Особенности "образа отца" у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей
статья
Особенности «образа отца» у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.
С.Г.Каталагина
Санкт-Петербург, Россия
В настоящее время проблема изучения особенностей образа отца у детей из неполных семей является актуальной. Современный мужчина уделяет меньше внимания семье и детям, что приводит к несформированному образу отца в сознании детей, а так же к нарушению взаимопонимания между ними. Для молодого человека очень важно иметь положительный образ отца, иметь с ним отношения, подкрепленные деловым и нравственным авторитетом мужчины, поскольку именно такой авторитет способствует формированию гармонично развитой личности юношей. Кроме того, отец формирует в девочке – представление об идеале ее будущего избранника, он способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.
Образ семьи у детей и подростков - это симбиоз своих представлений о нормативной семье и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о собственной семье [5, c. 87]. С первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Условия, уклад жизни в семье, где воспитывается ребенок, дают «фундамент» на развитие ожиданий своей собственной будущей семьи. Необходимо дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями [5, c. 87].
Образ семьи это видовой компонент «образа мира»; в содержательном плане «образ семьи» представляет собой субъективную модель семьи как малой (первичной) группы, характеризующейся определенными связями, отношениями ее членов, проявляющимися в круговых паттернах взаимодействий, в распределении ролей и функций; в функциональном плане «образ семьи» выступает как система социальных установок.
Проблема образа отца в структуре образа семьи имеет комплексный характер, и ее понимание тесно связано с темой семьи, семейных традиций, воспитания молодого поколения, культуры семьи.
О роли отца и его воспитательной значимости говорили ведущие педагоги В.Г.Белинский, Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский и др. Разделили значимость отцовского и материнского влияния в психическом развитии ребенка отечественный и зарубежные психологи Б.И.Кочубей, В.С.Мухина, Р.В.Овчарова, В.Н.Соколова, А.С.Спиваковская, Б. Спок, Г.Я.Юзефович, А.Фромм, Л.Б.Шнейдер и др.
Как отмечает Р.В.Овчарова, отцовство - это интегральное психологическое образование личности отца, включающее осознание родственной связи с детьми и чувства, испытываемые к своим детям, принятие и исполнение родительской роли, а также способствующей самореализации, самоутверждению, саморазвитию личности отца [12, c. 105].
Понятие «образ отца» различные авторы определяют по-разному. Так, например, А.В.Литвинова и Н.Г.Большакова данное понятие определяют как «восприятие ребенком различий психологических качеств отца и матери, определяющих развертывание его будущей личности». А.А.Соловьева выделяет следующие аспекты такого представления и восприятия ребенком своих родителей: «образ реального родителя» - представление ребенком о своем родителе, «образ идеального родителя» - представление ребенка об идеальном, желаемом родителе, «образ себя как родителя» — представление ребенка о том, каким он будет родителем и как себя видит в этой роли [11, c. 318].
Отечественные психологи указывают, что отец является для сыновей примером того, как следует сдерживать и контролировать себя (Ю.Е.Алешина, И.Ю.Борисов). А так же то, что отцы во многом влияют на моральное воспитание детей, формирование у них понятия о добре и зле (А.С.Макаренко, Л.Б.Шнейдер).
Как отмечал А.И.Захаров, недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели мужской идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика, что неблагоприятно сказывается в дальнейшем на воспитании его собственных детей [4, c. 59].
В работах различных исследователей получены определенные данные о психологических особенностях «образа отца».
Ю.В.Лебедева, изучая образ отца в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, получила следующие результаты. Для большинства детей отец является более значимой фигурой по сравнению с матерью. Исследователь указывает, что фигура отца является наиболее значимой для мальчиков 5–7 лет в период полоролевой идентификации [10, c. 65].
По мнению Н.С.Бурлаковой, в значительной мере образ себя и образ другого, формируются у ребенка через влияние отцовских функций. Целью исследования данного автора было изучение возрастных трансформаций становления образа для идентификации с отцовской фигурой как механизма развития самоидентичности ребенка. Выявлено, что посредством идентификации с отцовской фигурой изначально агрессивное самоутверждение ребенка получает значимую и социально принятую форму для своего проявления, что знаменует собой важный этап в развитии самоидентичности [2, c. 54].
Рассмотрим далее понятие отцовства и образ отца. Под отцовством понимают социокультурно обусловленное комплексное личностное новообразование мужчины, проявляющееся в когнитивном, эмоциональном, поведенческом и физическом аспектах, характеризующееся: а) осознанием родственной связи с детьми и чувствами, к ним испытываемыми; б) принятием и реализацией родительской роли; в) обеспечением самореализации, самоутверждения и саморазвития личности мужчины; г) влиянием на психическое и личностное развитие ребенка; д) влиянием на динамику семейных взаимоотношений.
Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец, хотя и присутствует физически, но в воспитании или развитии ребенка либо бездействует, либо действует искаженно [10, c. 68]. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения [10, c. 69].
Отцовство является необходимым условием полноценного развития личности будущего мужчины. В соприкосновении с отцом у мальчика созревают истинно мужские черты: потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и душевная сила [9, c. 17].
Восприятие мужчины в роли отца обусловлено сочетанием коллективного и индивидуального опыта [9, c. 17]. Кроме того, можно предположить, что восприятие ребенком отца и построение представлений о нем базируется на следующих аспектах:
- в когнитивном аспекте он представляет самого отца как члена семьи, обладающего определенным статусом и его атрибутами, как носителя определенных социальных функций, черт личности. Сюда же входят представления об идеальном отце;
-в поведенческом аспекте ребенок строит свои представления, основываясь на восприятии деятельности и взаимоотношений отца в семье и за ее пределами. Ребенок представляет себе, что умеет и знает или должен уметь и знать отец, каков стиль его воспитания, каковы его поступки и позиция в отношении других людей;
- в эмоциональном аспекте ребенок представляет то, как его отец относится к членам своей семьи и другим людям, какие настроения, чувства и эмоции им руководят;
- в физическом аспекте отец воспринимается как представитель мужского пола, обладающий силой, ловкостью, возрастными и внешними маскулинными характеристиками и т.п.
Детские представления, проявляющиеся во всех указанных четырех аспектах, вероятно, будут претерпевать некоторые модификации, обусловленные: 1) объективными изменениями, связанными с течением времени, индивидуальными особенностями психического онтогенеза и жизненного пути воспринимаемого мужчины-родителя; 2) индивидуальными особенностями социальной ситуации развития ребенка; 3) возрастными нормативными изменениями субъективных представлений воспринимающего индивида (ребенка).
В целом, основываясь на исследовании особенностей отцовской роли, можно отметить, что сочетание ее традиционных и новаторских элементов в их позитивных проявлениях (например: авторитет, власть, могущество, покровительство, активность, сила - вместе с высокой степенью вовлеченности в процесс ухода и воспитания ребенка, непосредственном личностном интересе к нему и эмоциональной близостью) является оптимальным условием благополучного психического развития ребенка и формирования у него четких, положительных представлений об отце.
Как отмечали Р.Шерман и Н.Фредман, в дошкольном возрасте дети имеют тенденцию к упрощенному и искаженному пониманию родителей. Они могут чрезмерно идеализировать родителя, с образом которого, как кажется ребенку, не мог бы соревноваться никто. Ребенок пока еще переносит свой личный опыт переживаний на отцовскую фигуру, зачастую приписывая свои переживания и причины их возникновения отцу. По данным В.Е.Каган, к отцу у дошкольников отношение довольно противоречивое и колеблется от глубокой привязанности до отвержения. Дети испытывают страх по отношению к его вербальной и физической агрессии.
Исходя из анализа литературы, мы полагаем, что в дошкольном возрасте, когда восприятие носит ярко выраженную эмоциональную окраску, будет преобладать именно эмоциональный аспект представлений. Выраженность поведенческого аспекта проявляется в наименьшей степени, поскольку дошкольник, в силу своей социальной ситуации развития, строит представления в основном с опорой только на то поведение и поступки отца, которые он наблюдает в семье, а не за ее пределами, что значительно ограничивает объем этих представлений. Из этого следует, что срединную позицию занимают когнитивный и физический аспекты.
Но представления физического аспекта вряд ли будут иметь более выраженный характер по сравнению с когнитивным аспектом, поскольку восприятие ребенка пока не позволяет ему концентрироваться на не слишком явно видимых и индивидуальных чертах физического облика отца, строя обобщенный, недифференцированный образ. И в то же время, дошкольник уже обладает определенным запасом представлений, о том, кто такой отец, каковы его функции, что свидетельствует в пользу большей выраженности когнитивного аспекта по сравнению с физическим: так, оппозиция «большой-маленький» в отношениях с отцом интерпретируется ребенком как социально и культурно неизбежная (Н.С. Бурлакова).
По мнению Н.С.Бурлаковой, дошкольник приписывает отцу такие социальные предикаты, как способность охранять, обладать иными способностями и являться предметом восхищения [2, c. 55]. Согласно исследованиям Т.А.Арканцевой и Е.М.Дубовской, в глазах детей отец - это сильный, смелый, уверенный, решительный, выносливый, активный и ответственный человек. По данным, полученным В.Е.Каган, у отца высоко в этом возрасте оцениваются воля, доминирование, деловая активность. Существуют данные о том, что российские дети ожидают от отца выполнения его традиционной функции; а большинство мальчиков и половина девочек обращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи.
Итак, нормой в раннем и дошкольном возрасте в восприятии отца ребенком является: преувеличение силы и могущества родителя, вера в его неограниченные возможности, достижения; преувеличение знаний, компетентности и мудрости родителя.
Дети из неполных семей в силу специфики формирования и проявления их проблем требует индивидуального педагогического подхода, учитывающего особенности жизнедеятельности семьи с одним родителем.
По мнению многих авторов, утрата ребенком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной или наркотической зависимости, невысокого чувства собственного достоинства и заниженной оценки собственных способностей, негативного отношения к родителям и повышенной необходимости обращения за консультацией к психиатру [7, c. 12].
Отсутствие в семье отца или матери влияет на развитие мужского и женского начала у детей [7, c. 12]. Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками [7, c. 12]. Влияние отсутствия отца на ребенка уменьшается по мере его взросления. На девочек отсутствие отца оказывает прямо противоположное влияние; оно может создавать определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Если же девочка воспитывается одним отцом, она может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность [7, c. 13].
Если ребенок воспитывается только одним родителем, то, как следствие, в нем развивается сильное стремление к автономии. Другое исследование показало, что вступление в повторный брак родителя, воспитывающего ребенка, часто пробуждает в ребенке чрезмерную тягу к независимости, что, в свою очередь, приводит к нарушению взаимоотношений в семье. По наблюдению авторов, во время развода ослабевает родительский контроль за ребенком, взаимные чувства и потребности в общении друг с другом, что, в свою очередь, пробуждает в подростке раннее стремление к автономии, убеждает, что в жизни нужно полагаться только на себя. С одной стороны, подростки из неполных семей более ответственны, независимы от родителей и решительны, чем те, кто растет в обычных семьях; с другой - подростки из неполных семей могут слишком рано начать активно отдаляться от дома, добиваясь поведенческой и эмоциональной автономии.
Как отмечают ученые, по итогам анализа наблюдений за детьми из неполных семей показал, что у мальчиков чаще отмечаются сложности, вызванные нехваткой авторитета, который в семье обычно представляет отец, и отсутствием возможности найти импонирующий мужской пример, удовлетворить спортивные, технические и другие интересы [3, c. 108].
Девочки, как правило, обладают большей способностью к общественному приспособлению, и воспитательные затруднения с ними возникают реже. Однако некоторым из них также не хватает авторитета отца, отношения с которым позволяли бы девочкам пережить ситуацию предварительного эмоционального восхищения и (будь то с позитивной или негативной окраской) создать представление о будущем жизненном партнере [3, c. 108].
В литературе обозначено что, для половозрастного развития ребенка необходимо, чтобы он в непосредственной близости видел примеры жизненной роли - мужской и женской. Это обязательное условие мужской идентификации у мальчиков и женской у девочек, которая наступает позже. И если мать воспитывает ребенка в одиночку, то она должна дать сыну или дочери достаточно стимулов, как из мужского, так и из женского мира, для чего ей придется перешагнуть границы своей половой принадлежности, то есть выступать сразу в двух лицах или двух ролях, что одинокому родителю сделать очень сложно. В неполной семье сложно сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию. Модели для такой идентификации ребенок вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости и какого качества.
Одно из недавних исследований образа отца было проведено О.Г. Калиной. Исследователь изучил влияние образа отца подростков из неполных семей. В результате им были получены данные о взаимосвязи образа отца у подростков с их полом, возрастом и эмоциональным благополучием [6, c. 87].
В исследованиях Е.И.Комковой, посвященных изучению восприятия себя, своих сверстников, воспитателя и родителей мальчиками и девочками из полной и неполной семьи, было доказано, что:
1. Дети из полных семей склонны идеализировать образ матери, воспринимая ее более доброй и ласковой, чем отца. Дети из неполных семей склонны идеализировать образ отца и его отношение к себе, считая его более добрым и ласковым, что в реальности встречается крайне редко.
2. Мальчики и девочки, растущие без отца, показали тенденцию выделять и описывать в матерях маскулинные качества, а в отцах — фемининые.
3. Большинство детей из неполных семей в большей степени склонны негативно воспринимать роль родителя одного с ними пола.
4. Дети, растущие без отца, воспринимают роль отца в семье не как главы семьи или ее равноправного члена, а как помощника мамы.
5. Большинство детей из неполных семей больше воспринимают и описывают воспитательную функцию родителей. Они хуже, чем дети из полных семей, описывают другие функции родителей, например, коммуникативную, познавательную и другие.
Результаты теоретического анализ литературы показали, что психическое и личностное развитие детей, воспитывающихся в неполной семье, носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность [8, c. 64].
Е.И.Комкова отмечает, что образ отца как феномен сознания ребенка из неполной семьи включает в себя элементы реального и идеального образов отца, оценку стилей поведения отца, его достижений [8, c. 64].
У мальчиков образ отца менее дифференцирован, чем у девочек. Девочки выделяют образ альтруистического, успешного, принимаемого ими отца и образ эгоистичного, агрессивного отца. Авторитарность является неотъемлемой характеристикой поведения отца с точки зрения девочек. Положительная или отрицательная оценка авторитарности отца дочерью зависит от того, какие еще качества демонстрирует отец [8, c. 65].
Образ отца у детей характеризуется сложной структурой и неоднозначным содержанием. Важной составляющей этого образа в дошкольном возрасте является успешность отца. Критерии успешности отца изменяются в зависимости от половой принадлежности подростка. Для мальчиков критерий успешности отца - его социальная значимость и материальные достижения [8, c. 66]. Для девочек - компетентность отца в построении межличностных отношений и его материальные достижения как один из способов заботы о семье.
Таким образом, были выявлены следующие особенности образа отца у детей из неполных семей:
1. Существует взаимосвязь образа отца у подростков с их полом, возрастом и эмоциональным благополучием.
2 Дети из полных семей склонны идеализировать образ отца и его отношение к себе, считая его более добрым и ласковым, что в реальности встречается крайне редко.
3. Мальчики и девочки, растущие без отца, показали тенденцию выделять и описывать в отцах — фемининные качества.
4. Большинство детей из неполных семей в большей степени склонны негативно воспринимать роль родителя одного с ними пола.
5. Дети, растущие без отца, воспринимают роль отца в семье не как главы семьи или ее равноправного члена, а как помощника мамы.
5. Большинство детей из неполных семей больше воспринимают и описывают воспитательную функцию родителей. Они хуже, чем дети из полных семей, описывают другие функции родителей, например, коммуникативную, познавательную и другие.
6. Образ отца как феномен сознания ребенка из неполной семьи включает в себя элементы реального и идеального образов отца, оценку стилей поведения отца, его достижений.
7. У мальчиков образ отца менее дифференцирован, чем у девочек. Девочки выделяют образ альтруистического, успешного, принимаемого ими отца и образ эгоистичного, агрессивного отца. Авторитарность является неотъемлемой характеристикой поведения отца с точки зрения девочек. Положительная или отрицательная оценка авторитарности отца дочерью зависит от того, какие еще качества демонстрирует отец.
Литература
- Борисова А. Ю. Магистерская диссертация по теме: «Психолого-педагогические условия формирования образа матери у детей старшего дошкольного возраста», 2011.
- Бурлакова Н.С. Идентификация с отцовской фигурой как механизм развития самоидентичности ребенка //Семейная психология и семейная терапия. – 2004. – № 1. – С. 54-76.
- Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. - 2004. - №11. - С. 108-114
- Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. - 1982. - № 1. - С. 59-68.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
- Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) //Семейная психология и семейная терапия. – 2006. – № 1. – С. 87–99.
- Королева, С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей /С. А. Королева // Психологическая наука и образование 2003, - №4 – С. 12 – 19.
- Комкова, Е. И. Социальная перцепция детей из неполных семей / Е.И. Комкова // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. — Т.142 —2011. — С. 63—71.
- Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.
- Лебедева Ю.В. Исследование образа отца в воспитании дошкольника //Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб., 2003. Т. 5. С. 65 – 67.
- Литвинова А.В., Большакова Н.Г. Зависимость ориентировки супругов в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 2 / под общ. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2005. С. 318—322.
- Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
- Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – Изд. 4-е. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 736 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности «образа отца» у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.
С.Г.Каталагина
Санкт-Петербург, Россия
В настоящее время проблема изучения особенностей образа отца у детей из неполных семей является актуальной. Современный мужчина уделяет меньше внимания семье и детям, что приводит к несформированному образу отца в сознании детей, а так же к нарушению взаимопонимания между ними. Для молодого человека очень важно иметь положительный образ отца, иметь с ним отношения, подкрепленные деловым и нравственным авторитетом мужчины, поскольку именно такой авторитет способствует формированию гармонично развитой личности юношей. Кроме того, отец формирует в девочке – представление об идеале ее будущего избранника, он способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.
Образ семьи у детей и подростков - это симбиоз своих представлений о нормативной семье и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о собственной семье [5, c. 87]. С первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Условия, уклад жизни в семье, где воспитывается ребенок, дают «фундамент» на развитие ожиданий своей собственной будущей семьи. Необходимо дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями [5, c. 87].
Образ семьи это видовой компонент «образа мира»; в содержательном плане «образ семьи» представляет собой субъективную модель семьи как малой (первичной) группы, характеризующейся определенными связями, отношениями ее членов, проявляющимися в круговых паттернах взаимодействий, в распределении ролей и функций; в функциональном плане «образ семьи» выступает как система социальных установок.
Проблема образа отца в структуре образа семьи имеет комплексный характер, и ее понимание тесно связано с темой семьи, семейных традиций, воспитания молодого поколения, культуры семьи.
О роли отца и его воспитательной значимости говорили ведущие педагоги В.Г.Белинский, Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский и др. Разделили значимость отцовского и материнского влияния в психическом развитии ребенка отечественный и зарубежные психологи Б.И.Кочубей, В.С.Мухина, Р.В.Овчарова, В.Н.Соколова, А.С.Спиваковская, Б. Спок, Г.Я.Юзефович, А.Фромм, Л.Б.Шнейдер и др.
Как отмечает Р.В.Овчарова, отцовство - это интегральное психологическое образование личности отца, включающее осознание родственной связи с детьми и чувства, испытываемые к своим детям, принятие и исполнение родительской роли, а также способствующей самореализации, самоутверждению, саморазвитию личности отца [12, c. 105].
Понятие «образ отца» различные авторы определяют по-разному. Так, например, А.В.Литвинова и Н.Г.Большакова данное понятие определяют как «восприятие ребенком различий психологических качеств отца и матери, определяющих развертывание его будущей личности». А.А.Соловьева выделяет следующие аспекты такого представления и восприятия ребенком своих родителей: «образ реального родителя» - представление ребенком о своем родителе, «образ идеального родителя» - представление ребенка об идеальном, желаемом родителе, «образ себя как родителя» — представление ребенка о том, каким он будет родителем и как себя видит в этой роли [11, c. 318].
Отечественные психологи указывают, что отец является для сыновей примером того, как следует сдерживать и контролировать себя (Ю.Е.Алешина, И.Ю.Борисов). А так же то, что отцы во многом влияют на моральное воспитание детей, формирование у них понятия о добре и зле (А.С.Макаренко, Л.Б.Шнейдер).
Как отмечал А.И.Захаров, недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели мужской идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика, что неблагоприятно сказывается в дальнейшем на воспитании его собственных детей [4, c. 59].
В работах различных исследователей получены определенные данные о психологических особенностях «образа отца».
Ю.В.Лебедева, изучая образ отца в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, получила следующие результаты. Для большинства детей отец является более значимой фигурой по сравнению с матерью. Исследователь указывает, что фигура отца является наиболее значимой для мальчиков 5–7 лет в период полоролевой идентификации [10, c. 65].
По мнению Н.С.Бурлаковой, в значительной мере образ себя и образ другого, формируются у ребенка через влияние отцовских функций. Целью исследования данного автора было изучение возрастных трансформаций становления образа для идентификации с отцовской фигурой как механизма развития самоидентичности ребенка. Выявлено, что посредством идентификации с отцовской фигурой изначально агрессивное самоутверждение ребенка получает значимую и социально принятую форму для своего проявления, что знаменует собой важный этап в развитии самоидентичности [2, c. 54].
Рассмотрим далее понятие отцовства и образ отца. Под отцовством понимают социокультурно обусловленное комплексное личностное новообразование мужчины, проявляющееся в когнитивном, эмоциональном, поведенческом и физическом аспектах, характеризующееся: а) осознанием родственной связи с детьми и чувствами, к ним испытываемыми; б) принятием и реализацией родительской роли; в) обеспечением самореализации, самоутверждения и саморазвития личности мужчины; г) влиянием на психическое и личностное развитие ребенка; д) влиянием на динамику семейных взаимоотношений.
Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец, хотя и присутствует физически, но в воспитании или развитии ребенка либо бездействует, либо действует искаженно [10, c. 68]. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения [10, c. 69].
Отцовство является необходимым условием полноценного развития личности будущего мужчины. В соприкосновении с отцом у мальчика созревают истинно мужские черты: потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и душевная сила [9, c. 17].
Восприятие мужчины в роли отца обусловлено сочетанием коллективного и индивидуального опыта [9, c. 17]. Кроме того, можно предположить, что восприятие ребенком отца и построение представлений о нем базируется на следующих аспектах:
- в когнитивном аспекте он представляет самого отца как члена семьи, обладающего определенным статусом и его атрибутами, как носителя определенных социальных функций, черт личности. Сюда же входят представления об идеальном отце;
-в поведенческом аспекте ребенок строит свои представления, основываясь на восприятии деятельности и взаимоотношений отца в семье и за ее пределами. Ребенок представляет себе, что умеет и знает или должен уметь и знать отец, каков стиль его воспитания, каковы его поступки и позиция в отношении других людей;
- в эмоциональном аспекте ребенок представляет то, как его отец относится к членам своей семьи и другим людям, какие настроения, чувства и эмоции им руководят;
- в физическом аспекте отец воспринимается как представитель мужского пола, обладающий силой, ловкостью, возрастными и внешними маскулинными характеристиками и т.п.
Детские представления, проявляющиеся во всех указанных четырех аспектах, вероятно, будут претерпевать некоторые модификации, обусловленные: 1) объективными изменениями, связанными с течением времени, индивидуальными особенностями психического онтогенеза и жизненного пути воспринимаемого мужчины-родителя; 2) индивидуальными особенностями социальной ситуации развития ребенка; 3) возрастными нормативными изменениями субъективных представлений воспринимающего индивида (ребенка).
В целом, основываясь на исследовании особенностей отцовской роли, можно отметить, что сочетание ее традиционных и новаторских элементов в их позитивных проявлениях (например: авторитет, власть, могущество, покровительство, активность, сила - вместе с высокой степенью вовлеченности в процесс ухода и воспитания ребенка, непосредственном личностном интересе к нему и эмоциональной близостью) является оптимальным условием благополучного психического развития ребенка и формирования у него четких, положительных представлений об отце.
Как отмечали Р.Шерман и Н.Фредман, в дошкольном возрасте дети имеют тенденцию к упрощенному и искаженному пониманию родителей. Они могут чрезмерно идеализировать родителя, с образом которого, как кажется ребенку, не мог бы соревноваться никто. Ребенок пока еще переносит свой личный опыт переживаний на отцовскую фигуру, зачастую приписывая свои переживания и причины их возникновения отцу. По данным В.Е.Каган, к отцу у дошкольников отношение довольно противоречивое и колеблется от глубокой привязанности до отвержения. Дети испытывают страх по отношению к его вербальной и физической агрессии.
Исходя из анализа литературы, мы полагаем, что в дошкольном возрасте, когда восприятие носит ярко выраженную эмоциональную окраску, будет преобладать именно эмоциональный аспект представлений. Выраженность поведенческого аспекта проявляется в наименьшей степени, поскольку дошкольник, в силу своей социальной ситуации развития, строит представления в основном с опорой только на то поведение и поступки отца, которые он наблюдает в семье, а не за ее пределами, что значительно ограничивает объем этих представлений. Из этого следует, что срединную позицию занимают когнитивный и физический аспекты.
Но представления физического аспекта вряд ли будут иметь более выраженный характер по сравнению с когнитивным аспектом, поскольку восприятие ребенка пока не позволяет ему концентрироваться на не слишком явно видимых и индивидуальных чертах физического облика отца, строя обобщенный, недифференцированный образ. И в то же время, дошкольник уже обладает определенным запасом представлений, о том, кто такой отец, каковы его функции, что свидетельствует в пользу большей выраженности когнитивного аспекта по сравнению с физическим: так, оппозиция «большой-маленький» в отношениях с отцом интерпретируется ребенком как социально и культурно неизбежная (Н.С. Бурлакова).
По мнению Н.С.Бурлаковой, дошкольник приписывает отцу такие социальные предикаты, как способность охранять, обладать иными способностями и являться предметом восхищения [2, c. 55]. Согласно исследованиям Т.А.Арканцевой и Е.М.Дубовской, в глазах детей отец - это сильный, смелый, уверенный, решительный, выносливый, активный и ответственный человек. По данным, полученным В.Е.Каган, у отца высоко в этом возрасте оцениваются воля, доминирование, деловая активность. Существуют данные о том, что российские дети ожидают от отца выполнения его традиционной функции; а большинство мальчиков и половина девочек обращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи.
Итак, нормой в раннем и дошкольном возрасте в восприятии отца ребенком является: преувеличение силы и могущества родителя, вера в его неограниченные возможности, достижения; преувеличение знаний, компетентности и мудрости родителя.
Дети из неполных семей в силу специфики формирования и проявления их проблем требует индивидуального педагогического подхода, учитывающего особенности жизнедеятельности семьи с одним родителем.
По мнению многих авторов, утрата ребенком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной или наркотической зависимости, невысокого чувства собственного достоинства и заниженной оценки собственных способностей, негативного отношения к родителям и повышенной необходимости обращения за консультацией к психиатру [7, c. 12].
Отсутствие в семье отца или матери влияет на развитие мужского и женского начала у детей [7, c. 12]. Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками [7, c. 12]. Влияние отсутствия отца на ребенка уменьшается по мере его взросления. На девочек отсутствие отца оказывает прямо противоположное влияние; оно может создавать определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Если же девочка воспитывается одним отцом, она может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность [7, c. 13].
Если ребенок воспитывается только одним родителем, то, как следствие, в нем развивается сильное стремление к автономии. Другое исследование показало, что вступление в повторный брак родителя, воспитывающего ребенка, часто пробуждает в ребенке чрезмерную тягу к независимости, что, в свою очередь, приводит к нарушению взаимоотношений в семье. По наблюдению авторов, во время развода ослабевает родительский контроль за ребенком, взаимные чувства и потребности в общении друг с другом, что, в свою очередь, пробуждает в подростке раннее стремление к автономии, убеждает, что в жизни нужно полагаться только на себя. С одной стороны, подростки из неполных семей более ответственны, независимы от родителей и решительны, чем те, кто растет в обычных семьях; с другой - подростки из неполных семей могут слишком рано начать активно отдаляться от дома, добиваясь поведенческой и эмоциональной автономии.
Как отмечают ученые, по итогам анализа наблюдений за детьми из неполных семей показал, что у мальчиков чаще отмечаются сложности, вызванные нехваткой авторитета, который в семье обычно представляет отец, и отсутствием возможности найти импонирующий мужской пример, удовлетворить спортивные, технические и другие интересы [3, c. 108].
Девочки, как правило, обладают большей способностью к общественному приспособлению, и воспитательные затруднения с ними возникают реже. Однако некоторым из них также не хватает авторитета отца, отношения с которым позволяли бы девочкам пережить ситуацию предварительного эмоционального восхищения и (будь то с позитивной или негативной окраской) создать представление о будущем жизненном партнере [3, c. 108].
В литературе обозначено что, для половозрастного развития ребенка необходимо, чтобы он в непосредственной близости видел примеры жизненной роли - мужской и женской. Это обязательное условие мужской идентификации у мальчиков и женской у девочек, которая наступает позже. И если мать воспитывает ребенка в одиночку, то она должна дать сыну или дочери достаточно стимулов, как из мужского, так и из женского мира, для чего ей придется перешагнуть границы своей половой принадлежности, то есть выступать сразу в двух лицах или двух ролях, что одинокому родителю сделать очень сложно. В неполной семье сложно сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию. Модели для такой идентификации ребенок вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости и какого качества.
Одно из недавних исследований образа отца было проведено О.Г. Калиной. Исследователь изучил влияние образа отца подростков из неполных семей. В результате им были получены данные о взаимосвязи образа отца у подростков с их полом, возрастом и эмоциональным благополучием [6, c. 87].
В исследованиях Е.И.Комковой, посвященных изучению восприятия себя, своих сверстников, воспитателя и родителей мальчиками и девочками из полной и неполной семьи, было доказано, что:
1. Дети из полных семей склонны идеализировать образ матери, воспринимая ее более доброй и ласковой, чем отца. Дети из неполных семей склонны идеализировать образ отца и его отношение к себе, считая его более добрым и ласковым, что в реальности встречается крайне редко.
2. Мальчики и девочки, растущие без отца, показали тенденцию выделять и описывать в матерях маскулинные качества, а в отцах — фемининые.
3. Большинство детей из неполных семей в большей степени склонны негативно воспринимать роль родителя одного с ними пола.
4. Дети, растущие без отца, воспринимают роль отца в семье не как главы семьи или ее равноправного члена, а как помощника мамы.
5. Большинство детей из неполных семей больше воспринимают и описывают воспитательную функцию родителей. Они хуже, чем дети из полных семей, описывают другие функции родителей, например, коммуникативную, познавательную и другие.
Результаты теоретического анализ литературы показали, что психическое и личностное развитие детей, воспитывающихся в неполной семье, носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность [8, c. 64].
Е.И.Комкова отмечает, что образ отца как феномен сознания ребенка из неполной семьи включает в себя элементы реального и идеального образов отца, оценку стилей поведения отца, его достижений [8, c. 64].
У мальчиков образ отца менее дифференцирован, чем у девочек. Девочки выделяют образ альтруистического, успешного, принимаемого ими отца и образ эгоистичного, агрессивного отца. Авторитарность является неотъемлемой характеристикой поведения отца с точки зрения девочек. Положительная или отрицательная оценка авторитарности отца дочерью зависит от того, какие еще качества демонстрирует отец [8, c. 65].
Образ отца у детей характеризуется сложной структурой и неоднозначным содержанием. Важной составляющей этого образа в дошкольном возрасте является успешность отца. Критерии успешности отца изменяются в зависимости от половой принадлежности подростка. Для мальчиков критерий успешности отца - его социальная значимость и материальные достижения [8, c. 66]. Для девочек - компетентность отца в построении межличностных отношений и его материальные достижения как один из способов заботы о семье.
Таким образом, были выявлены следующие особенности образа отца у детей из неполных семей:
1. Существует взаимосвязь образа отца у подростков с их полом, возрастом и эмоциональным благополучием.
2 Дети из полных семей склонны идеализировать образ отца и его отношение к себе, считая его более добрым и ласковым, что в реальности встречается крайне редко.
3. Мальчики и девочки, растущие без отца, показали тенденцию выделять и описывать в отцах — фемининные качества.
4. Большинство детей из неполных семей в большей степени склонны негативно воспринимать роль родителя одного с ними пола.
5. Дети, растущие без отца, воспринимают роль отца в семье не как главы семьи или ее равноправного члена, а как помощника мамы.
5. Большинство детей из неполных семей больше воспринимают и описывают воспитательную функцию родителей. Они хуже, чем дети из полных семей, описывают другие функции родителей, например, коммуникативную, познавательную и другие.
6. Образ отца как феномен сознания ребенка из неполной семьи включает в себя элементы реального и идеального образов отца, оценку стилей поведения отца, его достижений.
7. У мальчиков образ отца менее дифференцирован, чем у девочек. Девочки выделяют образ альтруистического, успешного, принимаемого ими отца и образ эгоистичного, агрессивного отца. Авторитарность является неотъемлемой характеристикой поведения отца с точки зрения девочек. Положительная или отрицательная оценка авторитарности отца дочерью зависит от того, какие еще качества демонстрирует отец.
Литература
- Борисова А. Ю. Магистерская диссертация по теме: «Психолого-педагогические условия формирования образа матери у детей старшего дошкольного возраста», 2011.
- Бурлакова Н.С. Идентификация с отцовской фигурой как механизм развития самоидентичности ребенка //Семейная психология и семейная терапия. – 2004. – № 1. – С. 54-76.
- Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. - 2004. - №11. - С. 108-114
- Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. - 1982. - № 1. - С. 59-68.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
- Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) //Семейная психология и семейная терапия. – 2006. – № 1. – С. 87–99.
- Королева, С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей /С. А. Королева // Психологическая наука и образование 2003, - №4 – С. 12 – 19.
- Комкова, Е. И. Социальная перцепция детей из неполных семей / Е.И. Комкова // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. — Т.142 —2011. — С. 63—71.
- Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.
- Лебедева Ю.В. Исследование образа отца в воспитании дошкольника //Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб., 2003. Т. 5. С. 65 – 67.
- Литвинова А.В., Большакова Н.Г. Зависимость ориентировки супругов в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 2 / под общ. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2005. С. 318—322.
- Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
- Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – Изд. 4-е. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 736 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для детей старшего дошкольного возраста тема:" Моя семья".
Викторина для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Моя семья"....
Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с презентацией "Семья солнца"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром...
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции
Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...
картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по теме "Семья"
в картотеке представлены игры, направленные на развитие различных компонентов речи (ЗКР, связная речь, обогащение активного словаря)...
Занятие для детей старшего дошкольного возраста. ТЕМА: МОЯ СЕМЬЯ
Занятие для детей старшего дошкольного возраста.ТЕМА: МОЯ СЕМЬЯЦели:1. Обратить внимание детей на отношения в своей семье.2. Формирование позитивного отношени...
Программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.
Данная программа предполагает формирование у дошкольников знаний о современной жизни, традициях, истории, религиозной культуре нашего народа, а также воспитывает их интерес к родной стране, области, г...
Консультация для родителей в старшей группе «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»
повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи...