Консультация для родителей "Возрастные особенности детей младшего возраста".
консультация (младшая группа)
Косультация для родителей для родительского собрания "Возрастные особенности детей младшего возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozr._osobennosti_detey.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей младшего возраста».
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким фактором, как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованием, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики: личность и ее структурные элементы (характере, интересы), субъекты общении, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение, и деятельность ребенка происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, контролируя процесс развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему – школьному – периоду развития.
Возраст от 2 до 3 лет.
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящиеся и орудийные действия), ситуативно-деловое - общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые видыдеятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно – действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и др. Кризис может сопровождаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3-4 лет.
Возраст трех лет – это тот возраст, когда ребенок интенсивно психически развивается, и появляются новые, ранее отсутствующие особенности. Ведущей познавательной функцией является восприятие, когда ребенок как «губка» впитывает в себя все новое. Ведущая деятельность – игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Процессы памяти остаются непроизвольными.
Преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в целое или разрознен.
Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него интерес, вызывает эмоциональный отклик. Хорошо усваивается информация, которую он видит и слышит. Развита двигательная память: хорошо запоминается то, что было связано с собственным движением.
Внимание ребенка в этом возрасте неустойчивое. Его по – прежнему сложно направить на предмет. Но к концу года все меняется. Ребенок становится менее импульсивным и может удерживать активное внимание в течение 8 минут.
Продолжается развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляются на
основе целенаправленных проб с четом желаемого результата.
Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В 3-4 года ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя, сравнивать предметы друг с другом и вводить заключение об их взаимозависимостях.
Сравнивают и анализируют младшие дошкольники в наглядно – действенном плане. Но у части дошкольников уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.
Малыша легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов.
Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется состав речи: возрастает доля глаголов, прилагательных и других частей речи.
Интеллектуальная деятельность усложняется. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совершенствоваться координация движений. Для детей характерна эмоциональная лабильность – быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому: согласия – в капризы, радости – в обиду. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера.
Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребенка еще ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст 3-4 года отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.
Возраст от 4 до 5 лет.
Наиболее ярко этот возраст характеризует возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, мышления.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу. Восприятие сенсорных эталонов.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может удерживать внимание до 20 минут. При выполнении, каких – либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.
Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Решение задач может происходить в наглядно - действенном, наглядно – образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно – образное мышление, а главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Мышление человека – это способность к обобщению, поэтому необходимо учить детей обобщать.
Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.
Память в этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Для того чтобы что-то запомнить, ребенок теперь может использовать некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.
Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пяти лет более четко воспроизводит то, что запомнил. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная длительность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении, каких – либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов.
Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребенка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ"
Тема: Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ.Цель: информирование родителей детей младшего возраста об особенностях развития и адаптации к услови...
Возрастные особенности детей младшего возраста
Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитателшьной деятельности. Знание возрастной психологии позволяет управлять этим процессом....
Консультация для родителей "особенности детей младшего возраста"
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверст...
"Возрастные особенности детей младшего возраста"
В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение сосверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности.Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами...
Консультация для родителей "Особенности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей"Особенности детей младшего дошкольного возраста"...
консультация для родителей "Возрастные особенности детей младшего возраста"
laquo;Возрастные особенностидетей младшего возраста» Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взр...
Консультация для родителей. «Возрастные психологические особенности детей младшего возраста»
Консультация для родителей. «Возрастные психологические особенности детей младшего возраста»...