Музыкальный уголок в группе
консультация на тему

Бещева Виктория Геннадиевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                               «Таланты создавать нельзя, но можно создавать  

                                              почву, на которой особенно успешно они

                                              произрастают».

                                                                                                     Г.Нейгауз

В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, т.е.действуют самостоятельно.  Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: устроить музыкальный уголок и оборудовать его мебелью и пособиями.

       В уголке должны находиться: полка для хранения музыкальных пособий, музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов. Стол и стул для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. Можно поместить сюда и портрет композитора, произведения которого дети слушают и знают, фотографии детей с выступлениями на утренниках, развлечениях, и т.д., магнитофон с кассетами, дисками для использования в повседневной жизни группы и для подготовки к праздникам.

 Оборудование музыкального уголка  разделяют на 2 уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозировано (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки, свистульки и т.п.). В случае необходимости передачи инструмента другому ребенку мундштук обрабатывается  спиртовым раствором или моется с мылом горячей водой. На нижней полке – барабаны, ложки, бубны, треугольники, маракасы, колокольчики и т.д., атрибуты к знакомым песням, танцам, играм, а также озвученные и не озвученные игрушки и музыкальные инструменты(балалайки, гитары, гармошки, скрипки, «песенки-картинки»).Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность, развивают воображение, музыкальную память, творческие способности.

     Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты подбираются с учетом возраста детей, последовательности ознакомления на занятиях. Дидактические пособия и игры так же помещаются в уголок по мере изучения. Здесь же могут быть отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Имея это, педагог может удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, поиграть в «концерт».

     Дидактические игры и пособия ускоряют музыкально-сенсорное развитие ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности детей, повышается интерес к музыке, желание чаще её слушать, играть на инструментах.

      Воспитателю необходимо хорошо знать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях, в часы досуга с детьми.

     Музыкальное воспитание дошкольника предполагает развитие у него музыкального слуха, что тесно связано с развитием музыкально-слуховых представлений, опорой на наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения.

Классификация оборудования для музыкальной зоны:

1. Неозвученные музыкальные инструменты

2. Озвученные музыкальные инструменты: шумовые (ложки, бубны, погремушки);

с фиксированной мелодией (органчики, шарманки) ;

с хроматическим и диатоническим рядом (металлофоны, детское пианино, аккордеон).

3. Музыкальные игрушки (неваляшка, заяц-барабанщик)

4. Самодельные шумовые и ударные инструменты

5. Музыкально-дидактические игры.                                                                     6. Технические средства, аудио- и видеозаписи

Музыкальный уголок  компонуется с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

 Перечень смотри в таблице «Самоанализ предметно-развивающей среды по образовательной области «Музыка»            

В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.



Предварительный просмотр:

                    Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

    Уважаемые родители, сегодня мы  попытаемся ответить на  вопрос:

                     что дают детям занятия музыкой?

      Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой с самого раннего возраста очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

      Занятия музыкой  влияет на интенсивность обменных процессов организма, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга,  гармонизируя работу обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта. В дальнейшем ребенку легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

 Медики утверждают, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

          Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

  • развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами
  •  развивает память (многократные ненавязчивые повторения)
  • обогащают словарь ребенка;
  • развивают способность последовательного изложения фактов, событий, явлений;
  • тренируют  артикуляционный аппарат;
  • пение помогает понять ритмический строй языка, что в дальнейшем облегчит овладение чтением;
  • песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
  • правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект
  • пение в группах развивает способность работы в команде.

             Игра на музыкальных инструментах   способствует развитию мозга  через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания   всех внутренних органов организма.

Учеными  биофизиками  отмечено  удивительное  влияние акустических волн  классической музыки на здоровье человека. Факт, что даже животные предпочитают классическую музыку!

Что дают детям занятия музыкой?

  • Воспитание характера без риска и травм;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие навыков общения;
  • Развитие структурного мышления;
  • Развитие эмоциональности; 
  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

А положительные эмоции – это внутреннее  благополучие  малыша, его душевное и физическое здоровье.

И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

     

     



Предварительный просмотр:

             Влияние музыки на здоровье ребенка.        

Слушание музыки

Начнем с авторитетного мнения ученых, медиков, психологов.

Работа нашего мозга – это сложно устроенная сеть нервных клеток и волокон, подающих и принимающих электрические сигналы от всех органов тела.

Электрические импульсы, вырабатываемые мозгом, в разных ситуациях имеют разную частоту.

Дельта-волны - менее 4Гц. Состояние сна. 

Тета-волны - 4-8Гц. Состояние расслабления, Медитации
Альфа-волны - 8-13Гц. Состояние умиротворенности и расслабления. 
Бета-волны - 14-23 Hz.. называем бодрствованием.

Более высокий уровень беты - 23-33 Hz, и она связана с состояниями повышенной  активности. В диапазоне 33 Hz находится К-комплекс, как правило, возникающий короткими вспышками, и связанный с неожиданными озарениями, мгновенным пониманием каких-либо идей или переживаний.
Музыкальный звук тоже имеет определенную частоту, которая воздействует на мозг и на организм в целом и вызывает определенные эмоциональные состояния. В этом мы неоднократно убеждались на себе. Поэтому особенно важно быть внимательным к тому, какую музыку слушает ваш ребенок, ведь она может быть и разрушающей.

Ученые-психоакустики неоднократно отмечали разрушающее негативное, разрушающее воздействие низкочастотной музыки (тяжелый рок) на психику человека. А особенно недопустимо подвергать ее воздействию ребенка. Также крайне нежелательно увлекаться саундтреками из триллеров, фильмов ужасов.  Вызывая чувство тревоги, страха, она способна привести ребенка к нарушению сна, нервному напряжению.

Какую же музыку слушать со своим ребенком?

Конечно, классику! Учеными давно отмечен «феномен Моцарта». Его музыка, как никакая другая способна благоприятно воздействовать на  работу мозга, гармонизируя работу правого и левого полушарий, настраивая его на творческую активность. Исследование проводилось в Калифорнийском университете в 90-х годах. Учёные изучали воздействие музыки Моцарта на студентов. Испытуемые тестировались на индекс пространственного интеллекта. Результат оказался  выше по 9 пунктам у испытуемых, которые прослушивали в течение 10 минут «Сонату» Моцарта. Сделали вывод, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением очень  сильна и обычное прослушивание музыки может дать колоссальный эффект. Музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее.

В Нью-Йорке, в клинике патологии новорожденных врач-педиатр включала 10 новорожденным «Колыбельную» Брамса. Эта группа новорожденных  вела себя спокойнее и была выписана из клиники в среднем на неделю раньше, чем дети из контрольной группы, которую музыку не слушали. Музыка, благотворно влияя на психические и физиологические процессы, помогала детям преодолевать стресс, и выздоровление наступало быстрее.

Не только Моцарт, любая классическая музыка будет приносить пользу, если она нравится и приятна. На основе испытаний также были сделаны  выводы, относительно воспитания детей, первые три года жизни которых, считаются определяющими для их будущего интеллекта.

Для детей классическая музыка может оказывать сильнейшее влияние на формирование нейронных сетей и умственное развитие ребенка. Если родители хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играет со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать. А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать.

       Музыка также настраивает все виды восприятия: слух, зрение, внимание. Слушая произведение, ребенок учится представлять картины, соответствующие настроению мелодии.  Он учится быть сонастроенным с внешним миром, согласитесь, это очень большой плюс, с такими навыками человеку легче ориентироваться по жизни.

Пение:

. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. Это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья.

Во время пения активно работает диафрагма, тем самым массируя печень и предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов брюшной полости и кишечника. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Есть звуки, которые могут полностью восстановить кровообращение и устранить застойные явления. Такую звукотерапевтическую практику давно знали, и до сих пор используют в Индии и Китае. Хоровое пение врачи настоятельно рекомендуют для лечения бронхиальной астмы и заикания. Музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

 Кроме оздоравливающего эффекта пение развивает у ребенка способность выражать мысли словами, учит последовательному изложению фактов, событий, явлений; тренирует артикуляцию; развивает память.

Музыкально-ритмическая деятельность:

Дети испытывают постоянную, жизненную потребность в движении. Через активное движение происходит физическое развитие ребенка. Что же дает сочетание движения и музыки? Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве и базируется она на законах музыкального ритма. Для достижения положительных результатов движение должно быть организовано, точно дозировано в распределении времени, пространства и силы. Таким организатором является музыкальный ритм. Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Именно через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Занятия ритмикой доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус. 

И наша цельдоставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь полнее, интереснее и счастливее!



Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через музыкально-игровую деятельность

      Старший дошкольный возраст представляет собой важный период в становлении личности ребенка, является своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения, взаимодействию с другими людьми, познанию самого себя в обществе.

       Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи посещают дошкольники с диагнозом общее недоразвитие речи второго и третьего уровней.

       Дети с речевой патологией, помимо нарушений в формировании фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, характеризуются нарушениями высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сфер, в коммуникативном развитии, в способности общаться и взаимодействовать с сверстниками и взрослыми. Дети затрудняются в установлении контакта друг с другом, не могут вести диалог сдержанно, в вежливой форме, вступают в конфликты.

       Одним из направлений, способствующих  устранению данных проблем у детей, является музыкально-игровая деятельность. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Игра – единственно приемлемая для этого возраста форма, в которой обучение проходит на уровне чувств. А язык, который способен передать всю полноту ощущений, эмоций и переживаний – язык музыки.

Музыкально-игровая деятельность включает в себя: игры-приветствия, игры-забавы, игры со словом, игры с музыкальными инструментами, игры с пением, коммуникативные игры и др.

      Игры с движением: (коммуникативные, творческие, подвижные) – учат детей взаимодействовать друг с другом, развивают слуховое, зрительное восприятие, внимание, развивают координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, служат развитию детского творчества:

«Приветствие» - В. Петровой, «Здравствуйте» - дат.н.м., «Ручеёк» с платочком – р.н.и., «Сороконожка» -  Е. Шаламонова, «Веселый зоопарк» - Е. Железнова, «Сапожник и клиенты» - п.н.и., «Пограничники и нарушители» - Н. Леви,  «Нырни в волну»,  «Шарики-фонарики» - а.н., «Игра с платком» - р.н.м., «Роботы и звёздочки» - а.н.,  «Мы сейчас пойдём налево» - а.н., «Ищи!» Т. Ломовой,  игры с косичками «Быстрые змейки», «Выложи узор» и т.д.

     Игры с пением и движением, игры-забавы:

(речевые, с пением, с движением) – доставляют удовольствие, будят фантазию, развивают слуховое, зрительное восприятие, внимание, фонематический слух, чувство ритма, интонационную выразительность речи, ловкость, быстроту реакции, развивают коммуникативные навыки:

«Заря-заряница» - рус.нар.и., «Юрта» - башк.н.и., «Чёрная курица» - ч.н.п., «Машинист» - п.н.п.,  «У тёти Моти» - р.н.и., «Колпачок» р.н.и, «Зайка» - р.н.и. «Комарики-дударики» - р.н.и.,  «Алый платочек» - ч.н.п., «Лавата» - а.н., «Метелица», «Ходим кругом» и т.д.

     Игры с пением: (ритмические, артикуляционные, на развитие  выразительности речи, речевого слуха, речевой памяти, внимания) – выполняют развивающие, обучающие, коррекционные задачи:

«Слово на ладошках», «Начинается игра», «Волшебник Пинти Гру», «Пусть попляшет язычок» – Е. Попляновой;

Пальчиковые и логоритмические игры-упражнения: – способствуют развитию мелкой моторики устранению нарушений в звукопроизношении, соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи: «Слово на ладошках» - Е. Поплянова, «Мама»,  «Рыбка», «Деревцо» «Мышка» – Е. Железновой, «Мишка косолапый», «Зайка серенький сидит» - р.н.и,  и т.д.

       Игры с музыкальными инструментами:  (со словом, с пением, подвижные) – направлены на развитие слухового и зрительного восприятия, тембрового слуха, ритмическую четкость движений, координацию речи и движений; учат детей слышать друг друга и взаимодействовать друг с другом:

«Калинка-малинка» – И. Галиченко;, «Шла весёлая собака» - Е. Попляновой, «Гопак» - М. Мусоргский, «Погуляем-поиграем» р.н.м  и т.д.

Многообразие музыкальных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и способствуют развитию коммуникативных навыков:

-развитию динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, самостоятельности, готовности к общению и взаимодействию;

-развитию эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

-развитию позитивного самоощущения: состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе;

-формированию первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный уголок в группе

Примерный перечень музыкально-дидактических игр для младшего и старшего дошкольного возраста....

Музыкальный уголок в группе

Консультация для педагогов ДОУ...

Методическое пособие для педагогов "Формы работы с воспитателями. Музыкальный уголок в группе"

В данном материале изложены формы работы музыкального руководителя с воспитателями, роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка, советы по организации музыкальных уголков в группах и пр....

"Музыкальный уголок в группе детского сада" - презентация для воспитателей.

Этот материал для тех, кто хочет знать каким должен быть современный музыкальный уголок в группе детского сада, как его создать и для чего он нужен....

Консультация «Музыкальный уголок в группе», 2016

Консультация для воспитателей...

Консультация для педагогов "Как оформить музыкальный уголок в группе"

   Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заним...