семинар-тренинг для педагогов
методическая разработка
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-trening.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Светлячок»
Семинар-тренинг для педагогов
«Эффективное общение и
взаимодействие педагогов ДОУ
с родителями воспитанников»
Автор: ст.воспитатель Калабина А.В.
2020г
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашей сегодняшней встречи – «Общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников».
Общение людей друг с другом чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в течение всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Педагог, как ни кто другой должен владеть навыками грамотного общения, так как вся его работа строится именно на общении с детьми, родителями и коллегами.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, воспитать их гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения делают много для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги используют в работе все лучшее и проверенное временем формы и методы взаимодействия с семьей, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные нетрадиционные – основная задача которых — достижение реального сотрудничества между ДОУ и семьей.
Желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом человеке (родителе) равного себе партнера, услышать его, признать его право на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в общении между педагогом и родителями? Конечно педагогу. Чтобы выстроить общение педагогу необходимо обладать коммуникативными умениями, знать социальный статус семей своей группы, уметь грамотно отвечать на вопросы родителей в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений в воспитании, образовании и науки. Педагог должен уметь заинтересованность родителей, дать им почувствовать свою компетентность, грамотность, уверенность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них своих партнеров и единомышленников.
Воспитатели и родители обязательно должны быть союзниками в воспитании ребёнка. Только сотрудничество воспитателей и родителей, построенное на демократических принципах, где происходит личностное взаимодействие воспитателя и родителя, взаимоуважение друг друга может стать важным шагом на пути развития личности ребёнка.
Но на ряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи, имеются и недостатки. Самыми распространенными причинами являются следующие:
- Использование в работе старых коллективных традиционных форм работы с семьей;
- Не учитывание воспитателем социальных возможностей и условий жизни семей воспитанников;
- Не умение воспитателем ставить конкретные задачи и выбирать необходимые интересные нетрадиционные формы и методы работы с семьей;
- Не умение воспитателем правильно выбрать тон беседы и тактично объяснить, что он хочет от родителей;
- Не умение педагога правильно вести себя в конфликтных ситуациях и многое другое
Хочется отметить, что возникают и сложности в активизации родителей для участия в жизни группы: в конкурсах и в различных мероприятиях. Не всегда продуманно осуществляется подготовка родителей к собраниям, консультациям, беседам и др. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения, нет сдержанности, чувства такта, маленький запас профессиональных знаний и др..
Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мероприятий, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателю необходимо соблюдать как общепедагогические, так и специфические условия. А именно:
- взаимное доверие и уважение в отношениях между педагогами и родителями;
- соблюдение чувства такта, культуры речи по отношению к родителям;
- учёт условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания и образования;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с формами работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- системный подход в организации работы с родителями.
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей.
Опыт работы показывает, что осознанное включение родителей в единый с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов друг друга.
Хочется, чтобы в нашем ДОУ проблем с общением и взаимодействием педагогов ДОУ с родителями воспитанников не было. Поэтому для нашей встречи я и выбрала эту тему. Сегодня мы с вами будем тренировать наши коммуникативные умения в общении.
1. «Давайте познакомимся» - создание в группе позитивной атмосферы.
Каждая новая встреча двух и более людей начинается со знакомства. Я, конечно, вас всех знаю, но для создания в нашей сегодняшней группе позитивной атмосферы, я хочу познакомиться с каждым поближе. Давайте встанем в круг. Тот, кому я брошу мяч, должен назвать мне своё имя и личностное качество: например – Татьяна талантливая.
Вот мы познакомились и теперь можем дальше продолжить наше общение.
3. Знакомство с темой семинара-практикума.
Мини-лекция: Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС ДО, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, не могут достучаться до родителей и привлечь ни на одно мероприятие?
(Ответы участников семинара)
Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном ДОУ множество причин порождают сложные отношения. Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. Сейчас я их вам раздам.
(Раздает мягкие шарики по кругу)
Я раздаю вам:
- Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
- Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Они возникают тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а им ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
- Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это там плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
- Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.
Кроме того:
воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
- Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется сделать? (Ответы участников семинара) Выбросьте их обратно в корзину. Давайте вместе подумаем, при каких условиях мы можем решить эту проблему?
4. Психологический практикум.
Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход. Для того чтобы понимать другого человека, необходимо знать и самого себя. Я предлагаю оценить ваш уровень коммуникабельности с родителями.
(Каждый участник семинара получает раздаточный материал)
Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
I.
А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.
Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
II.
А) меня должны уважать.
Б) я должна завоевать уважение.
III.
А) я должна быть в центре внимания.
Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
IV.
А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) я всегда авансирую доверие родителям.
Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.
Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
5. Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».
+ Для того чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, поражает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
+ Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!»
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (в этом случае прийти к согласию можно значительно быстрее). Иногда человеку нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нему прислушиваются.
+ В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.
Я предлагаю вам упражнение «Живая шляпа» - (комплимент родителю)
Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, так же можно сказать что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»
Обсуждение упражнения.
- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
- Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
Подводим итог:
Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
6. Обучение педагогов практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.
Общение – это деятельность, которая поддается самоанализу:
- Что я чувствую?
- Меня понимают или не понимают?
Часто именно это является основой наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать, а не слушать друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.
«Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителями»
Найти в предложенном списке пять неудачных по Вашему мнению, фраз. Затем найдите «нежелательные» для начала беседы с родителем фразы и подберите каждой ее смысловую пару – «желательную» фразу.
Варианты фраз
1. Извините, если я помешала….
2. Я бы хотела…
3. Вероятно, Вы об этом еще не слышали…
4. Вам будет интересно узнать…
5. Я бы хотела еще раз услышать…
6. Мне представляется интересным то, что…
7. Я пришла к такому выводу, что…
8. Вы хотите….
9. Думается, Ваша проблема заключается в том, что…
10. Давайте с Вами быстренько обсудим…
11. Как Вы знаете…
12. Хоть Вам это и неизвестно ….
13. Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать…
14. Вы, конечно об этом еще не знаете.
15. А у меня на этот счет другое мнение…
16. Конечно, Вам уже известно…
17. Вы, наверное, уже об этом слышали…
«Давай поговорим…»
Пользуясь приведенным ниже списком слов и фраз, обыграть ситуацию
«Извинение»
Прошу простить….
Прошу извинить…
Я очень огорчен…
Мне неловко…
Пожалуйста, извините…
Простите, я не хотела…
Прошу прощения…
Прошу извинения…
Позвольте попросить прощения…
Я не могу не извиниться…
Я не хотела Вас обидеть…
Я виновата перед Вами…
Боюсь, что утомила Вас…
Боюсь, что я Вас задела…
Извините…
Виновата…
«Здравствуйте».
Произнесите слово «здравствуйте» с разными интонациями. Попросите друг друга «оценить» подтекст, который Вы вкладываете в приветствие.
«Давай поговорим…»
Пользуясь приведенным ниже списком слов и фраз, обыграть ситуацию
«Утешение»
Я Вас понимаю…
Успокойтесь, не волнуйтесь…
Не огорчайтесь…
Не беспокойтесь…
Не огорчайтесь…
Не горюйте…
Вы не виноваты…
Забудьте об этом…
Возьмите себя в руки…
Не надо об этом думать…
Всякое бывает…
Не надо об этом думать…
Все пройдет…
Ничего не поделаешь …
Оцените свойства своего характера.
Инструкция. На каждый из поставленных вопросов необходимо выбрать тот вариант ответа, который Вас наиболее устраивает.
1. Как часто Вас терзают мысли о том, что Вам не следовало то-то и то-то говорить или делать? (очень часто – 1 балл, иногда – 3 балла, практически никогда -5 баллов)
2. Если Вам придется общаться с блестящим и остроумным человеком, Вы: постараетесь победить его в остроумии – 5 баллов, не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и прервете разговор – 1 балл, поддержите беседу и попробуете запомнить его шутки, чтобы потом пересказать знакомым – 3 балла.
3. Выберете одно из мнений, наиболее Вам близкое: а) то, что многим кажется везением, на самом деле результат упорного труда (5 баллов); б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств (1 балл); в) в сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет ободрить, утешить (3 балла).
4. Вам показали шарж или пародию на Вас. Вы: а)рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в Вас есть что-то оригинальное (3балла); б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в Вашем партнере и высмеить его (4балла); в) уйдете хлопнув дверью (5 баллов).
5. Вы всегда спешите, Вам не хватает времени или Вы беретесь за выполнение заданий, которые превышают возможности одного человека? Да -1 балл; нет -5 баллов; не знаю – 3 балла.
6. Выбирая духи подруге в подарок, Вы купите: а) духи, которые Вам нравятся – 5 баллов; б) духи, которым, как Вы думаете, будет рада подруга, хотя Вам лично они не нравятся – 3 балла; в) духи которые рекламировали в недавней передаче – 1 балл.
7. Вы любите мысленно представлять различные ситуации, в которых ведете себя совершенно иначе, чем в жизни? Да- 1балл, нет- 5 баллов, не знаю- 3 балла.
8. Задевает ли Вас, когда ваши друзья добиваются большего успеха, чем Вы? Да -1 балл, нет- 5 баллов, иногда – 3 балла.
9. Доставляет ли Вам удовольствие возражать кому-либо? Да – 5 баллов, нет – 1 балл, не знаю – 3 балла.
10. Закройте глаза и попытайтесь представит себе один из трех цветов: голубой – 1 балл, желтый – 3 балла, красный – 5 баллов.
Обработка и интерпретация данных.
Если Вы набрали 50-38 баллов, Вы довольны собой и уверены в себе. У Вас большая потребность доминировать над людьми. Вы любите подчеркивать свое Я, выделять свое мнение. Вам безразлично, что о Вас говорят, но сами склонны критиковать других. Чем больше у Вас баллов, тем больше Вам подходит определение «Вы любите себя, но не любите других». У Вас есть недостаток: Вы слишком серьезно относитесь к себе, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста Вам не понравятся, скорее всего, Вы «защититесь» от них утверждением «Все врут календари».
37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций – и личного характера, и тех, которые касаются ваших взаимоотношений с людьми. Формулу Ваших отношений к себе и окружающим можно выразить словами «Доволен собой, доволен другими». У Вас нормальная здоровая самооценка, Вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы, и, что самое главное, не за счет других.
23-10 баллов. Очевидно, Вы недовольны собой, Вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, своими способностями, своими достижениями, своей внешностью, возрастом, полом… Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил Вам, что думающий человек должен быть постоянно собой доволен? Разумеется никто не требует от Вас самодовольства, но Вы должны принимать себя, уважать себя и поддерживать в себе этот «огонек».
7. Подведение итогов семинара-практикума.
А сейчас небольшое состязание.
Задание «Общение с родителями – это…»
Я хочу попросить вас разделиться на 2 команды, и в течение 5 - 7 минут каждая команда должна выполнить задание:
Первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы слова «общение».
Например: «о» - обаяние педагога, «б» - безусловное принятие родителя таким, как он есть и т. д.
Вторая команда перечисляет критерии, используя буквы второго слова «родитель».
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев.
Игра «Что? Где? и Как?»
Вопросы:
№ Вопрос Ответ
- Назовите методы изучения семьи
Анкетирование, тестирование, беседы, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью ребенка, «родительское сочинение»….
- Кому принадлежит ведущая роль воспитания ребенка?
Семье
- Что гарантирует «Закон об образования в РФ» родителям»
Общедоступность и бесплатность
- В разработке какой части образовательной программы ДОУ должны принимать участие родители?
в обязательной части, которая формируется всеми участниками образовательных отношений
- Как должна проводиться психологическая диагностика детей?
Только квалифицированным специалистом, с согласия родителей
- КРАСНЫЙ ЯЩИК: Предметы, символизирующие методы воспитания, используемые некоторыми родителями.
Кнут и пряник
- Рефлексия.
Умение видеть ситуацию со всех сторон – это необходимо видеть каждому педагогу. Находить хорошие и плохие стороны в любой ситуации.
Ситуация:
«На улице хмурая и дождливая погода. Сыро, грязно, ветрено».
Ваша обычная реакция?
Вопросы подсказки: Что произошло в этой ситуации? Есть ли здесь что-то хорошее? Чем эта ситуация может быть выгодна для вас лично?
9. Психологическое вхождение Упражнение «Дерево достижений»
Обратите внимание на наше одинокое дерево. Оно совсем не красивое. Его красота в наших с вами руках. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех в педагогической работе.
Тех, кто выбрал красный, - будут активно общаться весь учебный год с коллегами и родителями.
Желтый – проявят активность в своей педагогической деятельности.
Синий – будут настойчивы и упорны в познании новейших педагогических технологий.
Как красота дерева зависит от нас, так и имидж нашего детского сада зависит от наших с вами стремлений, поступков и общения с воспитанниками и их родителями.
8. Обратная связь Упражнение «Сердечко благодарности»
Наше мероприятие подошло к концу, и я хочу всех вас поблагодарить за активное участие в нем, и подарить вам по сердечку с пожеланиями, а вы в свою очередь поблагодарите друг друга. Я предлагаю вам подписать сердечки любому из коллег с отзывами и благодарностью за интересно проведенное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...
Семинар-тренинг для педагогов " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями"
Развитие коммуникативных навыков педагога...
презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".
Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...
Презентация к семинару-тренингу "Эмоциональное выгорание педагога"
Представляю Вашему вниманию презентацию к семинару-тренингу "Профилактика эмоционального выгорания личности"...
Семинар-тренинг психолога для педагогов "Вопросы адаптации ребенка в ДОУ"
Адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются....
Семинар-тренинг «Психологическое самочувствие педагога»
Семинар для педагогов...
Семинар – тренинг (практикум) для педагогов«Адаптация детей к условиям детского сада»
Данный материал будет полезен воспитателям и родителям в период адаптации детей к новым условиям в детском саду. Для родителей здесь есть памятка, где даны советы как облегчить период адаптации ребенк...