Диагностические методики используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В. при оценке музыкальных способностей воспитанников.
учебно-методический материал

Чеснокова Наталья Владимировна

Диагностические методики используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В, при оценке музыкальных способностей воспитанников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностические методики, используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В. при оценке музыкальных способностей воспитанников.

Чеснокова Натлья Владимировна, в своей работе  опирается на следующие методики диагностики музыкального развития детей :

  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», .

Приложение к программе «Результаты мониторинга образовательного процесса» Верещагина Н.В. СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс». 2011г.

  • Диагностические задания предлагаемые для педагогического мониторинга качества музыкального образования по программе «Ладушки» (И.Каплунова и И. Новоскольцева). Рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга 2010

Диагностирование осуществляется в процессе музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувство ритма. Специальных занятий с целью диагностики проводить не нужно. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на музыкальных занятиях. В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится по четырем основным параметрам: 1. Движение. 2. Чувство ритма. 3. Слушание музыки. 4. Пение.

  • «Музыкальные занятия в детском саду»  Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. Москва «Просвещение»1984.  Приложение «Задания для проверки музыкального развития детей в разных возрастных группах детского сада»
  • Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет

Автор методики: Радынова О.П. 

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год (сентябрь, апрель), с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Цель: обследование проводится для выявления у детей трѐх основных музыкальных способностей:

 - ладового чувства,

- музыкально – слуховых представлений,

- чувства ритма,

Метод: наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий. Оценка уровня музыкальных способностей:

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

3 – высокий уровень (ребѐнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – низкий уровень (ребѐнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Ладовое чувство 

1.Внимание 3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.

2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2.Просьба повторить

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

 3. Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаѐт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

4. Эмоциональность 

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и еѐ содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

2 – не ярко проявляет свою эмоциональность

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.

5. Высказывания о музыке с контрастными частями

3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.

2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 – Не различает форму музыкального произведения.

6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаѐт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

2 - Легко узнаѐт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.

1 – Затрудняется с выполнением задания.

7. Определение окончания мелодии

3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

 2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других

3 – Очень чувствителен к точности интонации

2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.

1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

Музыкально – слуховые представления 

1. Пение знакомой мелодии с сопровождением

 3 – Поѐт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поѐт, не всегда чисто интонируя.

1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

2. Пение знакомой мелодии без сопровождения

3 – Поѐт выразительно, точно интонируя, естественным звуком.

Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поѐт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поѐт, неточно интонируя, или вообще не поѐт.

3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением

3 – Поѐт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поѐт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

 1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поѐт.

4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения

3 – Поѐт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поѐт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поѐт, неточно интонируя, или вообще не поѐт.

5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

 6. Подбор по слуху малознакомой попевки 

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

Чувство ритма

 1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);

2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;

3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма). Описание мониторинга. Для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада основана на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний и умений традиционной программы, предназначена для учреждений дошкольного образования. Считаю, что разработанный О. Радыновой метод диагностики, а так же критерии оценок, является  объективным и удобным в практической работе с дошкольниками.

Задания для диагностики музыкальных способностей детей в младшей группе. основана на методике диагностики О.П. Радыновой .

Начало года. Ладовое чувство

Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл. Д. Кабалевский «Грустный дождик», М.Глинка «Детская полька».

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. Есть дети, которые внимательно слушают, но никак внешне не проявляют своих эмоций.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции. Почти все дети не умеют слушать музыку. Эмоциональной реакции на музыку никакой нет.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Задание № 2: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой.

«3» - внимательно слушает, музыкальные фрагменты понимает, что нужно делать, выполняет задание правильно.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается., но выполняет задание правильно..

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Конец года Ладовое чувство 

Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл . Кабалевский «Грустный дождик»,М.Глинка «Детская полька».

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Задание № 2: Прослушать песню «Заинька» М. Картушиной

«3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается., но может рассказать содержание песни..

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Начало года Музыкально-слуховое представление. 

Задание №1: Пропевать знакомую песню самостоятельно с музыкальным сопровождением. «3» - пропевает всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному. «2» - подпевание отдельных слов, дикция не разборчива. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задание № 2: Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением, выполняя в пении движения. «3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, но выполняя задание. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задание № 3: Ребенку предлагается задание – назвать предложенные инструменты, сыграть на металлофоне попевку. «3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога. «2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная. «1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание

Конец года Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее с музыкальным сопровождением в ансамбле. (по 3-4 человека). «3» - поет песню, слышит пение соседа, старается петь в ансамбле. «2» - поет не всю песню, забывает слова, но старается петь вместе со всеми. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. Задание

№ 2: Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки.

«3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. 6

Задание № 3 Ребенку предлагается задание – из предложенных инструментов, выбрать наиболее любимый, исполнить знакомую попевку. «3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощью педагога. «2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная. «1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание.

Начало года Чувство ритма.

Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.

 Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы., выразительное исполнение всех движений. «3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чикибрик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. Смена движений в соответствии с текстом песни. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку. «3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои. «2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняются правильно, не может придумать свои. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Конец года Чувство ритма.

Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко. «3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры. «3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание. «2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда. «1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса.

Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный руководитель в детском саду Должностная инструкция музыкального руководителя

Музыкальный руководитель в детском садуДолжностная инструкция музыкального руководителя...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории "Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках"

Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках Праздничные утренники, регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подгот...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...