история фарфоровых кукол
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Экскурсия в мини-музей кукол.
Тема: «История фарфоровых кукол».
Цель: познакомить старших дошкольников с историей фарфоровых кукол.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами, эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей. Обогащать словарный запас детей.
2. Развивать фантазию, мышление, внимание.
3. Воспитывать бережное отношение игрушкам.
Ход экскурсии:
Дети входят в мини-музей под песню «Папа подари мне куклу» (слова Г. Горбовского, музыка А. Морозова)
Воспитатель: Наш красивый музей опять, очень рад гостей встречать.
Ребята, вот мы опять пришли в наш музей кукол. Давайте вспомним, правила поведения в музее.
Дети: В музее нельзя громко разговаривать, трогать экспонаты руками, перебивать экскурсовода. Вопросы задавать лучше в конце экскурсии.
Воспитатель: Сегодня мы продолжаем наш разговор о куклах.
- Зачем нам нужна кукла?
- Из каких частей состоит?
- С кем можно сравнить куклу?
- Из каких материалов делают кукол?
- А сегодня я расскажу вам историю фарфоровой куклы. Давайте рассмотрим кукол в витринах.
Эти чудесные аристократки
Не имеют недостатков.
Так прекрасны и нежны
Покорили всех они.
Воспитатель: Здравствуйте, говорят нам они, мы – фарфоровые куклы. Поглядите, до чего мы красивы. Нежное румяное личико, пышные волосы. Наши глаза смотрят, как настоящие. На нас нарядная одежда. Все вокруг восхищаются нами, потому что мы очень красивые.
Фарфоровые куклы разнообразны: существуют куклы, у которых двигаются ручки и ножки, поворачивается голова, у которых внутри с музыкальный механизм. Фарфоровых кукол изготавливают в разных странах. Куклы различаются по размерам: от совсем крохотных до кукол в полный человеческий рост. Самыми дорогими старинными куклами можно любоваться на выставках и в музеях. Авторскими называют кукол, изготовленных полностью вручную, а не на заводе. Такие куклы выпускаются, как правило, от 1-10 штук.
Куклы приглашают нас поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Куклы»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: (попеременно хлопки в ладоши и стук кулачками)
Оля, Аня, Света, Нина
И веселая Марина. (загибать поочередно все пальцы на обеих руках)
Раз, два, три, четыре, пять (разгибать поочередно пальцы)
Помогаем нашей Кате
Кукол всех пересчитать.(попеременно хлопки в ладоши и стук кулачками)
Старшие сестры фарфоровой куклы появились очень давно с появлением людей. Древняя кукла сделана была не из фарфора, а из мамонтовой кости. Люди верили, что куклы им помогут, возносили им молитвы и просили защиты.
Подвешенные на ниточках куклы-марионетки играли в театрах.
А в далекой стране – Франция, куклы были своеобразным «журналом моды». Сейчас мы можем с помощью журналов, телевидения, компьютера следить за новой одеждой; а у наших далеких прабабушек такой возможности не было, и тогда на помощь приходила кукла, костюм которой, представлял маленькую копию костюма взрослого человека. Дамы выписывали кукол из-за границы с набором одежды для них. Платья у них были из атласа, бархата, парчи и украшались не только кружевами и лентами, оборочками и бантиками, перьями и бисером, но, иногда, и самыми настоящими драгоценными камнями. А также у кукол были сумочки, шляпки, туфельки,веера, зонтики. Вот такими они были модницами. А потом появилась первая кукла-ребенок (до этого изображали преимущественно взрослых людей).
Затем большого мастерства в изготовлении фарфоровых кукол добились в Германии. Немецкие куклы производились большими количествами, а потому стоили дешевле. А ещё у немецких кукол были маленькие домики с мебелью.
В нашу страну первые модницы попадали из Англии, Франции и Германии. Эти куклы дорого стоили, в них не играли, считалось, что они должны воспитывать хороший вкус и учить бережливости детей. Затем и в России стали изготавливать фарфоровых красавиц на кукольном Императорском заводе. Они были дороги, их берегли и передавали из поколения в поколение.
Воспитатель:А как можно играть куклой?
Дети: кормить, гулять, укладывать, спать.
Сейчас мы с вами потанцуем с куклами. Для детей композитор Д. Шостакович написал сборник «Танцы кукол». Давайте послушаем «Вальс – шутку» и представим, что мы на балу, где танцуют куклы. Закройте глазки.
Раз, два, три – повернись!
Скорее в куклу превратись.
Слушание музыки.
Воспитатель: - Вам понравилась музыка? Что вы представляли, когда ее слушали? (ответы детей).
Воспитатель: - Как вы думаете, а зачем нам нужны фарфоровые куклы?
Фарфоровые куклы дают нам возможность ближе познакомиться с историей: взглянуть на то, как одевались люди, какая одежда была в моде, и что считалось истинным воплощением красоты.
Ещё совсем недавно коллекционированием кукол в России практически никто не занимался. Но в наше время всё изменилось, у нас в стране нашлись художники, которые заинтересовались изготовлением кукол; они стали устраивать выставки кукол. В результате о фарфоровых куклах снова заговорили, начали выходить журналы о них.
- О каких куклах мы сегодня говорили?
- Какая кукла вам больше всего понравилась? Почему? Опишите её.
- А в какой витрине куклы старше остальных? Почему?
- А где делают кукол? (На фабрике или отдельные мастера).
- Как с ними нужно обращаться? (Бережно).
-Вы, ребята, любимых кукол никогда не обижайте!
Ребенок: С куклой можно говорить,
Все секреты ей открыть,
Спеть ей песенку простую,
Сказку тихо рассказать.
С куклой можно поиграть.
Воспитатель:
Мы завершаем наш рассказ
Про кукол, музей и про нас!
А в группе мы нарисуем куклу, которая больше всего понравилась.
(Дети возвращаются в группу и отображают в рисунке свои впечатления от посещения музея).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация история тряпичных кукол
Эта презентация поможет воспитателю донести очень важную информацию до детей или родителей об истории возникновения тряпичной куклы...
Досуг Из истории возникновения кукол
Мастер класс по изготовлению кукол - зерновок...
Музей фарфоровых кукол.
Музей фарфоровых кукол. Воспитывать любовь и уважение к большой Родине. Обучать детей связной речи, чёткому произношению всех звуков в словах. Активизировать словарь....
Познавательно - творческий проект "История тряпичных кукол"
Кратклосрочный проект для детей старшей группы....
Исследовательская работа "История фарфоровой фигурки"
Исследовательская работа на конкурс "Я - исследователь" по выявлению наиболее практичного рецепта изготовления холодного фарфора...
Проект "История создания кукол кукол, кукла своими руками"
побудить интерес детей и родителей к истории возникновения куклы и созданию куклы своими руками. Содействовать развитию познавательных интересов и способностей....
Конспект интегрированного занятия "История фарфорового блюдца"
Что же такое "фарфор"? Из чего он сделан? Когда и кем впервые изобретен? В конспекте занятия мы познакомимся с историей изобретения, процессах производсдства и качествах изделий из фарф...