Презентация "Игры с правилами"
учебно-методический материал

Магомедова Наталья Ивановна

Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка.Они охватывают самые разнообразные стороны жизни и развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_-_igry_s_pravilami.pptx221.23 КБ
Файл tekst_k_prezentatsii.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Воспитатель старшей группы «Теремок» Магомедова Н.И. «Игры с правилами»

Слайд 2

« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Игры с правилами Подвижные игры Дидактические игры

Слайд 4

Готовое содержание; Заранее установленную последовательность действий; Четкое выполнение правил игры . Содержание игр с правилами:

Слайд 5

Открытость и доступность Коллективность Целеустремленность Состязательность и соревнование Принципы организации игр с правилами

Слайд 6

Подвижные игры классифицируются: - По возрасту, - По степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре. - По видам движений, - По содержанию. Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий

Слайд 7

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Подвижные игры Игры с правилами Спортивные игры Сюжетные Бессюжетные Игровые упражнения Игры - забавы Футбол, баскетбол, городки

Слайд 8

Дидактическая игра – это средство всестороннего развития ребенка. Она способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения. Дидактические игры По дидактическому материалу По содержанию Математические Природоведческие Речевые Предметные игры Настольно – печатные игры Словесные игры Музыкально –дидактические игры

Слайд 9

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

                         «Игра – это огромное светлое окно, 
                             через которое в духовный мир ребенка
                                                 вливается живительный поток   представлений,

                     понятий об окружающем мире. 
                                Игра – это искра, зажигающая огонек 
                       пытливости и любознательности»
                                                                                 В.А. Сухомлинский

Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».

Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В одних играх осуществляется музыкальное развитие (музыкальный слух, чувство ритма); другие специально предназначены для развития движений, третьи разработаны педагогами для упражнений детей в правильном звукопроизношении, счете и т. д. В некоторых играх закрепляются знания детей об окружающих предметах и явлениях. Есть такие игры, в которых у детей развивается сенсорные способности, а также сообразительность, смекалка, внимание. Таким образом, по своему содержанию игры с готовыми правилами охватывают самые разнообразные стороны жизни и развития ребенка.

В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные -  (Слайд№3)

Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности: - (Слайд№4)

1.Наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются через игровые действия. Игровой замысел  и игровые действия составляют содержание игры;

2.Действия и отношения играющих регулируются правилами;

3.Наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру;

Воспитательно – образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача.

Существует несколько принципов организации игр с правилами: (Слайд№5)

- Открытость и доступность. Свободное участие желающих. Любая игра должна быть проста и понятна. 
 - Коллективность. Отражает совместный характер игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща. 
 - Целеустремленность. Отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с целями команды. 
 - Состязательность и соревнование. Без соревнования нет игры. Побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, индивидуальные и душевные силы.

Подвижные игры (Слайд№6)

Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.

По определению П. Ф. Лесгафта (основателя российской системы физического воспитания) подвижные игры является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Подвижные игры – неизменное средство физического воспитания; пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств, как условие развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

По П. Ф. Лестгафту – систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело.

Подвижные игры классифицируются :

  • по возрасту (младший,  старший ).
  • по степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,
  • по видам движений (игры с бегом, метание и др. ,
  • по содержанию: подвижные игры с правилами (сюжетные, несюжетные) и спортивные игры. (Слайд№7)

Сюжетные игры – игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае дети подражают лошадкам, бегают высоко поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, в третьем – им надо суметь влезть на лестницу, как пожарные. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, мишку, воробушка и др.

Бессюжетные игры – очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, также как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием. Такие игры доступны младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует заметить, что бессюжетные игры требуют от детей большой самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

В игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей. Многие упражнения имеют сюжетный характер, т.е. в них вносится элемент игры (например: «По мостику», «Через ручеек»). Это делает их более интересными для детей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.

Игры – забавы – не будучи особенно важными для физического развития, они однако, проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнований (пробежать, держать в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударит по мячу).

Спортивные игры с (городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Дидактические игры ( Слайд№8)

 Дидактическая игра – это средство всестороннего развития ребенка. Она способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Дидактическая игра дает возможность решать  различные педагогические задачи  в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

 Следует отметить, что сложность игры должна возрастать по мере взросления детей. Как только ребенок осваивает данный вариант игры, нужно показать ему новый вариант, усложнить задание. Для дидактической игры, как и для другой любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла. Игровые задачи могут быть самые разные. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры - обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила.

(Слайд№8)

Дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Виды дидактических игр:

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки и т.п. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы ( «Чудесный мешочек»

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Простейший пример – складные картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона, парные картинки – найти одинаковые картинки, различия на почти одинаковых картинках («Лото», «Домино»)

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа "Краски", "Молчок", "Черное и белое" и др. игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь («Кем быть?»«Времена года»«Профессии», «Садовник», «Испорченный телефон», «Съедобное-несъедобное» и пр.)

Музыкально – дидактические игры. Такие игры развивают музыкальный слух, чувство ритма и т.д.

  • В проведении дидактических игр с детьми младшего возраста нужна активность, инициативность педагога в обучении детей приемам игровых действий, показам.
  • У детей среднего возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь педагог принимает самое активное участие в игре, он является и учителем, и участником игры, учит детей и играет с ними. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить знания и умения, полученные на занятиях.
  • Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и развитым мышлением, что легко воспринимают словесное объяснение игры. Могут легко организовать игру самостоятельно, педагог как консультант. В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (труд людей, техника в городе и в деревне).
  • У детей подготовительной группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Педагог создает развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр. Игра в этом возрасте помогает детям развивать умение самостоятельно организоваться, подчиняться правилам, согласовывать свои желания с желаниями других, высказывать оценочные суждения, чувство самоконтроля. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью, мышлением. У них появляется интерес к играм, в которых есть элементы соревнования, выигрыш.

Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от педагога, от того, как он сумеет подобрать игры, усложнить дидактическую задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.

Таким образом, игры с правилами -  это важнейшее сред​ство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Сообщение: «Игры с правилами»

                     

                                                                                                                                                       

                                                                                                                     

                                                                    Выполнила: Магомедова Н.И.

                                                                    воспитатель по физической

                                                                    культуре.                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга по Правилам дорожного движения в подготовительной группе "Обучим Карлсона Правилам дорожного движения" (из опыта работы).

Повторение и закрепление на практике Правил дорожного движения для дошкольников: закрепление обозначения сигналов светофора;  совершенствование знаний детей о дорожных знаках  "Пешеход...

Конспект НОД по правилам дорожного движения: «Научим Буратино правилам дорожного движения»

Конспект НОД по правилам дорожного движения в средней группе.В ходе занятия дети учатся в игровой форме переходить улицу по пешеходному переходу;  закрепляют знания о правила дорожного движения ,...

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Непосредственно образовательная деятельность по правилам пожарной безопасности с детьми подготовительной группы «О правилах важных – пожаробезопасных»

Представляю материал для проведения занятия с детьми старшего дошкольного возраста по правилам пожарной безопасности....

Конспект развлечения по правилам дорожного движения в средней группе. «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»

Повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные знаки. Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения...

Конспект НОД по правилам дорожного движения «Научим Незнайку правилам дорожного движения»

Интеграция образовательных областей:  «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Цель: формировать и расширять представления о правилах безопасности дорожного движения...