опыт работы
материал
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №3 «Колокольчик» р.п. Турки
Опыт работы.
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста по средствам бисероплетения.»
Воспитатель:
Лёвина Е.А.
Истоки способностей и дарований детей -
на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Как воспитатель, я замечаю, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Часто у детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Работа по развитию мелкой важна, так как будут решаться две задачи: общее интеллектуальное развитие и готовность к овладению навыкам письма. Для решения проблем с развитием мелкой моторики рук у детей я решила использовать технику бисероплетения.
Моторная ловкость может эффективно развиваться в плетении из бисера. Такое занятие полезно для маленьких неумелых рук. А главное, поделка из бисера всегда выглядит ярко, эффектно.
Задачи, поставленные мной:развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Совершенствование движений рук, помогает в развитии следующих психических процессов:произвольное внимание;логическое мышление;
зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей.
Хотелось бы отметить, что занятия бисероплетением успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Мною была разработана программа кружковой работы по обучению дошкольников бисероплетению (для детей старшей и подготовительной групп) (приложение 1).
Моя программа построена так, чтобы дать дошкольникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей.
В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, а так же развивается художественный вкус, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета, формируется “культура творческой личности”.
Программа разработана с учётом тематического плана основной программы, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе. В неё включается не только перечень практических работ, но и беседы, рассказы, расширяющие кругозор детей. Творческое развитие дошкольников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться индивидуально и коллективно.
Кроме фронтального инструктажа, я широко использую индивидуальный. Детям, которые быстрее справляются с работой, предлагаю помочь тем, кто слабее, или же предлагаю схемы поделок посложнее. Результат будет достигнут, если ребенок захочет проявить самостоятельность в своей работе. Здесь я стараюсь создать условия, при которых потенциал ребенка будет применён полностью.
На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практическую часть. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, из-за этого он не понимает какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя работу ума и работу рук, при этом я имею большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям. Изготовление изделий на занятиях строится на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку. Сначала на занятиях дети выполняют работу под диктовку, а затем я постепенно ввожу образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимание, память. К середине подготовительной группы дети уже самостоятельно работают по схемам.
На первых занятиях дети знакомятся с сувенирами, украшениями, игрушками из бисера. После знакомства с бисером мы с детьми начинаем работу по «заполнению контура», то есть заполняем пластелиновую или клеевую основу бусинами и бисером. На этом этапе дети тактильно знакомятся с бисером, и чаще всего особых затруднений в этой работе не наблюдается. Далее начинаем плести всегда с самого простого. Азы бисероплетения – это плетение на проволочной основе, и только потом можно пробовать работу на леске. А работа с проволокой доступна даже для детей 5 лет. Вначале предлагаю малышу поочередно нанизывать бисер двух цветов на проволоку или леску. Очень часто у детей плохо получается нанизать бусинку на проволоку, так как у них слабо развита моторика пальцев и детям трудно захватить пальцами маленькую бусину. Но через несколько занятий дети справляются с этим заданием гораздо быстрее, затем усложняю задачу, и выполняем с детьми «бусы и браслеты в виде косичек», «цепочку из колечек», «весёлые рыбки», способом простого нанизывания бисера на леску, переплетения их в виде косичек, соединения колечек между собой. После того, как дети начинают чувствовать себя уверенней в обращении с бусинами и проволокой, провожу открытый показ кружковой работы. В этом году показ кружка получился интересным и познавательным (приложение 2).
После овладения детьми навыков нанизывания, знакомлю их со способом параллельного плетения, здесь дети не только нанизывают бусины, но и учатся закреплять ряды, что требует от детей больших усилий и ловкости пальцев рук, ведь нужно не только нанизать бусинки, но и удержать их при протягивании через них второй проволоки. Первое время у детей скатываются бусинки, и им снова приходится начинать всё сначала, здесь вырабатывается выдержка и усидчивость. В начале своей работы с детьми стараюсь использовать бусины крупные и средние, и только потом ввожу бусины маленького размера.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому на занятиях используем различные пальчиковые игры (приложение 3), физминутки (приложение 4), перебирание бисера по цвету, раскладывание бусин по форме и размеру и т.д.
Сопоставив результаты диагностики, я пришла к выводу, что: систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов, а именно: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма (приложение 5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...