Традиции и обычаи русского народа
проект (подготовительная группа)
Проект для детей старшего дошкольного возраста. Проект длительный. на 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_traditsii_i_obychai_russkogo_naroda.docx | 51.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Традиции и обычаи русского народа»
старший возраст
Проект подготовила воспитатель подготовительной группы
Крахмаль Светлана Владимировна
Воспитание ,созданное своим народом и основанное на народных началах , имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах К Ушинский.
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Традиции и обычаи русского народа»
В наше время остро стоит вопрос духовно – нравственного воспитания дошкольников. Сегодня на первое место выходит благосостояние людей, а не его духовный мир, искажено понятие доброты и милосердия. Возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно – нравственного воспитания. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных. В частности в Законе подчёркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества: формирование нравственной личности Среди важнейших задач воспитания Концепции модернизации Российского образования называется формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и т.д.
В нашем современном, быстро меняющемся мире каждое поколение детей становится совершенно иным, чем предыдущие дети. Подражание западным нормам жизни, привели к потере морально-нравственных норм и ценностей. Склонность детей к равнодушию страшна. Растёт число детей с особыми образовательными потребностями (повышенная агрессия или полная незаинтересованность в происходящем). У части родителей слабая педагогическая состоятельность, обилие разнообразного, часто неоднозначного с педагогической точки зрения информационного поля, повышенный тревожный фон взаимодействия семьи и детского сада. Становится ясным и очевидным, что, без духовности, которую несут в себе русские народные традиции, обряды, праздники, творчество, нам не обрести согласия в обществе. Не воспитать детей патриотами своей родины, так как из их душ, исчезает сострадание, сочувствие - вечные ценности. И без духовно нравственного воспитания нам никак не обойтись. Необходимо привести в соответствие ФГОС ДО содержания деятельности ДОО, обеспечения преемственности и взаимодействие с семьями воспитанников.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного образовательного учреждения. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.
ДОО - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Взаимодействие детского сада и семьи в проектной деятельности является одной из форм успешной работы
Одной из успешных форм сотрудничества с родителями в нашем детском саду является проектирование (или метод проектов) в этой форме работы принимают участие дети и их родители, педагоги ДОО.
Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2020года – май 20 21года).
Вид проекта - практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Гипотеза проекта:
Использование педагогами и родителями ГБДОУ ЦРР детский сад 33 средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц, сказок, песен, поговорок и т.д.), художественной литературы в НОД и в совместной деятельности с детьми, ознакомление с культурой страны и родного края - будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Цель проекта:
Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта:
- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм, праздникам;
- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОО программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию;
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОО и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Участники проекта
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- дети в возрасте от 4до 5 лет;
- родители (законные представители).
Механизмы реализации проекта.
- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Формирование партнерского сообщества сотрудников ДОУ, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Взаимодействие с семьей:
- Консультирование родителей о темах, критериях отбора и методах сбора информации для детей.
- Привлечение родителей к сбору литературы.
- Организация выставок детских работ.
- Совместное творчество с детьми по изготовлению поделок для выставок.
Методы реализации проекта.
1.Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогами, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- наблюдение, экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение литературных произведений;
- загадывание и отгадывание загадок;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, народные игры и др.);
- разбор ситуаций;
- изготовление кукол самокруток «Берегиня»;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями.
Этапы реализации проекта «Традиции и обычаи русского народа».
1. Подготовительный этап
- Диагностика;
- Определение цели и задач проекта;
- Изучение литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
- Составление плана;
- Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
- Создание развивающей среды.
2. Основной этап
- Совместная деятельность с детьми;
- Привлечение и совместная деятельность с родителями;
- Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии;
- Участие в праздниках, обрядах;
- Участие в творческих конкурсах;
- Участие в проектной деятельности.
- 3. Завершающий этап
- Диагностика;
- Презентация проекта «Традиции и обычаи русского народа».
Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
- Обеспечение материально-технических условий;
- Подбор литературы, произведений русского народного творчества, наглядного материала;
- Подготовка материала для продуктивной деятельности;
- Подборка народных подвижных и дидактических игр;
- Использование мультимедийных презентаций в НОД;
- Разработка мини проектов по темам народных праздников
- Подборка музыкального сопровождения.
М есяц | тема | Формы и содержание работы с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Хоть холоден сентябрь батюшка –да сыт Образовательные -Формировать представление об осени,на основе ознакомления с существенными признаками сентбря,народным земледельческим календарем. -Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх -развивать общие речевые навыки,зрительное восприятие в процессе игрового общения. -Активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи. Воспитательные :воспитывать внимательное и бережное отношение к природе, к труду взрослых, любовь к художественному слову Развивать эмоциональную сферу. Словарная работа : сентябрь, хмурень, заморозки, голубика, клюква. брусника. брусена.кафтан.тулуп. Рябина –именинница _Знакомить детей с русскими народными украшениями -Развивать мелкую моторику при помощи изготовления бус из рябины -Воспитывать произвольное внимание Не печь кормит, а руки Закрепить знания детей о русской печке.кухонной утвари,об овощах на русском столе, Расширять словарный запас Капустонька Познакомить детей с праздником Воздвиженья (27 сентября)с традицией устраивать капустные вечеринки.Расширять словарный запас.воспитывать доброту, дружелюбие,смекалку. Взаимопомощь в процессе игр соревновательного характера. | Игровые обучающие ситуации,наблюдения.загадки Игра малой подвижности « Овощи-фрукты»,Игра «Что осень в корзинке принесла» «Огородник и воробей» Беседа: о народных приметах Рассматривание иллюстраций с изображением девушек в народной одежде с украшениями,загадки про рябину.. Изготовление бус из рябины,поделок Пословицы,поговорки о хлебе, НОД-Хлеб всему голова. П,и «Арина»,рассматривание репродукции И.Шишкина «Рожь».Беседа «Земелюшка-матушка» Знакомство с куклой «Зерновушка « или « Стригушка» Беседа о капустных вечеринках.Развлечение «Капустные вечеринки с элементами русского фольклора». п,и Огородник и воробей»,»Капустонька» «Вейся,вейся капуста»-хоровод,пословицы,поговорки Прослушивание р.н песен | Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении Конкурс работ « Осенние Дарилки» Консультации для родителей«Фольклор и его значение в воспитание детей». |
Октябрь | Октябрь грязник –ни колеса .ни полоза не любит Образовательные -Продолжать формировать представление об осени на основе знакомства с существенными признаками октября,народным земледельческим календарем. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх,знакомство с пословицами и поговорками. -Развивать общие речевые навыки,зрительное восприятие в процессе игрового общения -Учить фантазировать ,используя в качестве основы игровую ситуацию. Воспитательные: Воспитывать внимательное и бережное отношение к живтному миру ,любовь к художественному словуи произведениям русского народного творчества. -Развивать эмоциональную сферу. Словарная работа :октябрь.за вихры дерет,валится сухостой,листобой.грязник. ветродуй,мокрохвост.хлебник, конопатить,посиделки,частушки. Покров (14 октября) Познакомить детей с народным праздником Покрова Пресвятой Богородицы.с Покровскими ярмарками. Приобщать к традициям и обычаям русского народа. Развивать интерес к народным праздникам и русскому фольклору Как рубашка в поле выросла. 10 ноября –День прасковьи Льняницы Рассказать детям о выращивании и обработке льна.,ткачестве. Развивать художественно эстетическое восприятие произведений народного творчества ( льняные вышитые изделия,русский костюм) Дать представление о русском национальном костюме | Народные приметы,пословицы,поговорки.загадки, Беседа об осени,Рассматривание иллюстраций. Творческая деятельность:рисование,аппликация «Осенний пейзаж» П/И «Горелки», « Плетень» Беседа «Покров пришел,зима скоро».Чтение Аксакова «Аленький цветочек», Приметы,пословицы,песенка-игра «Где был Иванушка?» П/и-»Гори,гори ясно»,Колечко,У дядюшки Трифона. Исполнение частушек Развлечение «Осенины» НОД « Как рубашка в поле выросла»,хоровод « Уж я сеяла,я сеяла ленок»пословицы и загадки о льне. п/и Прялица.Плетень,Дрозд Прослушивание рн песен:»Ой ты прялица».»Пряха».»Вот те гребень» Чтение К .Ушинский « Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций к ней. | Покровская ярмарка Совместная творческая деятельность «Плетение кушаков Изготовление тряпичной куклы « Зайчик» мастер класс |
Ноябрь | Ноябрь –ворота зимы -Формировать представление об осени на основе знакомства с существенными признаками ноября,народным земледельческим календарем. _ Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх знакомство с пословицами и поговорками. -Развивать общие речевые навыки,зрительное восприятие в процессе игрового общения -Учить фантазировать ,используя в качестве основы игровую ситуацию. Воспитательные: Воспитывать внимательное и бережное отношение к живтному миру ,любовь к художественному словуи произведениям русского народного творчества. -Развивать эмоциональную сферу. Словарная работаноябрь,полузимник, листогной.красногрудые снегири, пернатые гости,суетливые чечетки Семья вместе-душа на месте Дать знания об истоках нравственности .которые зарождаются в семье-дети помощники в семье,у девочек и мальчиков свои обязанности.Объяснить выражение «Семейный очаг» Кузьминки-осени поминки (14 ноября) Дать детям знания о ремеслах.их значении в жизни человека.Продолжать приобщать к истокам русской национальной культуры.Воспитывать трудолюбие | Народные приметы,пословицы,поговорки П\И «У дядюшки Трифона», «Воробьи,вороны», «Золотые ворота» Пословицы,поговорки о семье.Исполнение рнп по выбору педагога.Речевое упражнение «Скажи какая …»НОД «Семейный очаг»,беседа о семье.Прослушивание колыбельных песенок п/И-«Бабушка Маланья», У дядюшки Трифона Беседы о семье «Дружная семейка» Слушание рнп « Было у матушки двенадцать дочерей» Пословицы о семье.Прослушивание и заучивание Колыбельных песенок,потешек. П// «Как у дедушки Трифона»,»Бабушка Маланья» «Сижу –посижу» Рисование «Моя семья».Чтение « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,»Гуси-Лебеди».Составление рассказов «Моя семья»Скажи про маму ласково-речевое упражнение. Упражнение « Моя мечта…..» НОд беседа о ремеслах рассказ о празднике Кузьминки,Слушание р.н п «Во кузнице..»хоровод»На горе- то калина..» Загадывание загадок о предметах быта,пословицы,поговорки о труде и учении П,и-Кошка-мышка.Хороводная игра « По –за городу гуляет» Чаепитие с баранками. | Составление генеалогического древа |
Декабрь | Декабрь год кончает-зиму начинает Образовательные Формировать представление о зиме на основе знакомства с существенными признаками декабря и народным земледельческим календарем. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. _ Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх знакомство с пословицами и поговорками. -Развивать общие речевые навыки,зрительное восприятие в процессе игрового общения -Учить фантазировать ,используя в качестве основы игровую ситуацию Воспитательные:воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности Словарная работа: декабрь, лютень,студенец.налог,залог,выкуп,зимний солнцеворот, разгорание солнца 14 декабря День Наума Грамотника Познакомить детей с историческим праздником грамоты Прививать любовь к русскому языку и гордость за него Развивать речевые умения Традиции празднования Нового года на Руси Активизировать речевую деятельность. | Народные приметы,пословицы,поговорки,Обучающая ситуация «Декабрь год кончает-зиму начинает.Чтение р.н ск.Морозко». Беседы- диалоги Словесная игра «Кузовок»ЭП/И «Два Мороза» Творческая деятельность:рисование аппликация из полосок,«Снежинки», Слушание рнп « Ой ты зимушка,сударушка» Пословицы о грамоте и знаниях рассказ педагога о книгопечатании, беседы о появлении письменности на Руси. Игра словесная«Кузовок»,Развлечение « Грамоте учиться,всегда пригодится»,игра» Пословицы о грамотности и обучении.Скороговорки,загадки. Упражнение :выложить из палочек или нарисовать первую букву своего имени.Угадай какая буква? Беседа « Как пришел к нам Новый год ?» Творческая деятельность « Новогодняя открытка» Просмотр новогодних м/ф… П/и «Два Мороза», Рассматривание новогодних открыток | Конкурс новогодних поделок Создание коллекции новогодних открыток |
Январь | Январь-зимы государь Образовательные Формировать представление о зиме на основе знакомства с существенными признаками января Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира Развивать общие речевые навыки зрительное восприятие в процессе игрового общения. Воспитательные Воспитывать бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности. Словарная работа:январь,лютый,государь.тулуп. птичьи замашки ,на лучине нагар, Рождество,Крещенье,святки,сочельник,колядки. 7 января –Рождество 19 января-крещение - Знакомство с традициями и обычаями русского народа.Познакомить детей с русским народным праздником «Зимние Святки» традициями ряжения,колядования.Вызвать интерес к разучиванию колядок и их обыгрыванию.Воспитывать гостеприимство и умение быть благодарным | Знакомство с пословицами ,поговорками и приметами января. - Знакомство с блюдами народной кухни - Русские народные игры «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки», «Гори - гори ясно» Беседы о зиме,о природе.о приметах и пословицах,о поведении зверей и птиц. Чтение сказок « Морозко», « Снегурочка» Беседа «Добро и зло в русских народных сказках» Беседа о Рождестве и традициях ,связанных с этим праздником. Заучивание колядок.Рассматривание атрибутов ( мешок для угощений, костюмы, маски) Игра « Заморожу» Развлечение « Святки» Инсценировки небылиц.Разучивание колыбельных песен. Слушание народных песен (по выбору) Изготовление из бумаги ангелочков | Видео урок «Как сделать куклу –закрутку» |
Февраль | Февраль –рог зиме сшибает Продолжать формировать представление о зиме на основе знакомства с существенными признаками февраля ,народными приметами,пословицами.расширять словарный запас через участие в народных играх , знакомства с пословицами и поговорками. Развивать общие речевые навыки. Воспитательные Воспитывать бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности. Развивать эмоциональную сферу.расширять художественно-творческие способности. Познакомить детей с небылицами как жанром устного народного творчества.учить понимать юмор . Словарная работа :февраль,снежная поземка. Снеговей, сугробы оседают,зимобор, снежень.вьюговей, бокогрей, свадебник. | Народные приметы,пословицы,поговорки Рассказ о феврале, о происхождении народных названий. Речевая игра « Четвертый лишний»»Скажи наоборот» П\И «Горелки»,»Кошки-Мышки» Разучивание и инсценировки небылиц. Творческая деятельность Рисование .аппликация«Февральские метели»
Подготовка театрализации «Репка» или ( по выбору воспитателя) | Подготовка костюмов Театрализованное представление для родителей по сказке «Репка» |
март | Март и снегом сеет и солнцем греет Продолжать формировать представление о весне на основе знакомства с существенными признаками марта ,народными приметами,пословицами.расширять словарный запас через участие в народных играх , знакомства с пословицами и поговорками. Развивать общие речевые навыки , путем развития доказательной речи. Воспитательные Развивать эмоциональную сферу.Воспитавать любовь к художественному слову, и продуктивной творческой деятельности 17 марта –Герасим грачевник.22 марта -Сороки Расширить представления о перелетной птице,-граче.Познакомить с обрядом «закликания весны Учить изготавливать птиц из бумаги. Едет Масленица дорогая Познакомить детей с русским народным праздником масленица.основным героем-масленица,обрядовой едой-блинами,песнями о масленице, играми.Развивать художественное восприятие детей. Словарная работа:март,утро весны, утро года, солнечник,капельник, зимобор, синицы тенькают, день весеннего равноденствия. | Народные приметы,пословицы,поговорки Рассказ о марте, о происхождении народных названий.Рассматривание картин и иллюстраций о весне. п/и «Дрозд» чтение рн ск «Ворона» слушание пения птиц на прогулке . рассматривание картины А.Саврасова « Грачи прилетели» Изготовление грача из бумаги.( или другого материала).Обыгрывание обряда закликания весны. Сороки- беседа, выпекание жаворонков из пресного теста или лепка из пластилина. Заучивание веснянок. Загадки про птиц. Развлечение Сороки .п\и « Золотые ворота», Летает не летает, Две тетери, - Исследование характерных особенностей русских национальных костюмов - Руссский народный православный праздник «Масленица»-рассматривание картин В.Кустодиева « Масленица» - Выставка «Куклы наших бабушек» - Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука» | Подготовка к выставке « Куклы наших бабушек»-сбор материала - Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука» Консультация - практикум для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры» |
апрель | Идет матушка весна –отворяй-ка ворота Продолжать формировать представление о весне на основе знакомства с существенными признаками апреля ,народными приметами,пословицами.расширять словарный запас через участие в народных играх , знакомства с пословицами и поговорками. Развивать общие речевые навыки , путем развития доказательной речи. Воспитательные Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние явлении я природы.Воспитавать любовь к художественному слову, и продуктивной творческой деятельностиПоказать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств. Словарная работа:апрель,ледолом, снегогон, цветень, березень, распушились почки,солнце играет,пробуждение природы, Благовещение Светлая Пасха Создавать условия для ознакомления с культурой русского народа. Приобщать к общечеловеческой культуре через ознакомление с библейским сюжетом. Обеспечивать положительный эмоционально-психологический настрой | Народные приметы,пословицы,поговорки Рассказ об апреле, о происхождении народных названий.Рассматривание картин и иллюстраций о весне И.Левитан « Большая вода» п/ и Филин и пташки.,Пчелки и ласточки,Золотые ворота, Аленький платочек Рассказ воспитателя о празднике Подготовка к православному празднику «Светлая Пасха» (рассказ воспитателя «Вербное воскресенье» просмотр презентаций «Самое-самое в Пасхе», «Церкви и храмы на Руси», просмотр мультфильмов о Пасхе, истории возникновения праздника) НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка». «Урок доброты» Тема: «Прощеное воскресение. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка».
П\и Эстафета с яйцами в ложке.Катание яиц. Волчок. Чоканье яйцами.Ручеек, | Конкурс для родителей и детей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир». |
Май | Ай,ай,месяц май Продолжать формировать представление о весне на основе знакомства с существенными признаками мая ,народными приметами,пословицами.расширять словарный запас через участие в народных играх , знакомства с пословицами и поговорками. Развивать общие речевые навыки , путем развития доказательной речи. Воспитательные Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние явлении я природы.Воспитавать любовь к художественному слову, и продуктивной творческой деятельности Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального Красна птица перьем, а человек уменьем Познакомить детей с русской избой.,предметами обихода. С трудом хозяев дома,распределением обязанностей среди членов семьи.Поддерживать интерес детей к сказке.поэтическому слову,развивать чувство юмора.Формировать навыки выразительного исполнения колыбельных песенок.Способствовать поддержанию позитивного эмоционального настроя. Словарная работа :май,юность года, месяц дождей, месяц зеленого шума.цветень. песенник, страда.Горница,ставни, наличник, лавка, крыльцо, люлька, конек, Диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ по направлению духовно – нравственное воспитание | Народные приметы,пословицы,поговорки Рассказ о мае, о происхождении народных названий,загадки Иллюстрации с изображением березовой рощи.скворца,скворечника. Альбомы Весна, Птицы,Обитатели леса, Цветы) Игра : Назови приметы весны, Рассказывание сказок Как старик домовничал, Просмотр м/ф Золушка, Маша больше не лентяйка, Маша и волшебное варенье, Федорино горе, Домовенок Кузя, Речевое упражнение « У кого какой дом»,»Скажи наоборот» Литературная викторина « Отгадай сказку» НОД-Всяк дом хозяином славится Рассказ воспитателя «Родной дом» ( сопровождается видеосюжетами)Рассматривание изображений русской избы снаружи и убранства внутри.Рассматривание предметов быта.Обыгрывание потешки «Где варилась каша?» Речевое упражнение « Где спряталась лисичка?» (макет печки,лисичка.Предлоги – под, над,за, перед. на, возле, около,у, в –печке В свободной деятельности изготовление куклы «Отдарочек на подарочек» или «Младенчик» | Публикация на сайте «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры» Анкетирование родителей. Итоговая диагностика. |
Используемая литература:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.
2.И.А.Бойчук.Т.Н.Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством» Изд «Детство-пресс» 2009г
3.Н.Г.Пантелеева «Народные праздники в детском саду».Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.
4.М.Ф.Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.
5. «Истоки» Л. А. Парамонова
6. Д.И. Латышина «Живая Русь» часть 1, часть 2
8. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник», ЛИНКА-ПРЕСС Москва, 2000.
9. Подвижные игры с пением в детском саду. Хороводы, инсценировки. Москва.2002.
10. Н. Зарецкая, З. Роот «Праздники в детском саду», Москва, 2003.
11.И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа»Изд «Детство-пресс « 2013г
16. Т. А. Шорыгина «Православные праздники для детей сценарии и беседы», Москва - СФЕРА.2001.
17. Частично использованы материалы интернет ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.
Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...
Знакомство дошкольников с традициями обско-угорских народов
материал из опыта работы по приобщению детей к традициям обско - угорских народов в ДОУ...
Физичексое воспитание детей дошкольного возарста с применением традиций и культуры народа саха"
В матеиале описывается рабочая программа секции по ОФП детей старшего дошкольного возрста "Игры предков" ("Обугэ оонньуулара")...
Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья
Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....
Приобщение детей к традициям и культуре народов поволжья
Одним из направлений работы МДОУ "Детский сад №121" является приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья как части патриотического воспитания. Мы знакомим детей с русской, татарско...
Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)
1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...
ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Раскрывается значение декоративно-прикладного творчества для эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения и повышения интереса к народным промыслам, обычаям и традициям народов России....