Воспитание детей во второй младшей группе
статья (младшая группа)
С переходом во вторую младшую группу программные требования к воспитанию у них навыков культуры поведения, планирование воспитательного процесса, естественно, усложняются. У детей на четвертом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям), бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Кроме того, воспитатель теперь больше внимания должен уделять формированию у детей навыков и выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhelezka.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
С переходом во вторую младшую группу программные требования к воспитанию у них навыков культуры поведения, планирование воспитательного процесса, естественно, усложняются. У детей на четвертом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям), бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Кроме того, воспитатель теперь больше внимания должен уделять формированию у детей навыков и выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
Возросшие требования программы опираются на новые возможности ребенка, на его способность совершать более сложные действия, обобщать, понимать и оценивать поведение сверстников, на большую привязанность к взрослым, которые справедливы и ласковы с ним. Планирую работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств личности, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решить, как следует поступить в каждом конкретном случае, чтобы не причинять окружающим неприятностей.
Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению привязанности, доверия к нему ребенка – важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние часы также могут быть запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек, например «Как непослушный котенок обжег себе лапку» или «Как у Наташи чуть не улетела птичка». Содержание таких сценок педагог черпает из наблюдений и дневниковых записей, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.
Нравятся детям игры с элементом соревнования, состязания, например: «Как звенят тарелки и ложки». Эта игра показывает, кто лучше всех умеет, выполняя нужные действия (например, собирая предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят, - ложки, тарелки), не нарушать тишину. Побеждает тот, кто произвел меньше шума. К игре привлекаются воспитанники старшей группы.
Уровень развития детей четвертого года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строится так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.
Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий, поступков. Постепенно детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов, фланелеграф и т. п.
Наблюдения показывают, что не все дети соблюдают порядок в группе: зная, что игрушки надо убирать в «домики», все-таки их не убирают. Не всегда делают это некоторые дети, и после напоминания педагога. Если же педагог, используя игровой прием, говорит, например: «Ребята, машина не в гараже, она промокнет под дождем, давайте ее уберем», - и сам включается в игровой процесс, дети откликаются более охотно. Иными словами, взрослый, привлекая различные средства и используя разные формы, должен тонко и ненавязчиво, но настойчиво побуждать детей к действиям до тех пор, пока не привыкнут самостоятельно выполнять работу.
Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например, на занятии «в гостях у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо с ними здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здоровались с Матрешкой на занятии: «Поздоровайся с детьми так, как мы с Матрешкой здоровались», т. е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.
Постепенно игровые упражнения и задания следует усложнять, демонстрировать действия в комплексе. Например, воспитатель показывает фотографию, на которой дети моют руки. Дети с интересом смотрят. Воспитатель спрашивает:
– Кого вы здесь видите?
Дети с радостью узнают своих товарищей:
– Костя, Таня, Игорь, Оля, – говорят они.
– Что делают Таня и Оля? – снова задает вопрос педагог.
– Моют руки, – с улыбкой отвечают малыши.
– Правильно. Тани и Оля моют руки. Все наши дети умеют мыть руки чисто и аккуратно. А сейчас мы будем учиться мыть лицо и руки вместе. К нам в гости пришла Ира. Она уже ходит в старшую группу и хорошо умеет умываться. Будем брать с нее пример.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как Ира, после того как вымыла лицо, вытирает его и руки полотенцем, прикладывая его к лицу. «Я тоже большой, я хочу показать, как умываться», – говорит Игорь. Он правильно повторяет весь процесс умывания. Воспитатель говорит, что теперь дети знают, как надо умываться и пользоваться полотенцем.
Из примера видно, что данное упражнение, с одной стороны, особенно увлекает детей, так как является продолжением известной игры, а с другой – служит переходом от игры к серьезным, сознательным действиям. Такое упражнение позволяет обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части лица, которые следует мыть, повторно упражняются в складывании рук «лодочкой» и т. п.
Описанная выше игра-упражнение «Каждой вещи – свое место», как уже говорилось, воспитывает аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения игр, занятий, упражнений на тему «Поддерживание порядка» дети острее замечают беспорядок. Например:
Оля играла перед обедом с игрушечной собачкой. Воспитатель попросил ее помочь сервировать стол к обеду. Оля, вымыв руки, принялась за дело, оставив собачку на полу. Многие дети заметили это, а воспитатель сказал:
– Ребята, собачка не найдет своего домика-конуры, помогите ей.
Оля тут же спохватилась.
– Ой, не убрала собачку, надо посадить ее в конуру.
А дети сказали:
– Теперь тебе надо еще раз вымыть руки.
Дети начинают замечать уроненную куклу, не убранную на место игрушку. Воспитатель, со своей стороны, следит за этим: «Дети, наша кукла Зоя упала, помогите ей подняться и сесть на стул». Или: «Какой-то шофер забыл отвезти машину в гараж. Отвезите ее, пожалуйста, чтобы она под дождь не попала». Такая форма напоминания привлечет активное внимание многих детей, а тот, кто «виноват», охотно исправит ошибку. Но иногда на прямой вопрос: «Кто не убрал игрушки?» – дети отвечают: «Это не я играл», – и игрушки остаются неубранными.
Научив детей определенным действиям и вызвав к ним положительное отношение, воспитатель вносит в игровые уголки все новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вложил чистые красивые платочки всем куклам в карман. Дети с удовольствием и интересом играют с «больными» куклами и в результате через две-три недели в большинстве своем овладевают навыками правильного пользования носовым платком. После проведения игр-упражнений типа «Мы умываемся» в игровой уголок вносятся полотенца и вешалка для кукол; по окончании игры-упражнения «Мы причесываемся» в уголке появляются расчески для кукол, сделанные из пластика, картона, зеркало из фольги и т. д.
Мы моем свои расчески
Программное содержание. Воспитывать у детей навыки пользования своей расческой и ухода за ней. Учить чистить щеткой расческой и промывать ее.
Подготовка к игре. Накрыть столы клеенкой, поставить тазики с водой для каждого ребенка, мыло в мыльницах, индивидуальные салфетки для протирания расчесок, приготовить белый накрахмаленный халат для мишки.
Ход игры. Дети садятся на стулья, расставленные полукругом. Обращаясь к ним, воспитатель говорит:
– Ребята, не знаете ли вы, где наш Мишутка? Он всегда сидел с другими куклами, а теперь ушел куда-то.
Воспитатель дает детям возможность посмотреть, поискать его. Сам выходит за дверь и быстро возвращается с Мишуткой, одетым в белый халат. В ведерке у него щеточки для чистки расчесок.
– Заходи; Мишутка, мы тебе рады, – говорит воспитатель.
Мишутка здоровается, дети отвечают, разглядывая его. Затем Мишутка обращается к детям:
– Я был в умывальной комнате, посмотрел на ваши расчески. У многих они грязные, вот и пришел сказать, что их нужно мыть.
– Вот видите, дети, причесывать волосы вы умеете, а мыть расчески – нет. Покажи нам, пожалуйста, Мишутка, как это надо делать.
– С удовольствием! Но для этого нужно, чтобы каждый принес свою расческу.
Воспитатель предлагает детям пойти в умывальную комнату, каждому взять свою расческу с полочки, проверяет, свои ли расчески принесли. Дети подходят к столам, составленным в длину, на которых стоят тазики, и останавливаются возле них. Воспитатель с «помощью» Мишутки показывает, как надо мыть расческу, как вытирать ее бумажной салфеткой. Все дети принимаются мать расчески: моют намыленной щеткой между зубьями, полощут и вытирают. Мишутка проверяет, хорошо ли вымыто, помогает тем, кто затрудняется. Затем все кладут свои расчески и щеточки на полки. Благодарят Мишутку за помощь. Мишутка прощается и уходит.
Во второй младшей группе педагог продолжает воспитывать у детей чувство любви, привязанности к близким. На четвертом году жизни уже можно поставить более сложную, чем год назад, воспитательную задачу. Теперь он стремится помочь ребенку осмыслить свое отношение к маме, папе, бабушке, научить его более действенному проявлению любви к ним. Для решения этой задачи, столь важной в общей системе нравственного воспитания в детском саду, можно использовать следующие нравственно направленные занятия.
Наши мамы
Программное содержание. Воспитывать действительное чувство любви к самому близкому и дорогому человеку – маме, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьет, стирает, гладит, готовит обед и т. д.
Подготовка к занятию. Подобрать репродукции картин, рисунки с изображением мамы (с детьми или в других ситуациях).
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из рассказа:
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у нее:
– Какая твоя мама?
А девочка сквозь слезы говорит:
– А разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!
Воспитатель, прочитав эту часть рассказа, просит своих детей сказать, так ли они думают о своей маме, что еще могут сообщить о своих мамах.
Дети отвечают:
– Она веселая, добрая, она все может делать; мама заботится о нас – купает, кормит.
Воспитатель показывает слайды, рисунки на эту тему: мама хлопочет по дому; мама, папа и мальчик на прогулке; девочка держит клубок ниток маме (бабушке), когда та вяжет, и т. д. – и просит рассказать, что изображено на картинке. Дети рассказывают.
– Дети, порадуйте ваших мам: вечером, когда будете ложиться спать, подойдите каждый к своей маме, поцелуйте ее и скажите: «Спокойной ночи, мамочка!» Ей будет очень приятно. А что надо сказать утром? Правильно: «доброе утро, мамочка!»
Воспитатель показывает репродукцию картины Н. Жукова «С добрым утром», дает возможность рассмотреть ее, выразить отношение к ней. После этого спрашивает:
– Как еще можно доставить маме радость?
Воспитатель определяет постоянное поручение для некоторых детей в семье.
Наши хорошие поступки
Программное содержание. Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать красивые поступки окружающих, усвоению правил культурного общения со сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, проявлять общительность, делиться игрушками, помочь товарищу принести игрушки, застегнуть пуговицы, проявлять сочувствие к другим детям, родителями, близким.
Подготовка к занятию. Проанализировать записи, сделанные на основе постоянных наблюдений. Подготовить куклу Таню, картинки с изображением ситуаций общения, хороших поступков детей.
Ход занятия. Кукла Таня приходит в гости к детям, ее приветливо встречают, предлагают сесть. После этого воспитатель говорит:
– Кукла Таня знает, как мы умеем умываться, аккуратно и красиво есть. А сегодня она хочет узнать, умеете ли вы красиво поступать. Что же мы расскажем Тане?
Дети могут в этой ситуации не сразу найти ответы, промолчать. Воспитатель продолжает:
– У нас есть, о чем рассказать тебе, Таня. Вот, например, сегодня утром Андрюша увидел, что к нам в группу пришла Галина Петровна, заведующая, посмотреть, как мы тут живем. Андрюша сразу же принес стул и сказал: «Садитесь, пожалуйста». Она поблагодарила Андрюшу. Мы с ней очень обрадовались, что он такой внимательный, вежливый.
Кукле понравилось, что ребята такие воспитанные, она попросила научить и ее так поступать, а также показать, что нужно сделать, если кто-нибудь пришел в гости:
– Сказать: «Здравствуйте!» - говорит Андрюша.
– Стул принести и сказать: «Садитесь, пожалуйста», – продолжает другой ребенок.
– Ребята, а как нужно поступить, если нужно пройти, а на пути стоит кто-нибудь из вас, как бывает в раздевальной комнате (Дети отвечают). Правильно, нужно сказать: «Пропусти, пожалуйста». А сейчас вместе подумаем, какие хорошие, красивые поступки можно совершать, чтобы всем окружающим детям и взрослым приносить радость.
Далее через проекционный аппарат педагог демонстрирует сюжеты: «Мальчик чистит щеткой пальто сверстника после прогулки», «помогает завязать шарф», «Весело и дружно играет с ребятами», «Не шумит, играет в спокойные игры, когда папа и мама заняты делом», «Мама шьет на швейной машине, девочка помогает ей – поддерживает материю».
Кукла Таня простудилась
Программное содержание. Формировать навык пользования носовым платком. Приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом, отвернуться.
Подготовка к занятию. Перед занятием воспитатель в процессе одевания и раздевания особенно настойчиво подчеркивает, что надевать верхнюю одежду надо аккуратно: застегивать кофточку, пальто завязывать ленты шапочки и др.
Ход занятия. В группу вносят куклу Таню – в хорошо отглаженном платье, с чистым, красивым носовым платком в кармане. Дети встречают ее восклицаниями, улыбкой, некоторые даже встают, трогают ее рукой: «Платье красивое… Платочек красивый». Смотрят, есть ли носовой платок у них в кармане. Таня чихнула, и воспитатель показывает и поясняет правила пользования носовым платком, как складывать его после употребления, убирать в карман. Все дети достают из кармана платочки, затем начинают «покашливать», прикрывая нос и рот платком, отворачиваясь друг от друга.
В ходе наглядного игрового показа детям становится понятнее требование, что нос всегда должен быть чистым, они усваивают способы действия носовым платком. Дальнейшие наблюдения за поведением детей показывают, что они точно воспроизводят последовательность действий, пользуясь носовым платком, аккуратно хранят его и, главное, большая часть детей перестает быть безразличной к неопрятному носу.
Кукла Таня собирается в гости
Программное содержание. Воспитывать элементы организованности и аккуратности, умение не заставлять себя ждать, не опаздывать в детский сад, приходить чистым, аккуратным, приводить в порядок костюм перед зеркалом.
Подготовка к занятию. Постоянно в соответствии с программными задачами совершенствовать навыки одевания (после сна, при сборе на улицу). Показать, как правильно расположить одежду в шкафу раздевальной комнаты. Поощрять аккуратность, воспитывать ответственность за порядок своей секции шкафа. Показать место для сушки носков, варежек.
«Комнату» куклы Тани перенести на демонстрационный стол. Проверить состояние комплекта одежды для нее. Оформить красочное приглашение в гости. Подготовить магнитофон или проигрыватель.
Проводить занятие во второй половине дня.
Ход занятия. Воспитатель привлекает внимание детей к «комнате» куклы Тани. Дети рассматривают уголок. Кукла Таня поет песенку, играет с мячом. Воспитатель предлагает взять стулья и расположиться поудобнее. Таня продолжает играть и петь, а затем подбегает к столику, берет конверт, вынимает красивую открытку, читает приглашение и… начинает торопиться. Она то и дело смотрит на часы, бегает по комнате, наклоняется, наконец нашла колготки, небрежно надела их.
Воспитатель. Что случилось, дети? Почему Танечка грустная? Давайте спросим у нее.
Дети. Танечка, что случилось?
Танечка. (Сквозь слезы). Вот приглашение!
Воспитатель. Разреши прочитать нам: «Дорогая Танечка, приглашаю тебя на день моего рождения, твоя подруга Катя». Дети, у Тани осталось мало времени, чтобы собраться. Давайте поможем ей.
Дети (по желанию) подходят к столу, начинают одевать Таню. Воспитатель спрашивает у ребят, что надевать дальше, напоминает приемы и последовательность действий, сохраняя непринужденность. Таким образом, несколько детей принимает участие в одевании куклы. Можно вспомнить четверостишия о Маше-растеряше, человеке рассеянном и др. Одев и причесав Таню, дети предлагают ей посмотреть в зеркало – понравится ли?
– Спасибо, ребята, теперь я, пожалуй, успею в гости к Кате. Разрешите мне прийти к вам завтра еще раз, поучиться, как нужно быстро одеваться, – говорит Таня.
– Конечно, Таня, приходи, мы будем ждать тебя! До свидания! – дружно прощаются дети с куклой.
Как только кукла Таня ушла, воспитатель обратился к детям с вопросом:
– Дети, как вы думаете, почему кукла волновалась?
Некоторые ребята ответили правильно. Но многие не смогли указать причину. Тогда воспитатель поясняет:
– Она забыла о приглашении и вовремя не подготовилась. Да еще вещи ее были разбросаны в беспорядке. В результате она чуть было не опоздала в гости к Кате. И, конечно, Кате было бы очень обидно, что подруга опоздала на ее день рождения. Хорошо, что ребята помогли Тане быстро одеться. Это будет Тане уроком. Правильно, дети? Помните и вы об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное воспитание детей во второй младшей группе.
Конспект занятия на тему: «Бабочки» (вторая младшая группа) Воспитатель: Щеголева Галина Геннадьевна....
Умственное и сенсорное воспитание детей во второй младшей группе
Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.Закреплять у...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе.
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детейво второй младшей группе. Тема: «Хорошо у нас в детском саду». Про...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе.
Тема: «Хорошо у нас в детском саду». Программные задачи: продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, младших воспитателей; учить...
Игра как средство нравственного воспитания детей во второй младшей группе
развитие нравственного воспитания через игру. Игра дает возможность реализоваться в жизни....
Игра как средство нравственного воспитания детей во второй младшей группе
развитие нравственного воспитания через игру. Игра дает возможность реализоваться в жизни....
Игра как средство нравственного воспитания детей во второй младшей группе
развитие нравственного воспитания через игру. Игра дает возможность реализоваться в жизни....