Проект по самообразованию «ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ В ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОЙ ИННИЦИАТИВЫ»
проект (старшая группа)

Годун Наталья Владимировна

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.

Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. «Годы чудес» - так называют учёные первые годы жизни ребёнка.

         И поэтому очень важно педагогу, работающему с дошколятами, среди множества инноваций, найти именно свой педагогический стиль эффективного обучения и воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_4.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя высшей квалификационной категории

Пыстиной Татьяны Леонидовны

воспитателя первой квалификационной категории

Годун Натальи Владимировны

Тема:

«ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ В ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОЙ ИННИЦИАТИВЫ»

Содержание

  1. Паспорт проекта …………………………………………..………………3
  2. Пояснительная записка …………………………………………………..4
  3. Актуальность .…………………….……..…..……………………………4
  4. Цель и задачи проекта……………………………………………………5
  5. Педагогические инновации в поддержке детской инициативы……………..……..…………………………………………..5
  6. Гипотеза…………………………………………..………………………..7
  7. Планируемый результат…………………………………………………………………...7
  8. Рефлексия………………………………………………………………….8
  9. План реализации проекта……………………………………………………………………..9
  10. Используемые источники……………………………………………….10

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Структура

Содержание

Тема

«ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ В ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОЙ ИННИЦИАТИВЫ»

Авторы – разработчики

Годун Н.В.

Пыстина Т. Л.

Место проведения

МАДОУ «Детский сад № 16»,

Участники

  • педагоги
  • родители воспитанников
  • дети

Особенности

проекта

  • По характеру  продукта: образовательный;
  • По количеству создателей: коллективный;
  • По количеству участников:  дети группы № 9 – 28 человек;

семьи воспитанников – 28 семей;

  • По продолжительности: долгосрочный с 01.09.2020 по 01.05.2021 г.;
  • По уровню контактов и масштаба организации: на уровне МАДОУ «Детский сад № 16»

Гипотеза

Мы предположили, что интеграция в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов будет способствовать развитию у детей инициативы и самостоятельности.

Цель проекта

Способствовать развитию детской инициативы и самостоятельности посредством интеграции в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов

Задачи проекта в соответствии с ФГОС ДО

  1. Повысить педагогическую компетентность в вопросе  инновационных педагогических технологий, методов и приемов позволяющих эффективно развить детскую инициативу и самостоятельность;
  2. Создать условия:

      для свободного выбора детьми темы дня,

       для принятия ими решений,

       свободного выражения чувств и мыслей

      посредствам интеграции в воспитательно-образовательный процесс                      инновационных педагогических технологий, методов и приемов;

  1. Анализ использования инновационных педагогических технологий, методов и приемов, выявление ошибок и определение перспектив.

Методы и приемы

  1. Практические:
  2. Словесные:
  3. Демонстрация:
  4. Анализ

Этапы

  1. Организационный
  2. Основной
  3. Аналитический

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.

Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. «Годы чудес» - так называют учёные первые годы жизни ребёнка.

        И поэтому очень важно педагогу, работающему с дошколятами, среди множества инноваций, найти именно свой педагогический стиль эффективного обучения и воспитания дошкольников.

        

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня педагогу, для активного участия в жизни педагогического сообщества, реализации себя как личности, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам, осуществляя переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.

На это направлена и инновационная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой в соответствии с которой организует образовательный процесс муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 общеразвивающего вида» г. Печора.    В программе принята новая концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков у детей дошкольного возраста. Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации , «ровесничество»- технология создания детского сообщества и пр.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: Способствовать развитию детской инициативы и самостоятельности посредством интеграции в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов

Задачи:

  • Повысить педагогическую компетентность в вопросе  инновационных педагогических технологий, методов и приемов позволяющих эффективно развить детскую инициативу и самостоятельность;
  • Создать условия:
  • для свободного выбора детьми темы дня,
  • для принятия ими решений,
  • свободного выражения чувств и мыслей

посредствам интеграции в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов;

  • Анализ использования инновационных педагогических технологий, методов и приемов, выявление ошибок и определение перспектив.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

В ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОЙ ИННИЦИАТИВЫ

Для успешного достижения поставленной цели важен правильный выбор разнообразных форматов, позволяющих совершенствовать воспитательно-образовательный процесс  в соответствии с современными требованиями и повысить качество образования.

В соответствии с инновационной программой «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой в педагогическую практику нами были изучены и интегрированы следующие инновации:

Продуктивная педагогическая технология Образовательное событие — это новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Организационная и направляющая роль взрослого в этом процессе очень велика, но для детей совершенно не заметна. Событие — это захватывающая игра, где участвуют все, и дети, и воспитатели. Причем взрослые и дети в игре абсолютно наравне, а «руководят» всем дети. Насыщать событие образовательными возможностями, когда дети на деле могут применить свои знания и умения в счете, письме, измерении, рисовании, конструировании и пр.

Задача взрослого найти и ввести в детское сообщество такую проблемную ситуацию, которая заинтересует детей и подтолкнет их к поиску решения. А уж как будет разворачиваться ситуация, что дальше будет происходить, зависит в первую очередь от творческой фантазии детей. Заронить в детское сообщество проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать детям возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им, при необходимости, деликатное содействие, избегая прямых подсказок и указаний.

Особенностью этой деятельности является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

Помимо  стандартных образовательных событий ,в нашей группе появились детские тематические дни, темы этих дней выбирают сами дети.

Тематический день – коллективно - творческое погружение в тему, интересующую участников тематического дня. Этот день объединяет детей, чтобы они могли проявлять инициативу, учиться выражать мысли и чувства.

Тематический день включает в себя:

  • Игры
  • Экспериментирование (опыты)
  • Театрализацию
  • Бытовое общение с друзьями

Для детей это необычный день, он наполнен сюрпризами, играми, весельем. Дошкольники узнают много нового, полезного, интересного, мастерят, рисуют, фантазируют. Такая система организации образовательного процесса с включение тематических дней строится на принципах ФГОС ДО:

  • Интеграция образовательных областей
  • Разнообразные виды деятельности и формы их организации.

С помощью тематических дней воспитатель сможет планировать интересную и содержательную работу с дошкольниками, решать различные образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Когда ребенок участвует в тематическом дне, у него развивается познавательная мотивация и увлеченность, он начинает следовать культурным нормам – в том числе правилам взаимодействия с другими людьми.

Тему тематического дня дети выбирают на утреннем круге.

Утренний круг – это  ежедневная структурированная практика, создающая условия для развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы, а также познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития.

Именно на утреннем круге зарождается и  обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и  «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д. На утреннем круге дети рассказывают о том, что они приготовили для тематического дня ( если рисунок, то как рисовал, кто помогал, что нарисовано на нем и т.д.) Мы рассматриваем алгоритм проведения утреннего круга, подстраиваем под себя, под детей.

Структура утреннего круга

1.Условный сигнал начала круга

 2. Приветствие

3. Оргмомент:

 4. Работа с календарем

 5. Новости дня

 6. Содержательная часть

 7. Завершающий ритуал

В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).

Развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию не директивными методами, стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.

Педагог в начале рабочего дня размещает наглядную информацию на говорящей стене по теме дня или  дидактический материал, способствующий вызвать интерес у детей к теме дня.

«Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. Главное в говорящей стене, это доступность.

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

На «говорящих стенах» в помещениях детского сада материал размещается в соответствии с временами года, по тематическим дням, которые проходят в группе, график дежурства, календарь.

  1. ГИПОТЕЗА

Можно предположить, что интеграция в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов будет способствовать развитию у детей инициативы и самостоятельности.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Изучение и интеграция в воспитательно-образовательный процесс новых форм, методов и приемов развития детей старшего дошкольного возраста;
  • Создание альбома «Тематические дни в группе № 9»;
  • Повышение интереса детей к организации образовательной деятельности;
  • Развитие индивидуальности, инициативности и самостоятельности у  воспитанников;
  • Формирование способности к творческому самовыражению;
  • Повышение  любознательности и интереса к познавательно-исследовательской активности воспитанников;
  • Эффективное сотрудничество всех участников воспитательно – образовательных отношений;
  • Развитие потребности в постоянном повышении собственной педагогической компетенции, формирование гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Уже на сегодняшний день можно видеть, что интеграция в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста инициативы и самостоятельности, повышению качества обучения и образования, и позволяют каждому ребенку успешно и быстро адаптироваться в окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

  1. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Формы работы

Сроки

Содержание работы

Практический выход

1

Изучение нормативно-правовых документов

Сентябрь

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Инновационная программа «От рождения до школы» под ред.   Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой

Теоретические знания педагога. Знание содержания документов.

2

Повышение педагогической компетенции

В течение года

Дистанционное обучение по теме

Теоретические знания педагога.

Сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации

3

Трансляция опыта работы по теме ««ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ В ПОДДЕРЖКУ ДЕТСКОЙ ИННИЦИАТИВЫ»»

По Годовому плану работы МАДОУ «Детский сад № 16»

Разработка консультационного материала для воспитателей МАДОУ «Детский сад № 16», участие в муниципальном конкурсе педагогического мастерства» Педагогический опыт. Идеи. Инновации.

Консультация для воспитателей по теме самообразование. Участие в конкурсе.

4

Проведение тематических дней.

В течение года

         

  • День миньонов
  • День грибов
  • День сладостей
  • День удивительных открытий или путешествие вещей во времени
  • Хеллоуин
  • День варенья
  • Синичкин день
  • День рождение Деде Мороза

6

7

Представление опыта работы

2021 год

Накопление и распространение личного опыта по данной теме на конкурсах и мероприятиях разного уровня в том числе в сети интернет

Документы подтверждающие участие

  1. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Инновационная программа «От рождения до школы» под ред.   Н. Е. Вераксы, И.И.Комарова, Э.М.Дорофеевой
  • Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной д...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Статья на тему использования метода проектов в детском саду...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и ...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

О методе проектов, как одном из вариантов интеграции, проектной деятельности, как личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию....

Семинар для педагогов ДОУ «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»

Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребено...