Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
план-конспект занятия (младшая группа)
Блоки Дьнеша как средство развития математических представлений дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
txt doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».
«Только та игра целесообразна,
в которой ребёнок активно действует,
самостоятельно мыслит, строит,
комбинирует, преодолевает трудности»
А. С. Макаренко
Цель:
- Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
- Развитие умственных способностей через логико-математические игры с блоками Дьенеша;
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;
- Систематизировать практический материал по данной проблеме в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- Развивать логическое мышление детей дошкольного возраста посредством использования игр с логическими блоками Дьенеша;
- Разработать систему, направленную на развитие интереса к играм с блоками Дьенеша у детей и их родителей;
- Развивать умение придумывать и составлять самостоятельно детьми и их родителями новых упражнений, игр с логическими блоками;
- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы;
- Провести анализ эффективности проделанной работы.
Актуальность темы:
Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.
Использование в совместной деятельности педагогов и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:
- Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
- Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
- Блоки Дьенеша помогают развивать у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
- Блок Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
- Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «И», «ИЛИ», частицей «НЕ» и т.д.
- Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
- Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:
- Изучение методической литературы по теме самообразования.
- Изучение педагогического опыта через статьи в СМИ, интернет.
Внедрение в практику:
- Составить перспективный план работы с блоками Дьенеша.
- Разработать программу использования игр с блоками Дьенеша на занятиях по ФЭМП.
Календарное планирование по реализации методических разработок
№ | Месяц | Игра | Программное содержание, дидактическая задача |
1 | Сентябрь | «Раздели фигуры» | Познакомить детей с признаком предмета – размер. Развивать умение группировать фигуры по величине. |
2 | «Найди такой же» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания. | |
3 | «Найди фигуру» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». | |
4 | «Дорожки» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». | |
5 | Октябрь | «Разноцветные странички» | Познакомить детей с признаком предмета-цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цвету. |
6 | «Заселим домики» | Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания. | |
7 | «Мышки – норушки» | Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность. | |
8 | «Второй ряд» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления. | |
9 | Ноябрь | «Домино» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». |
10 | «Соберём урожай» | Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине) | |
11 | «За грибами» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». | |
12 | «Найди фигуру» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету, величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». | |
13 | Декабрь | «Раздели фигуры» | Познакомить детей со свойством предмета-форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме. |
14 | «Кулинары» | Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме. | |
15 | «Второй ряд» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления. | |
16 | Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. | |
17 | Январь | «Бусы в подарок кукле» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету) |
18 | «Раздели фигуры» | Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств. | |
19 | «Чудесный мешочек» | Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь. | |
20 | «Кто быстрее соберёт» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы п двум свойствам (форме, величине) | |
21 | Февраль | «Рыбалка» | Познакомить детей со свойством предметов-толщиной. Учить понимать слова толстый – тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине. |
22 | «Домино» | Развивать умение сравнивать предметы по толщине. | |
23 | «Поручения» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине). | |
24 | «Найди фигуру» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». | |
25 | Март | «Парные картинки» | Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память. |
26 | «Все в ряд» | Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание. | |
27 | Игра-путешествие «В гостях у сказки» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. | |
28 | «Магазин» | Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет), опираясь на карточки-схемы. | |
29 | Апрель | «Строители» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина), опираясь на карточки-схемы. |
30 | «Кондитерская фабрика» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форма, толщина), опираясь на карточки-схемы. | |
31 | «Садовники» | Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина), опираясь на карточки-схемы. | |
32 | «Кто быстрее соберёт» | Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (величина, толщина, цвет), опираясь на карточки-схемы. | |
33 | Май | «Игра-путешествие «В гости к мишке» | Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по трём свойствам. Читать схемы, обозначающие свойства предметов (величниа, цвет, форма, толщина) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...
Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...
опыт работы на тему "использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
материал для педагогов...
План по самообразованию: "Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
план по самообразованию...
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» ...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».
Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование Среднее-специальноеСтаж педагогической работы 5 летКвалифика...
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Консультация по теме: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»...