Консультация для педагогов "Бизиборд, как средство развития детей раннего возраста"
консультация
Консультация для педагогов ДОУ " Бизиборд,как средство развития детей раннего возраста".
Цель: формировать у педагогов представление о том, какие умения и навыки развиваются у детей раннего возраста в процессе игр с бизибордами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_pro_bizibord.docx | 54.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ « Детский сад № 3 «Ромашка» п.Новоорск
Морозова Т.А.
Цель: формирование представлений о том, какие умения и навыки развиваются у детей раннего возраста в процессе игр с бизибордами.
Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких детей. Именно поэтому, сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков, конструкторов и других игровых материалов, предназначенных для детей раннего возраста. Ни для кого не секрет, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Работая во второй группе раннего возраста (2–3 года), мы отмечаем у детей наличие интереса к игровой предметно-манипулятивной деятельности, как главной в раннем детстве.
С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие. Играя, у детей развивается мелкая моторика пальцев, мышление, логика. Именно на развитии мелкой моторики в настоящее время делают основной акцент педагоги детских образовательных организаций. Помогая малышу, они, тем самым, способствуют развитию его речи, ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.
В настоящее время существует большое разнообразие игровых методик по этому направлению работы с детьми раннего возраста. Перечислим некоторые из них:
- пальчиковые игры;
- игры с крупами (сортировка, рисование манкой);
- детское творчество (трехгранные карандаши, восковые мелки или художественная пастель);
- рисование пальчиковыми красками;
- лепка из соленого теста, из глины.
И главная задача взрослого - сделать все эти занятия разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы малыша.
Организуя игровую деятельность наших воспитанников, мы стремились найти что-то новое, нетрадиционное для занятий с ними, избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность малышей, смотивировать на более продуктивное, развивающее взаимосотрудничество детей и взрослых. Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников раннего возраста нам показалась идея создания бизиборда.
Бизиборды (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено - это не просто модное веяние. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности. Недаром бизиборды ещё называют «Волшебная доска», «Чудо-доска», «Доска – стенд для мелкой моторики». А кроме этого звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори», ведь именно итальянский педагог Мария Мотессори, известная своими нетривиальными методиками развития, имеющими успех во всем мире, первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами.
Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. М.Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.
Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому саду или школе, но заложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам. По нашему мнению, бизиборд является отличным пособием для развития малышей и в настоящее время необходим в каждой группе раннего возраста, как элемент развивающей предметно-пространственной среды.
Начиная работу по использованию бизиборда, как средства всестороннего развития детей раннего возраста, мы учитывали требования к организации предметно-развивающей среды, указанные в программе «От рождения до школы», которая реализуется в нашем ДОУ. Исходя из них, мы определили, что бизиборд соответствует данным требованиям, а именно таким компонентам как:
- содержательно-насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет малышу: различные замочки, колёсики, дверцы, цепочки, кнопочки и т.д.; бизиборд будут максимально интересным для малышей, если закрепленных предметов будет по возможности много, и каждый из них сможет выполнять какое-то действие – ребенок учится нажимать, открывать, крутить различные предметы, пощёлкать, постучать, повертеть и пр.);
- доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей и находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);
- безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены; саморезы, которые используются для крепления, не выглядывают с обратной стороны доски; основной материал - мягкие тканевые доски для малышей до года и деревянные гладкие основы без острых углов для детей постарше; нет предметов, о которые можно пораниться, и тонких нитей);
- здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской);
- эстетически-привлекательный (основной фон яркий; предметы разных форматов и цветов; использованы шумовые музыкальные пособия).
По нашему мнению, бизиборды являются действительно нужными предметами, с такой доской ребенок не только будет некоторое время занят, но также значительно пополнит свой багаж знаний, научится открывать и закрывать защелки, разовьет свои тактильные ощущения, моторику пальцев, логику и мышление. На бизиборде можно найти детали, которые неизменно вызывают интерес у ребенка, но запрещаются родителями по соображениям безопасности - розетки с вилками, выключатели, прищепки, шпингалеты и замочки, крючки и цепочки.
Используя бизиборд, наши воспитанники с удовольствием занимаются со шнуровками, пуговицами, колесиками, различными игрушками, на которые интересно нажимать, щупать, гладить. Дети изучают каждую мелкую детальку: двигают дверную защёлку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, позвонить по телефону, открыть кошелёк или расстегнуть молнию и т.д. Целесообразно также размещать на бизиборде шумовые музыкальные инструменты (например, металлофон) и экран для изобразительной деятельности, что также повышает заинтересованность малышей и мотивирует их на занимательную деятельность у «волшебной доски».
Целью данной работы мы видим разностороннее развитие детей раннего возраста, создание условий для их физического развития, активизации умственной деятельности, предпосылок развития их творческого потенциала.
Кроме этого, бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое и может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Занимаясь с бизибордом, ребёнок не только знакомится с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивает определённые навыки:
- мелкую моторику (основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия);
- координацию движений (этому способствуют дверные цепочки, защёлки, шнуровки. Для маленького человека тяжело с первого раза будет попасть ключиком в замок, повернуть ручку. С помощью бизборда он учиться управлять своими руками.);
- усидчивость (маленькие дети неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий);
- логику (малыши начинают понимать, что сначала открываем щеколду, а только потом откроется дверца; формируются причинно-следственные связи);
- цветовосприятие (в оформлении доски используются разные цвета радуги: разноцветные пуговицы, шнурки, ленточки и пр. Таким образом, ребенок знакомится с эталонными представлениями о цвете);
- изучение слов и изучение мира (за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями. Когда малыш откроет дверцу, он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки. А если взрослые будут повторять при этом его название, то ребенок вскоре запомнит это слово);
- воображение (Ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь.);
- память (нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша.).
Таким образом, основными задачами нашей работы являются:
- Развитие координации движений;
- Развитие внимания;
- Развитие усидчивости;
- Развитие познавательного интереса;
- Формирование словаря;
- Формирование элементарного математического счёта;
- Формирование волевых умений (не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения).
Доска для детей, бизиборд, не имеет каких-то возрастных ограничений. Малыш может увлеченно передвигать костяшки на счётах или пытаться попасть вилкой в розетку и в полгода, находясь у мамы на руках. И, как показывает практика, со временем дети не теряют интерес к развивающей панели. Заниматься с бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту, и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.
В процессе игры с бизибордом, наши воспитанники учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить или помогают это сделать своим друзьям. Часто можно наблюдать ситуации, когда малыши совместно ищут различные способы решения возникшей проблемы. Поэтому, здесь мы видим роль бизиборда и как формы развития коммуникативности, воспитания чувства сотрудничества и взаимопомощи дошкольников.
Список возможных элементов для бизиборда весьма разнообразен:
- дверные цепочки, крючки, петельки, пуговицы;
- замки (в том числе засовы, щеколды, задвижки, шпингалеты);
- фонарики и лампочки;
- выключатели и кнопки;
- счёты;
- дверной звонок;
- дисковый или кнопочный телефон, пульт;
- катушки и шнурки;
- молнии и пуговицы;
- циферблаты от часов;
- колёсики и шарики;
- поворотные тумблеры;
- рисунки и т.д.
Практика показывает, что проводимые нами мероприятия с использованием бизиборда позитивно отражаются на развитии воспитанников группы раннего возраста.
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой нами работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия. Используя в работе бизиборд, мы даём возможность каждому малышу проявить свою индивидуальность и личностные качества, а педагогу – включиться в активное сотворчество и содействие с воспитанниками, тем самым, расширять и пополнять свои профессиональные компетенции.
Подводя итог, хочется отметить, что с использованием бизиборда у наших детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным, содержанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игра как средство развития детей раннего возраста"
В раннем детстве основным развивающим и обучающим фактором для детей является игра. Какие виды игр для детей младшего дошкольного возраста существуют, и как их можно применять на практике, расскажет с...
Консультация для воспитателей ДИ как средство развития детей раннего возраста
Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...
Консультация для воспитателей "Бизиборд, как нетрадиционное средство развития детей раннего возраста"
Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников раннего возраста является идея создания бизиборда....
Консультация для педагогов "Бизиборд как средство развития детей раннего возраста"
Из консультации читатели узнают о пользе бизибордов для раннего развития. Так же в материале рассказывается о том, какие умения и навыки можно развивать у детей при помощи бизибордов....
Консультация для родителей "Бизиборд как средство развития детей раннего возраста"
Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких детей. Именно поэтому, сегодня такое разнообразие всевозможн...
Консультация для педагогов "Бизиборд как средство развития детей раннего возраста"
В материале раскрываются вопросы формирования представлений о том, какие умения и навыки развиваются у детей раннего возраста в процессе игр с бизибордами....
Консультация для воспитателей "Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №1» Консультация для воспитателей &laq...