Проект: Мир детской литературы. В.Драгунский "Денискины рассказы"
материал

Васильева Анастасия Вадимовна

Проект: Мир детской литературы. В. Драгунский "Денискины рассказы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №7 «Радуга»

городского округа Ступино Московской области

Проект

Мир детской литературы.

В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»

Выполнила: воспитатель:

Васильева Анастасия Вадимовна

2021

                     

Актуальность проекта.

            В. Ю. Драгунский  создал картину детского мира, в которой отразил концепцию воспитания личности, что делает труд писателя особенно важным материалом для педагогики. Творчество советского писателя В. Ю. Драгунского занимает ключевую позицию в развивающем детском литературном чтении, не теряя своей актуальности с начала 60-х годов. Характеры, воплощённые автором в книгах, обладают исключительностью, своеобразностью и оригинальностью. Смысловая основа учитывает психологические особенности, присущие детям, и способствует формированию нравственных аспектов поведения ребёнка. Язык произведений близок маленьким читателям

             Цикл В. Ю. Драгунского «Денискины рассказы» – это яркий пример художественного мира, который, с одной стороны, целостен, а с другой – достаточно фрагментарен и самостоятелен в своих различных частях (рассказах). Это система, приведённая к единству, в которой заложены детские представления о жизни, модели реальности. В качестве основных функций, заложенных в произведениях советского писателя, можно выделить познавательную, педагогическую (обучающую), нравственную, коммуникативную, воспитательную, компенсаторную (восполняющую), развлекательную. Таким образом, цикл рассказов В. Ю. Драгунского представляет собой универсальную форму, в которой воплощена вся противоречивость и многогранность проявлений жизни, а также сосредоточена совокупность авторских взглядов на тему мироустройства, воспитания, эстетики и нравственности.

             В своём творчестве писатель раскрывает сущность гуманистических ценностей, таких как дружба, готовность прийти на помощь, доброта, милосердие, а также призывает маленьких читателей к осторожности и внимательности, предостерегает их от необдуманных поступков, учит отличать правду ото лжи, добро от зла.

            Таким образом, в старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с произведениями В.Ю. Драгунского, потому что они привлекают необходимостью осознавать нравственные истины, выбирать линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.

Тип:  Литературный, фронтальный, познавательный,  информационный.

Продолжительность проекта: один месяц.

 Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

Цель проекта: приобщить детей к чтению художественной литературы – детской прозы.

Основные задачи:

  1. Познакомить детей с произведениями В.Драгунского.
  2. Научить детей внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение.
  3. Воспитывать лучшие нравственные качества у детей.
  4. Развивать память, мышление, внимание, связанную речь, умение последовательно высказывать свои мысли.

Обеспечение: книга «Денискины рассказы», портрет В.Драгунского, иллюстрации к произведениям.

Предполагаемый результат:

  1. Развить интерес к произведениям В.Драгунского.
  2. Сформировать дружелюбные отношения в детском коллективе.

Предварительная работа: подбор произведений и иллюстративного материала по произведениям.

Продукт проектной деятельности: создание детьми иллюстраций к произведениям В.Драгунского.

Презентация проекта:

  1. Выставка книг В.Драгунского
  2. Выставка рисунков детей
  3. Консультация для родителей.
  4. Литературная викторина по произведениям В.Драгунского.

1644790810499.jpg1644790810487.jpg1644790810475.jpg1644790810460.jpg

Список литературы

  1. Андреева М.С., Короткова М.П. Человек играющий.
  2. Драгунская А. О Викторе Драгунском / Журнал "Начальная школа". - №7. - 2000.
  3. Драгунская Ксения. Про папу моего / Журнал "Читайка". - №11. -2008.
  4. Давыдова, М. А. Денискины рассказы / М. А. Давыдова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2008. — № 8.
  5. Драгунский, В. Ю. Избранное: рассказы / В. Ю. Драгунский. — М., 1988.
  6. Кузнецова, Н. И. Рассказы об авторах ваших книг / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова. — М., 1997.

Приложение 1

Викторина по книге «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского

Цель: Закрепить у детей знание произведений Виктора Юзефовича Драгунского.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение активно участвовать в беседе, правильно отвечать на вопрос, анализировать, подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения, «оживлять» отрывок из рассказа.

Формировать умение детей передать свои впечатления, эмоции, сопереживание с помощью речи, мимики, жестов.

Развивающие:

Развивать память, связную речь, звуковую и интонационную выразительность речи, умение отвечать на вопросы, пересказывать, активизировать употребление прилагательных, осмысливать значение образных выражений, обогащать активный словарь детей.

Развивать воображение и самостоятельную творческую деятельность (продуктивную, театрализованную).

Развивать интерес к физкультминуткам, игровым упражнениям, совершенствовать технику движений.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес, любознательность к художественным произведениям, к оформлению книги.

Воспитывать культуру поведения, нормы и ценности, принятые в обществе, умение общаться, формировать понятие «дружба», «друг».

Ход ООД

Сколько книжек есть на свете!

Книжки очень любят дети.

Но влюбились все и сразу

Мы в «Денискины рассказы»

Сколько здесь смешных сюжетов,

Сколько тонких есть советов…

Книжка учит нас дружить

И по совести всем жить.

Приключений не бояться,

Не грустить, не задаваться.

Выручать друзей в беде,

Успевать всегда везде.

(Виктория Моина)

Ведущий:«Жизнь я прожил интересную и длинную. И самых интересных случаев знаю штук сто, но твёрдо уверен, что самое-самое интересное впереди», — так писал автор знаменитых «Денискиных рассказов» и многих других смешных и увлекательных историй Виктор Юзефович Драгунский.

Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 г.

В какой стране и каком городе родился Виктор драгунский? (Ответы детей). Правильно, в Америке, в городе Нью - Йорке, в семье эмигрантов из России. Но жить за границей суждено было недолго, Куда переехала его семья? (Ответы детей). Правильно, вскоре родители вернулись на родину и устроились в Гомеле.

Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Дети, давайте вспомним где и кем пришлось работать молодому Виктору драгунскому? (Ответы детей)

Да вы правы, в 16 лет он пошёл работать на завод. Затем в мастерской шил сбрую для лошадей. Перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку.

Но кем он мечтал быть с детства? (Ответы детей). Да, его манил цирк, театр, эстрада - возможность радовать, веселить людей, с детства была у него одна единственная мечта — стать актёром. И она сбылась. Где Виктор Юзефович много лет проработал много лет? (Ответы детей). Да, в театре.

Пришла война и Виктор поступил служить в ополчение, помогать армии. А после войны он ушел работать в цирк Рыжим клоуном. Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

Как Виктор драгунский начал писать смешные истории? (Ответы детей). Да, как-то раз ему предложили написать весёлые сценки и песенки для цирка. Он согласился. А кто больше всех любит цирк? Конечно же, дети! Встреча с цирком — это встреча с волшебной сказкой. Ведь только в сказке люди могут летать и кувыркаться в воздухе, высоко-высоко над землёй. Только в сказке звери могут ездить на мотоциклах, танцевать вальс, знать на «5» таблицу умножения. А сказочное волшебство, происходящее на арене цирка, творят люди. Среди творцов циркового чуда был и Драгунский.

С 1959 года Виктор Драгунский начинает писать весёлые рассказы для детей про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых позже были сняты фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979 г.) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973 г.).

Главный герой книги жил рядом с писателем. Это был сын Виктора Юзефовича — Денис. С ним происходили каждый день смешные и грустные истории, которые и придумывать не надо было.

Так давайте окунемся в мир, полный приключений и веселья вместе с Дениской! Давайте вспомним, что он любит, а чего не любит. Вы готовы?».

Викторина: «Что любит Дениска, а чего не любит?» (Дети хором отвечают «любит» и «не любит»):

 Лежать животом на папином колене; (да)

 Играть в шашки, шахматы и домино; (да)

 Проигрывать; (нет)

 Поговорить о собаке; (да)

 Ходить в новом костюме; (нет)

 Стоять перед зеркалом и гримасничать; (да)

 Лечить зубы; (нет)

 Мазать порезанный палец йодом; (нет)

 Смотреть телевизор; (да)

 Громко петь; (да)

 Звонить по телефону; (да)

 Гостей; (да)

 Когда мама встречает тетю Розу; (нет)

 Ходить в кафе; (да)

 Ужей, ящериц и лягушек; (да)

 Когда папа с мамой уходят в театр; (нет)

 Когда приходят гости, вставать на стул и читать стихотворение; (нет)

 Лошадей; (да)

 Скакать; (да)

 Посмеяться (да).

Физкультминутка

Мы с Драгунским поиграем, (шагают)

Полетаем, помечтаем! (изображают крылья)

Гвозди, молоток возьмём, (движения имитирующие удары

Доски к бочке все прибьём молотка - кулак по кулаку)

И построим мы ракету, (руки соединить над головой изображая

Полетим в ней на комету, ракету)

Будем в космосе летать

Веселиться и скакать. (прыжки на месте)

А потом, дружок с тобой (руки вверх, через стороны опустить)

Полетим скорей домой.

Ведущий: «А давайте еще поиграем? Но для этого нам нужно разделиться на две команды. Вы помните, о чем рассказ «Он живой и светится…»? (Ответы детей). А давайте соберем самосвал?

Конкурс «Он живой и светится…»

Реквизит: на двух столах разложены вырезанные из картона детали самосвала.

Правила: каждый член команды по очереди подходит столу и выкладывает какую-либо часть самосвала  (кузов, кабина, дверь, колеса и т. д.). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свою машину.

Ведущий: «Вы готовы? Начали!» Включается музыка, под которую дети по очереди подбегают к столу и выкладывают свою часть машины.

Конкурс заканчивается, выходят Аленка, Дениска и Мишка

Сценка «Заколдованная буква»

Аленка: «Ой, какой красивый самосвал! А это что за чудесный светлячок!» Дениска и Мишка: «Аленка!»

Аленка: «А что это вы тут делаете?»

Дениска: «Играем, хочешь с нами?»

Аленка: «Конечно!»

Мишка: «Смотрите, что у меня есть!» (Достает шишку).

Аленка: «Ой, сыска!»

(Дениска и Мишка смеются.)

Мишка: «Ой, умру от смеха! Сыска!»

Дениска: «Пять лет девчонке, а говорит «Сыска»! Ха-ха-ха!»

Мишка: «Ах, мне плохо! Сыска! Ик!.. Сыски! Ик! Ик!»

Дениска: «Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – «сыски» (Аленка чуть не плачет).

Аленка: «Я правильно сказала, это у меня зуб вывалился и свистит. Я хотела сказать сыски, а у меня высвистывается сыски…»

Мишка: «зуб вывалился! У меня целых три вывалилось и два шатаются, а я все равно говорю правильно: хыхки! Хыхх-ки!»

Аленка: «Неправильно! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!»

Мишка: «Вот именно, что не сыски, а хыхки!»

(Мишка и Аленка спорят, Дениска подходит к детям).

Дениска: «Никакие не сыски. Никакие и хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и все.»

Ведущий: «Ну все, все! Хватит спорить! Давайте лучше опять поиграем!»

Игра «Отгадай рассказ по картинке»

Правила:На полу разложены иллюстрации к рассказам Виктора  Юзефовича Драгунского. Дети должны по описанию или фразе из рассказа правильно выбрать иллюстрацию и назвать рассказ.

Игра «Кот в сапогах»

Реквизит: 2 шляпы, 2 хвоста (мишура), 2 пары резиновых сапог.

Правила: дети из двух команд бегут к своему набору реквизита и одеваются в костюм героя рассказа «Кот в сапогах».

Продуктивная деятельность. Светлячок в технике оригами. «Ребята, а вам понравился рассказ «Он живой, он светится»? Почему? (ответы детей). А хотите, я научу вас делать светлячка из бумаги в технике оригами?

Цель: учить создавать образ светлячка, передавать в поделке форму, части тела

Задачи: развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов; совершенствовать мелкую моторику рук воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач.

Ведущий:

Хотелось бы вернуться в детство,

Где радость, смех и добрые мечты.

Для этого одно есть средство:

Драгунского перечитайте вы.

Пусть книг его задор, веселье,

Зарядят оптимизмом вас,

Поднимут ваше настроение.

До новых встреч и в добрый час!

Вот и подошёл к концу наш досуг. Что вам понравилось? (Ответы детей).

Вы справились с заданиями, вспомнили биографию писателя и показали отрывок из рассказа, сделали светлячков. Молодцы!

Приложение 2

Консультация для родителей

Книга. С раннего детства она входит в жизнь маленького человека. Добру, справедливости и разуму учат сказки, о сверстниках, любви и дружбе, лжи и предательстве повествуют более серьёзные книги. Когда раскрываешь книгу, то будто всматриваешься во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала, находишь ответы на собственные мысли, невольно примеряя чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам характера, сожалея, досадуя, смеясь, плача, сочувствуя, соучаствуя. Так было в детстве, так продолжается и сейчас. Если в детстве в вашу жизнь вошла действительно настоящая, хорошая книга, вы счастливый человек!

Хорошая детская книжка - эта та, которая и через 20, и через 50 лет, и через много-много лет после написания будет любима читателем. Потому что, как бы не менялась эпоха и индустрия, как бы не менялись взгляды на окружающую действительность, а подрастающий человечек остается подрастающим человечком. Ему необходима дружба с чудесным миром книг. У каждого человека есть несколько книг, которые именно ему, именно этому человеку, приносят удовольствие и наслаждение.

hello_html_m58aa227e.jpg«Денискины рассказы» Виктора Драгунского! Нестареющие «Денискины рассказы». Уже много лет эта книга является моей самой – самой любимой! Трогательные и смешные рассказы про мальчика по имени Денис Кораблев, его друзей и родителей! Книга полна замечательных историй, которые позволяют хоть ненадолго вернуться в детство. А об этом, наверное, мечтает каждый взрослый.

Если вашему малышу от 5 до 10 лет, если вы хотите заинтересовать его чтением, если хотите развить кругозор своего ребёнка, если хотите посмеяться вместе с ним, то эта книга как раз для вас.

Чем же так притягательна эта книга?

Во-первыхона учит всему хорошему. Как много в современной литературе книг, развращающих подрастающее поколение! Истинно негодных, ненужных детских книг. Детская книга, которая ничему не учит, это обычная макулатура. «Денискины рассказы» учат всему тому, что просто необходимо, но без занудства и жестоких ограничений. Цени друзей, но иногда можно с ними и подраться, но только для того, чтобы потом снова творить проказы коллективно. Веди себя хорошо, но иногда просто необходимо сотворить маленькую шалость! Умей прощать того, кто тебя обидел, толку злиться? Делись с друзьями! Будь смелым. Не ври.
И ещё столько серьёзных и важных моментов, которые преподнесены для юного читателя в несерьёзной манере, но от того и более действенно!

Дениска – вот, кто должен быть героем детей, а не какой-нибудь Скрудж Макдак. Дениска – это ребенок, у которого хорошее поучительное детство. Именно такими должны быть дети.hello_html_m67b30e5c.jpg

Во-вторых, детская книга должна развлекать, веселить, смешить, вызывать интерес! Это же для детей! Они не будут читать скучнейшие истории, растянутые на много страниц. Если им не интересно - они не будут это читать! Детям необходимо, чтобы было увлекательно, чтобы хотелось узнать, что будет дальше. В рассказах Дениски забавного и смешного - достаточно! Каждая история как анекдот, и этот добрый и весёлый юмор до сих пор вызывает улыбку.hello_html_m44621e63.png

Очень много юмора! А заключается он вот в чём: смешные красочные картинки, приключения детей и насмешливые намёки! Шутки. Много веселых, юмористических моментов, над которыми смеёшься до слез. Приезд капитана дальнего плавания Харитона Васильевича. Ночное приключение Дениса. Приключения Дениса под кроватью симпатичной старушки Ефросиньи Петровны. Покраска подружки Алёнки и многое-многое другое. Дениска - самый весёлый из всех затейников! Ведь не случайно Виктор Юзефович, автор книги, работал клоуном в цирке, прежде чем создать свой театр, значит, стремился поучать, забавляя.hello_html_m70de9bec.png

В-третьих, дети читают то, что написано доступным языком. «Денискины рассказы» именно такая книга. Рассказы построены на диалогах, где передаётся неповторимость детской речи и мышления. Такими фразами, такими словами выразился автор, что кажется, писал действительно ребенок, мальчишка Денис Кораблёв.

Простым и доступным языком, понятным и близким маленькому читателю описана жизнь и приключения Дениски. Обычная жизнь обычного мальчишки – игры с друзьями, поход в цирк, поездка на дачу; всё это преподносится в необыкновенно увлекательной форме весело и легко.

В-четвертых, наши современные дети мало интересуются, а как же жили их мамы и папы, бабушки и дедушки, когда были маленькими. Что они читали, какими игрушками пользовались, в какие игры играли? А книга «Денискины рассказы» - это путеводитель в прошлое в занимательной форме. Эта книга — как планета шестидесятых. Она населена людьми, их представлениями, заставлена предметами, полна вкусами, запахами, впечатлениями: детская жизнь и мир взрослых глазами ребенка. Вся атмосфера – квартиры, двора, улицы, школы – передана с удивительной достоверностью. Дениска, Мишка, Алёнка, Костик, учительница Раиса Ивановна, вожатая Люся и даже мелькнувший управдом Алексей Акимович – реальные имена реальных людей.
Многие реалии уже кажутся непонятными. Но зато герой рассказов по-прежнему близок читателю.
hello_html_6c499d0c.jpg

В-пятых, эта книга учит мам. Подобные правильные книжки необходимо читать вместе со своим ребенком. Это полезно не только самим детям, но и их родителям. Ведь истории из «Денискиных рассказов» учат многих мам и пап общаться со своим любимым ребенком, также как и героев произведения воспитывать своего сына или дочь. Книга в точности передаёт, насколько дети чуткие, как они тонко распознают ложь и не могут понять, зачем врать вообще, или то, кто искренний и добрый человек, а кто лишь хочет таким казаться.

Обязательно стоит перечитать молодым родителям, чтобы вспомнить, какими были они сами когда-то. Взрослые часто активно реагируют на поступки детей только потому, что им кажется, будто ребенок это сделал специально или, еще хуже, назло. А ребенок просто живет и делает нечто просто потому, что "оно так делается". Книга хороша для родителей и потому, что с необыкновенной точностью передает психологию ребёнка.

Все рассказы о Дениске Кораблеве – история познавания ребенком мира, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства. Он простодушен, полон доброго отношения к людям, готов поделиться всем, что имеет, видит и чувствует.hello_html_m30551a.png

Нужно обязательно читать эту книгу детям. С ее помощью они станут лучше, задумаются над своими поступками. Поучительные рассказы для детей, в юмористической доступной форме объясняется "что такое хорошо и что такое плохо". Дениска, словно путешественник, которого учит жизнь. Так и вашего ребенка должна учить книга Виктора Драгунского.

Читайте сами, читайте своим детям книгу «Денискины рассказы» - не пожалеете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мир детской литературы» «Сказки дедушки Корнея» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Мир детской литературы»«Сказки дедушки Корнея»  ПАСПОРТ ПРОЕКТАПолное название проекта: «Сказки дедушки Корнея»Автор проекта:Воспитатель: Бон...

Проект «Мир детской литературы» «С.В. Михалков Друг детей» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Мир детской литературы»«С.В. Михалков Друг детей» в старшей группе общеразвивающей направленности№13 «Лучик»Паспорт педагогического проекта.Тип проекта...

Проект: "Мир детской литературы. Сказочный мир А.С. Пушкина"

Проект: "Мир детской литературы. Сказочный мир А.С. Пушкина"...

Проект "Мир детской литературы" "Сказки дедушки Корнея"

Проект "Мир детской литературы" "Сказки дедушки Корнея"...

Проект "Мир детской литературы" " С.В. Михалков друг детей".

Проект "Мир детской литературы" " С.В. Михалков друг детей"....

Проект "Мир детской литературы. В. Ю. Драгунский "Денискины рассказы"

Мы живем в век компьютерных технологий, и чтение художественной литературы отходит на последний план. По данным проведенного анкетирования в семьях наших воспитанников все меньше внимания уделяется кн...