Возрастные особенности детей младшего возраста
консультация (младшая группа)

Астахова Надежда Николаевна

Возрастные особенности развития детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ДОКЛАД  

 «Организация и содержание образовательного процесса в группах раннего развития в условиях реализации ФГОС»

Выполнила:  Астахова Надежда Николаевна


Содержание:

  1. Психологические особенности детей раннего возраста………………...2
  2. Возрастные особенности детей раннего возраста………………………. 6
  3. Значение предметных действий для развития восприятия, внимания, мышления…………………………………………………………………..8
  4. Этапы становления речи и условия, способствующие речевому развитию. ………………………………………………………….……..11
  5. Характеристика кризиса трех лет, его психологический смысл………14
  6. Список использованной литературы…………………………………….17

  1. Психологические особенности детей раннего возраста

Ранний возраст охватывает период жизни ребенка с 1 года до 3 лет.

Ведущая деятельность в раннем возрасте — предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит овладение детьми предметными действиями. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции предметов и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками

В этот период активно развивается речь ребенка. Прежде всего интенсивно развивается понимание речи: на 2-м г. ребенок начинает понимать названия предметов, непосредственно его окружающих, содержание речи, направленной на выполнение им практических действий. Поэтому очень важно разговаривать с ребенком, стимулировать его к тому, чтобы он выражал свои желания посредством слова, а не жеста или звука. Речь находится во взаимосвязи с мышлением человека. При развитии речи происходит развитие мышления.

Новообразованиями возраста являются зачатки самосознания, самооценки, а также половая идентификация. В 3 года ребенок точно знает, кто он: мальчик или девочка. Родителям необходимо всегда обращаться к мальчику как к мальчику, а к девочке, как к девочке, чтобы не запутать ребенка.

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: «Я центр вселенной», «Весь мир вращается вокруг меня».

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери.

Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.

К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!».

Возникает совместная деятельность ребенка и взрослого. Ведущей становится предметная деятельность, в которой ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами. В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким линиям, среди которых главными являются речь, наглядно-действенное мышление, начало символической игры, самосознание.

  1. Возрастные особенности детей раннего возраста

В раннем детстве продолжается совершенствование понимания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.

На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса, - использование связи между предметами для достижения цели (например, притягивание подушки, на которой лежат часы, для того, чтобы их достать). Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире. Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.

На третьем году в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, - начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. 
Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. При этом вместо действий с предметами выполняются действия с их заместителями, результат же относится к самим предметам. Знаковая функция не открывается, а усваивается ребенком. Усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого – важный поворотный пункт в осознании ребенком окружающего мира. Знаковая функция, даже в ее простейших формах, начинает влиять на мышление ребенка. Конечно, эти действия лишь намечаются и являются предпосылкой обобщенности мышления. Таким образом, зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображения ребенка, а также новое условие развития памяти.

Начав устанавливать связь между заменителем и обозначаемым предметом, ребенок впервые приобретает возможность представлять себе то, о чем ему рассказывает взрослый, или то, что изображено на рисунке. Возникновение воображения при всей его первоначальной ограниченности имеет неоспоримое значение для умственного развития. В раннем возрасте память ребенка развивается чрезвычайно интенсивно. За первые три года ребенок осваивает действия, которые ориентируют его в собственной телесной активности в отношении к самому себе и к окружающему миру. Память в раннем возрасте становится ведущей функцией, она принимает участие в развитии всех видов познания. Представления о действиях, свойствах предметов, их назначении и т.п., возникающие в результате практической деятельности ребенка, его восприятия, мышления и воображения, закрепляются в памяти и только поэтому могут служить средствами дальнейшего познания.

 Память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребенок не выполняет. Для запоминания имеет значение частота повторения действий. Только повторяющиеся действия, слова, способы общения, реализуемые в социальной среде, в которую погружен ребенок, формируют и поддерживают запечатления, ложащиеся в основу долговременной памяти ребенка. Именно в раннем возрасте ребенок вступает на путь развития собственно человеческой памяти.

  1. Значение предметных действий для развития восприятия, внимания, мышления.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста. Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий.

Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Наряду с этим видом мышления развиваются такие его формы, как наглядно-образное и символическое мышление, которые также опираются на опыт практических действий малыша. Речь ребенка возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра.

Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения.  игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка. В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я . Таким образом, предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом.

 Известно, что в рамках педагогической работы, направленной на развитие у детей предметной деятельности и познавательных способностей, можно выделить несколько направлений, каждое из которых предполагает постановку специальных задач и использование соответствующих методов их реализации. Прежде всего, это развитие культурно нормированных специфических и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться правильно пользоваться окружающими предметами: есть ложкой, пить из чашки, рисовать карандашом, копать совочком, причесываться расческой, застегивать пуговицы и пр. Эта задача не сводится к развитию движений рук и общей моторики. Овладение предметными действиями требует преодоления спонтанной, импульсивной активности ребенка, а значит – овладения своим поведением. Малыш должен понять и освоить смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свою умелость, что позволит ребенку ощутить свою компетентность, самостоятельность, уверенность. Для решения этой задачи необходимо, начиная с первого года жизни ребенка, приучать его к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку и чашку, побуждать к самостоятельным действиям.

Следующим направлением педагогической работы в рамках формирования предметной деятельности является развитие у детей восприятия и мышления. Собирая пирамидку, матрешку, складывая картинку из деталей, играя с разнообразными вкладышами, ребенок учится учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по форме, цвету, величине. При этом малыш не только действует, но и думает. В ходе соотносящих действий совершенствуются восприятие, внимание, память и мышление ребенка. И наконец, еще примерно до двух лет деятельность ребенка в основном имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет для него особого значения. К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия.

 Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Таким образом, его деятельность приобретает целенаправленный характер. Нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели, стремление к самостоятельности становятся важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка, но и его личности в целом. Для формирования этих ценных качеств необходима помощь взрослого. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата.

  1. Этапы становления речи и условия, способствующие речевому развитию.

Уровень развития мышления и обобщения ребенка определяется не только его предметными действиями, но и развитием его речи. Овладение речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т. д. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Столь магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от ситуационной связанности и позволяет строить свой внутренний мир. В отличие от любого другого сигнала или любой вокализации, слово — это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее не просто конкретный предмет, но мысль, образ, понятия. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления, управления собой и, конечно, общения.

Ребенок овладевает речью в общении со взрослыми. Первоначальная функция речи — коммуникативная. Речь — это прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Для того чтобы передать какое-то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания к известному обоим классу или к известной группе явлений. А это предполагает уже не просто говорение, но обязательно обобщение. Оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения. Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка. На первом году его жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга — мышление существует в форме манипуляций с предметами и предметных действий, а речь — в форме лепетного говорения, эмоциональных возгласов, обращенных жестов.  Но в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, пересекаются, совпадают.

Вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу совершенно новой форме человеческой жизни — вербальному, речевому мышлению, которое является наиболее специфичным для человека и возможности которого безграничны.

Важнейшим событием раннего детства является встреча линий развития мышления и речи.

Речь возникает и первоначально развивается как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и средством овладения своим поведением. Значение слов ребенка не остается неизменным, а проходит определенный путь своего развития. Между довербальным периодом и периодом разговорной речи наблюдается этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова ребенка этого возраста отличаются от слов взрослого и по звучанию, и по значению. Они неразрывно связаны с воспринимаемой ситуацией и выполняют в основном указательную функцию в ней. Автономная детская речь отражает особенности мышления ребенка раннего возраста. Высказывания ребенка соответствуют не суждениям взрослых, а скорее их восклицаниям.

Детская речь передает воспринимаемые впечатления, констатирует их, но не обобщает и не умозаключает. Слова детской речи не имеют постоянного значения — в каждой новой ситуации они обозначают нечто иное, чем в предыдущей. Их значение крайне неустойчиво. Это скорее указательные голосовые жесты, чем настоящие слова. В середине второго года жизни происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи.

Рождение первых настоящих слов ребенка происходит в предметном сотрудничестве со взрослым и проходит через три этапа: ориентация на предмет, на взрослого, на слово. Усвоение слов имеет примерно ту же логику, что и усвоение орудийных действий. На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка (связи слов в предложения, падежей, предлогов, союзов и пр.).

Овладение грамматической структурой языка позволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.

Первой формой произвольного поведения является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Исследования показали, что в раннем возрасте речь является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем двигательные стереотипы ребенка и непосредственно воспринимаемая ситуация

Овладение словом и отделение его от конкретного предмета в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в развитии произвольного поведения ребенка. Благодаря этому происходит преодоление ситуативности и осуществляется новый шаг к свободе от непосредственного восприятия.

  1. Характеристика кризиса трех лет, его психологический смысл

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет. Первый из них — негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.

Второй симптом кризиса трех лет — упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативности поведения и желаний ребенка 1—2 лет.

Третий симптом этого возраста — строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

 Четвертый симптом — своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них — бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Другой симптом — обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъективный кризис. Субъективный кризис — это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, которая зависит от частных субъективных факторов.

Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.

  1. Список использованной литературы.
  1.  Смирнова, Е.О. Дети раннего возраста в детском саду; /Лекции 1-4  М; [Текст] /Е.О Смирнова,   Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2010, 104с.
  2. Смирнова, Е.О. Дети раннего возраста в детском саду; /Лекции 5-8  М; [Текст] /Е.О Смирнова,   Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2010, 120с.
  3. Смирнова, Е.О. Детская психология; /  СП «Питер»[Текст] /Е.О Смирнова,  Излание 3, переработанное, 2010, 104с.
  4. Смирнова, Е.О. Дети раннего возраста в детском саду; /Лекции 1-4  [Текст] /Е.О Смирнова,   Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2010, 104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ"

Тема: Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям  ДОУ.Цель: информирование родителей детей младшего   возраста об особенностях развития и адаптации к услови...

Возрастные особенности детей младшего возраста

Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитателшьной деятельности. Знание возрастной психологии позволяет управлять этим процессом....

"Возрастные особенности детей младшего возраста"

В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение сосверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности.Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами...

Возрастные особенности детей младшего возраста.

Консультацыя для родителей младшего возраста: Возрастные особенности....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей младшего возраста".

Косультация для родителей для родительского собрания "Возрастные особенности детей младшего возраста"....

консультация для родителей "Возрастные особенности детей младшего возраста"

laquo;Возрастные особенностидетей  младшего возраста» Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взр...