Картотека
картотека (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по познавательному развитию |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Что кому» Дидактическая задача: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. Игровое правило: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника. Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки. Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику). Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии. |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Не ошибись» Дидактическая задача: Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание. Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта. Ход игры: У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры. По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Где это можно купить» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки. Игровое правило: Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото Ход игры: Детям раздают маленькие картинки, каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин) |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Так бывает или нет?» Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает. Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега и стали кататься с нее на санках» Дети придумываю сами небылицы. |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Узнай по описанию» Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит. Игровое правило: Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой. Ход игры: Воспитатель рассказывает: - Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как называется» - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать) Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях. |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Какое время года?» Дидактическая задача: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Игровое правило: Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года. Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Назови одним словом» Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант. Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: - Я назову слова, а вы назовите все одним словом:
|
Дидактическая игра по познавательному развитию «Что было, если бы…?» Дидактическая задача: Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам. Игровое правило: Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него. Ход игры: Воспитатель предлагает послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» - Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры? (не заботилась о вещах, не ухаживала за ними). - А теперь давайте поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали? - А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер) Дети сами придумывают загадки. |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Так у нас. А как у вас?» Дидактическая задача: Разъяснить детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи Игровое правило: Рассказать, как проходит вечер в семье. Ход игры: Воспитатель предлагает рассказать детям, что бывает вечером у них дома. Первым рассказывает воспитатель. |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Что умеет делать?" Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Игровое правило: Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки). Ход игры: В: Телевизор. В: Что может мяч? В: Что может светофор? В: Что может растение? В: Что может слон? В: Что может дождь? В: Что может дождь? В: Что может краска? В: Что может художник? |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Раньше - позже" Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях Игровое правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Ход игры В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку? В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше? В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу? В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом? В: Какая часть суток сейчас? В: А что было раньше? В: А раньше? В: А еще раньше? В: Какой сегодня день недели? В: А какой день недели был вчера? В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?… Дидактическая игра по познавательному развитию «Где живет?» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев Игровое правило: Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. Ход игры: В: Где живет медведь? В: Где живет собака? В: Где живет ромашка? В: Где живет гвоздь? В: Где живут вежливые слова? В: А что значит хороший человек? Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы. В: Где живет радость? В: Где живет зло? В: В каких словах живет буква "А"? В: Где живет слово? В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник? В: Где живет грустная мелодия? |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Хорошо-плохо" Дидактическая задача: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Игровое правило: Ведущим называется любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры: В: Съесть конфету - хорошо. Почему? В: Съесть конфету - плохо. Почему? То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему? В: Огонь - это плохо. Почему? В: Листопад - это хорошо? В: Листья под ногами - плохо. Почему? В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем? В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке? |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Из чего сделано?» Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала. Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи. Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем. Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала. |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Раз, два, три… ко мне беги!" Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов Игровое правило: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы. Ход игры: В:"Раз, два, три, все, у кого есть крылья, ко мне беги!" В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле, ко мне беги! В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь, ко мне беги!" В: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра… Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка… В: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки В: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" |
Дидактическая игра по познавательному развитию «На что похоже» Дидактическая задача: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. Игровое правило: Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него (по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу). Ход игры: В: На что похож абажур? В: На что похожа улыбка? В: Половник. В: На что похож дождь? В: А душ какой бывает? В: На что похожа коробка цветных карандашей? В: На что похожа кисть? В: На что похож светофор? В: На что похожа иголка? В: На что похож звук "Р"? В: На что похожа мелодия вальса? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...