Анализ эффективности АООП для детей с задержкой психического развития за 2019 – 2020 учебный год.
методическая разработка (старшая группа)
Целью коррекционно-развивающей работы является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально - психологическими и соматическими особенностями; всестороннее изучение и развитие речевой деятельности детей, формирование высших психических функций для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе, дальнейшей социальной адаптации. АООП в МБДОУ № 11 для детей с ЗПР содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_effektivnosti_aoop_dlya_detey_s_zpr_2019_-_2020_g.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ эффективности образовательной программы для детей с ОВЗ (АООП для детей с задержкой психического развития) за 2019 – 2020 учебный год.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 11 разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
- с Уставом МБДОУ «Детский сад №11», утвержденным распоряжением администрации г. Троицка Челябинской области 14.06.2016г.
В программе использованы основные положения Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также парциальных образовательных программ для дошкольников с нарушениями развития:
- Программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития: Старший дошкольный возраст. С.Г.Шевченко и др.; Москва, Школьная пресса, 2004 год.
- Примерная адаптированная основная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под редакцией профессора Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014. (ФИРО)
- Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год обучения, старшая группа), технологией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (II год обучения)
Применяемые программы не нарушают целостности педагогического процесса, обеспечивают создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья ребенка, его творческих способностей, и приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Программы предусматривают организацию детской жизни в трех формах: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей в течение дня.
Целью коррекционно-развивающей работы является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания детей с ОНР и ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально - психологическими и соматическими особенностями; всестороннее изучение и развитие речевой деятельности детей, формирование высших психических функций для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе, дальнейшей социальной адаптации.
АООП в МБДОУ № 11 для детей с ЗПР содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет и предполагает 2 года обучения.
Основными плюсами данной Адаптированной программы являются:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;
• осуществление индивидуально – ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
• возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в ДОУ;
• осуществление коррекционного процесса в различных видах деятельности:
игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры),
коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними),
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал),
изобразительной (рисование, лепка, аппликация),
музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах),
двигательной (овладение основными движениями).
• эффективность коррекционно-педагогической работы осуществляется совместной деятельностью всех специалистов ДОУ: логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинского работника и родителей.
Коррекционная работа осуществляется по 4 направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, информационно-просветительска
Данные направления осуществляются структурированно, последовательно, комплексно, в системе.
Характеристика содержания:
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с ОВЗ;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ЗПР коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (сенсорное развитие детей; развитие пространственного восприятия; ознакомление с окружающей действительностью; ознакомление с художественной литературой; развитие элементарных математических представлений. Развитие речи содержит: развитие фонетико-фонематической системы языка детей; обогащение словаря; формирование у них грамматической структуры речи; развитие связной речи и формирование навыков речевого общения; развитие навыков звукового анализа речи; обучение грамоте.)
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ; единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Главная идея АООП заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ЗПР при тяжёлых нарушениях речи.
Основными задачами АООП является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста различных жанров детской литературы, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Реализуя данную программу, учитель-логопед проводит коррекцию недостатков в развитии воспитанников, имеющих тяжелые формы нарушений речи, тренирует органы артикуляционного аппарата, проводит работу по совершенствованию слухового восприятия и внимания, проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной адаптации детей, индивидуально консультирует воспитателей и родителей.
Важной составляющей обеспечения эффективности коррекционно-образовательной работы является работа по взаимодействию с родителями.
Основными целями работы по взаимодействию с семьями воспитанников являются:
- создание единого коррекционно – развивающего пространства;
- сплочение семьи, побуждение родителей к анализу своей воспитательной деятельности, приобретение необходимых знаний, умений, способствующих повышению их педагогической компетентности.
При консультировании ребёнка с отклонениями в развитии и его родителей ставятся конкретные задачи:
- выявить возрастные и индивидуальные особенности развития ребёнка; определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;
- выявит позицию родителей по отношению к ребёнку и способы взаимодействия родителей со своим ребёнком;
- организовать педагогическую помощь родителям;
- повысит уровень их компетентности в области психолого – педагогических знаний о закономерностях развития ребёнка;
- разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения для ребёнка.
Мониторинг занимает особое место в воспитательно-образовательном процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Диагностико-консультативная деятельность специалистов и воспитателей предполагает решение задач комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной и речевой деятельности; эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса, определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
Углубленное всестороннее обследование позволяет выстроить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы.
Основные задачи обследования детей:
- качественных особенностей психического развития ребёнка;
- выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями,
- умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
- определение характера динамики развития и обучаемости;
- дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического и медицинского наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
В период подготовки ребенка к школьному обучению специалисты определяют параметры школьной зрелости и выбирают наиболее эффективную форму школьного обучения.
Важным звеном обеспечения эффективности коррекционно-образовательной работы является работа психолого – педагогического консилиума ДОУ (ППк), которая отвечает за:
• своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности психофизиологического и речевого развития;
• выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности дошкольников (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций);
• изучение эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников;
• составление индивидуальных рекомендаций по развитию детей с особенностями речевого и психофизиологического развития, оценка их эффективности;
• организация взаимодействия между педагогами и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
освоения АООП
с детьми старшей, подготовительной группы с ЗПР
1
В течение учебного года коррекционно-развивающие занятия посещали 15 детей (первый, второй год обучения). Основной диагноз детей F 94.0, F 84.9, F 80.0 – 15 детей. Из данных детей имели речевое заключение: Нарушение речи системного характера ( II – III уровень речевого развития) – 15 детей (при стёртой форме дизартрии – 10, при дизартрии - 4). Сложный дефект (нарушение слуха (кохлеарная имплантация), НОДА, парциальная недостаточность компонентов психической деятельности) – 1 ребёнок. Аутоподобное поведение – 2 ребёнка. Из них 2 ребёнка с инвалидностью.
Выпуск в школу – 11 детей, все дети поступают в общеобразовательную школу, 4 ребёнка продолжают обучение в ДОУ по Адаптированной основной общеобразовательной программе VII вида с речевыми заключениями: Нарушение речи системного характера I – IV уровень речевого развития – 7 детей. Для детей с инвалидностью составлены индивидуальные программы развития (ИПР) в соответствии с их особенностями.
Данные | кол-во детей | полное исправление нарушений речи | значительные улучшения речи | незначительные улучшения речи |
Общее кол-во детей, посещавших занятия | 15 | |||
Выбыли в течение уч. года | - | - | - | - |
Выпускники | 11 | 5 45% | 6 55% | - - |
Продолжить обучение | 4 | 0 0% | 2 50 % | 2 50%
|
Диагностика готовности к школьному обучению – 18% - высокий уровень, 64% - средний уровень, 18% - низкий уровень.
Результаты мониторинга уровня развития детей показали:
нормальное развитие – 7 детей (2 – высокий уровень, 5 – средний уровень, 2 – низкий уровень);
задержка психического развития – 4;
снижение познавательной деятельности – 2.
Динамика развития: положительная – 9, относительно положительная – 4, незначительная – 2.
Работа по данной программе позволяет детей с ОВЗ на выходе из детского сада максимально приблизить к предполагаемой модели выпускника, соответствующей ФГОС:
• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
• Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
• Эмоционально отзывчивый.
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
• Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
9
19
1 Критериальная таблица оценки
АООП для детей с задержкой психического развития
Образовательная организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»_________________________________________________
Наименование программы: адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Срок реализации программы: 2 года
Направленность программы: коррекционно – педагогическая _________________________
Уровень освоения программы: старший дошкольный возраст______________________
Уровень реализации программы: дошкольное образовательное учреждение Троицкого ГО, группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
№ | Параметры | Выводы, рекомендации |
1. | Оформление программы | |
1.1. | Титульный лист | Титульный лист программы отражает следующие сведения: наименование образовательного учреждения (согласно Уставу); грифы, согласования и утверждения программы (согласно локального акта); наименование учебного предмета; указание возрастных ограничений; уровень освоения программы; сведения о составителе программы; год разработки (дополнения). |
1.2. | Эстетичность | Программа оформлена в формате MS Office, шрифт: Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал – 1,15, использованы графические программы |
1.3. | Наличие внутренней рецензии | Имеются сведения о практической апробации программы, отзыв администрации образовательного учреждения, отзыв родителей (законных представителей) воспитанников. |
1.4. | Структура программы | выдержана |
2. | Общая характеристика содержания программы | |
2.1. | Актуальность | Обоснована необходимость реализации данной программы, практическая значимость, критерии ограничения на участие в освоении программы, условия и гарантии прав участников программы |
2.2. | Целостность | Применяемая программа не нарушает целостности педагогического процесса, обеспечивает создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья ребенка, его творческих способностей, и приобщение детей к общечеловеческим ценностям. |
2.3. | Прогностичность | Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка с ЗПР. |
2.4. | Конторолируемость | Проведение и обработка результатов мониторинга результативности, методические отзывы, анкетирование родителей, детей об общеобразовательной программе. Информационные справки. |
2.5. | Реальность | Предлагаемые методические средства и приёмы заявленным целям обучения соответствуют. Предлагаемые формы и задания на формирование указанных в программе «работают». Количество понятий, осваиваемых на занятии достаточно. Воспитательная направленность содержания курса обеспечена. |
2.6. | Количество подачи материала | Содержание основных разделов программы представлено полностью. Содержится краткая характеристика методов обучения и способов достижения результатов. Они соответствуют целям программы и планируемым результатам. Тематическое планирование разработано. |
3 | Характеристики содержания структурных элементов программы | |
3.1. | Пояснительная записка | Программа содержит пояснительную записку. В пояснительной записке отражены назначение программы, цели её освоения для данной категории детей. |
3.2. | Цель, задачи | Цели и задачи программы соответствуют федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано. |
3.3. | Содержание программы | Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам и коррекционной направленности обучения. Программа составлена по возрастным группам, дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей с ЗПР. В программе выделена работа с родителями. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка. |
3.4. | Условия реализации программы | Обеспечены условия реализации программы: учебно – методические, кадровые, материально – технические, информационные. |
3.5. | Методики и технологии обучения и воспитания | Предлагаемые методические средства и приёмы заявленным целям изучения соответствуют. Количество понятий, осваиваемых на занятиях достаточно. Воспитательная направленность содержания курса программы обеспечена. |
3.6. | Предполагаемые результаты и критерии их оценки | Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка с ЗПР. Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Инструментарий для мониторинга – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка (приложение: мониторинг, карта развития ребёнка) Продолжительность мониторинга: - стартовая диагностика: I – IV неделя сентября (1 год обучения); I – II неделя сентября (2 год обучения); - промежуточная диагностика: III неделя января; - итоговая диагностика: III – IV неделя мая. |
3.7. | Литература | Программа сопровождается перечнем учебно – методической литературы. |
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование по коррекционно-развивающей работе педагога - психолога с детьми 6-7 лет компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития на 2016-2017 учебный год
Календарно тематическое планирование для детей с ЗПР....
Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) на 2019-2020 учебный год
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...
Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития на 2019-2020 учебный год
Программа учителя-дефектолога расчитанная для детей с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности...
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...
3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...