Программа "Волшебный комочек"
материал (младшая группа)
Развитие художественно - способностей у детей с помощью лепки из солёного теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Волшебный комочек" | 64.35 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2
городского округа города Райчихинска
УТВЕРЖДЕНО: Заведующая МДОАУ детским садом № 2 __________С.А. Серёжникова и педсоветом №1 от 31.08.2021г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебный комочек»
возраста воспитанников: 3-4 года
срок реализации: 1 год
Составитель: воспитатель Руденко Виктория Валентиновна
г. Райчихинск, 2021 г.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Волшебный комочек» составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом Дошкольного Образования и направлена на развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Реализация программы рассчитана на 27 недель в учебном году и включает в себя одно занятие в неделю. Длительность одного занятия в группе – 12 минут согласно СанПиН 2.4.3.3648-20 от 28.09.2020 № 28. Программа разработана с учётом нормативно-правовой базы:
1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;
3.Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
5. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 января 2021г. №ТВ-92/03 «О направлении рекомендаций» «Рекомендации по особенностям организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/2021 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы»
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.
Дополнительно образовательная программа «Волшебный комочек» даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Актуальность: дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникает более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.
Все это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, и по мере необходимости, изменяет.
Как утверждал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников:
– повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
– развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
– синхронизирует работу обеих рук;
– формирует умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить всё что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Новизна: отличительной особенностью является использование нестандартного материала для работы. В последние годы соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Поэтому в работе с воспитанниками 3-4 лет целесообразно использовать соленое тесто. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Педагогическая целесообразность: данная программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Адресат программы: программа адресована детям от 3 до 4 лет. При наборе на обучение дети не отбираются ни по конкурсу, ни по физическим данным. Прием осуществляется на основе личного заявления родителей и желания ребенка. Главным является способность воспитанников и их родителей к сотрудничеству и сотворчеству, интерес к художественному обучению.
Психологические особенности детей 3 – 4 лет
Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер. Запоминание происходит легко и естественно, хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Мышление в 3-4 года несовершенно, ребёнок пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Особенности комплектования групп: наполняемость воспитанников в группе устанавливается в количестве не более 15 человек (допустимый) и 12 человек (оптимальный).
Формы обучения по программе: очная.
Уровень программы: ознакомительный.
Объем и срок освоения программы - сроки реализации данной программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, составляет – 27 часов.
Занятия проводятся в течение 27 учебных недель.
Программа рассчитана таким образом, чтобы за отведенное время можно было освоить и теоретический, и практический материал (30% теории,70% практики).
Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 академическому часу (12 минут).
Организационные формы обучения: групповая.
- фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
1.2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование и развитие художественно-творческих способностей у детей с помощью лепки из солёного теста.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к лепке из солёного теста;
- развитие мелкой моторики пальцев (разминать, раскатывать, разрезать, намазывать и скручивать пластический материал; скатывать фигуры-основы и составлять из них композиции; лепить объёмные фигурки из целого куска теста путём вытягивания);
- развитие воображения, образного мышления;
- развитие умений синхронизировать работу обеих рук;
- воспитание художественного вкуса.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 полугодие – 8 ч. | |||||
1 | Весёлые мячики | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
2 | Падают листья | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
3 | Баранки для медвежонка | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
4 | Цветные конфеты для друзей | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
5 | Колобок | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
6 | Снежинка | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
7 | Новогодние игрушки | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
8 | Новогодняя ёлочка | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
2 полугодие – 19 ч | |||||
9 | Снеговик | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
10 | Мышка-норушка | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
11 | Угощение для мышки | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
12 | Зимний лес | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
13 | Снежный дом | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
14 | Снежная крепость | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
15 | Я пеку, пеку… | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
16 | Ходит ёж по травке | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
17 | Гусеница | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
18 | Золотой подсолнух | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
19 | Подводное царство | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
20 | Цыплёнок | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
21 | Разноцветные бусы | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
22 | Дерево весной | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
23 | Грибы на пенёчке | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
24 | Самолёт построим сами | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
25 | Пчёлка | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
26 | Зелёный огурчик | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
27 | Улитка длинные рожки | 1 | 0.3 | 0.7 | выставка |
Всего 27 ч. |
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Занятия по программе посещают дети по запросам родителей (законных представителей).
Содержание учебного плана
Тема 1. «Весёлые мячики» (1 ч.) - показ приёмов лепки: раскатывания шара между ладонями. Воспитывать интерес к лепке из солёного теста.
Форма контроля: выставка работ
Тема 2. «Падают листья» (1 ч.) - показ приёмов лепки: раскатывание теста скалкой. Учить создавать рельефные изображения из теста, раскрашивать готовые изделия.
Форма контроля: выставка работ
Тема 3. «Баранки для медвежонка» (1 ч.) - показ приёмов лепки: раскатывание столбика между ладонями, соединять детали.
Форма контроля: выставка работ
Тема 4. «Цветные конфеты для друзей» (1 ч.) - показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания.
Форма контроля: выставка работ
Тема 5. «Колобок» (1 ч.) - учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.
Форма контроля: выставка работ
Тема 6. «Снежинка» (1 ч.) - продолжать учить раскатывать столбик между ладонями.
Форма контроля: выставка работ
Тема 7. «Новогодние игрушки» (1 ч.) - учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).
Форма контроля: выставка работ
Тема 8. «Новогодняя ёлка» (2 ч.) - продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.
Форма контроля: выставка работ
Тема 9. «Снеговик» (1 ч.) - показ приёмов лепки: раскатывания шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).
Форма контроля: выставка работ
Тема 10. «Мышка норушка»(1 ч.) - учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).
Форма контроля: выставка работ
Тема 11. «Угощение для мышки» (1 ч.) - продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре».
Форма контроля: выставка работ
Тема 12. «Зимний лес» (коллективная работа) (1 ч.) - лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев. Вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.
Форма контроля: коллективная работа
Тема 13. «Снежный дом» (1 ч.) - продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».
Форма контроля: выставка работ
Тема 14. «Снежная крепость» (1 ч) - продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста.
Форма контроля: выставка работ
Тема 15. «Я пеку, пеку…» (1 ч.) - учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овал), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).
Форма контроля: выставка работ
Тема 16. «Ходит ёж по травке» (1 ч.) - показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей, используя дополнительные материалы (ушки – семечки, хвостик–шерстяные нитки, глазки – бусинки).
Форма контроля: выставка работ
Тема 17. «Гусеница» (1 ч.) - показ приёмов лепки: раскатывания нескольких шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – бусины).
Форма контроля: выставка работ
Тема 18. «Золотой подсолнух» (1ч.) - показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания, использовать дополнительный материал (семечки). Учить разукрашивать изделие гуашью.
Форма контроля: выставка работ
Тема 19. «Подводное царство» (1ч.) - продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.
Форма контроля: выставка работ
Тема 20. «Цыплёнок» (1 ч.) - продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.
Форма контроля: выставка работ
Тема 21. «Разноцветные бусы» (1 ч.) - продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.
Форма контроля: выставка работ
Тема 22. «Дерево весной» (1ч.) - познакомить детей с изготовлением дерева из теста. Развивать умения украшать простые по форме предметы деталями.
Форма контроля: выставка работ
Тема 23. «Грибы на пенёчке» (1ч.) - показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей.
Форма контроля: выставка работ
Тема 24. «Самолёт построим сами» (1 ч.) - показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их друг на друга.
Форма контроля: выставка работ
Тема 25. «Пчёлка» (1 ч.) – учить создавать образ насекомого из отдельных деталей, используя навыки работы с тестом – отщепление маленьких кусочков, скатывания и расплющивания.
Форма контроля: выставка работ
Тема 26. «Зелёный огурчик» (1 ч.) - показ приёмов лепки: раскатывание столбика между ладонями.
Форма контроля: выставка работ
Тема 27. «Улитка длинные рожки» (1 ч.) - продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик.
Форма контроля: выставка работ
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года обучения дети будут знать:
- приемы в лепке: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
- инструменты и приспособления для лепки;
- правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
- правила оборудования рабочего места.
К концу года обучения дети будут уметь:
- отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
- скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
- раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
- последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
- владеть примами лепки (разминать, раскатывать, разрезать, намазывать и скручивать пластический материал);
- лепить объёмные фигурки из разных кусков, из целого куска пластического материала (моделировать форму кончиками пальцев, сглаживать места соединений, оттягивать детали пальцами от основной формы).
- раскрашивать готовые фигурки гуашью.
- пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
- соблюдать технику безопасности.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график Годовой календарный учебный график составлен в соответствии с нормативными документами: 1. Законом Российской Федерации «Об Образовании» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Ноябрь | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Весёлые мячики» | группа | Выставка |
2 | Ноябрь | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Падают листья» | группа | Выставка |
3 | Ноябрь | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Баранки для медвежонка» | группа | Выставка |
4 | Ноябрь | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Цветные конфеты для друзей» | группа | Выставка |
5 | Декабрь | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Колобок» | группа | Выставка |
6 | Декабрь | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Снежинка» | группа | Выставка |
7 | Декабрь | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Новогодние игрушки» | группа | Выставка |
8 | Декабрь | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Новогодняя ёлка» | группа | Выставка |
9 | Январь | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Снеговик» | группа | Выставка |
10 | Январь | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Мышка-норушка» | группа | Выставка |
11 | Январь | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Угощение для мышки» | группа | Выставка |
12 | Февраль | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Зимний лес» | группа | Выставка |
13 | Февраль | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Снежный дом» | группа | Выставка |
14 | Февраль | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Снежная крепость» | группа | Выставка |
15 | Февраль | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Я пеку, пеку…» | группа | Выставка |
16 | Март | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Ходит ёж по травке» | группа | Выставка |
17 | Март | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Гусеница» | группа | Выставка |
18 | Март | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Золотой подсолнух» | группа | Выставка |
19 | Март | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Подводное царство» | группа | Выставка |
20 | Апрель | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Цыплёнок» | группа | Выставка |
21 | Апрель | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Разноцветные бусы» | группа | Выставка |
22 | Апрель | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Дерево весной» | группа | Выставка |
23 | Апрель | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Грибы на пенёчке» | группа | Выставка |
24 | Май | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Самолёт построим сами» | группа | Выставка |
25 | Май | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Пчёлка» | группа | Выставка |
26 | Май | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Зелёный огурчик» | группа | Выставка |
27 | Май | 1 | 17:00-17:12 | очная | 1 | «Улитка длинные рожки» | группа | Выставка |
Календарный учебный график обучения составляется ежегодно каждым педагогом индивидуально и отражается в рабочей программе.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Помещение для занятий: групповая комната, уголок художественного творчества в группе.
Технические средства: мультимедийные презентации, CD и аудио материал.
Инструменты и приспособления: солёное тесто, дощечки, гуашь, салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти; дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, крупы, природный материал); инструменты для лепки (стеки, печатки, скалки, формочки для теста, колпачки от фломастеров и др.).
Информационно - методическое обеспечение программы:
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
– наглядные (картины, муляжи, образцы, рисунки);
– метод наблюдения (прогулки);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные).
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Результаты освоения Программы проверяются в течение всего учебного года в ходе педагогического наблюдения и контроля качества выполнения заданий. Контроль качества выполненного задания проводится в виде выставки.
В целях достижения результативности обучения проводится педагогическая диагностика усвоения учебного материала, общего развития и воспитания обучающихся.
Применяются формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- журнал посещаемости;
- фото;
- отзыв родителей и детей.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг достижения детьми результатов деятельности) проводится два раза в год: вводный (октябрь), итоговый (май).
Цель обследования: определить уровень освоения программного материала.
Условия: для проведения мониторинга ограничиваемся лепкой по предложенной взрослым теме. Используется игровая ситуация - оказание помощи игровому персонажу, который не умеет лепить. Материалы и инструменты находятся в поле зрения ребёнка. Фиксируется самостоятельный выбор материала и организация ребёнком рабочего места.
Инструкция: ребёнку предлагается научить игрового персонажа лепить, рассказать, что для этого надо. Затем предлагается выполнить работу по самостоятельно выбранной теме: "Ты любишь лепить? Что интересно лепить? Вылепи, что хочется.
Способы обработки и анализа материалов. В процессе наблюдения фиксируются: особенности принятия задания ребёнком, сформированность деятельности (от цели до результата), особенности проведения в процессе выполнения задания (сосредоточенность, организованность, аккуратность, умение организовать рабочее место, планировать деятельность), эмоциональные проявления, самостоятельность, активность, комментарии и другие показатели.
Оценка уровня освоения ребенком программного материала.
2 балла (часто):
- проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий);
1 балл (иногда) - характеристика предполагает периодическое проявление,
зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
0 баллов (крайне редко):
– данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный
характер (низкий уровень).
Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями. (См. приложение 1)
Высокий уровень - раскатывает пластилин двумя способами, действия уверенные, самостоятельные. Готовая работа выглядит аккуратно, концы соединены, прижаты, уверенно и без особых усилий создает форму похожую на шар с гладкой поверхностью, уверенно сплющивает шар, диск с ровными краями, прочно и аккуратно соединяет детали. Выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого. Сформирован навык аккуратного пользования тестом, рабочее место сравнительно чище сверстников. Уверенно выполняет работу на все предложенные темы, знает несколько приемов лепки одной и той же формы (раскатывание между ладонями, на доске).
Средний уровень - раскатывает пластилин между ладонями рук, но чувствует некоторую неуверенность, умение сформировано, но концы соединяет плохо, внахлест, раскатывает пластилин между ладонями рук, но готовый предмет не совсем напоминает шар. При выполнении работы может выполнять прием сплющивания шара на доске (нет четкого владения навыком сплющивания между ладоней). Соединяет детали не прочно. При напоминании взрослого поддерживает свое рабочее место в порядке, дощечкой почти не пользуется. Может не знать, как выполнить соединение частей или не иметь представлений об одном из способов лепки.
Низкий уровень - испытывает трудности в раскатывании пластилина прямыми движениями рук, умение не сформировано (концы не соединяет между собой), испытывает трудности в раскатывании пластилина круговыми движениями рук, не выполняет прием сплющивания (раздавливает кусок на доске и т.п.), не владеет приемом соединения двух деталей друг с другом. Не поддерживает свое рабочее место в чистоте, работает не аккуратно. Может не знать, как вылепить отдельные предметы (из предложенных вариантов нет представлений о выполнении 2 предметов).
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы и приемы обучения
1. Способы лепки:
- Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
- Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
- Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
- Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
- Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
2. Словесный метод:
- Беседа, рассказ;
- Объяснение, пояснение;
- Вопросы;
- Словесная инструкция.
3. Наглядный метод:
- Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, игрушки, скульптурные изделия);
- Показ, выполнение работы (частично, полностью).
Основные правила лепки.
1.Перед лепкой подготовьте рабочее место и разомните пластичный материал, чтобы он стал эластичным, «послушным».
2.Изготовление поделки начните с лепки ее основной части, самой крупной, затем лепите менее крупные и соедините их между собой. Самые мелкие элементы можно лепить по мере оформления игрушки (глаза, нос, рот и другие).
3.Для присоединения мелких элементов воспользуйтесь стекой, в этом случае соединение будет аккуратнее и прочнее (например: на голове делать углубления, вставить в них глаза, уши и т.п. детали, затем прижимать пальцами или стекой).
4.При конструировании игрушки из отдельных крупных элементов надо плотно прижимать их и замазывать место скрепления, чтобы игрушка была прочной.
5.По окончании работы следует убрать рабочее место, вымыть руки с мылом и тщательно вытереть их полотенцем.
Инструменты для работы с тестом.
Для работы с соленым тестом не требуются никакие дорогостоящие инструменты, все что нужно можно найти у себя дома:
- Набор стеков.
- Лопаточка с тонким краем. Нужна для того чтобы подцепить и перенести отдельные детали изделия.
- Баночка с водой и кисточки: мягкие и жесткие. Нужны для склеивания деталей изделия между собой.
- Расческа с частыми зубьями для нанесения орнамента и насечек.
- Зубочистки. Служат для нанесения орнамента и насечек, в объемных изделиях так же могут выполнять роль каркаса (например, соединяют голову и туловище).
- Деревянная палочка для суши. Очень удобный инструмент, хорошо всегда иметь под рукой. Ей хорошо делать разной формы углубления.
Так же в процессе лепки могут понадобится и дополнительные приспособления. Например вот такие:
- Бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы.
- Набор насадок для кондитерского шприца. Для нанесения отпечатков и орнамента. Разные насадки дают разный эффект.
- Маленькая скалка из детского набора для лепки.
- Набор фигурок и вырезок. Можно использовать фигурки для печенья или фигурки из набора для лепки.
- Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста.
Я привела пример того как простые вещи из домашнего обихода могут служить интересными творческими инструментами.
Способы сушки поделок.
Основное правило сушки: никаких резких перепадов температур.
По большому счету способов сушки готового изделия существует всего три:
- Самый простой – сушка на открытом воздухе. При сушке на открытом воздухе поделка за один день просохнет на глубину 1мм. Ни в коем случае нельзя сушить изделия на горячей батарее.
- Второй способ- сушка в духовке. Изделие следует помещать в холодную духовку и начинать сушить на самом маленьком нагреве, постепенно увеличивая. Нельзя доставать изделие сразу же после сушки из горячей духовки, дайте изделию остыть вместе с духовкой постепенно. При сушке в духовке изделие необходимо постоянно переворачивать, чтобы оно высыхало равномерно со всех сторон.
- Наиболее оптимальный способ – смешанный. Это сочетание первого и второго способов. Для него действуют всё те же рекомендации как и для двух предыдущих.
Сушка в духовке электроплиты
0,5 часа при температуре 100 С
0,5 часа при температуре 125 С
1 час при температуре 150 С
Время сушки зависит от толщины поделки. Поделка высохла, если при постукивании по ней раздаётся не глухой, а звонкий звук.
Раскраска и лакировка.
Раскрашивание изделия проводят любыми водорастворимыми красками. На тесто краски ложатся неравномерно, так что перед раскрашиванием необходимо предварительно прогрунтовать изделие. Это можно сделать просто нанеся белую краску и дать ей высохнуть. Следующий слой краски будет ложиться уже ровнее. Но лучше использовать специальный акриловый грунт. Он очень хорошо ложится, быстро сохнет и является идеальной основой под акриловые краски.
Покрытие изделия лаком необходимо проводить на любом изделии, будь то цветное тесто или раскраска.
Лак не только придает изделию законченный вид, но и убережет его от воздействия внешней среды, а это означает, что изделие проживет намного дольше. Покрыть поделку можно акриловым или мебельным лаком. Лак следует наносить равномерно и тщательно на всю поверхность поделки, включая обратную сторону для плоских изделий и подошву для объемных фигурок. После полного высыхания лака поделка 100% готова. Дальше уже ее можно оформить по нашему желанию. Это может быть оформление композиции в рамочку, создание из фигурки магнита на холодильник и еще масса способов, границы которых устанавливает наша фантазии.
Формы организации
Программа включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности. В основу программы заложено формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной
смены видов деятельности и переключения внимания.
Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:
- методические разработки занятий;
- учебные и методические пособия;
- технологические карты по изготовлению изделий;
- фотографии;
- образцы изделий.
Список использованной литературы
Для педагогов:
1. Гильмутдинова О.А. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «Аст-пресс», 2009 - 164с.
2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир
книги», 2009.
3. Рубцова Е. Фантазии из соленого теста, Москва 2009г.
4. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010.
Приложение 1
Протокол обследования уровня освоения программного материала.
№ | Фамилия, имя ребенка | Скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали | Создаёт изображение знакомых овощей, фруктов, посуды и т. д. | Умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней | Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы липки. |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
2 балла | |||||
1 балл | |||||
0 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Желтые комочки живут у мамы Квочки" 2 мл. гр.
Занятие включает в себя артикуляционные упражнения, чистоговорки на звук "Ц", работу по карточкам, сюрпризные моменты....
"Комочек пуха-длинное ухо"
использование элементов мнемотехники при перессказывании рассказа про зайца....
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов мнемотехники в средней группе на тему:"Комочек пуха-длинное ухо"
использование элементов мнемотехники при перессказывании рассказа про зайца....
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов мнемотехники в средней группе на тему:"Комочек пуха-длинное ухо"
использование элементов мнемотехники при перессказывании рассказа про зайца....
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов мнемотехники в средней группе на тему:"Комочек пуха-длинное ухо"
использование элементов мнемотехники при пересказывании описательного рассказа про зайца...
Игра-занятие "Пушистый комочек"
Познакомить с некоторыми свойствами меха, активизировать словь малышей, обогоить словарь малышей словами "прочный", "мех", "меховой", "мягкий" и т.д....
Аппликация из комочков белых салфеток «Снеговик»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ В МЛАДШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «СНЕГОВИК»(АППЛИКАЦИЯ С НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКОЙ)...