Дидактические игры для детей 2-ой младшей группы
материал (младшая группа)

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Ребенок и окружающий мир
Игра «Что растет на огороде»
Дидактическая задача. Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду.
Игровая задача. Угадать, какие овощи ежик положил в суп.
Игровое правило. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их внешний вид и наощупь.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ему позвонили по телефону, и он отвлекся. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа».
Воспитатель дает детям попробовать порезанные овощи: морковь  капусту, репу. Овощи можно сложить в глубокую чашку, чтобы дети брали овощ, не видя его, наощупь и определяли на вкус.
Игра «На нашем участке»
Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения.
Игровая задача. Познакомить ежика с участком детского сада.
Игровое правило. Не перепутать названия предметов; придумать поручение (по подсказке воспитателя).
Игра проводится на прогулке.
Воспитатель «замечает» возле веранды ежика (игрушка) и сообщает об этом детям. Ребята обступают ежика, рассматривают его.
Педагог просит детей познакомить ежика с участком и показать все самое интересное вокруг. Дети по очереди берут ежика и показывают ему все, что хотят, называя предмет: веранда, горка, песочница, лесенка, качели и т.д. Ежик дает детям поручения: перенести ведерко из песочницы на веранду, покачать на качелях куклу; потренировать мишку на перекладине,  покопать лопаткой песок и сделать куличик. Он просит детей дать и ему поручения. В конце игры ежик дарит детям несколько яблок,  которыми воспитатель угощает их на полдник.
 
Игра «Кто за ёлкой»
Дидактическая задача. Учить детей называть животных и выделять их характерные особенности.
Игровая задача. Угадать, какие звери пришли встречать Новый год.
Игровое правило. Звери не покажутся, если их назвали неверно.
Воспитатель показывает детям рисунок, на котором изображена елка, из-за которой высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка  Сообщает, что звери пришли к елке встречать Новый год и стали обсуждать, какие подарки приготовил для них Дед Мороз. Звери спрятались за елкой и  спорят, какие у них будут подарки. Воспитатель просит детей отгадать, кто спрятался за елкой.
Дети вместе с воспитателем рассуждают и обнаруживают, что по хвостам можно узнать зверей. На предыдущих занятиях малыши уже познакомились с этими зверями и узнали их основные приметы: у кого короткий хвост, у кого длинный и пушистый и т.д. Дети отгадывают спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя отгадали правильно,  то он «выходит» из-за елки (воспитатель выставляет игрушку на стол) и здоровается с детьми.

Развитие речи
Игра «Лошадка»
Дидактическая задача. Активизировать речь детей, совершенствовать понимание речи взрослого; учить звукоподражанию.
Игровая задача. Поиграть с лошадкой, показать свои игрушки.
Игровое правило. Не ошибаться, называя игрушки; выполнять поручения.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу лошадку (игрушка) и показывает, как она скачет.
Воспитатель.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.(А.Барто)
Лошадка поехала в гости. (Звучит веселая музыка, лошадка скачет.) Лошадка приехала к деткам в гости. Приехала к Саше. (Лошадка кивает ребенку.) Приехала к Маше... Угостим лошадку? Чем будем кормить? Саша даст лошадке зерна. (Воспитатель показывает  затем ребенок подражает воспитателю — подставляет ладошки с воображаемым зерном.) Лена и Оля тоже дадут лошадке зерна... Лошадка очень довольна, говорит нам «спасибо». Как она кричит? «И-го-го!»
Дети показывают, как кричит лошадка. Лошадка подходит к детям поочередно, кивает головой.
 
Дети гладят лошадку, хлопают в ладошки; лошадка скачет.
Воспитатель заранее расставляет на столе несколько игрушек, затем предлагает детям показать лошадке свои игрушки. Дети показывают и называют игрушки. Если ребенок ошибается, то лошадка недовольно бьет копытом.
Воспитатель. Устала лошадка, ей пора спать. Покачай лошадку,  Оля. Покачай лошадку, Женя. Все, она спит.
Игра «Зайчик и белка» («Кто и где?»)
Дидактическая задача. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать понимание речи взрослого; расши­рять словарь.
Игровая задача. Угадать, где находятся игрушки; правильно опре­делить место, куда надо посадить игрушку.
Игровое правило. Не ошибаться в действиях.
Ход игры
Воспитатель подзывает детей к елочке, под которой сидит зайчик. Проводится дидактическая игра «Кто и где?»
Педагог спрашивает у детей: «Где сидит зайчик? (Под елочкой.) Затем показывает на белку на ветке и спрашивает: «Где сидит белочка?» (На елочке.) Потом сообщает, что белочка поскакала за грибами и спрашивает: «Где она теперь?» (За елочкой.)
Воспитатель. Вдруг зайка увидел волка и убежал. Далеко он от елочки или близко? Почему? Белочка увидела грибок под елкой и сорвала его. Далеко она от елки или близко? Почему?
Воспитатель показывает инсценировку:
Белочка по веткам скачет сверху вниз,
Белочка, за ветки лапками держись.
Зайка, заинька косой, зайка прыгает босой,
Чтобы зайке не дрожать, надо тапочки связать.
Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает выполнить действия с игрушками: птичка прыгнула на ветку, грибок растет под елочкой, матрешка стоит близко от домика, кукла сидит на диване и др. Белка и зайка стоят на столике, и при неверных действиях малышей отворачиваются.
Игра «Лисичка, пляши»
Дидактическая задача. Учить детей различать на слух звучание различных инструментов; подражать звучанию музыкальных инструментов  Развивать выразительность интонации голоса. Активизировать речь детей.
Игровая задача. Пригласить лисичку плясать; узнать, под какой инструмент она пляшет.
Игровое правило. Отчетливо называть инструмент; выразительно подражать его звучанию.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу музыкальные инструменты (дудочку, ложки, колокольчик), называет их и просит детей повторить названия.  Затем сообщает, что под игру этих инструментов любит плясать лисичка. Воспитатель играет поочередно на каждом инструменте и приглашает лисичку (игрушку): «Лисичка, спляши!» Лисичка пляшет.  Воспитатель упражняет детей в звукоподражании (ду-ду-ду! тук- тук-тук! динь-динь-динь!).
Затем воспитатель убирает инструменты за ширму и просит детей позвать лисичку плясать. Музыкальный инструмент играет, воспитатель помогает детям обратиться к лисичке: «Лисичка, спляши под...». Ребенок продолжает: «Дудочку!» Если инструмент назван неправильно,  то лисичка не выходит плясать.
Игра «Коровка, дай молочка»
Дидактическая задача. Совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать мелкую моторику рук.
Игровая задача. Попросить молочка.
Игровое правило. Не ошибаться, чтобы не сердить коровку.
Ход игры
Воспитатель показывает детям игрушечную корову, которая «пасется на лугу». Предлагает ласково позвать корову: «Коровушка, буренушка, дай молочка».
Если дети зовут выразительно, то коровка отвечает: «Му-у-у! Мо­лока кому-у-у!» Ребенок «подставляет горшочек» (ладошки) и выпивает молочко. Если ребенок не достаточно выразительно и ласково просит, то корова отвечает: «Му-у-у! Не пойму-у-у!» Тогда ребенок просит молока еще раз.
Вариант игры. Таким же образом воспитатель может предлагать детям обратиться к барашку за шерстью, к курочке за яичком, к гусю за перышком. Ребята, получив подарок от животного, показывают,  что будут с ним делать: вязать носочки (круговые движения руками; катать яичко (ладошка о ладошку); рисовать (движения руки в воздухе).
Формирование элементарных математических представлений
Игра «Овощной магазин»
Дидактическая задача. Расширять представления о форме и величине; развивать навыки сравнения предметов.
Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).
Игра «Строим дом»
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме; учить соотносить количество (один — много).
Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.
Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает,  что эти животные хотят построить домики, и предлагает детям помочь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка — из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».
Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков — собачке, из кубиков — кошке.
В ходе игры воспитатель спрашивает у детей: «Сколько кубиков в машине?» (Много.)
 
Снова спрашивает, когда кубики выгрузили и остался один кубик: «Сколько теперь стало кубиков?» (Один.)
Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кош­ке их домики. Животные радуются и весело пляшут.
Игра «Разные кружки для зайца и лисы»
Дидактическая задача. Развивать представления о цвете и форме.
Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.
Игровое правило. Правильно отобрать коврики и погрузить на ма­шины соответствующих цветов.
Ход игры
Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой — для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики — лиса и заяц любят коврики, похо­жие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Ли­сичке сразу понравились коврики красного цвета, зайцу — зеленого. Де­ти должны отобрать коврики и погрузить их для лисички — на красную машину, для зайки — на зеленую.
Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов.
Игра «Большие и маленькие мячики»
Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой — маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры
Воспитатель дает детям рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает:
Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы — большую и маленькую — и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира то­же хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мя­чи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле — большой мяч, маленькой кукле — маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, такой, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сер­дится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспита­тель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
Нравственное воспитание
Игра «Едут машины»
Дидактическая задача. Развивать потребность в общении и взаимодействии, показывать пример правильного разрешения конфликта, формировать доброжелательные взаимоотношения.
Игровая задача. Соблюдать правила.
Игровое правило. Столкнувшись с партнером, следует извиниться и уступить дорогу, иначе не появится зеленый сигнал.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям поехать кататься на машине. Дети берут в руки воображаемый руль, дают сигнал: «Би-би!», и едут, под­ражая шуму машины: «Ж-ж-ж» — под соответствующую характеру иг­ры музыку. Педагог поднимает красный кружок и громко сообщает: проезд закрыт. Дети ждут сигнала. Воспитатель поднимает зеленый кружок и сообщает: можно ехать. Дети едут дальше.
Затем воспитатель сажает детей на стульчики и показывает с по­мощью игрушек инсценировку «Упрямцы».
Две машины едут по мосту и неожиданно наталкиваются друг на друга. Один шофер (козлик) просит другого (барашка) уступить ему дорогу, но первый шофер не хочет уступать. Шоферы выходят на мос­тик, спорят, бодаются и падают в реку.
Воспитатель задает вопросы: «Что случилось с машинами? Кто вел эти машины? Как спорили барашек и козлик? Что случилось с ними потом?»
После инсценировки педагог снова приглашает детей покататься на машинах. Дети-«шоферы» должны не толкаться на дорогах, смо­треть на светофор, слушать сигнал: стоять или ехать. Если «маши­ны» сталкиваются, воспитатель показывает желтый кружок («спор»). Шоферы говорят друг другу: «Извините, проезжайте», и один усту­пает другому дорогу.
Воспитатель специально останавливает «машины», которые стал­киваются, и дает им возможность разрешить спор. После разреше­ния каждой спорной ситуации делает вывод: надо жить дружно, ус­тупать друг другу.
Игра «Вежливый медвежонок»
Дидактическая задача. Формировать нравственные качества (веж­ливость, внимательность); учить проявлять заботу.
Игровая задача. Познакомиться с медвежонком Мишей.
Игровое правило. Внимательно слушать медвежонка и отвечать ему вежливо.
Ход игры
Воспитатель знакомит детей с медвежонком Мишей (показывает игрушку) и рассказывает о нем: «Миша любит встречать гостей. При встрече он говорит гостям „здравствуйте", а когда они уходят, гово­рит „до свидания“. Когда гости хотят сесть, он подвигает им стул и говорит „пожалуйста, садитесь". Когда в комнате становится жарко, он говорит гостю: „Вам не жарко? Открыть окно?“ Все называют Ми­шу вежливым медвежонком, и он очень этим гордится. С таким мед­вежонком все дружат, не ссорятся».
Затем дети подходят к медвежонку и по очереди беседуют с ним: здороваются, справляются о здоровье друг друга, просят са­диться, расспрашивают и т.д. В конце игры-знакомства дети го­ворят медвежонку ласковые слова («Ты хороший», «Я тебя люб­лю», «Приходи еще»). Если слова, сказанные ребенком, нравятся медвежонку, он приветливо машет лапой, если не нравятся, на­клоняет мордочку вниз (обижается). Затем дети «дарят» медвежон­ку песенку.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста «Весёлый кораблик»

Дидактическая игра для детей раннего и  младшего дошкольного возраста  «Весёлый кораблик» Жаркова Инна Анатольевна, воспитатель.Ход игры:На плотной картонной коробке с аппликацией кораб...

"Умные коробочки" (дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР)

Дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР....

Дидактические игры для детей раннего и младшего возраста

Дидактические игры«Тучки и капельки», «Солнышко»на развитие элементарных математических представлений(сенсорное развитие).Комплекс игр для детей от 2х лет....

Сюжетно-дидактическая игра "Торт для Мишутки" 1 младшая группа 2-3 года. Мастер-класс изготовления атрибутов игры

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к животным и научить заботиться о них. Задачи: 1) Научить играть с игрушками из бросового материала; 2) Формировать умение у детей взаимодействовать д...

Дидактическая игра для детей дошкольников старшей -подготовительной группы. Православные праздники Дидактическая игра «Православные праздники» для детей 5-7 лет

Цель: приобщение детей к истокам и традициям православной культуры через знакомство с церковными праздниками.Задачи:• вызвать интерес к истории и традициям православных праздников;• фор...

Дидактическая игра для детей 1-й младшей группы «Кому что нужно для работы»

Дидактическая игра для детей 1-й младшей группы «Кому что нужно для работы»...

Музыкальные дидактические игры для детей 1-ой младшей группы

Музыкальные дидактические игры для детей 1-ой младшей группы...