Организация трудовой деятельности на прогулке.
консультация

Трудовое воспитание- это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

 

Задачи трудового воспитания:

1.Прививается любовь к природе , бережное к ней отношение

2.Прививается интерес к трудовой деятельности ,сознательное ,ответственное отношение к ней.

3.Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками , взрослыми.

4.Расширяется кругозор детей , развитие интеллектуальных умений.

5.Наблюдательность,уважение к труду, удовлетворение эстетических потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost.odt909.97 КБ

Предварительный просмотр:

Организация трудовой деятельности на прогулке в детском саду .

Трудовое воспитание- это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам. 

Задачи трудового воспитания:

1.Прививается любовь к природе , бережное к ней отношение

2.Прививается интерес к трудовой деятельности ,сознательное ,ответственное отношение к ней.

3.Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками , взрослыми.

4.Расширяется кругозор детей , развитие интеллектуальных умений.

5.Наблюдательность,уважение к труду, удовлетворение эстетических потребностей.

Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе на прогулке:

1.Организация разнообразного по содержанию труда.

2.Формирование практических навыков.

3.Трудовая деятельность должна быть регулярной

4.Труд детей в природе должен быть посильным.

Виды и формы трудовой деятельности детей на прогулке.

1.Поручения ( индивидуальные и групповые)

2.Хозяйственно-бытовой труд(на веранде , участке)

3.Труд на цветнике , газонах , огороде.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду.  Воспитатель должен пополнять свои знания , владеть методикой проведения наблюдений , организации труда детей. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:

«Труд - первое условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека»

Великий педагог Сухомлинский писал: «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.

При планировании важно отметить следующие моменты:

1.указать цель труда

2.Определить задачи ,которые будут решаться взрослым.

3.Продумать форму организации труда ребенка.

4.Указать оборудование ,которое понадобится ребенку в процессе работы

5.Наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию.

Правила безопасности :

1.летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером)

2. Материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей.

3.запрещается давать детям для работы то, что может создать опасность получение травм.

Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.

От родителей в значительной мере зависит, будет ли трудолюбив ребенок, научится ли он ответственно относиться к любому, даже не очень привлекательному, но нужному делу, будет ли сопереживать, и содействовать тому, кто трудится рядом.

Труд был, есть и будет основным условием всестороннего, гармонического развития человека. Как известно, в труде формируются практические умения растущей личности, развиваются ее способности, воспитывается привычка к доведению начатого до конца, творческое восприятие окружающего, чувство коллективизма.

Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

 Для успешного решения задач, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.

Виды и формы трудовой деятельности детей на прогулке:

Поручения (индивидуальные и групповые);

Коллективный труд;

Хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке);

Труд на цветнике, газонах, огороде;

Ручной труд (в летний период).

В трудовых прогулках  преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц,в помощи младшим группам(помочь собрать выносное оборудование, довести малышей до группы и др.), в помощи друг другу,в расставлении  выносного оборудования для игр и их же собрать, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.).

На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.

Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе.

Трудовая деятельность зависит от времени года. Если это зима, то попросите ребят помочь «прибраться» на участке — сгрести снег, разровнять его.

Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести постройку, собрать листья и веточки.

Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять детей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и даже успевают устроить между собой соревнования.

В старших группах мы следим за правильным выполнением трудовой деятельности и конечно сами тоже выполняем порученный труд.

Поручения должны быть индивидуальны, конкретны и просты, содержать в себе одно – два действия: отнеси на веранду, поставь на место, и т. д. Такие элементарные задания включают детей в деятельность, в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. Поручения такого характера дают возможность индивидуализировать работу с детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления опыта в выполнении поручений можно усложняет их содержание.

Обязательно включаемся в работу, если ее предлагают дети. Например, помочь им с какой-то постройкой, тем самым показывая на собственном примере, что необходимо помогать друг другу.

Вначале для выполнения задания привлекаются одновременно не более 3 человек. С ростом объема умений количество детей увеличивается.

Главным в трудовой деятельности остается условие - достичь результата, пока внимание детей сконцентрировано на непосредственных действиях, не исчез интерес к ним, пока дети в ожидании конечного результата: «Принеси лейку и будем поливать цветы и т.д..»

В зимний период времени с детьми перед прогулкой подготавливаем корм, для того чтобы кормить птичек, все с удовольствием участвуют в этом занятии, на прогулки высыпаем корм в кормушки, а после прогулки наблюдаем из окна как прилетают к кормушке птички. Такой труд получается растянутым во времени, но при этом дети имеют возможность увидеть результат своей работы.

Необходимо убедить детей в том, что их непосредственная помощь приводит к интересному для всех результату. Например, сгребаем снег лопатой и говорим детям: «Сейчас догребу снег, и начнем лепить что-то интересное. Если вы мне поможете носить снег, мы быстрее справимся и приступим к постройке». Привлекать детей к работе необходимо ближе к завершению, чтобы они не утратили интерес. Дети берут ведерки и начинают носить снег, из которого мы построили горку для куклы. После выполнения работы дети имеют возможность поиграть с постройкой – покатать куклу с горки. Таким образом, дети имеют возможность воспользоваться результатами своего труда, что привлечет их к работе в следующий раз.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду. Для этого необходимо дать детям возможность «прикоснуться» к труду, который им доступен. Так, например можно поручить детям помочь дворнику почистить дорожки от снега,листьев, крупного мусора и т.д.. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.

Малыши пока еще выполняют порученное только при условии, что взрослый рядом, что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом, ласковым жестом не сами трудовые действия и их результат, а совместные с взрослым дела, близость к взрослому, его оценка, поощрение составляют стержень активности младших дошкольников. Поэтому всегда нужно найти возможность удовлетворить потребность ребенка помочь мне в работе на участке. И обязательно поблагодарить, показать, что его помощь была необходима, тем самым у ребенка формируется положительное отношение к труду.

При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к инвентарю: не забывать относить лопатки и ведерки после завершения всех дел на место и др. Можно поручить кому-то из детей проверить все ли убрано с участка на место.

Детей также можно привлечь к сбору семян: с клумбы. Осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветов с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация трудовой деятельности на прогулке в детском саду

        Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношени...

Организация проведения трудовой деятельности на прогулке в разные времена года.

Труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития. Важно чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными, разнообразными и достовляли им удовольствие и...

Организация трудовой деятельности на прогулке в детском саду

Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развиват...

консультация "Организация трудовой деятельности на прогулке зимой"

Консультация"Организация трудовой деятельности на прогулке зимой"...

Организация трудовой деятельности на прогулке в детском саду

Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развиват...

Организация трудовой деятельности на прогулке зимой

Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развиват...