Истоки познавательной активности дошкольников.Работа в ДОУ/младший и средний возраст/
консультация (младшая группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Работа в ДОУ по развитию познавательной активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Истоки познавательной активности дошкольников.Работа в ДОУ/младший и средний возраст/

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

-развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

-формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

-развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

-создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

-стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

-формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

-Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),

структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

-Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).

-Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Методы и приёмы

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

-Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

-Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

-Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

-Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

-ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Мотивирующее начало занятий

Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску

ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

Картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

        

«Вода и её свойства»/младшая группа/        

Формирование представления о воде как веществе, её свойствах;

знакомство со значением воды в природе и жизнедеятельности человека.

 «Волшебные губки»/младшая группа/        

Формирование умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине;

знакомство со способностью губки впитывать и отдавать воду.

 «Лимон»/младшая группа/        

Формирование умения проводить исследование различными способами: визуальным, обонятельным, кинетическим.        

 «Я исследователь. Камень»/младшая группа/        

Проведение эвристической беседы с воспитанниками;совершенствование умения определять свойства объекта при помощи различных органов чувств.

 «Почему растаял снеговик?»        /средняя группа/

Закрепление представлений детей о свойствах снега;формирование способности анализировать, обобщать, делать выводы.

 «Молоко»        /средняя группа/

Расширение знаний детей о молоке и молочных продуктах;

формирование представлений о пользе молока для человеческого организма.

 «Бюро находок»        /средняя группа/

Совершенствование умения сравнивать предметы по форме, размеру, цвету;

закрепление способности сенсорного исследования предметов («волшебный мешок»).

 «Удивительный шарик»/средняя группа/

Формирование представлений о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.        

«Весёлый огород»/средняя группа/

Расширение знаний о культурных растениях и способах их выращивания.        

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

-умение формулировать проблемы воспитанниками;

-грамотное формулирование вопросов;

-построение алгоритма действий для решения проблемы;

-выдвижение гипотез;

-выбор способов исследования;

-умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;

-наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);

-степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;

-способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Ребёнок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения с взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребёнка, его познавательной активности

Ребёнок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения с взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребёнка, его познавательной активности.

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу. Процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества. Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация. В воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации.

Ситуативная мотивация- это интерес к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу. Ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания. Но в тоже время, ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен.

К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников.

Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, необходимо опираться на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создавать для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к соообщению "Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно-исследовательской деятельности и предметному миру"

Презентации часть1 и часть 2 служат иллюстрацией к теме "Воспитание у дошкольников интереса к посзнавательно-исследовательской деятельности и предметному миру"...

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы  Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Познавательная активность воспитанников, реализуемая через игровую деятельность в средней группе.

Познавательное развитие у детей 4- 5 лет продолжает формирование  и расширение представлений об окружающем его пространстве, приобретение опыта взаимодействия с различными предметами, получение о...

Методическое пособие «Экспериментирование как средство развития познавательного интереса и познавательной активности у дошкольников» Для детей младшего и старшего дошкольного возраста

Данное методическое пособие представляет собой разработку, содержащую теоретический и практический материал по организации экспериментальной деятельности в ДОУ. Пособие предназначено воспитателям и ро...

Развитие познавательной активности и интереса у детей младшего дошкольного возраста»

Ребенок младшего дошкольного  возраста - настоящий исследователь. Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, пере...