Познавательно-творческое занятие в старшей группе «Изба в гости приглашает».
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно-творческое занятие в старшей группе «Изба в гости приглашает».
Цель: Знакомство детей с бытом русского народа.
Задачи: Формировать интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить её отдельные элементы в современную жизнь. Закрепить представление о традиционных видах труда мальчиков и девочек на Руси. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки о русском быте. Воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры.
Место проведения: групповая комната, мини-музей «Русская изба»
Оформление: мини-музей «Русская изба», Аудио запись народных мелодий.
Ход занятия:
Где же гости дорогие
Далеко ли? Близко?
Красны девицы
Да добры молодцы
Поскорее наряжайтесь
Да в избу русскую в гости собирайтесь!
Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах:
Воспитатель. Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы. Давно вас поджидаю. Здесь для вас, гостей дорогих и желанных будет праздник радостный! По обычаю по-старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они… Поздороваемся по старинному, и низко кланяемся.
- Что означает «Здраве буде», как вы думаете? (Будьте здоровы, здравия желали)
- А куда я хочу вас пригласить, вы узнаете, если отгадаете загадку, которую я вам сейчас загадаю:
Стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская (изба)
–Правильно, милости прошу в избу, гости дорогие, садитесь!
Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведет рассказ:
- Сели рядком, да поговорим ладком. Раньше на Руси люди строили дома из брёвен, без единого гвоздя и свои дома называли избами. Избы строили на Руси большие, так как раньше жили люди большими семьями. В старину про семью говорили так: «Семья сильна, когда над ней крыша одна».
- Как вы думаете, почему так говорили?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно – когда семья в сборе ничего не страшно, всё можно преодолеть.
- В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
- Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
- В избе была одна большая комната, называлась эта комната горница. Это комната была гостиной, спальней и кухней. Все в избе было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель, утварь и многое другое. В крестьянских домах, как правило, было два главных центра. Какие, как вы думаете ребята? Кто знает? (ответы детей)
- Верно, красный угол и печной угол. Красный угол был самым почетным местом в доме. Как вы думаете, что означает «Красный угол»?
- Его название означает « красивый», «светлый». Этот угол еще называли « святым» так как там была полка с иконами, святыми образами и лампада. Эту полку держали всегда в чистоте и порядке.
- А еще, что было главным в избе? (Ответы детей)
- Да, печка. Про печь говорили так: « Без печи хата – не хата» А для чего нужна была печка?
-Верно, она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили грибы и ягоды, одежду, а это было самым теплым спальным местом в избе.
- Ребята, может, вы и сказки вспомните, в которых говориться про русскую печь, избу.
(Теремок, Сказка о рыбаке и рыбке, Заюшкина избушка, Три медведя, Маша и медведь, По щучьему веленью, Гуси-лебеди).
Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами горела на столе свеча – ведь электричества ещё не было, девушки пряли, вышивали и пели песни. А мужчины плели корзины, лапти и вырезали ложки да миски. А ещё песни пели, водили хороводы и загадки сочиняли.
- Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо, целый сундук. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
Я вам буду загадывать загадки, а ответы найдете в моей избе. Слушайте первую загадку:
- Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
2. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
3. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…(самовар).
4. Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит –отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
5. Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (стол).
6. Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (веретено).
7. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти).
8. Сама не ест,
А людей кормит. (ложка).
9. Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка).
Воспитатель. Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние полевые работы заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Ну и конечно же при этом рассказывали сказки, пели и плясали.
Девицы - красавицы, я вам предлагаю завести хоровод для наших добрых молодцев.
Хоровод "Во поле березонька стояла". Дети занимают свои места.
Воспитатель: На посиделках не только девицы пели и плясали, но и добры молодцы. Мальчик:
Лихо пели и плясали.
Но и мы не отстаем,
Разбирай, ребята, ложки,
Поиграем вшестером!
Верно, говоришь Алеша. Ложки - ударный музыкальный инструмент. С помощью них мы с вами можем исполнить музыкальное произведение. Давайте представим, что
мы с вами ансамбль ложкарей и проиграем на ложках.
Игра ложкарей под русскую народную мелодию «Во кузнице».
Здорово мы с вами повеселись. Давайте сядем немного отдохнем.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Давайте с вами поиграем в игру «Подскажи словечко”. Я буду говорить начало, а вы последнее слово.
Хочешь, есть калачи, не сиди на … печи.
Сделал дело, гуляй …смело.
Скучен день до вечера, коли делать …нечего.
Рабочие руки не знают …скуки.
Без труда, не выловишь и рыбку из… пруда.
Семь раз отмерь, один раз …отрежь.
Делу время, потехе… час.
Труд человека кормит, а лень …портит.
- А еще в каждой избе были обереги, почитали домового. И у нас в избе живет домовой Ерошка. Говорили, что он живет в углу рядом с печкой. Как вы думаете, что означает слово «оберег»?
- Правильно. Это значит оберегать. Верили, что обереги приносят в дом счастье, оберегают и защищают от всего плохого. В наше время обереги не менее популярны. Можно, конечно, оберег и купить готовый, но лучше сделать его своими руками. Ребята, давайте сделаем для наших близких, родных и любимых обереги, счастливые подковы, своими руками. Прежде чем начать работу мы ознакомимся с правилами изготовления оберегов:
1) Нельзя делать оберег для себя, но можно для любого близкого человека. Более того – обереги, которые изготовлены кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми считаются самыми сильными.
2) Нельзя заставлять или вынуждать кого-либо делать оберег. Изготовление оберега возможно только на добровольных условиях.
Ну, что ж ребята с правилами мы ознакомились, и если все согласны, мы приступим к работе. Пройдемте за столы.
- Перед вами различные семена и крупы, которые имеют свое символическое значение. Например:
• горох, фасоль - богатство и изобилие в доме
• тыква, семена тыквы – символ плодородия
• крупа – мир, лад в доме,
• семечки, подсолнух - семейное счастье, гостеприимство
• мак- исполнение желаний;
• пшено - от сглаза;
• гречка- плодородие и достаток.
Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Здесь мы видим красивую кайму и узор из пластилина, на этот узор мы выложим узор из семян и круп. А семена вы можете выбирать по своему желанию.
Изготовление поделки «Счастливая подкова»
Воспитатель:
Красны девицы, да добры молодцы!
Длинным зимним вечерком
Хорошо сидеть рядком.
Мы играли, танцевали.
Все загадки отгадали.
А теперь пришла пора,
Попрощаться нам друзья.
Рефлексия. Ребята, вам понравилось в гостях в русской избе? Что вам особенно понравилось? Придете еще ко мне в гости?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - творческий проект с детьми старшей группы Тема «Масленица»
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица....
Познавательно-творческий проект "Осень" в старшей группе
Познавательно-творческий проект "Осень" в старшей группе...
Познавательно-творческий проект для воспитанников старшей группы «Дружба крепкая!»
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта ...
Познавательно-творческий проект с детьми старшей группы «Книга — лучший друг»
Проект "Книга- лучший друг"...
Познавательно – творческо – информационный проект в старшей группе: «Покормите птиц зимой».
Проект направлен на развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Предполагает активное взаимодействие педагога и родителей при формир...
Новогодний праздник в старшей группе «Ёлка в гости приглашает»
Новый год – самый долгожданный праздник. Это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. Она приносит нам надежду на лучшее, ...
Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...