Профилактика асоциального поведения дошкольников посредством формирования морально-нравственных качеств
статья

Фирсова Лариса Егоровна

Формирование у подрастающего поколения способности регулировать свое поведение на основе осознания своей свободы в принятии решений и личной ответственности – одна из основных задач педагогов, проистекающая из потребности приспособить человека нового поколения к структуре и организации общества. В этой связи дошкольное детство – период усвоения норм морали и социальных способов поведения, когда возникают первые нравственные чувства к окружающим людям. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon firsova_l.e._statya-2.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика асоциального поведения дошкольников

посредством формирования морально-нравственных качеств

Фирсова Л.Е.

МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька», г. Тамбов

Формирование у подрастающего поколения способности регулировать свое поведение на основе осознания своей свободы в принятии решений и личной ответственности – одна из основных задач педагогов, проистекающая из потребности приспособить человека нового поколения к структуре и организации общества. В этой связи дошкольное детство – период усвоения норм морали и социальных способов поведения, когда возникают первые нравственные чувства к окружающим людям. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается.

Воспитание нравственных чувств необходимо начинать как можно раньше, но ждать от детей «взрослых форм» проявления нравственного поведения не следует, т.к. это поведение основано на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Чем раньше начнется знакомство ребенка с правилами и нормами, тем более естественными и осознанными будут средства, используемые в конкретных ситуациях. Понимание смысла и значения правил поведения помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями. Постепенно навыки перерастают в привычки. При неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки и сформироваться отрицательные черты характера, такие как упрямство, лживость, драчливость - наиболее часто встречающиеся у дошкольников.

Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает на своем требовании, даже если понимает его абсурдность и невыполнимость. Упрямство возникает чаще всего в том случае, если взрослый ограничивает возможности малыша, не дает ему самостоятельно действовать и выражать свои желания. К основным причинам упрямства следует отнести протест ребенка против несправедливого отношения и унижения достоинства; нетактичность взрослых; неразумное ограничение самостоятельности и слишком строгое отношение к ребенку; игнорирование его личных желаний.

Наиболее распространенные причины детской лжи - страх перед наказанием и отрицательный пример взрослого. Характерно, что ложь всегда имеет какой-то корыстный мотив, чем и отличается от детской фантазии. Стремление переживать и действовать в воображаемой ситуации, потребность в самостоятельности, самоутверждении, притязание на признание приводят к детским фантазиям, в которых малыш преувеличивает свои возможности.

Драчливость чаще всего возникает у гиперактивных детей, которые не находят иного применения своей энергии в каких-либо занятиях, играх. Драчливость является следствием того, что ребенок не умеет общаться, установить положительные отношения с товарищами, и тогда возникает стремление обижать других. Такую форму поведения ребенок копирует в семье, где царит культ силы и начинает распространять не только на своих обидчиков, но и на маленьких, слабых, беззащитных. Он находит удовольствие в том, что его боятся. Ощущение своей силы приводит к еще большей драчливости и к еще большему ухудшению отношений со сверстниками.

Привычка поступать нравственно в соответствии с определенными правилами вырабатывается у ребенка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье и в детском саду будут предъявляться к ребенку постоянно. Только через единство требований, отвечающим принятым в обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.

Работа по нравственному воспитанию воспитанников МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька» проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми, которая начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы, наполненной радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Задачи нравственного воспитания решаются педагогами интегрировано в ходе освоения образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области через различные формы работы: трудовая и продуктивная деятельность, чтение и обсуждение произведений разных жанров, мультфильмов, создание педагогических ситуаций морального выбора, беседы социально-нравственного содержания. При помощи игры педагоги решают самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки, для другого – средством формирования привычек нравственного поведения и развития добрых отношений со сверстниками.

На протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении педагоги стремятся к развитию и углублению моральных чувств ребенка, их проявления в отношениях к сверстникам и взрослым в деятельности, в любой обстановке.

Малышей двух-трех лет учим положительному общению на основе чувств доброжелательности, умению играть рядом с детьми, делиться с ними игрушками. Уже на этом возрастном этапе стремимся, чтобы элементарные нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям взрослого.

У малышей трех-четырех лет формируем навыки вежливого обращения с взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Учим детей, как вести себя, не нарушая нормального течения жизни в группе, поведению дома и в общественных местах.

У детей четырех-пяти лет возрастают возможности в проявлении гуманных чувств и положительных взаимоотношений, навыков коллективного поведения. Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развивать это качество, взрослые формируют у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим.

К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период педагоги стремятся пробудить в них критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям: «Как ты считаешь, правильно ли ты поступил?», «Как ты думаешь поступить в этом случае?», «Как бы ты поступил на месте этого человека?» и т.д. Этим самым мы нормируем нравственное сознание и мотивы поведения, которыми ребенок должен руководствоваться в соответствующих ситуациях.

В дошкольном возрасте развитие нравственных оценок неразрывно связано с оценками взрослого, так как взрослый выступает образцом, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. Влияние взрослого на ребенка осуществляется главным образом в процессе деятельности.

В 2-3 года дети совершают положительные поступки по указанию взрослых, в порядке выполнения их требований. Ограничение своих желаний малышами возникает редко и только под влиянием симпатии или сочувствия. Совершая объективно положительные поступки, дети не осознают их необходимости и значения для других людей. В 3 года на основе моральной оценки взрослого дети устанавливают связь «хорошего» или «плохого» со своим действием, относят свои поступки к соответствующей категории. Они получают удовольствие от оценки «хорошо». Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.

Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога оказать оценочное воздействие.

Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть:

- объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать;

- ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;

- дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;

- систематичной, а не даваться от случая к случаю;

- включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.

Таким образом, развитие морально-нравственных отношений играет одну из ведущих ролей в профилактике асоциального поведения, т.к. в дошкольном возрасте у детей:

- складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;

- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию морально - нравственных качеств у детей младшего возраста: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"

Тематический план мероприятий проводимых в рамках проекта "Сказка - ложь. да в ней намёк - добрым моладцам урок!"...

Сборник материалов Региональной конференции «Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирование культуры безопасного образа жизни подростков и молодежи»

-Формирование мотивации здорового образа жизни на примере деятельности штаба«РОВЕСНИК» волонтерского движения «За здоровый образ жизни» Лискинского муниципального района...

Роль семьи в профилактики асоциального поведения детей

Изменения политической и социально-экономической ситуации в стране оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение....