Доклад для педагогов дошкольного образования на тему: « Устное народное творчество в развитии речи дошкольника».
консультация (старшая группа)
Доклад для педагогов дошкольного образования на тему:
« Устное народное творчество в развитии речи дошкольника».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка», г. Вихоревка
Доклад для педагогов дошкольного образования на тему:
« Устное народное творчество в развитии речи дошкольника».
подготовила воспитатель
Генцевичене Инна Владимировна
г.Вихоревка 2020 год
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.
Развитие речи детей - важнейшая задача обучения. Последнее время коммуникативному воспитанию дошкольников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально-активной личности. На протяжении многих лет работы с детьми дошкольного возраста, ежегодно приходится сталкиваться с рядом проблем недоразвития речевой системы детей, таких как:
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;∙
неспособность грамматически правильно построить распространѐнное предложение;∙
бедность речи, недостаточный словарный запас;∙
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно∙ сформулировать вопрос, построить краткий или развѐрнутый ответ;
неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный∙ рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;∙
плохая дикция.∙
В ФГОС одними из основных требований к содержанию образовательной программы в дошкольном возрасте являются формирование уважения к ценностям традиционной культуры своего народа, владение элементарными этнокультурными представлениями.
В реализации данных принципов и требований прекрасным подспорьем может стать именно фольклор. Поэтика русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается высоко нравственный дух России. Фольклорные произведения малого и крупного жанров отражают богатство русского языка и культуры: обилие образных слов и оборотов речи, особенности построения сложных и простых предложений и способствуют развитию речи детей.
Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.
Русский народный фольклор в работе с дошкольниками помогает:
•расширить словарный запас детей;
•способствует развитию слуховой памяти;
•дает возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
•развивает фонематический слух;
• оказывает помощь в автоматизации звуков речи.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.
Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Русский народный фольклор - готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок - успешной в будущем личностью.
Малые формы фольклора можно использовать воспитателям и специалистам в разных видах деятельности:
- в формировании правильного произношения;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно - образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов , в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей.
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:
- обогащая словарь,
- развивая артикуляционный аппарат,
- фонематический слух,
- давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Таким образом, словесное устное народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методиками и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-60748-1381156156.jpg)
Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."
В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при подготовке по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/20/picture-696487-1718866248.jpg)
Современный взгляд на использование устного народного творчества в развитии речи дошкольника.
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на ра...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/11/picture-536422-1620734066.jpg)
План работы по самообразованию по теме "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников" на 2015-2016 год
перспективное планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859668-1480518050.jpg)
Перспективный план работы педагога по индивидуальной теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей».
План работы по развитию речи через устное народное творчество....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1093975-1544981940.jpg)
План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")
Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-182545-1513514896.jpg)
План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2019–2020 учебный год младший дошкольный возраст
План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2019–2020 учебный год младший дошкольный возраст...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-674463-1518291470.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дошкольного образования НА ТЕМУ: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
Цель: Обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дош...