Познавательно-творческое занятие в старшей группе «Изба в гости приглашает».
план-конспект занятия (старшая группа)

Будайчиева Рема Джавидовна

Мини-музей "Русская изба" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izba_v_gosti_priglashaet.docx563.99 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческое занятие в старшей группе «Изба в гости приглашает».

Цель: Знакомство детей с бытом русского народа.

Задачи: Формировать интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить её отдельные элементы в современную жизнь. Закрепить представление о традиционных видах труда мальчиков и девочек на Руси. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки о русском быте. Воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры.

Место проведения: групповая комната, мини-музей «Русская изба»

Оформление: мини-музей «Русская изба», Аудио запись народных мелодий.

Ход занятия:

 Где же гости дорогие

Далеко ли? Близко?

Красны девицы

Да добры молодцы

Поскорее наряжайтесь

Да в избу русскую в гости собирайтесь!

Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах:

 Воспитатель. Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы.  Давно вас поджидаю. Здесь для вас, гостей дорогих и желанных  будет праздник радостный! По обычаю по-старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они… Поздороваемся по старинному, и низко кланяемся.

- Что означает «Здраве буде», как вы думаете? (Будьте здоровы, здравия желали)

- А куда я хочу вас пригласить, вы узнаете, если отгадаете загадку, которую я вам сейчас загадаю:

Стоит жилище,

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская (изба)

–Правильно, милости прошу в избу, гости дорогие, садитесь!

Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведет рассказ:

-  Сели рядком, да поговорим ладком. Раньше на Руси люди строили дома из брёвен, без единого гвоздя и  свои дома называли избами. Избы строили на Руси большие, так как раньше жили люди большими семьями. В старину про семью говорили так: «Семья сильна, когда над ней крыша одна».

- Как вы думаете, почему так говорили?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Верно – когда семья в сборе ничего не страшно, всё можно преодолеть.

- В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

- Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

- В избе была одна большая комната, называлась эта комната горница. Это комната была гостиной, спальней и кухней. Все в избе было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель, утварь и многое другое.  В крестьянских домах, как правило, было два главных центра. Какие, как вы думаете ребята? Кто знает? (ответы детей)

- Верно, красный угол и печной угол. Красный угол был самым почетным местом в доме. Как вы думаете, что означает «Красный угол»?

- Его название означает « красивый», «светлый». Этот угол еще называли « святым» так как там была полка с иконами, святыми образами и лампада. Эту полку держали всегда в чистоте и порядке.

- А еще,  что было главным в избе? (Ответы детей)

- Да, печка. Про печь говорили так: « Без печи хата – не хата» А для чего нужна была печка?

-Верно, она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили грибы и ягоды, одежду, а это было самым теплым спальным местом в избе.

- Ребята, может, вы и сказки вспомните, в которых говориться про русскую печь, избу.

(Теремок, Сказка о рыбаке и рыбке, Заюшкина избушка, Три медведя, Маша и медведь, По щучьему веленью, Гуси-лебеди).

Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами горела на столе свеча – ведь электричества ещё не было, девушки пряли, вышивали и пели песни. А мужчины плели корзины, лапти и вырезали ложки да миски. А ещё песни пели, водили хороводы и загадки сочиняли.

- Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо, целый сундук. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

Я вам буду загадывать загадки, а ответы найдете в моей избе. Слушайте первую загадку:

  1.  Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.  (печь)

2. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

3. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…(самовар).

4. Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит –отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

5. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны. (стол).

6. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею. (веретено).

7. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти).

          8. Сама не ест,

А людей кормит. (ложка).

      9. Стригли, щипали, а после чесали.

         Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка).

Воспитатель. Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние полевые работы заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Ну и конечно же при этом рассказывали сказки, пели и плясали.

Девицы - красавицы, я вам предлагаю завести хоровод для наших добрых молодцев.

Хоровод "Во поле березонька стояла". Дети занимают свои места.

Воспитатель: На посиделках не только девицы пели и плясали, но и добры молодцы. Мальчик:

Лихо пели и плясали.

Но и мы не отстаем,

Разбирай, ребята, ложки,

Поиграем вшестером!

Верно,  говоришь Алеша. Ложки - ударный музыкальный инструмент. С помощью них мы с вами можем исполнить музыкальное произведение. Давайте представим, что

мы с вами ансамбль ложкарей и проиграем на ложках.

Игра ложкарей под русскую народную мелодию «Во кузнице».

Здорово мы с вами повеселись. Давайте сядем немного отдохнем.

 Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Давайте с вами поиграем в игру «Подскажи словечко”. Я буду говорить начало, а вы  последнее слово.

Хочешь, есть калачи, не сиди на … печи.

Сделал дело, гуляй …смело.

Скучен день до вечера, коли делать …нечего.

Рабочие руки не знают …скуки.

Без труда, не выловишь и рыбку из… пруда.

Семь раз отмерь, один раз …отрежь.

Делу время, потехе… час.

Труд человека кормит, а лень …портит.

- А еще  в каждой избе были обереги, почитали домового. И у нас в избе живет домовой Ерошка. Говорили, что он живет в углу рядом с печкой. Как вы думаете, что означает слово «оберег»?

- Правильно.  Это значит оберегать. Верили, что обереги приносят в дом счастье, оберегают и защищают от всего плохого. В наше время обереги не менее популярны. Можно, конечно, оберег и купить готовый, но лучше сделать его своими руками. Ребята, давайте сделаем для наших близких, родных и любимых обереги, счастливые подковы,  своими руками. Прежде чем начать работу мы ознакомимся с правилами изготовления оберегов:

1) Нельзя делать оберег для себя, но можно для любого близкого человека. Более того – обереги, которые изготовлены кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми считаются самыми сильными.

2) Нельзя заставлять или вынуждать кого-либо делать оберег. Изготовление оберега возможно только на добровольных условиях.

Ну, что ж ребята с правилами мы ознакомились, и если все согласны, мы приступим к работе. Пройдемте за столы.

- Перед вами различные семена и крупы, которые имеют свое символическое значение.  Например:

• горох, фасоль - богатство и изобилие в доме

• тыква, семена тыквы – символ плодородия

• крупа – мир, лад в доме,

• семечки, подсолнух - семейное счастье, гостеприимство

• мак- исполнение желаний;

• пшено - от сглаза;

• гречка- плодородие и достаток.

Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много!  Здесь мы видим красивую кайму и узор из пластилина, на этот  узор  мы выложим узор из семян и круп. А семена вы можете выбирать по своему желанию.

Изготовление поделки «Счастливая подкова»

C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_2185.jpg

Воспитатель:

Красны девицы, да добры молодцы!

Длинным зимним вечерком

Хорошо сидеть рядком.

Мы играли, танцевали.

Все загадки отгадали.

А теперь пришла пора,

Попрощаться нам друзья.

Рефлексия. Ребята, вам понравилось в гостях в русской избе? Что вам особенно понравилось? Придете еще ко мне в гости?

C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_2187.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - творческий проект с детьми старшей группы Тема «Масленица»

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица....

Познавательно-творческий проект "Осень" в старшей группе

Познавательно-творческий проект "Осень" в старшей группе...

Познавательно-творческий проект для воспитанников старшей группы «Дружба крепкая!»

Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта ...

Познавательно – творческо – информационный проект в старшей группе: «Покормите птиц зимой».

Проект направлен на развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Предполагает активное взаимодействие педагога и родителей при формир...

Новогодний праздник в старшей группе «Ёлка в гости приглашает»

Новый год – самый долгожданный праздник. Это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. Она приносит нам надежду на лучшее, ...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...