Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
Консультация по теме: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_deneshu.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребёнка появляются умения классифицировать материал, сравнивать и анализировать. Начинать игровые занятия с блоками Дьенешам уместно уже с младшими дошкольниками-детьми среднего дошкольного возраста. Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием-даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. После такого знакомства с блоками можно предлагать дошкольникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы: понятие «такой"- не "такой" или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе, младший дошкольный возраст, дети оперируют только одним свойством-цвет, на следующем, средний возраст, осваивают уже два свойства, затем три и четыре свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Денешам овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями. Дидактические игры с блоками Денешам отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка.
Используя блоки Денешам, воспитатель должен стремиться сформировать устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими в жизни, стремление самостоятельно их приобретать. В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать логико-математические игры. Работа с блоками позволяет развивать у дошкольников мыслительные операции, познавательные процессы важными, как в плане математической подготовки, так и интеллектуального развития, воспитывать самостоятельность, инициативу и настойчивость в достижении цели. Достоинства и недостатки методики Дьенеша
Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.
Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.
Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.
Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.
Однако находятся взрослые, которые считают теорию Дьенеша сложной и не вполне доступной детскому восприятию (при том, что российская педагогика признала методику очень эффективной не только для развития интеллекта, но и творческой личности дошкольника). В качестве недостатков набора логических блоков выделяют следующие:
- недостаточное цветовое разнообразие;
- некорректное понятие толщины (ведь среди фигур нет плоских, а есть только более или менее объёмные);
- детям старшего дошкольного возраста для занятий порой недостаточно одного комплекта блоков;
- в продаже в свободном доступе нет альбомов с упражнениями по методике Дьенеша.
Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп
Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:
- Образовательные:
- закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
- накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
- совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
- формирование основ алгоритмического мышления.
- Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
- Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.
Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с младшими дошкольниками — детьми четвёртого года жизни. Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. После такой адаптации можно предлагать дошкольникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы (понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе (младшая группа) ребята оперируют только одним свойством (например, цвет), на следующем же (в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...
Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...
опыт работы на тему "использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
материал для педагогов...
План по самообразованию: "Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
план по самообразованию...
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» ...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».
Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование Среднее-специальноеСтаж педагогической работы 5 летКвалифика...
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Блоки Дьнеша как средство развития математических представлений дошкольников...