Проект по самообразованию «ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ В ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОЙ ИННИЦИАТИВЫ»
проект (старшая группа)
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.
Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. «Годы чудес» - так называют учёные первые годы жизни ребёнка.
И поэтому очень важно педагогу, работающему с дошколятами, среди множества инноваций, найти именно свой педагогический стиль эффективного обучения и воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_4.docx | 45.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
воспитателя высшей квалификационной категории
Пыстиной Татьяны Леонидовны
воспитателя первой квалификационной категории
Годун Натальи Владимировны
Тема:
«ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ В ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОЙ ИННИЦИАТИВЫ»
Содержание
- Паспорт проекта …………………………………………..………………3
- Пояснительная записка …………………………………………………..4
- Актуальность .…………………….……..…..……………………………4
- Цель и задачи проекта……………………………………………………5
- Педагогические инновации в поддержке детской инициативы……………..……..…………………………………………..5
- Гипотеза…………………………………………..………………………..7
- Планируемый результат…………………………………………………………………...7
- Рефлексия………………………………………………………………….8
- План реализации проекта……………………………………………………………………..9
- Используемые источники……………………………………………….10
- ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Структура | Содержание |
Тема | «ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ В ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОЙ ИННИЦИАТИВЫ» |
Авторы – разработчики | Годун Н.В. Пыстина Т. Л. |
Место проведения | МАДОУ «Детский сад № 16», |
Участники |
|
Особенности проекта |
семьи воспитанников – 28 семей;
|
Гипотеза | Мы предположили, что интеграция в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов будет способствовать развитию у детей инициативы и самостоятельности. |
Цель проекта | Способствовать развитию детской инициативы и самостоятельности посредством интеграции в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов |
Задачи проекта в соответствии с ФГОС ДО |
для свободного выбора детьми темы дня, для принятия ими решений, свободного выражения чувств и мыслей посредствам интеграции в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов;
|
Методы и приемы |
|
Этапы |
|
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.
Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. «Годы чудес» - так называют учёные первые годы жизни ребёнка.
И поэтому очень важно педагогу, работающему с дошколятами, среди множества инноваций, найти именно свой педагогический стиль эффективного обучения и воспитания дошкольников.
- АКТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня педагогу, для активного участия в жизни педагогического сообщества, реализации себя как личности, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам, осуществляя переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
На это направлена и инновационная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой в соответствии с которой организует образовательный процесс муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 общеразвивающего вида» г. Печора. В программе принята новая концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков у детей дошкольного возраста. Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации , «ровесничество»- технология создания детского сообщества и пр.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: Способствовать развитию детской инициативы и самостоятельности посредством интеграции в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов
Задачи:
- Повысить педагогическую компетентность в вопросе инновационных педагогических технологий, методов и приемов позволяющих эффективно развить детскую инициативу и самостоятельность;
- Создать условия:
- для свободного выбора детьми темы дня,
- для принятия ими решений,
- свободного выражения чувств и мыслей
посредствам интеграции в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов;
- Анализ использования инновационных педагогических технологий, методов и приемов, выявление ошибок и определение перспектив.
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
В ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОЙ ИННИЦИАТИВЫ
Для успешного достижения поставленной цели важен правильный выбор разнообразных форматов, позволяющих совершенствовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и повысить качество образования.
В соответствии с инновационной программой «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой в педагогическую практику нами были изучены и интегрированы следующие инновации:
Продуктивная педагогическая технология Образовательное событие — это новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Организационная и направляющая роль взрослого в этом процессе очень велика, но для детей совершенно не заметна. Событие — это захватывающая игра, где участвуют все, и дети, и воспитатели. Причем взрослые и дети в игре абсолютно наравне, а «руководят» всем дети. Насыщать событие образовательными возможностями, когда дети на деле могут применить свои знания и умения в счете, письме, измерении, рисовании, конструировании и пр.
Задача взрослого найти и ввести в детское сообщество такую проблемную ситуацию, которая заинтересует детей и подтолкнет их к поиску решения. А уж как будет разворачиваться ситуация, что дальше будет происходить, зависит в первую очередь от творческой фантазии детей. Заронить в детское сообщество проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать детям возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им, при необходимости, деликатное содействие, избегая прямых подсказок и указаний.
Особенностью этой деятельности является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.
Помимо стандартных образовательных событий ,в нашей группе появились детские тематические дни, темы этих дней выбирают сами дети.
Тематический день – коллективно - творческое погружение в тему, интересующую участников тематического дня. Этот день объединяет детей, чтобы они могли проявлять инициативу, учиться выражать мысли и чувства.
Тематический день включает в себя:
- Игры
- Экспериментирование (опыты)
- Театрализацию
- Бытовое общение с друзьями
Для детей это необычный день, он наполнен сюрпризами, играми, весельем. Дошкольники узнают много нового, полезного, интересного, мастерят, рисуют, фантазируют. Такая система организации образовательного процесса с включение тематических дней строится на принципах ФГОС ДО:
- Интеграция образовательных областей
- Разнообразные виды деятельности и формы их организации.
С помощью тематических дней воспитатель сможет планировать интересную и содержательную работу с дошкольниками, решать различные образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Когда ребенок участвует в тематическом дне, у него развивается познавательная мотивация и увлеченность, он начинает следовать культурным нормам – в том числе правилам взаимодействия с другими людьми.
Тему тематического дня дети выбирают на утреннем круге.
Утренний круг – это ежедневная структурированная практика, создающая условия для развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы, а также познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития.
Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д. На утреннем круге дети рассказывают о том, что они приготовили для тематического дня ( если рисунок, то как рисовал, кто помогал, что нарисовано на нем и т.д.) Мы рассматриваем алгоритм проведения утреннего круга, подстраиваем под себя, под детей.
Структура утреннего круга
1.Условный сигнал начала круга
2. Приветствие
3. Оргмомент:
4. Работа с календарем
5. Новости дня
6. Содержательная часть
7. Завершающий ритуал
В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).
Развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию не директивными методами, стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.
Педагог в начале рабочего дня размещает наглядную информацию на говорящей стене по теме дня или дидактический материал, способствующий вызвать интерес у детей к теме дня.
«Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. Главное в говорящей стене, это доступность.
Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
На «говорящих стенах» в помещениях детского сада материал размещается в соответствии с временами года, по тематическим дням, которые проходят в группе, график дежурства, календарь.
- ГИПОТЕЗА
Можно предположить, что интеграция в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов будет способствовать развитию у детей инициативы и самостоятельности.
- ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Изучение и интеграция в воспитательно-образовательный процесс новых форм, методов и приемов развития детей старшего дошкольного возраста;
- Создание альбома «Тематические дни в группе № 9»;
- Повышение интереса детей к организации образовательной деятельности;
- Развитие индивидуальности, инициативности и самостоятельности у воспитанников;
- Формирование способности к творческому самовыражению;
- Повышение любознательности и интереса к познавательно-исследовательской активности воспитанников;
- Эффективное сотрудничество всех участников воспитательно – образовательных отношений;
- Развитие потребности в постоянном повышении собственной педагогической компетенции, формирование гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.
- РЕФЛЕКСИЯ
Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Уже на сегодняшний день можно видеть, что интеграция в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий, методов и приемов способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста инициативы и самостоятельности, повышению качества обучения и образования, и позволяют каждому ребенку успешно и быстро адаптироваться в окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
- ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№
| Формы работы | Сроки | Содержание работы | Практический выход |
1 | Изучение нормативно-правовых документов | Сентябрь |
| Теоретические знания педагога. Знание содержания документов. |
2 | Повышение педагогической компетенции | В течение года | Дистанционное обучение по теме | Теоретические знания педагога. Сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации |
3 | Трансляция опыта работы по теме ««ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ В ПОДДЕРЖКУ ДЕТСКОЙ ИННИЦИАТИВЫ»» | По Годовому плану работы МАДОУ «Детский сад № 16» | Разработка консультационного материала для воспитателей МАДОУ «Детский сад № 16», участие в муниципальном конкурсе педагогического мастерства» Педагогический опыт. Идеи. Инновации. | Консультация для воспитателей по теме самообразование. Участие в конкурсе. |
4 | Проведение тематических дней. | В течение года |
| |
6 | ||||
7 | Представление опыта работы | 2021 год | Накопление и распространение личного опыта по данной теме на конкурсах и мероприятиях разного уровня в том числе в сети интернет | Документы подтверждающие участие |
- ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Инновационная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, И.И.Комарова, Э.М.Дорофеевой
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Програмка к районному семинару-практикуму «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
оформление програмки к семинару с регламентом работы...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной д...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Статья на тему использования метода проектов в детском саду...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и ...
Семинар практикум «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
Семинар по работе с воспитателями...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
О методе проектов, как одном из вариантов интеграции, проектной деятельности, как личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию....
Семинар для педагогов ДОУ «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребено...