Программа "Весёлые прописи"
рабочая программа (подготовительная группа)

Федотова Галина Николаевна

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке руки к письму

«Веселые прописи"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_propisi_podg.gr_.docx51.06 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Уметского района Тамбовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

        

Принят на заседании

педагогического совета

от «____»______________ 20___г.

Протокол от

                      2019г

Утверждаю

Директор МБДОУ ЦРР-ДС

___________ Н.В. Багирова

 ___________________________________

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке руки к письму

«Веселые прописи"

Возраст детей 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Федотова Г.Н.,

педагог дополнительного

образования, воспитатель

р.п. Умет, 2019г

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

  1. Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   Центр развития ребенка – детский сад

  1. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке руки к письму

«Веселые прописи»

  1. Сведения об исполнителях:

3.1. ФИО, должность

Воспитатель: Федотова Г.Н.

  1. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

подготовка руки к письму

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Вид программы

образовательная

4.6. Возраст обучающихся по программе

6 -7лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

4.8 Рецензенты

4.9 Заключение

методического совета

                    Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

                                1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев."
                                                                                                       В.А. Сухомлинский

         Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
       Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.
Адресная направленность
Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе. 

Новизна опыта
Использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка;- систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.

Технологии опыта
Работа требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.

Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву,  они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику  письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм  и движений руки

Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию.  Создается гигантский барьер в обучении: во-первых - «не хочу», во-вторых - «не могу».

       Для предотвращения перечисленных трудностей, в группе организован  кружок «Веселые прописи»  по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.

       Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На кружковых занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:

  • Укрепление руки, улучшение координации движений;
  • Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного   положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
  • Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
  • Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
  • Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
  • Снижение психологической нагрузки ребенка.

       Программа «Веселые прописи» представляет собой модифицированный вариант синтеза нескольких программ. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа является комплексной и включает в себя:

- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

- Штриховка, графические упражнения.

-Упражнения на ориентацию на плоскости листа.

- Повторение изученного, учет результатов обучения.

 Учебный план позволяет составить расписание занятий, которое обеспечивает смену деятельности обучаемых и не превышает допустимой для данной возрастной группы нагрузки.

Все условия реализации дополнительной образовательной программы соответствуют СанПиНу

        Адрес программы:

  Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста для 5-6 лет. Формы и методы организации деятельности обучающихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Наполняемость групп с учетом рекомендаций СанПин:

Группа: 10-15 человек.

Объем и сроки реализации программы.

Программа «Веселые прописи» рассчитана на 1 год обучения, 35 часов.

Формы обучения– очная.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность: для детей  6-7 лет 30 минут.

1.2. Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

 Дополнительная образовательная программа обучения предполагает решение трёх групп взаимосвязанных задач:

 - образовательные;

 -  развивающие;

 - воспитательные.

1.3. Содержание программы.

Задачи: 

1.Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.

3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.

6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе. 

                                      Формы и методы работы:

1.Дидактические игры и игровые упражнения.

2.Занимательные задания и игры-соревнования.

3.Изобразительная и творческая деятельность.

4.Наглядный метод обучения и метод практических действий.

5.Нриентировочно-исследовательская деятельность.

6.Методы проблемно-поискового характера.

7.Моделирование и кодирование информации.

                                                 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела программы

Общее количество часов

Формы аттестации

Всего

Теоретических

Практических

1.

Введение в образовательную программу

1

0,75

0,25

Начальная диагностика

2.

Пальчиковая гимнастика;

Выкладывание фигурок из палочек;

Работа в тетради в большую клеточку.

17

1,75

5,25

Пальчиковая игра "Прогулка"

3.

Пальчиковая гимнастика;

Работа со шнуровкой;

Работа в тетради в большую клеточку

Работа в прописях.

11

1,5

4,5

Пальчиковая игра "Лодочка"

4.

 Пальчиковая гимнастика;

Работа со шнуровкой;

Работа в тетради в большую клеточку;

Работа в прописях.

2

1,75

5,25

Графическое упражнение "Волна" (пропись)

5.

Пальчиковая гимнастика;

Работа со шнуровкой;

Работа в тетради в большую клеточку Работа в прописях .

2

1,75

5,25

Пальчиковая игра "Четыре братца"

6.

Пальчиковая гимнастика;

Выкладывание фигурок из палочек;

Работа в тетради в большую клеточку;

Работа в прописях.

3

1,75

5,25

Пальчиковая игра "Братцы"

ИТОГО:

35ч.

9,25ч.

25,75ч.

                                           Содержание программы:

Раздел 1.Введение в образовательную программу (1ч.)

Теория. Выявить умения, которые будут сформированы на основе занятий по плану.

Практика.Игры на развитие мелкой моторики рук

Раздел 2. Пальчиковая гимнастика;

Выкладывание фигурок из палочек;

Работа в тетради в большую клеточку. (17ч.)

Содержание. Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)

Раздел 3. (11ч.) Пальчиковая гимнастика;

Работа со шнуровкой;

Работа в тетради в большую клеточку;

Работа в прописях.

Содержание. Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.

Раздел 4. Пальчиковая гимнастика;

Работа со шнуровкой;

Работа в тетради в большую клеточку;

Работа в прописях. (2ч.)

Содержание. Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке.

Раздел 5. Пальчиковая гимнастика;

Работа со шнуровкой;

Работа в тетради в большую клеточку;

Работа в прописях . (2ч.)

Содержание. Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали

Раздел 6. Пальчиковая гимнастика;

Выкладывание фигурок из палочек;

Работа в тетради в большую клеточку;

Работа в прописях. (3ч.)

Содержание. Формирование умения размещать внутри клеточки круг.

                                  1.4 Предполагаемые результаты:

К концу года дети должны знать:

К концу года дети должны уметь:

- способы создания самостоятельных поделок, простых сюжетных композиций в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности.

- умеют создавать аппликацию способом обрывания;  

- умеют скатывать шарики из салфеток;

- склеивать готовые элементы и соединять их в образы;

- составлять плоскостную, сюжетную композицию;  

- осваивать последовательность работы.

- работать с разными материалами: бумагой, салфетками, природным материалом, солёным тестом, пластилином.

Для отслеживания эффективности работы кружка два раза в год проводится диагностика по следующим критериям:

  • Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику.
  • Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила.
  • Умение правильно выполнять звуковой диктант.
  • Умение правильно держать в руке ручку.
  • Умение ориентироваться на плоскости. 

Соблюдение правил гигиенических требований для письма 

Способы проверки знаний, умений, навыков.

3 балла – полностью соответствует критерию.

2 балла - частично соответствует критерию.

1 балл – не соответствует 

Работа с родителями в рамках кружка предусмотрена в перспективном плане работы с родителями на 2019-2020 учебный год (приложение).

                Прогнозируемый результат:
- укрепить мышечный тонус кисти рук;
- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
- снизить утомляемость и повысить работоспособность

  • Формы обучения:
    - специально организованные занятия;
    -совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;
    - совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Формы работы: 
- игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.
Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
 «Веселые прописи».

2.1. Календарно-учебный график:

         Продолжительность занятий, обучающихся с 1 октября по 31 мая.

2.2. Условия реализации программы:

Для эффективной реализации Программы, занятия проводятся в групповом помещении, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН и ФГОС ДОУ. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования для развития детей старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.

Развивающая предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.  На занятиях используются дидактические и компьютерные игры, презентации, демонстрационный и раздаточный материал, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, художественное слово, музыкальная фонотека.

Для практической деятельности детей имеется в достаточном количестве разнообразный раздаточный и демонстрационный материал по всем разделам программы.

2.3. Формы подведения итогов реализации программы:

     В течение всего периода обучения поэтапно проводится педагогическая диагностика для определения индивидуального развития детей связанной с оценкой эффективности педагогических действий. В ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, используются как психологические тесты, так и методики, основанные на игровой диагностике по художественно-эстетическому развитию.

2.4. Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться с соблюдением требований техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

2.5. Кадровое обеспечение

Педагоги, работающие по данной программе, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Список использованной литературы:

1.С.А.Козлова «Я хочу в школу»-2007г

2. Журнал «Д/В» №1-8 2012.

3.Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Веселые прописи"(подготовка руки к письму) для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка, задачи, этапа обучения, календарно - тематическое  планирование, приложения, список использованой литературы....

Весёлые прописи

Игровые упражнения для старших дошкольников по ознакомлению с тетрадным листом в крупную клетку, ориентированию на листе бумаги, развитию графических навыков....

Первые прописи.

Задания раскрась и обведи....

Как выбрать правильные прописи для дошкольника

Рассуждение о выборе прописей для детей дошкольного возраста...

Прописи по математике

Данный материал поможет познакомить детей с цифрами и подготовить их к работе в тетради....

Прописи-это интересно.

Памятка для родителей, в которой даны практические рекомендации для того, как работать с прописями, как заинтересовать ребенка этим занятием....