Диагностические методики используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В. при оценке музыкальных способностей воспитанников.
учебно-методический материал
Диагностические методики используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В, при оценке музыкальных способностей воспитанников.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностические методики, используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В. при оценке музыкальных способностей воспитанников.
Чеснокова Натлья Владимировна, в своей работе опирается на следующие методики диагностики музыкального развития детей :
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», .
Приложение к программе «Результаты мониторинга образовательного процесса» Верещагина Н.В. СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс». 2011г.
- Диагностические задания предлагаемые для педагогического мониторинга качества музыкального образования по программе «Ладушки» (И.Каплунова и И. Новоскольцева). Рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга 2010
Диагностирование осуществляется в процессе музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувство ритма. Специальных занятий с целью диагностики проводить не нужно. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на музыкальных занятиях. В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится по четырем основным параметрам: 1. Движение. 2. Чувство ритма. 3. Слушание музыки. 4. Пение.
- «Музыкальные занятия в детском саду» Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. Москва «Просвещение»1984. Приложение «Задания для проверки музыкального развития детей в разных возрастных группах детского сада»
- Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет
Автор методики: Радынова О.П.
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год (сентябрь, апрель), с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
Диагностика проводится на программном материале.
Цель: обследование проводится для выявления у детей трѐх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
Метод: наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий. Оценка уровня музыкальных способностей:
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – высокий уровень (ребѐнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – низкий уровень (ребѐнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Ладовое чувство
1.Внимание 3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.
2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
2.Просьба повторить
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
3. Наличие любимых произведений
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаѐт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
4. Эмоциональность
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и еѐ содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.
2 – не ярко проявляет свою эмоциональность
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.
5. Высказывания о музыке с контрастными частями
3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.
2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 – Не различает форму музыкального произведения.
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
3 – Легко узнаѐт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
2 - Легко узнаѐт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.
1 – Затрудняется с выполнением задания.
7. Определение окончания мелодии
3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.
2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.
1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.
8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других
3 – Очень чувствителен к точности интонации
2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.
1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления
1. Пение знакомой мелодии с сопровождением
3 – Поѐт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поѐт, не всегда чисто интонируя.
1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.
2. Пение знакомой мелодии без сопровождения
3 – Поѐт выразительно, точно интонируя, естественным звуком.
Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поѐт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поѐт, неточно интонируя, или вообще не поѐт.
3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением
3 – Поѐт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поѐт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.
1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поѐт.
4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения
3 – Поѐт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поѐт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поѐт, неточно интонируя, или вообще не поѐт.
5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
6. Подбор по слуху малознакомой попевки
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма
1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма). Описание мониторинга. Для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада основана на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний и умений традиционной программы, предназначена для учреждений дошкольного образования. Считаю, что разработанный О. Радыновой метод диагностики, а так же критерии оценок, является объективным и удобным в практической работе с дошкольниками.
Задания для диагностики музыкальных способностей детей в младшей группе. основана на методике диагностики О.П. Радыновой .
Начало года. Ладовое чувство
Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл. Д. Кабалевский «Грустный дождик», М.Глинка «Детская полька».
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. Есть дети, которые внимательно слушают, но никак внешне не проявляют своих эмоций.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции. Почти все дети не умеют слушать музыку. Эмоциональной реакции на музыку никакой нет.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Задание № 2: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой.
«3» - внимательно слушает, музыкальные фрагменты понимает, что нужно делать, выполняет задание правильно.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается., но выполняет задание правильно..
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Конец года Ладовое чувство
Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл . Кабалевский «Грустный дождик»,М.Глинка «Детская полька».
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Задание № 2: Прослушать песню «Заинька» М. Картушиной
«3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается., но может рассказать содержание песни..
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Начало года Музыкально-слуховое представление.
Задание №1: Пропевать знакомую песню самостоятельно с музыкальным сопровождением. «3» - пропевает всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному. «2» - подпевание отдельных слов, дикция не разборчива. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Задание № 2: Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением, выполняя в пении движения. «3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, но выполняя задание. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Задание № 3: Ребенку предлагается задание – назвать предложенные инструменты, сыграть на металлофоне попевку. «3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога. «2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная. «1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание
Конец года Музыкально-слуховое представление.
Задание № 1:Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее с музыкальным сопровождением в ансамбле. (по 3-4 человека). «3» - поет песню, слышит пение соседа, старается петь в ансамбле. «2» - поет не всю песню, забывает слова, но старается петь вместе со всеми. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. Задание
№ 2: Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки.
«3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания.
«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.
«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. 6
Задание № 3 Ребенку предлагается задание – из предложенных инструментов, выбрать наиболее любимый, исполнить знакомую попевку. «3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощью педагога. «2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная. «1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание.
Начало года Чувство ритма.
Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы., выразительное исполнение всех движений. «3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чикибрик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. Смена движений в соответствии с текстом песни. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку. «3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои. «2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняются правильно, не может придумать свои. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Конец года Чувство ритма.
Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко. «3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры. «3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание. «2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда. «1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса.
Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный руководитель в детском саду Должностная инструкция музыкального руководителя
Музыкальный руководитель в детском садуДолжностная инструкция музыкального руководителя...
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...
Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории "Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках"
Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках Праздничные утренники, регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подгот...
СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ
В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...
СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ
В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...
Сообщение музыкального руководителя на педсовете по теме «Развитие музыкально – творческих способностей дошкольников»
laquo;В творчестве нет правильного пути,нет неправильного пути,...
Опыт работы музыкального руководителя в летний период - статья для музыкальных руководителей
Опыт работы музыкального руководителя в летний период...