослушивание аудиозаписей и исполнение песен включается в занятия НОД (непосредственно-образовательной деятельности), на прогулках, во время досуга второй половины дня. Предметно-пространственная среда группы содержит необходимую материальную базу — оформляется музыкальный уголок.

В центре музыкального развития воспитатель проводит занятия в групповой форме: дети совместно с педагогом вспоминают танцевальные движения, разучивают песни, продолжают знакомиться с творчеством известных композиторов. Атмосфера и содержание уголка побуждают воспитанников к самостоятельному изучению музыкальных инструментов, проявлению творческих способностей в танце, пении, сочинении мелодий.

Цель создания музыкального уголка в детском саду — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий, пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают. Существует много психологических исследований на тему важности музыки в раннем развитии детей. У тех, кто с первых лет жизни активно слушал музыкальные произведения и раскрывал свои таланты в этой сфере, наблюдается высокий уровень интеллекта, в т. ч. математические способности.

Образовательные и развивающие задачи функционирования уголка определяются календарно-тематическим планированием музыкальных занятий: в уголке дети повторяют новую информацию, закрепляют и развивают умения. Воспитатель согласовывает работу уголка с музыкальным руководителем: какие произведения включить для прослушивания, что требует обязательного повторения. Допускается давать детям дополнительную информацию в музыкальном уголке («Африканские ритмы», «Что такое укулеле»), но не проводить занятия с опережением занятий в музыкальном зале.

Задачи организации и работы музыкального уголка

Возрастная группа

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Младшие дошкольники (1,5–4 года)

Повторение изученного на муз. зан.:

- элементарные представления о мелодии, ритме, темпе.

- названия и звучание музыкальных инструментов.

- развитие слухового восприятия.

- развитие эмоционального отклика на муз. образы.

- развитие координации движений.

- формирование умения играть на муз.инструментах.

- развитие голосовых данных.

- воспитание внимательности в слушании и исполнении.

- формирование ответственности в выполнении заданий.

- создание устойчивой мотивации к коллективной деятельности.

- формирование чувства прекрасного, поощрение стремления к созданию красивых образов в обыденной деятельности.

Средняя группа

(4–5 лет)

Работа по темам муз. зан.:

- закрепление представления о музыке как виде искусства: средствах муз. изобразительности, жанрах.

- знакомство с композиторами.

- знакомство с группами муз. инструментов (ударные, духовые, струнные).

- обучение выразительному и хоровому пению.

- развитие умений музицировать, танцевать, петь.

- развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной деятельности.

- побуждение к сочинительству (напева, мелодии, танцевальной композиции).

Старшая группа

(5–6 лет)

- включение в активный словарный запас музыкальных терминов: легато, стаккато, форте, пиано, мажор, минор и др.

- знакомство с классическими и современными композиторами, авторами детских песен.

- развитие чувства ритма.

- формирование умения передавать в творческом исполнении своё настроение.

- развитие умения сольного выступления.

Подготовительная группа

(6–7 лет)

- расширение знаний о музыкальной культуре стран и народов мира.

- знакомство с видами музыкальных театров: опера, оперетта, балет, мюзиклы.

- развитие сольного и коллективного исполнения песен и танцев.

- совершенствование различных видов слуха (ритмического, звуковысотного и др.).

Оформление музыкального уголка в детском саду

Музыкальный уголок в помещении группы оформляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материальная база пополняется с каждым годом обучения в детском саду. Так, для младших дошкольников подбираются музыкальные игрушки, а старшие ребята учатся играть на настоящих инструментах.

Часть предметов для занятий в музыкальном уголке изготавливается своими руками. К продуктивному творчеству рекомендуется привлекать детей и их родителей: усиливается мотивация к музицированию с теми инструментами, которые воспитанники сделали самостоятельно (маракасы, барабаны, трещотки и др.). Например, контейнеры из-под «Киндер-сюрприза» наполняются крупой, прикрепляются к палочкам — получились погремушки. По этой же схеме делаются маракасы, только нужны пластиковые контейнеры большего объёма (из-под питьевого йогурта). Подобие бубна делается из нанизанных на толстую проволоку бутылочных крышек. Барабан легко сделать из широкой банки с пластиковой крышкой (майонезной), а тамтам — из высокой тубы от чипсов «Принглз».

В музыкальном уголке для всех возрастов присутствуют бутафорские музыкальные инструменты: нарисованные на картоне, сделанные из папье-маше. Из них нельзя извлечь звук, зато они передают внешний вид сложных инструментов (пианино, аккордеон, арфа, например) и могут быть использованы в игровой деятельности.

Мебель для музыкального уголка выбирается деревянная или пластиковая, можно использовать мягкие модули в качестве мест для сидения. Дидактические материалы и инструменты хранятся на полках и в ящиках, часть инструментов можно разместить на стене.

Требования к оформлению музыкального уголка

  1. Оптимально удобное расположение. Музыкальный уголок организуется в зоне творческой активности: рядом с центрами ряжения и театрализованной деятельности. Самостоятельные игры-драматизации, например, часто проходят с использованием детьми материалов одновременно каждого из названных уголков: в уголке ряжения дети выбирают костюмы и распределяют роли, в театрализованном уголке разыгрывают сценку под аккомпанемент на инструментах из музыкального уголка.
  2. Соответствие оборудования и материалов возрасту воспитанников. В свободном доступе для детей находятся инструменты, на которых они учились играть во время музыкальных занятий. Наглядные материалы для младших воспитанников — поющие игрушки, простые инструменты (органчики, дудочки, свистульки, погремушки), тематические альбомы с картинками; для старших — инструменты сложнее (балалайки, ксилофон), иллюстрированные энциклопедии, мини-выставки.
  3. Эстетичность. Музыкальный уголок внешне привлекателен для воспитанников. Они могут участвовать в украшении: рисовать плакаты вместе с воспитателем, оформлять стенд и стенгазеты, создавать рисунки и поделки на тему музыки.
  4. Безопасность. Для всех зон предметно-развивающей среды выбирается мебель из экологически безопасных материалов. Выставка инструментов организуется на столике (навесные полки не рекомендуются). Детские балалайки, гитары, гусли должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна опасна). Акустическая система или магнитофон для проигрывания аудиозаписей, а также источники питания (электрическая розетка, тройник) находятся вне досягаемости детьми.
  5. Наличие аудиотехники. Ааудиопроигрыватель (магнитофон, акустическая система) и коллекция аудиозаписей: сборники детских песен, народной и классической музыки, музыкальные аудиосказки.

Паспорт музыкального уголка

Паспорт предметно-развивающей зоны — это информационный документ, в котором даётся характеристика центра активности, описание материальной базы и перечень игр и упражнений для детей. Паспорт музыкального уголка составляет воспитатель группы, согласовывает его с музыкальным руководителем и администрацией детского сада. Хранится этот документ в папке педагога и предоставляется к ознакомлению коллегам, молодым специалистам, родителям воспитанников.

Шаблон паспорта музыкального уголка:

  • Название уголка, для какой возрастной категории детей предназначен.
  • Задачи уголка (кратко).
  • Предметы мебели, количество.
  • Электроприборы, если есть (акустическая система/проигрыватель/магнитофон, телевизор, проектор).
  • Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).
  • Перечень музыкальных инструментов, количество.
  • Дидактические и настольные игры.
  • Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
  • Картотека музыкально-ритмических упражнений и игр.

Фрагмент паспорта музыкального уголка первой и второй младших групп (перечень материальной базы)

  • куклы-неваляшки;
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  • набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм: флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551708_51-p-kartinka-noti-na-belom-fone-62.jpg
  • ширма настольная с перчаточными игрушками;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • музыкальные картинки к песням. 

Средства оформления музыкального уголка

Одно из основных требований к оформлению музыкальной зоны в помещении группы — эстетичность. Детям уютно и комфортно в уголке. Яркие краски в оформлении создают хорошее настроение. Образцы детского продуктивного творчества могут украсить уголок: рисунки, поделки, макеты. К оформлению развивающей зоне привлекаются родители: рисуют плакаты и стенгазеты совместно с детьми.

Таблички:

Содержание таблички отражает направление деятельности в уголке

Развивающие центры обозначаются соответствующим образом. У каждого уголка должна быть табличка или эмблема с названием. Рекомендуется расположить на табличке рисунки и символы, указывающие на направление образовательной деятельности в уголке. Присутствие на табличке любимых ребятами персонажей доставляет им радость. Эмблемы и таблички выдерживаются в одном стиле в помещении группы в целом или среди уголков творческого характера.

Иллюстративные материалы:

Плакаты и картинки используются для повторения изученного на музыкальных занятиях. В оформлении плаката использованы стихотворения о музыкальных инструментах.

Портреты композиторов украшают музыкальный уголок по мере изучения новых имён в мире на музыкальных занятиях

Для оформления музыкального уголка используются следующие иллюстративные материалы:

  • плакаты: «Духовые инструменты», «Ударные инструменты», «Струнные и клавишные инструменты», «Народные инструменты», «Симфонический оркестр», «Танцы народов мира»;
  • портреты композиторов: Прокофьев, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Глинка, Бетховен, Бах, Григ;
  • нарисованные музыкальные инструменты: балалайки, гитары, гармонь, скрипки;
  • Нарисованные своими руками плакаты: картинки на тему музыки, песен и танцев, с надписями, стихотворными строками.

Театрализованная зона:

Атмосфера музыкального уголка побуждает к проявлению творческих способностей. Музыкальный и театрализованный уголки иногда объединяется в одну развивающую зону в детском саду. Стеллаж музыкального уголка имеет посередине ширму для игр-драматизаций

Одна из формы работы в музыкальном уголке — проведение игр-драматизаций с музыкальным и песенным сопровождением. Для создания маленького музыкального представления в уголке выделяется место для инсценировок с куклами на руку, бибабо, простых марионеток. Как правило, это столик с ширмой. При желании дети дополняют пространство театрализованной зоны игрушками, выстраивая своего рода декорации: ставят игрушки-деревья, постройки из кубиков и конструктора и т. д. Атмосфера музыкального уголка, соприкосновение с миром музыки, изучение музыкальных сказок — всё это побуждает детей творить, и задача воспитателя — создать условия для проявления юных талантов.

Оснащение музыкального уголка

Первая и вторая младшие группы

- неозвученные музыкальные игрушки: погремушки, трещотки, органчики;

- озвученные поющие и двигающиеся игрушки;

- иллюстрации к детским песенкам;

- музыкальные («поющие») книжки;

- детские музыкальные инструменты: дудочки, бубны, колокольчики;

- атрибуты для ритмико-музыкальных игр: флажки, искусственные листья и цветы, ленты, платочки;

- атрибуты для игр-инсценировок: наборы фигурок-персонажей сказок, куклы на руку или на пальчик.

Средняя группа

- детские музыкальные инструменты дял младших дошкольников сохраняются для самостоятельного музицирования и игр, к ним добавляются: гармошки, балалайки, барабан, металлофон;

- сборники детских и народных песен с красочными иллюстрациями;

- дидактические игры музыкальной тематики: «Найди на картинке все музыкальные инструменты», «Найди одинаковые нотки», «Угадай песню по картинке», «Кто лишний в оркестре?»;

- дополнение к игровым атрибутам: маски животных;

- для драматизаций пополняется набор перчаточных кукол по мере изучения воспитанниками литературных произведений.

Старшая группа

- к предметам для музицирования добавляются инструменты-самоделки из бросового материала, игрушки-инструменты: пианино, флейта, треугольник, аккордеон;

- иллюстрации для изучения цикла «Времена года»;

- плакаты с группами музыкальных инструментов;

- портреты композиторов;

- дидактические игры пополняются музыкальным лото и домино;

- дополнение к атрибутам танцевальных и музыкальных игр: шарфики, элементы народных костюмов (кокошник, платок, жилетки);

- для драматизаций: набор раскладных ширм, простые марионетки.

Подготовительная группа

- обширная подборка детских музыкальных инструментов, в т. ч. самодельных;

- иллюстрированные альбомы «Русский балет», «Танцы народов мира», «Энциклопедия инструментов», «Симфонический оркестр»;

- пополнение в настольно-печатных играх: «Музыкальные ребусы», «Нота, я тебя знаю!», «Пианино-караоке»;

- коллекция атрибутов и головных уборов к танцевальным импровизациям и играм-инсценировкам.

Работа в музыкальном уголке детского сада

Деятельность воспитанников в МУ осуществляется в совместных с воспитателем занятиях — индивидуальных или в подгруппе, и в самостоятельной форме. Воспитатель работает с детьми в МУ по указанию музыкального руководителя: с кем необходимо поработать над танцевальными умениями, с кем повторить песню, когда закрепить изученный материал.

Но чаще дети самостоятельно проявляют активность в музицировании и танцах. Воспитатель продумывает и оформляется МУ так, чтобы он был востребован ребятами, принимает незначительную роль в организации самостоятельных игр. Стимулировать интерес к занятиям в МУ помогают сюрпризные моменты («К нам в уголок доставили посылку с шапочками для танца!», «У куклы Светы сегодня именины, давайте устроим в честь праздника небольшой концерт!», «Я вчера узнала правила музыкального лото и хочу рассказать вам о них!»), предварительное изучение наглядных материалов и прослушивание аудиозаписей.

Виды деятельности в музыкальном уголке:

  1. Подвижные игры. Проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Ведущим в подвижных играх с младшими и средними дошкольниками является воспитатель, дети старшего возраста выбирают ведущего самостоятельно.
  2. Танцевальные импровизации. Под музыку дети исполняют танцевальные движения. Сезонные танцевальные импровизации проводятся с соответствующими атрибутами: (с искусственными веточками, с бумажными снежинками, с цветами и веночками). Для импровизаций с элементами национальных танцев используются бубны (тарантелла), кастаньеты (средиземноморские танцы), платочки и деревянные ложки (русские народные танцы), маракасы (латиноамер. мотивы).
  3. Музыкальные импровизации. Обычно дети включают их в сюжетно-ролевые игры: «Оркестр», «Праздничный концерт». Для музыкальных импровизаций старших дошкольников выбирается ведущий — дирижёр, между остальными участниками игры распределяются роли музыкантов — скрипач, барабанщик, флейтист, аккордеонист и т. д. «Дирижёр» даёт команду, когда вступать в игру каждому из «музыкантов», когда прекращать исполнение.
  4. Дидактические игры. С младшими воспитанниками педагог проводит игры на узнавание звучания инструментов (за ширмой играет на инструменте или включает аудиозапись, а дети называют инструмент), на определение характера музыки (дети показывают картинки эмоционального состояния или условное обозначение для звучащей мелодии: грустная, спокойная, весёлая), на воспроизведение звукового рисунка (детям предлагается голосом показать изображённый узор: линия с изгибами — мелодия плавная, линия постепенно стремится вниз — переход от громкого звучания к тихому и т. д.). Для детей постарше подходят игры на определение сильной доли в музыкальном отрывке (показывают сильное место на карточке), на угадывание знакомых музыкальных композиций (игра «Цветик-семицветик»: на каждом лепестке — иллюстрация к произведению, название которого нужно вспомнить) и композиторов (игра «Грампластинки»: отгадав имя композитора, чьё произведение звучит, дети наклеивают на пластинку карточку с портретом автора).
  5. Игры-драматизации. Инсценировка знакомых детям сказочных сюжетов предполагает эмоциональное раскрытие персонажей в соответствии со звучащей музыкой. Музыкальные игры-драматизации в детском саду: «Лиса и заяц», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Серая шейка».

Анализ оформления и работы музыкального уголка

Эффективность организации музыкальной среды в группе и работы в рамках развивающего уголка определяется востребованностью детьми, устойчивым интересом к самостоятельной деятельности.

Воспитатель проводит анализ музыкального уголка по критериям:

  • соответствие материалов уголка возрасту воспитанников;
  • разнообразие музыкальных игрушек и детских инструментов, атрибутов для музыкальных игр;
  • разнообразие фонотеки;
  • внешняя привлекательность.

Дети утрачивают интерес к предметной среде в том случае, если предметы для самостоятельных занятий сложны в освоении, они не умеют с ними обращаться. Старших детей не привлекает материальная база, состоящая из музыкальных игрушек, это наполнение для младших групп. В наборе игрушек и инструментов должно происходить постоянное обновление.

То же самое касается коллекции аудиозаписей и атрибутов для танцев и музыкальных драматизаций: когда ребёнок изучил материал, поиграл с ним, станцевал под песенку, ему вряд ли захочется возвращаться к повторению.

Привлекательность оформления можно определить по тем эмоциям, которые дети испытывают в уголке. Любопытно ли им изучать картинки на стенах и полках, хочется ли возвращаться в уголок, в хорошем ли настроении они его покидают.

Воспитатель выявляет недочёты в оборудовании и оформлении уголка, стремится исправить их и обогатить музыкальную среду в группе.

Работа в уголке анализируется совместно с музыкальным руководителем:

  • усвоение и закрепление, полученных на музыкальных занятиях;
  • эффективность индивидуальных занятий с отстающими воспитанниками/испытывающими трудности в каких-либо видах музыкальной деятельности;
  • степень развития музыкальных способностей, творческого самовыражения у детей.

Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях. Главная задача музыкального воспитания в детском саду — сформировать у ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.https://i.pinimg.com/originals/68/62/81/6862817ddc7dda6a9b03418df5474177.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный уголок в группе

Примерный перечень музыкально-дидактических игр для младшего и старшего дошкольного возраста....

Музыкальный уголок в группе

Консультация для воспитателей...

Музыкальный уголок в группе

Консультация для педагогов ДОУ...

Методическое пособие для педагогов "Формы работы с воспитателями. Музыкальный уголок в группе"

В данном материале изложены формы работы музыкального руководителя с воспитателями, роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка, советы по организации музыкальных уголков в группах и пр....

"Музыкальный уголок в группе детского сада" - презентация для воспитателей.

Этот материал для тех, кто хочет знать каким должен быть современный музыкальный уголок в группе детского сада, как его создать и для чего он нужен....

Консультация «Музыкальный уголок в группе», 2016

Консультация для воспитателей...

Консультация для педагогов "Как оформить музыкальный уголок в группе"

   Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заним...