Программа "Весёлые прописи"
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке руки к письму
«Веселые прописи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_propisi_podg.gr_.docx | 51.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Уметского района Тамбовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад
Принят на заседании педагогического совета от «____»______________ 20___г. Протокол от 2019г | Утверждаю Директор МБДОУ ЦРР-ДС ___________ Н.В. Багирова ___________________________________ |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке руки к письму
«Веселые прописи"
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Федотова Г.Н., педагог дополнительного образования, воспитатель |
р.п. Умет, 2019г
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
| Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад |
| Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке руки к письму «Веселые прописи» |
| |
3.1. ФИО, должность | Воспитатель: Федотова Г.Н. |
| |
4.1. Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | подготовка руки к письму |
4.4. Тип программы | модифицированная |
4.5. Вид программы | образовательная |
4.6. Возраст обучающихся по программе | 6 -7лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
4.8 Рецензенты | |
4.9 Заключение методического совета |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев."
В.А. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.
Адресная направленность
Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
Новизна опыта
Использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка;- систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.
Технологии опыта
Работа требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки
Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых - «не хочу», во-вторых - «не могу».
Для предотвращения перечисленных трудностей, в группе организован кружок «Веселые прописи» по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На кружковых занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
- Укрепление руки, улучшение координации движений;
- Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
- Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
- Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
- Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
- Снижение психологической нагрузки ребенка.
Программа «Веселые прописи» представляет собой модифицированный вариант синтеза нескольких программ. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа является комплексной и включает в себя:
- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.
- Штриховка, графические упражнения.
-Упражнения на ориентацию на плоскости листа.
- Повторение изученного, учет результатов обучения.
Учебный план позволяет составить расписание занятий, которое обеспечивает смену деятельности обучаемых и не превышает допустимой для данной возрастной группы нагрузки.
Все условия реализации дополнительной образовательной программы соответствуют СанПиНу
Адрес программы:
Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста для 5-6 лет. Формы и методы организации деятельности обучающихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Наполняемость групп с учетом рекомендаций СанПин:
Группа: 10-15 человек.
Объем и сроки реализации программы.
Программа «Веселые прописи» рассчитана на 1 год обучения, 35 часов.
Формы обучения– очная.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность: для детей 6-7 лет 30 минут.
1.2. Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Дополнительная образовательная программа обучения предполагает решение трёх групп взаимосвязанных задач:
- образовательные;
- развивающие;
- воспитательные.
1.3. Содержание программы.
Задачи:
1.Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.
6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Формы и методы работы:
1.Дидактические игры и игровые упражнения.
2.Занимательные задания и игры-соревнования.
3.Изобразительная и творческая деятельность.
4.Наглядный метод обучения и метод практических действий.
5.Нриентировочно-исследовательская деятельность.
6.Методы проблемно-поискового характера.
7.Моделирование и кодирование информации.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела программы | Общее количество часов | Формы аттестации | ||||||
Всего | Теоретических | Практических | |||||||
1. | Введение в образовательную программу | 1 | 0,75 | 0,25 | Начальная диагностика | ||||
2. | Пальчиковая гимнастика; Выкладывание фигурок из палочек; Работа в тетради в большую клеточку. | 17 | 1,75 | 5,25 | Пальчиковая игра "Прогулка" | ||||
3. | Пальчиковая гимнастика; Работа со шнуровкой; Работа в тетради в большую клеточку Работа в прописях. | 11 | 1,5 | 4,5 | Пальчиковая игра "Лодочка" | ||||
4. | Пальчиковая гимнастика; Работа со шнуровкой; Работа в тетради в большую клеточку; Работа в прописях. | 2 | 1,75 | 5,25 | Графическое упражнение "Волна" (пропись) | ||||
5. | Пальчиковая гимнастика; Работа со шнуровкой; Работа в тетради в большую клеточку Работа в прописях . | 2 | 1,75 | 5,25 | Пальчиковая игра "Четыре братца" | ||||
6. | Пальчиковая гимнастика; Выкладывание фигурок из палочек; Работа в тетради в большую клеточку; Работа в прописях. | 3 | 1,75 | 5,25 | Пальчиковая игра "Братцы" | ||||
ИТОГО: | 35ч. | 9,25ч. | 25,75ч. |
Содержание программы:
Раздел 1.Введение в образовательную программу (1ч.)
Теория. Выявить умения, которые будут сформированы на основе занятий по плану.
Практика.Игры на развитие мелкой моторики рук
Раздел 2. Пальчиковая гимнастика;
Выкладывание фигурок из палочек;
Работа в тетради в большую клеточку. (17ч.)
Содержание. Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)
Раздел 3. (11ч.) Пальчиковая гимнастика;
Работа со шнуровкой;
Работа в тетради в большую клеточку;
Работа в прописях.
Содержание. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.
Раздел 4. Пальчиковая гимнастика;
Работа со шнуровкой;
Работа в тетради в большую клеточку;
Работа в прописях. (2ч.)
Содержание. Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке.
Раздел 5. Пальчиковая гимнастика;
Работа со шнуровкой;
Работа в тетради в большую клеточку;
Работа в прописях . (2ч.)
Содержание. Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали
Раздел 6. Пальчиковая гимнастика;
Выкладывание фигурок из палочек;
Работа в тетради в большую клеточку;
Работа в прописях. (3ч.)
Содержание. Формирование умения размещать внутри клеточки круг.
1.4 Предполагаемые результаты:
К концу года дети должны знать: | К концу года дети должны уметь: |
- способы создания самостоятельных поделок, простых сюжетных композиций в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности. | - умеют создавать аппликацию способом обрывания; - умеют скатывать шарики из салфеток; - склеивать готовые элементы и соединять их в образы; - составлять плоскостную, сюжетную композицию; - осваивать последовательность работы. - работать с разными материалами: бумагой, салфетками, природным материалом, солёным тестом, пластилином. |
Для отслеживания эффективности работы кружка два раза в год проводится диагностика по следующим критериям:
- Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику.
- Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила.
- Умение правильно выполнять звуковой диктант.
- Умение правильно держать в руке ручку.
- Умение ориентироваться на плоскости.
Соблюдение правил гигиенических требований для письма
Способы проверки знаний, умений, навыков.
3 балла – полностью соответствует критерию.
2 балла - частично соответствует критерию.
1 балл – не соответствует
Работа с родителями в рамках кружка предусмотрена в перспективном плане работы с родителями на 2019-2020 учебный год (приложение).
Прогнозируемый результат:
- укрепить мышечный тонус кисти рук;
- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
- снизить утомляемость и повысить работоспособность
- Формы обучения:
- специально организованные занятия;
-совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;
- совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Формы работы:
- игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.
Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые прописи».
2.1. Календарно-учебный график:
Продолжительность занятий, обучающихся с 1 октября по 31 мая.
2.2. Условия реализации программы:
Для эффективной реализации Программы, занятия проводятся в групповом помещении, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН и ФГОС ДОУ. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования для развития детей старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.
Развивающая предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. На занятиях используются дидактические и компьютерные игры, презентации, демонстрационный и раздаточный материал, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, художественное слово, музыкальная фонотека.
Для практической деятельности детей имеется в достаточном количестве разнообразный раздаточный и демонстрационный материал по всем разделам программы.
2.3. Формы подведения итогов реализации программы:
В течение всего периода обучения поэтапно проводится педагогическая диагностика для определения индивидуального развития детей связанной с оценкой эффективности педагогических действий. В ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, используются как психологические тесты, так и методики, основанные на игровой диагностике по художественно-эстетическому развитию.
2.4. Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться с соблюдением требований техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
2.5. Кадровое обеспечение
Педагоги, работающие по данной программе, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Список использованной литературы:
1.С.А.Козлова «Я хочу в школу»-2007г
2. Журнал «Д/В» №1-8 2012.
3.Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Веселые прописи"(подготовка руки к письму) для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка, задачи, этапа обучения, календарно - тематическое планирование, приложения, список использованой литературы....
Презентация "Сложные прописи"
Прописи...
Весёлые прописи
Игровые упражнения для старших дошкольников по ознакомлению с тетрадным листом в крупную клетку, ориентированию на листе бумаги, развитию графических навыков....
Первые прописи.
Задания раскрась и обведи....
Как выбрать правильные прописи для дошкольника
Рассуждение о выборе прописей для детей дошкольного возраста...
Прописи по математике
Данный материал поможет познакомить детей с цифрами и подготовить их к работе в тетради....
Прописи-это интересно.
Памятка для родителей, в которой даны практические рекомендации для того, как работать с прописями, как заинтересовать ребенка этим занятием....