Консультация для педагогов "Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников в режимных моментах".
консультация

Киреева Ирина Александровна

Данный материал поможет педагогам организовать экпериментально-исследовательскую деятельность с детьми дошкольного возраста на занятиях, на прогулке, в совместной деятельности и в индивидуальной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 Пионерского городского округа «Детский сад №2»

Консультация для педагогов

 «Экспериментально — исследовательская деятельность дошкольников

в режимных моментах»

Подготовила воспитатель:

Киреева Ирина Александровна 

    Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности детей:

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи: 

—обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
— формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
— продолжать формировать бережное, созидательное отношение к окружающему миру.

 Что такое исследовательская деятельность? 

  • направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

Что такое детское экспериментирование?

  • Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка- дошкольника? 

  • Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.

     Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

    Исследовательский метод рассматривается как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

    Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.

     Хочу остановиться на некоторых возрастных моментах в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

     Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.

      В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно-образные способы познания. Игровая экспериментальная деятельность позволяет создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

    Игры–эксперименты, как социально организованная  деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающей действительности.

   Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: познаю мир, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений и др. Затронуты такие области как: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Например:

    Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

   Связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента т. к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.

   Связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.

   Опыты, эксперименты проводятся в   совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в непосредственно образовательную деятельность, опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения.

   Задачами экспериментирования детей дошкольного возраста  являются:

• Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т. д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)

• Формирование у детей элементарных географических представлений.

• Развитие эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру.

• Формирования стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

   Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, можно организовать такие игры – эксперименты:

- Игры – эксперименты с песком«Волшебное сито»,  «Живой песок»; "Мокрый песок принимает любую нужную форму" , "Сухой песок может сыпаться".

- Игры эксперименты с водой «Тонет - не тонет»,«Кораблики плывут»«Взоимодействие воды и снега»; «Узнаем какая вода»; «Пузырьки спасатели».

- Игры эксперименты с магнитами: «Металлы и его качества, и свойства».

- Игры эксперименты со звуком: «Почему все звучит?»,  «Откуда берется голос?».

   В результате экспериментальной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды, звука.

   Для родителей воспитанников можно создавать «Рассуждалки» детей на различные темы, в которых в виде домашних заданий детям совместно с родителями предлагается решить те или проблемы (Почему снег тает на ладони?; Почему дует ветер).

   Дети очень любят экспериментировать, и нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности детей.

    Вот советы:

  • Меньше учите, больше делитесь.
  • Поощряйте поисковую активность детей.
  • Активизируйте внимание ребёнка.
  • Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.

   

     Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".

     Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное образовательное учреждение Пионерского городского округа « Детский сад №2» Подготовила воспитатель: Киреева Ирина Алексеевна Экспериментально – исследовательская деятельность дошкольников в режимных моментах

Слайд 2

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость . «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики. Экспериментирование выступает как: метод обучения форма организации педагогического процесса вид познавательной деятельности

Слайд 3

Детское экспериментирование положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта активизируются его мыслительные процессы идёт обогащение памяти ребёнка стимулирует развитие речи.

Слайд 4

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности : Наблюдения Развитие речи Изобразительная деятельность Трудовая деятельность Чтение художественной литературы Физическая культура Музыка Формирование элементарных математических представлений

Слайд 5

Основные принципы организации детского экспериментирования: Связь теории с практикой; Развивающий характер воспитания и обучения; Целостность и системность обучающего процесса; Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Слайд 6

Достоинства детского экспериментирования: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье

Слайд 7

Структура экспериментирования постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проведение наблюдения; обсуждение увиденных результатов; формулировка выводов.

Слайд 8

Эксперименты классифицируются по разным принципам: По характеру объектов По месту проведения опытов По количеству детей По причине их проведения По характеру включения в педагогический процесс По продолжительности По количеству наблюдений за одним и тем же объектом По характеру познавательной деятельности детей По способу применения в аудитории

Слайд 9

Экспериментируем с водой, красками и мыльными пузырями

Слайд 10

Экспериментируем с воздухом и звуком

Слайд 11

Экспериментируем с песком, бумагой и тканью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности в ходе режимных моментов

Как развивать речь дошкольников в ходе режимных моментов...

Консультация для воспитателей. Тема: «Азбука здоровья» Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в режимных моментах детского сада.

В современном дошкольном учреждении важное место уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических на...

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах для дошкольников»

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах для дошкольников»...

Речевая деятельность дошкольников в режимных моментах

Речевая деятельность дошкольников в режимных моментах...

Консультация для воспитателей. Тема: «Азбука здоровья» (формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в режимных моментах детского сада)

Консультация для воспитателей.Тема: «Азбука здоровья»(формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в режимных моментах детского сада)...